Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

STRF - «Неожиданные эксперименты по запуску школьных программ неоправданы»

Ключевые слова:  STRF, введение в нанотехнологии

Опубликовал(а):  Пресс-центр

25 июля 2008

Интервью зам.декана ФНМ МГУ Е.А.Гудилина порталу "Наука и технологии РФ".

(STRF) Школьные курсы по физике, химии и биологии скоро будут дополнены пособием «Введение в нанотехнологии». На Ваш взгляд, в чём необходимость нагружать и без того насыщенную учебную программу таким сложным и непонятным даже для большинства взрослых знанием?

(ЕАГ) — В данном случае речь может и должна идти о создании системы специальных элективных курсов для углублённого и, главное, развивающего творческого обучения заинтересованных школьников, которое, конечно же, должно быть сопряжено с определённой профориентационной работой, а не об обязательном изучении новых догм и вдалбливании новых понятий всем и каждому.

Что же касается сложности предмета «нанотехнологии», то она надуманная, тем более что в данном контексте имеется в виду только междисциплинарное обучение базовым понятиям с демонстрацией примеров из современных высокотехнологических областей. Это обучение необходимо, поскольку парадигму междисциплинарного образования нужно развивать в принципе — такова жизнь и такова современная наука.

Другое дело, что разработать школьное пособие «Введение в нанотехнологии» и создать ассоциированный с ним комплекс мер и информационного обеспечения архисложно и архиответственно, так как это требует уже выверенного и признанного всеми научного задела, очень взвешенного подхода, ответственности и времени. Неожиданные (неподготовленные) эксперименты по созданию и запуску новых школьных программ с нуля если не преступны, то, во всяком случае, неоправданы.

Поэтому хочется верить, что выигранный недавно Ульяновским государственным университетом проект, как и планировалось Министерством образования и науки, будет реализован на принципах максимальной открытости его результатов для общественности. От качества его выполнения может многое зависеть. В то же время именно сами чиновники сделали всё возможное, чтобы его «завалить», поскольку фактически отвели на его реализацию только три месяца в этом году, что я считаю полным абсурдом.

(STRF) Планируете ли выступать со своими инициативами по разработке школьной нанотехнологической программы на выездных семинарах в Ростове и Пскове, где, вероятно, развернётся острая дискуссия на эту тему?

(ЕАГ) — На семинарах я и многие мои коллеги с удовольствием бы выступили. Думаю, и большинство членов общественного совета по формированию эффективной системы образования в области нанотехнологий, с инициативой о создании которого в конце июня выступил МГУ, обсудят на этих встречах самые животрепещущие вопросы.

(STRF) На сайте Нанометр Вы неоднозначно высказались о результатах конкурса на разработку учебного модуля и специализированных пособий для школы, победителем которого стал Ульяновский госуниверситет. Считаете, уровень развития науки в регионах сильно отстаёт от столичного?

(ЕАГ) — Как раз результаты конкурса были более чем однозначными — трёх из четырёх претендентов, включая МГУ, сняли с так называемых торгов за нарушение оформления документации, после чего совершенно законно победил Ульяновский государственный университет. Мы не хотим, не можем, и не будем возражать. Нет оснований, таков закон. В скобках замечу, что если подходить неформально, то отсутствие единственной печати на одном из документов (ляп есть ляп) не должно было помешать, но помешало рассмотрению планов работ по существу. Что же касается уровня развития науки в регионах, то он в существенной мере подтягивается к столичному и, разумеется, есть очаги, в которых он выше, скажем, не только московского, но и мирового. Так что здесь я проблем никаких не вижу, всё идёт своим чередом.

(STRF) Каков Ваш прогноз: принесут ли сегодняшние усилия организаторов и исполнителей конкурса желаемый результат? Или, может, нужны ещё какие-то меры для того, чтобы подрастающее поколение по-настоящему заинтересовалось нанонаукой?

(ЕАГ) — Один проект погоды не сделает. Нужна политическая воля и продуманная программа, открытая для общественного обсуждения и анализа независимых экспертов. А мотивировать школьников нужно, конечно, не «розгами», и не PR-акциями, а в первую очередь созданием стабильных хай-тековских рабочих мест для их более старших коллег — выпускников вузов. Это должно запустить всю цепочку: школа — вуз — компания. А без этого всё будет искусственно и шатко.


Наталья Быкова, STRF.ru


Источник: STRF



Комментарии
Очень рад, что коллеги откликнулись и готовы к сотрудничеству. Нанометр (и вся информация на нем) - к их услугам, включая помощь с оповещением о всех планирующихся мероприятиях и семинарах.
поскольку фактически отвели на его реализацию только три месяца в этом году, что я считаю полным абсурдом.

Действительно, хорошую программу и УМК по нанотехнологии создавать за три месяца не реально (год, наверное, это минимальный срок).
Исламов Ринат, 16 августа 2008 21:57 
<p>Любая новая школьная программа, безусловно, встретит множество препятствий. Любая новизна в нашем сознании рождает протест и бурю эмоций, и это хорошо. Только через отрицание и эмоции можно постичь новое, неизвестное. Есть другая, проблема, более глубокая и широкая. Это мотивация. Мотивация учеников и учителей к поиску и &laquo;поглощению&raquo; новых знаний и новых возможностей. Но чем больше экспериментов и различных подходов в развитии новых программ по нанотехнологии для школ, тем быстрее родится новая парадигма в образовании. Нельзя &laquo;пристраивать&raquo; нанотехнологию к существующим учебным программам, необходимо менять сами программы (физику, химию, биологию и др.). <br /> По моему личному опыту, начинать нужно со старших классов, и продолжать развитие через средние специальные учебные заведения и колледжи и далее ВУЗ. Желание подростка и опыт педагога смогут сделать то, чего не сможет учебная программа. Через приобщение учеников к малым научным проектам по нанотехнологии можно относительно быстро (4-8 лет) подготовить ребят, готовых к дальнейшему научному поиску. Тем более в 14-17 летнем возрасте происходит активный поиск путей самореализации и самоутверждения. Важно не забывать о гуманитариях, которые также могут попробовать свои силы в области синергетики. <br />Возможно, что нанотехнология станет для России тем локомотивом, который выведет ее из тупика, и дело не только в нанотехнологичной продукции. Любой, кто желает и занимается нанотехнологией понимает, что мир, в котором мы живем, можно понять и описать только с позиций нелинейной науки. Может быть, Россия приблизилась к точке бифуркации, наступил переломный момент, когда траектория развития отклониться и приведет либо к катастрофическим последствиям, либо к процветающей экономике. <br /></p>

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Цитозома
Цитозома

Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в конференции “ГРАФЕН: МОЛЕКУЛА И 2D КРИСТАЛЛ”
Участие НТ-МДТ Cпектрум Инструментс в конференции “ГРАФЕН: МОЛЕКУЛА И 2D КРИСТАЛЛ” 5-9 августа 2019 года в Новосибирске

I МОСКОВСКАЯ ОСЕННЯЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЕРОВСКИТНОЙ ФОТОВОЛЬТАИКЕ
14-15 октября 2019 года состоится школа - конференция молодых ученых - I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019).

Золото России на Международной Химической Олимпиаде
30 июля в Париже завершилась 51-я Международная химическая олимпиада. Она была рекордной по числу участников - 309 школьников из более, чем 80 стран. Олимпиада прошла под девизом "Двигаем науку вместе" ("Make the science together"). Сборная России на олимпиаде завоевала 4 золотые медали и в медальном зачете поделила 1-2 место с командой Кореи. Победителями стали Михаил Матвеев (Вологда) и три москвича - Даниил Бардонов, Алексей Шишкин и Никита Чернов.

3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве
И.В.Яминский
Материалы лекции проф. МГУ, д.ф.-м.н., генерального директора Центра Перспективных технологий И.В.Яминского "3D нанотехнологии в физике, химии, биологии, медицине и инженерном искусстве". 3D принтер, сканирующий зондовый микроскоп и фрезерный станок. Что общего между ними? Как конструировать их своими руками? Небольшой экскурс в практические нанотехнологии. Поучительная история о создании сканирующего туннельного микроскопа. От идеи до нобелевской премии за 5 лет. Взгляд в микромир – от атомов и молекул до живых клеток. Как взвесить массу одного атома? Вирусы и бактерии – наши друзья или враги? Медицинские приложения нанотехнологий – нанобиосенсоры для обнаружения биологических агентов.

Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники
В.А.Кецко
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. В сообщении даны материалы лекции д.х.н., в.н.с. ИОНХ РАН В.А.Кецко "Материалы и пленочные структуры спинтроники и стрейнтроники".

Лекции и семинары от ФНМ МГУ на Нанограде
Е.А.Гудилин
Девятый Наноград, проходивший в Ханты - Мансийске, собрал талантливых школьников, интересных лекторов и преподавателей в области наноматериалов, нанотехнологий и технопредпринимательства. Ниже даны материалы лекций и семинаров представителя ФНМ МГУ проф., д.х.н. Е.А.Гудилина.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.