Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
РЕШЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ НАНО2007
Академик РАН Ю.Д.Третьяков (МГУ, Москва)
Член-корр. РАН Е.А.Гудилин (МГУ, Москва)
Кадр из презентации зам. декана ФНМ МГУ Е.А.Гудилина о реализации инновационного образовательного проекта на факультете наук о материалах МГУ
Проф. Р.А.Андриевский (Институт проблем химической физики РАН, Черноголовка)
Кадр из презентации проф. Р.А.Андриевского: нанотехнологические центры США
Кадр из презентации проф. Р.А.Андриевского: нанотехнологические центры Японии
Кадр из презентации проф. Р.А.Андриевского: образовательные центры в области нанотехнологий в Европе
Кадр из презентации проф. Р.А.Андриевского: примеры читаемых курсов в европейских университетах
Кадр из презентации проф. Р.А.Андриевского: рост числа публикаций в области нанотехнологий и наноматериалов
Проф. Р.З.Валиев (Институт физики перспективных материалов, Уфа)
Академик РАН В.Е.Панин (Институт физики прочности и материалов СО РАН, Томск)
Академик РАН В.М.Бузник (Институт физико-химических проблем керамических материалов РАН, Москва)
Академик РАН Ф.А.Кузнецов (Институт неорганической химии СО РАН, Новосибирск)
Проф. О.Л.Хасанов (Томский Политехнический Университет, г.Томск)
Академик НАН Беларуси П.А.Витязь
Проф. А.Д.Коротаев (Томский Государственный Университет, г.Томск)
Проф. А.Г.Князева (Институт физики прочности и материалов СО РАН, Томск)
Проф. А.К.Федотов (Белорусский государственный Университет, г.Минск)
Проф. С.В.Цыбуля (Институт катализа СО РАН, Новосибирск)
Член-корр. РАН Н.З.Ляхов (Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН)
Пленарное заседание конференции в Доме Ученых Академгородка Новосибирска
Участники круглого стола - академики В.М.Бузник (ИПФХПКМ, г.Москва), В.В.Болдырев (Институт химии твердого тела и механохимии, г.Новосибирск), Ю.Д.Третьяков (МГУ, г.Москва, ведущий круглого стола)

II Всероссийская конференция по наноматериалам

Ключевые слова:  наноматериалы, нанотехнологии, образование

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

14 марта 2007

На II Всероссийской конференции по наноматериалам и IV международном семинаре «Наноструктурные материалы, Беларусь-Россия» (13-16 марта 2007 г., г. Новосибирск) 14 марта состоялся круглый стол «Образование в области наноматериалов и нанотехнологий». Ведущий круглого стола - академик Ю.Д.Третьяков (Декан факультета наук о материалах, зав. кафедрой неорганической химии химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова). В ходе обсуждения были подняты следующие вопросы:

  • Роль “инновационных университетов” в развитии образовательных программ в области наноматериалов и нанотехнологий
  • Нанотехнологии и наноматериалы как междисциплинарная образовательная область
  • Специфика преподавания курсов в области наноматериалов и нанотехнологий в технических и классических университетах
  • Научно-образовательные центры как пример интеграции ВУЗов и РАН
  • Роль центров коллективного пользования в образовательном процессе
  • Повышение престижа отечественных публикаций, участие студентов и аспирантов в научной деятельности
  • Инновационная, маркетинговая деятельность и коммерциализация достижений нанотехнологий

В обсуждении приняли участие 14 человек из научных и образовательных центров Москвы, Новосибирска, Томска, Республики Беларусь и других. Дискуссионные выступления продолжались от 2 до 5 минут каждое и часто носили открытый и полемический характер. Основным результатом круглого стола следует считать единодушное признание высочайшей актуальности развития новых отечественных подходов к комплексной, теоретической и практической, подготовке высококвалифицированных специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий, отмечались большая роль научно-образовательных центров, инновационных образовательных программ и центров коллективного пользования в решении данной задачи.

 

Академик Ю.Д.Третьяков (декан факультета наук о материалах, зав. кафедрой неорганической химии химического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, г.Москва): «Я хотел бы предложить Вашему вниманию перечень вопросов, по которым желательно было бы выступить и поделиться друг с другом своими точками зрения. В качестве дополнения я хотел бы сказать, что у нас имеется раздаточный материал, в качестве которого выступает статья, опубликованная в «Вестнике РАН» и называется «Проблемы развития нанотехнологий в России и зарубежом». При всех условиях я хотел бы сказать, что та ситуация, которую мы сейчас наблюдаем в научном сообществе, напоминает мне очень то, что происходило 20 лет назад – только это называлось не наноматериалами и нанотехнологиями, а «высокотемпературной сверхпроводимостью». Ровно 20 лет назад были синтезированы РЗЭ-бариевые купраты, которые были способны находиться в сверхпроводящем состоянии при температуре жидкого азота. И это дало возможность привлечь к ВТСП, как сейчас к наноматериалам и нанотехнологиям, огромное число людей. Но тогда, чтобы сделать какой-то шаг вперед, было достаточно иметь лишь термическое оборудование, доступ к дифрактометру, жидкий азот, простейшую магнитную установку, чего нельзя сказать о наноматериалах и нанотехнологиях. Для них необходимы приборы нового поколения и если мы ими не располагаем, то вся наша деятельность превращается в пустую болтовню. Мы это можем наблюдать на примере многих (нано)материалов, с которыми мы знакомы. До тех пор, пока исследователи нашей страны не будут располагать таким оборудованием, они не смогут продвигаться вперед. Что касается образования, то имеется два направления, одно из которых реализуется в Европе, а другое в – Америке, причем они довольно принципиально отличаются друг от друга. Если в ряде европейских стран было предложено реализовать образовательные программы, узко направленные на наноматериалы и нанотехнологии, то большинство американских университетов придерживается той точки зрения, что это часть более общей проблемы наук о материалах и, следовательно, надо как и прежде готовить специалистов фундаментального профиля, нацеленных на хорошее знание химии, физики, механики материалов.»

 

 

Зам. декана ФНМ МГУ Е.А.Гудилин: «В реализацию инновационной программы ФНМ МГУ вовлечены преподаватели ФНМ, а также сотрудники химического, физического факультетов, Института механики МГУ, совместные научно-образовательных центры с институтами РАН (ИОНХ, ИПХФ, ИХФ, ИФХЭ, ИНЭОС, ИПК, ИМЕТ). За прошедший год удалось сделать многое: произошло совершенствование балльно-рейтинговой системы, разработан макет образовательного стандарта третьего поколения по направлению «Химия, физика и механика материалов», существенное улучшена учебно-методическая работа, система научно-практических конференций магистрантов, позволяющей оттачивать целый ряд социально – личностных и профессиональных компетенций. Создана аналитическая лаборатория для проведения научной и экспериментально-практической работы магистрантов. Магистранты вовлечены в активнейшую научную работу по проектам ФЦНТП, РФФИ, DFG, Euler, DAAD, что сопровождается уже сейчас выходом большого количества статей, повышением практических, организационных навыков магистрантов, а также улучшением их материального положения. Заключены договора об учебно- научном сотрудничестве с НТЦ «Бакор» и химическим факультетом Дуйсбурга-Эссена, (Германия), ведутся переговоры с компаниями Saint Gobain (Франция), Micromasch USA и др. За 2006 год более 60 студентов и аспирантов ФНМ МГУ побывали в зарубежных командировках. Повышение академической мобимльности магистрантов происходит путем их участия в международных конференциях и школах. В частности ФНМ МГУ совместно с университетом г. Бохума (Германия) организовал Международную Российско-немецкую школу «Материалы – синтез, исследование и свойства», которая с большим успехом прошла в этом году в Германии. На официальном сайте ФНМ www.fnm.msu.ru создана страница «Инновационный Университет», начата реализация глобального Интернет-проекта по популяризации знаний о наноматериалах, инновационной образовательной деятельности и научных достижений факультета наук о материалах. Были приобретены права на доменное имя www.nanometer.ru, где размещен общероссийский портал по наноматериалам. Впервые начат выпуск ежемесячного информационного бюллетеня «Нанометр», который располагается на официальном сайте ФНМ и рассылается по электронной почте (порядка 600 адресов), а также в виде бумажных копий (порядка 150 адресов) - членам РАН, представителям ВУЗов и компаний, работающих в области наноматериалов. ФНМ МГУ организован ежегодный конкурс на присуждение Премии имени чл.-корр. РАН, профессора МГУ Николая Николаевича Олейникова за исследования в области неорганической химии твердого тела и химии наноматериалов. На сайте международного портала по водородной энергетики http://www.hydrogen.ru/ и на главной странице международного электронного журнала www.isjaee.hydrogen.ru (Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология») размещена информация о ФНМ МГУ. В рамках Фестиваля Науки МГУ 27-29 октября проведена выставка-конкурс научных фотографий микроструктур материалов и наноматериалов, полученных магистрами и аспирантами ФНМ. Целью выставки явилась популяризация научных достижений факультета для широкого круга потенциальных абитуриентов и демонстрация результатов, полученных с использованием оборудования ЦКП. Выполнение ИОП на ФНМ МГУ позволило существеннейшим образом улучшить учебно – методическую работу, а также создать неоспоримый задел по переводу учебного процесса на кредитно-модульную систему. С точки зрения обеспечения устойчивого развития факультета в будущем инновационный проект позволил начать формирование новой, инновационной, модели подготовки конкурентоспособных магистрантов, включая их профилизацию как «думающих» операторов современного научного оборудования и исследователей, способных коммерционализировать результаты своей научной деятельности. С материально-технической точки зрения, ИОП позволила приобрести уникальное научное оборудование, грамотная эксплуатация которого поможет не только усилить эффективность и плодотворность научно-исследовательской работы магистрантов, но и привлечь к учебным программам и программам дополнительного образования ФНМ МГУ широкий общественный и профессиональный интерес. Общей стратегией реализации подпроекта в 2007 г. является создание оригинальных учебных курсов и введение смешанных форм дистанционно-очного дополнительного образования в области наноматериалов и нанотехнологий, сопряженное с комплексным развитием приборного парка ФНМ для научной и образовательной видов деятельности. В 2007 году планируется:

- поставка и установка электронно-ионного микроскопа FEI для работы с единичными нанообъектами и создания схем измерения их электрофизических характеристик.

- разработка учебных DVD видеофильмов и мультимедийных лекций по наноматериалам и нанотехнологиям.

- разработка видеоруководств по современным методам анализа материалов на оборудовании отделения ФНМ центра коллективного пользования МГУ для программ дополнительного образования, дистанционной подготовки, создания нового спецпрактикума.

- подготовка и публикация научно-популярной книги карманного формата «Нанотехнологии. Азбука для всех», а также создание виртуального (гипертекстового) учебника по нанотехнологиям на основе подготовленных материалов.

- создание виртуального гида по микроструктурам и свойствам современных материалов, включающего в себя обучающие гипертекстовые и видеоматериалы по оптической, атомно-силовой и электронной микроскопии, а также библиотеку микрофотографий структур различных классов неорганических материалов, наноматериалов и нанокомпозитов.

Все вышеперечисленное методическое и программное обеспечение будет использовано для открытия и функционирования программ дополнительного образования ФНМ «Наноматериалы и нанотехнологии», «Разработка и создание современных материалов для наукоемких технологий», «Современные методы исследования материалов»".

 

 

 

Проф. Р.А.Андриевский (ИПХФ, г.Черноголовка): «Мне хочется поделиться с вами некоторыми соображениями по образованию. Прежде всего, что представляет из себя мировое образовательное пространство? Вот уже устаревшая карта США научно-образовательных центров по нанотехнологии. Сейчас практически в каждом штате есть эти центры. Пропаганда образования в области нантехнологий в США затрагивает все – от воспитанников детских садов, до пенсионеров, включая и университеты, и колледжи, и прочее. Ситуация в Японии примерно такая же. Образование и наука слиты в единое целое. Вот карта Европы. Красное – курсы магистров, черные – курсы аспирантского профиля и желтые – «младшие» курсы в области наноматериалов и нанотехнологий. Кроме того, учтите, что в Польше уже в 6 университетах преподаются нанотехнологии, в Румынии – уже в двух, и т.д. Европейские образовательные программы ориентируются на узкое профилирование, но тем не менее, скажем, в магистерском курсе стекаются обычно разные школы – химия, физика и астрономия, инженерная механика и материаловедение, примеры названий курсов – «введение в нанотехнологию», «физическая характеризация наноструктур», и пр. и даже «литература по нанотехнологиям и навыки коммуникативного взаимодействия». Даже из этого перечня видно, насколько серьезно авторы хотят преподносить нанотехнологию и нанонауку в целом. Существует также график драматического роста числа публикаций в области наноматериалов, который показывает, что нанотехнологическая литература значительно опережает публикации по полупроводникам, сталям и сверхпроводникам. Конечно, образование должно считаться с этим драматическим ростом и, следовательно, обновление лекционных курсов, лабораторных работ, по сути, должно быть гораздо быстрее и интенсивнее, чем в обычных лекционных курсах. 200 статей в день... Сейчас издается 50 специализированных журналов по наноматериалам, из них 13 появилось в прошлом году, в 2007 году уже прорекламировано 4 журнала, ежедневно проходит 1-2 международных конференции или симпозиума, выходит из печати 1-2 монографии - и это все должно учитываться лекторами, преподавателями, студентами. В образовании должен быть меж- и мультидисциплинарный подход. Кроме того, мы, наверное, должны ориентировать наших коллег в университетах и институтах, читающих общие курсы по химии, физике, механике, чтобы в них находили отражение, скажем, размерные эффекты или то, что должно пригодиться потом при чтении специальных курсов. Особенности экспериментальной техники должны быть учитываемы тоже и поэтому без коллективных центров, тщательно отлаженных, никак не обойдешься. Нам нужно обратить внимание и на то, что компьютерное материаловедение не очень развито в наших лекционных программах и, конечно, ориентироваться на подготовку широкого профиля специалистов, чем всегда славилась советская и российская школа подготовки специалистов. И мы должны преодолевать барьеры между учеными. Все мы вышли из химии, физики, материаловедения, механики и т.д. и мы знаем, порой какие затруднения возникают при обсуждении научных проблем между исследователями различного профиля. Нанотехнологии и нанонаука этого не терпят.»

 

Проф. Р.З.Валиев (руководитель нанотехнологического центра, г.Уфа). Я руководитель уфимского наноцентра при техническом университете, который мы создали относительно недавно. Идея центра – объединение науки, образования и инноваций. Кафедра нанотехнологий, кафедра физики, институт и инновационный центр – такое объединение мы считаем чрезвычайно важным для продвижения наноматериалов и нанотехнологий. Я хотел бы заострить один момент, с которым мы в нашей деятельности уже столкнулись. Я занимаюсь объемными наноматериалами и в этой относительно узкой области существует относительно много разных терминов, терминологий, которые совершенно неоднозначны. У нас очень мало учебников по наноматериалам. Как же мы собираемся учить студентов? И даже прежде, чем начать такие учебники издавать, без которых уже совешенно невозможно дальше существовать, надо более внимательно обратиться к терминологии. Многие из нас – уже профессионалы в нанотехнологиях, но все равно, если мы вместе собираемся для обсуждения, часто невозможно понять даже, о каких наноматериалах идет речь, по какой классификации он идет, о каких свойствах говорится и т.д. Вопросы терминологии – непростые вопросы, но мы не должны их бояться, смелее решать на наших конференциях, даже круглые столы во время конференций посвящать терминологической проблематике. Это чрезвычайно важно для будущих учебников и образования, ... а также для эффективного участия научных групп в конкурсах Федеральной Целевой программы. В последнем случае одной из причин неудачного участия в лотах может являться терминология. Думаю, и на траницах портала www.nanometer.ruследует к этим вопросам обращаться.»

 

 

Акад. Ю.Д.Третьяков: «Я хотел бы сделать небольшое замечание, которое вытекает из тематики. Действительно, в технических университетах реализуются нанотехнологические специальности (имеются в виду официально утвержденные Государственные Образовательные Стандарты – Прим.Е.А.Г.), по которым формально, да и фактически готовят специалистов. Что касается классических университетов, то ничего подобного пока нет. Надо ли нам в классических университетах развивать это образовательное направление?»

 

Академик РАН В.Е.Панин (Инстиут физики прочности и материалов СО РАН, г.Томск): «Мы сейчас обсуждаем, как преподавать наноматериаловедение в университетах. Мне думается, что мы прежде всего должны договориться между собой, что такое есть наноматериаловедение и после этого уже решать вопрос, как его преподавать. Почему я поднимаю этот вопрос? Наноструктурами в разных областях занимаются уже многие годы. Ну, например, в молекулярной биологии может быть только наноматериаловедение. Считается, что у биологов - одни системы, а если речь заходит о твердом теле – это уже другие системы. И пока мы не занимались наноструктурами в твердых телах – все было ясно и понятно. Вот есть теория дислокаций, вот есть теория дефектов и мы описываем механику дефектов в твердых телах во внешних полях. Но если перейти к наноструктурам, невозможно автоматически перенести всю методологию описания поведения дефектов из обычной теории твердого тела. Третья область, область химиков, - дисперсные частицы. Ультрадисперсными частицами занимаются уже десятки лет. Химики их прекрасно описывают со своих позиций. При этом считается, что биологи – это одно, химики с их диспесными частицами, физики, занимающиеся твердым телом – третье, и все они говорят на разных языках. И когда мы подходим к нанопроблемам, то каждый эту нанопроблему трактует по-своему. Я привык описывать поведение твердого тела с позиций теории дислокаций. Но когда мы переходим к наносистемам, в них нет дислокаций! Это совершенно другие системы. Это требует новой методологии, связанной со структурно-фазовыми переходами, что позволяет выработать общий язык для совершенно различных специалистов.»

 

Академик В.М.Бузник (руководитель инновационно-технологического центра РАН): «Круглый стол посвящен сегодня двум темам – инновациям и нанотехнологиям. В чем их общность? Общность состоит в том, что эти вещи наиболее употребимы во всех речах политиков, ученых и т.д., в которых вы всегда найдете сейчас упоминания и инноваций, и нанотехнологий. ... Вторая общность состоит в том, что и в том, и в другом случае отсутствуют четкие определения. И если и нанотехнологии, и нанообъекты – удел ученых, наш удел, то инновационные процессы – вещь социальная. А если так, то должно быть дано юридическое определение, поскольку инновационная деятельность приводит к каким-то финансовым вопросам, материальным благам, после чего начинаются большие споры. К глубокому сожалению, в России определения инновационной деятельности нет как такового ... и поэтому под инновациями, как и под нанотехнологиями, каждый часто понимает то, что ему удобно. Что же понимать по поводу «инновационных университетов»? Если давать филологическое определение, то инновация – это новшество, а в словаре Даля говорится, что инноватор, предприниматель – это человек, который вершит что-то новое, приводящее к хорошим результатам. Поэтому у меня складывается такое впечатление, что Правительство РФ, когда дает деньги, то предполагает, что будет какая-то образовательная, научная или техническая деятельность, которая приведет к результатам экономического характера. Если же под инновациями понимать новые формы преподавания, что тоже имеет право на существование, это совсем другое. Как же следует преподавать вопросы инновационной деятельности? Когда я начал заниматься инновационной деятельностью, то столкнулся с тем, что то, что пишут люди-экономисты или занимающиеся управленческими вещами, человеку, вышедшему из физики, химии читать не то, что сложно, а просто вредно и опасно, поскольку терминология и подходы таковы, что вы в реальной жизни никоим образом свои результаты никак не продвинете. В связи с этим возникает закономерный вопрос – кто должен преподавать эти курсы? Всегда ведется спор. Экономисты утверждают – мы должны прийти, читать, как должны идти финансовые потоки, как все должно двигаться, и вообще, паровоз – не средство транспорта, а увеличение капитализации. Мое глубокое убеждение, что химикам, физикам инновационную деятельность должны преподавать те люди, которые прошли все требуемые ступени, имеют собственный опыт инновационной деятельности, поскольку теоретические модели, просчитанные на американцах, сущестенно отличаются от реалий нашей жизни. Я читал подобный курс, который назывался «Управление и исследования инновационной деятельности», на факультете наук о материалах МГУ и потом, по его завершению, я сделал опрос студентов. Я выяснил, что отношение студентов к курсу и поднятой проблематике было весьма заинтересованное. Они понимали курс и говорили, что это – необходимость, это то, что приучает к реалиям современной жизни. Мы должны выпускать людей не только с хорошим научно-техническим уровнем, но и не боящихся уметь получать материальную выгоду от своей профессиональной практической деятельности. Как говорил Бисмарк, умный человек учится на чужих ошибках, так пусть эти умные ребята учатся лучше на сделанных мною ошибках и никогда не повторят их сами!»

 

Академик Ф.А.Кузнецов: «У меня очень простые соображения, пять коротких тезисов. Первый тезис, не для того, чтобы хвалить друзей, заключается в том, что факультет наук о материалах МГУ – очень важное явление для нашей страны. Я говорю это по той причине, тезис второй, что его опыт обязательно нужно распространить. Новосибирский университет, Томский университет и Красноярский университет готовы к тому, чтобы на хорошем уровне этот опыт перенять. Видимо, нужно технические университеты подключить, что же касается классических университетов – вопрос нужно решить тоже. Тезис третий. Совершенно очевидно, что мы все-таки говорим на разных языках. Мне вообще кажется, что термин «наноматериалы» - неудачный. Термин «ультрадисперсные» - более подходящий, поскольку на разных свойствах размерные эффекты проявляются на различных диапазонах размеров. ... И нельзя говорить, что мы занимаемся общими фундаментальными вопросами и остальное никого не интересует. Нанотехнологии – наука прикладная. Четвертый тезис. Сейчас настолько засорено информационное пространство, что справиться с этим практически невозможно. Нужны выверенные базы данных по наноматериалам, и мы имеем весьма положительный опыт деятельности в данном направлении. И последнее. Возможно, с использованием опыта и инициативы собравшийся здесь представительной аудитории следует сформировать постоянно действующий комитет, который начал бы заниматься наведением порядка в терминологии, системе понятий и т.д.».

 

Проф. О.Л.Хасанов (Научно-исследовательский центр по нанотехнологиям и наноматериалам, Томский Политехнический Университет, г.Томск): «Я бы хотел акцентировать внимание на проблеме трудоустройства специалистов в области наноматериалов и нанотехнологий. Да, сейчас – нанобум, сейчас у студентов есть интерес к этому направлению, они с удовольствием интересуются, вникают во все вопросы, но что мы им можем предложить в качестве трудоустройства? Где они будут работать, какую карьерную траекторию изберут, где приложат знания и силы? Наверное, сегодня внятно можно предложить собственно только научно-образовательные центры. Нам самим сейчас нужны специалисты и получается, что мы готовим специалистов для себя. Однако это, скорее всего, - не все, что ожидают студенты от нас. Они хотят коммерциализировать продукцию. К сожалению, сейчас по пальцам можно перечислить предприятия, фирмы, которые адекватно понимают, что такое наноматериалы, нанотехнологии, нет еще наноиндустрии у нас, надо откровенно сказать, поэтому предложить места распределения пока очень сложно. Зарубежом, конечно, таких возможностей больше, но это совсем не означает, что мы должны готовить специалистов для зарубежья. Нам нужно поднимать свои нанотехнологии. Как мы предлагаем решать эту проблему? В ТПИ в этом году наш инновационный проект поддержан Рособрнауки, образовательная платформа по наноматериалам и нанотехнологиям, которую мы в этот проект включили, - самая крупная. Мы планируем решать эту задачу с применением такого подхода, чтобы найти стратегических партнеров и в России, и зарубежом. В последнем случае необходимо реализовать учебный процесс так, чтобы студенты получали двойной диплом. Это широко открывает двери выпускникам для работы как в России, так и зарубежом. Сейчас происходит переход на двухуровневую образовательную систему. Но куда пойдут бакалавры в области наноматериалов и нанотехнологий, куда пойдут магистры? Этого сейчас мы не знаем. Поэтому мы должны двигаться поэтапно, шаг за шагом, сначала показываю пример успешного карьерного роста выпускников в наших структурах, обеспечивая их траекторию в ведущих учебных и научных центрах России. »

 

Академик Ю.Д.Третьяков: «В ответ на предыдущее выступление я хотел бы сказать, что в проекте национальной программы записано, что мы в ближайшее время (6-8 лет) должны подготовить 30-40 000 специалистов в области нанотехнологий. В мировом масштабе эта цифра оценивается 5 – 6 миллионами. Разумеется, мы можем ожидать того момента, когда будут созданы коммерческие или государственные предприятия, потребляющие таких специалистов, но я боюсь, что если образовательную деятельность мы не начнем немедленно, то тогда возможность создания таких предприятий окажется под большим вопросом. Нужны люди, которые понимают суть проблемы.»

 

Академик НАН Беларуси П.А.Витязь: «В Республике Беларусь создана национальная программа по наноматериалам и нанотехнологиям. ... Все существующее многообразие наноматериалов внести в один курс нельзя. Нужно что-то наподобие физико-химических и биологических основ нанотехнологий, которые действительно надо было бы излагать и научиться понимать эту идеологию. Чтобы решать не только научные, но и практические вопросы реализации национальной программы по нанотехнологиям, нужно готовить кадры. Не использовать тот имидж, который наработан по наноматериалам и нанотехнологим, нельзя! Его нужно применить во всех областях – и в области учебной, и в области научной, и в практической области, и для инноваций. И кто лучший курс будет читать, то нужно, чтобы его покупали. Тогда у преподавателей, особенно у молодых, были бы и право, и мотивация подготовить, а у студентов – выбрать и слушать самые лучшие курсы. Нам нужно поднять престиж и защитить создаваемую интеллектуальную собственность в области наноматериалов и нанотехнологий. Процесс, котрый мы сейчас обсуждаем, многогранен. И я сторонник широкой подготовки кадров, человек должен иметь кругозор и базовые знания, тогда с ним можно работать широко и успешно.»

 

 

Проф. А.Д.Коротаев (руководитель научно-образовательного центра по физике и химии высокоэнергетических систем, Томский Государственный Университет, г.Томск): «Исходя из того опыта, который у нас есть, я считаю, что подготовка специалистов по наноматериалам и нанотехнологиям должна быть только на междисциплинарной основе. При этом подготовка может успешно реализоваться только при наличии необходимой приборной базы. Просто так говорить о нанотехнологиях это, в общем-то, дискредитация самой идеи. Организация научно-образовательного центра дала возможность приобрести по гантам CRDF современное оборудование. Кроме того, наш университет выиграл проект «Типовой образовательный центр по наноматериалам и нанотехнологиям», что также позволило модернизировать приборную базу. Использование этого оборудование дает материальную базу для подготовки специалистов. Интеграция между ВУЗами и академическими институтами может реализоваться лишь тогда, когда будет встречное движение, чему должно объективно способствовать то, что НОЦ имеет такой парк оборудования (Центр коллективного пользования), который недоступен по отдельности ни ВУЗу, ни академическому институту. Подготовка специалистов в области материалов бессмысленна, если она не будет сопровождаться активной научной работой, предполагающей использование современного научного оборудования, что как раз и может быть достигнуто в рамках НОЦ. Кстати, мы выиграли 3 дополнительных небольших гранта CRDF на проведение и издание трудов всероссийских конференций студентов, аспирантов и молодых ученых (до 150 человек на конференцию). Большое внимание мы также уделяем зарубежным командировкам и стажировках наших молодых сотрудников. Считаю также, что студенты должны начинать заниматься научной работы уже на младших курсах, без этого полноценной подготовки не будет. Все эти факторы важны для успешной реализации образовательных программ.»

 

Проф. А.Г.Князева, реплика (Томский политехнический университет, г. Томск): «...Каждый год приходится перестраивать читаемые курсы, и не из-за того, что появляются новые веяния в науке, а потому, что падает уровень образования. Каким инновациям мы их можем научить, если каждый год приходится опускаться все ниже и ниже, чтобы подтянуть студентов 5 курса до того уровня, когда они могут еще учиться самостоятельно?..»

 

 

 

Проф. А.К.Федотов (Белорусский Государственный Университет, г.Минск): «...На Страсбургской конференции по материаловедению впервые была секция, которая называлась «Образование в области материаловедения», три из четырех дней на которой было посвящено нанотехнологическому образованию. Достаточно странно было видеть четырех американцев на европейской конференции, возглавлявших секцию. Не менее одной трети из выступавших на конференции отмечали существование нескольких проблем. Первая из них – как сориентировать абитуриентов, которые прийдут и станут студентами, от чего потом будет зависеть уровень специалистов, как привлечь их, чтобы наноматериаловедение и нанонаука стали бы интересны. Дело в том, что, по крайней мере, в Европе кроме положительной агитации в пользу нанонауки существует масса негативной информации и антиагитации со стороны экологов, медиков, и пр. И это очень сильно абитуриентов и студентов расслаивает, в силу чего многие не хотят специализироваться в области нанотехнологий. Какие существуют методы привлечения лучшей части абитуриентов в эту область? Во-первых, европейцы организуют летние школы. При этом, как ни странно, наилучшими руководителями на таких школах выступают не профессора, а студенты младших курсов. Они лучше привлекают школьников, чтобы они связывали свою жизнь с нанонаукой. Это один из приемов, методик агитации, которой в Европе сейчас уделяется много внимания. И вторая проблема, с которой мы столкнемся, когда пройдет нанотехнологический бум и начнется рутинная работа, связана с тем, что мы тоже вынуждены будем привлекать студентов не просто красивыми словами, а серьезными вещями. Европейцы сделали массу разных опросов и выясняется любопытная вещь. Студенты младших курсов не думают о своей перспективе, о профессии, которая их ждет, которую они должны выбрать. Они думают, какая высокооплачиваемая работа ждет их через 3 года. И если мы не подумаем об этом, не предложим им рынок труда и соответствующей оплаты, тогда мы не получим таких студентов и таких специалистов. Я согласен с тем, что аппаратура – это железо, классные преподаватели – это очень хорошо, но какой контингент мы будем получать, когда у нас все войдет в норму и технологическое образование станет системным и рутинным – это большой вопрос и мы должны готовиться к тем трудностям, с которыми уже сейчас столкнулась Европа. Я не зря сказал, что руководили секцией американцы. Стратегия, которую приняли американцы, прагматична и очень разумна с их точки зрения. Они сейчас вкладывают деньги в Европу, создавая лагеря и летние школы для студентов, причем они системно создаются не только в Европе, но и в Индокитае, Латинской Америке. Американцы намерены затем «выкачивать» лучших студентов себе, они уже сейчас их «прикармливают». Таким образом, и у нас есть риск, что готовить наших студентов мы будем не себе, а их будут просто «приобретать» американцы. И к этому тоже надо быть готовыми.»

 

 

Проф. С.В.Цыбуля (Институт катализа СО РАН, Новосибирск): «Я хотел бы выступить по двум вопросам. Во-первых, к вопросу, как готовить кадры для материаловедения. Конечно, создание отдельного материаловедческого факультета может только приветствоваться. ... Физфаг НГУ уже много лет работает по двуступенчатой системе бакалавр-магистр. С нашей точки зрения, нужна базовая подготовка на стадии бакалавра и потом уже - специализация. Второй вопрос, который еще не затрагивался, связан с тем, что при подготовке по наноматериаловедению, как собственно и просто по материаловедению, совершенно необходимо готовить специалистов в области анализа свойств материалов, физических методов исследования. Отсутствие таких специалистов делает бесполезным приобретение самых дорогих приборов.»

 

 

Член-корр. РАН Н.З.Ляхов (директор института химии твердого тела и механохимии СО РАН, зам. Председателя оргкомитета НАНО2007, г.Новосибирск) завершил дискуссию и подвел итоги словами об очевидной и жизненно важной необходимости подготовки новых поколений молодых талантливых исследователей для поступательного развития передовых технологий Российской Федерации.

 

 

Материал собран и подготовлен 

 

 

Е.А.Гудилиным (goodilin@inorg.chem.msu.ru, ФНМ-Химфак МГУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Источник: NANO2007



Комментарии
Соколов Петр Сергеевич, 20 марта 2007 14:11 
Да, ознакомится со сборником тезисов было бы здорово.
Не путайте, пожалуйста, НАНОМЕТР - это не сайт конференции, а сайт ДЛЯ всего хорошего на свете. На конференции мы только сказали, что будет выложен круглый стол. Насчет всего остального - оргкомитет должен сам решать. Если нас попросят - мы сборник выложим. У меня его нет.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Мезоудавчик
Мезоудавчик

PHD и Postdoc позиции в Сколтехе / машинное обучение
В группе проф. А.Шапеева открыты позиции научного сотрудника и аспиранта по применению машинного обучения для представления и оптимизации свойств материалов при их сильном растяжении.

Конкурс на лучший проект в области популяризации научных знаний для школьников «Школа юных ученых»
Цель Конкурса РАН «Школа юных ученых» - популяризация современных достижений науки и техники и развитие интереса к науке как к будущей профессии среди школьников. В рамках конкурса проводится отбор лучших проектов в области популяризации научных знаний для школьников, включающих одно или серию обучающих мероприятий любой формы организации на усмотрение участника конкурса. Это могут быть лекция, мастер-класс, деловая игра, исследовательская лаборатория, семинар, дискуссионный клуб, симуляционная игра, квест-марафон, лабораторная работа и др.

Самая тонкая плоская линза из Гарварда
Исследователи из Гарвардского университета продемонстрировали первую плоскую линзу, которая работает во всём диапазоне видимого света. Новая линза является метаповерхностью. Она представляет собой пластинку прозрачного кварца, покрытую миллионами крошечных столбиков из диоксида титана, каждый из которых имеет ширину в несколько десятков и высоту в несколько сотен нанометров

СТО АСМК.021МУ-2015 и добавленная стоимость инноваций: как не споткнуться на рынке интеллектуальной собственности
Зорина Юлия Геннадьевна (эксперт-аудитор по интеллектуальной собственности), Парвулюсов Юрий Юрьевич (вице-президент фонда «ФИНАС»), Розов Денис Викторович (руководитель правового управления оборонного предприятия), Фокин Геннадий Васильевич (председатель технического комитета по стандартизации и депозитарий стандартов профессионального менеджмента интеллектуальной собственности серии «Интеллектуальная собственность и инновации»), +7(495)4904726, +7(985)0234384, +7(916)2050579, gvf@finas.su, www.finas.su
Правовой нигилизм и пренебрежение правовыми нормами гражданского оборота интеллектуальной собственности, искажение учета нематериальных активов (несоответствие первичной документации требованиям пункта 3 ПБУ 14/2007) и отсутствие эффективной системы документооборота менеджмента интеллектуальной собственности — грозят упущенной выгодой и административными, налоговыми, уголовными правонарушениями. Как поправить положение?

Форум тьюторов (1 часть)
Асмолова Екатерина
6 и 7 февраля 2016 года в рамках мероприятий X Всероссийской олимпиады школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» проходила Открытая Нанотехнологическая Школа-конференция для школьников, студентов и преподавателей. Представляем Вашему вниманию краткий фототчет Форума Тьюторов.

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.

Проекты или прожекты?

Проектная деятельность школьников становится все более популярной, фактически превращается в "обязаловку" для школ и их воспитанников. При этом, что это такое и как с этим быть, знают не очень многие. Этот небольшой опрос ставит себе целью оценить, как сейчас понимаются вопросы проектной деятельности всеми потенциальными участниками этого непростого процесса.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.