Научные группы: Институт химии и проблем устойчивого развития
Уникальный прибор на нашей кафедре – изотопная гамма-установка МРХ-гамма-100, позволяющая проводить уникальные эксперименты по радиационно-химическому синтезу
изотопная гамма-установка МРХ-гамма-100
Микрофотография образца красного фосфора, полученного термической
полимеризацией при T=573K. Увеличение в 2500 раз.
Микрофотография образца фосфорсодержащего полимера, полученного методом радиационного инициирования с добавкой Аl(ОН)3
«Зеленая» химия в контексте основных стимулов
развития современной химии
Одно из направлений наших исследований - мониторинг газовых примесей и мелкодисперсных аэрозолей в атмосфере.
Цвет заката обусловлен наличием наночастиц в атмосфере.
Проведение исследований с помощью ИК-Фурье-спектрометра Tensor 27M Bruker
Артёмкина Ирина Михайловна, ассистент, без ученой степени
Вилесов Александр Сергеевич, аспирант, без ученой степени
Гребенникова Елена Олеговна, ассистент, без ученой степени
Додонова Анна Анатольевна, доцент, кандидат наук
Зайцев Валентин Алексеевич, профессор, доктор наук
Занин Алексей Андреевич, студент, без ученой степени
Кручина Елена Борисовна, доцент, кандидат наук
Кузнецов Владимир Алексеевич, доцент, кандидат наук
Курочкина Анна Евгеньевна, ассистент, без ученой степени
Лаверов Николай Павлович, профессор, академик, доктор наук
Лейкин Юрий Алексеевич, профессор, доктор наук
Михайловская Евгения Юрьевна, студент, без ученой степени
Проскурина Ирина Владимировна, аспирант, без ученой степени
Пуртова Елена Евгеньевна, доцент, кандидат наук
Руднева Александра, студент, без ученой степени
Сметанников Юрий Владимирович, профессор, доктор наук
Тарасова Наталия Павловна, профессор, член-корреспондент, доктор наук
Ягодин Геннадий Алексеевич, профессор, член-корреспондент, доктор наук
Описание
Идеи устойчивого развития приобрели огромное значение в конце XX-го века и будут определять развитие общества в XXI веке.
2005-2014 г.г. провозглашены ООН Десятилетием образования для устойчивого развития. Решение проблем устойчивого развития жизненно важно для каждого человека и человечества в целом. В современном техногенном мире невозможно обойтись без продукции химической промышленности, без нее невозможно представить себе настоящее и будущее, однако, необходим детальный анализ технологий с точки зрения их воздействия на окружающую среду.
Все многообразие этих и других вопросов является предметом исследований ученых Института химии и проблем устойчивого развития, созданного в РХТУ им. Д.И.Менделеева, где, наряду с научной деятельностью, высококвалифицированные преподаватели ведут подготовку бакалавров, магистров и специалистов на следующих кафедрах и в высших колледжах:
Высший колледж рационального природопользования;
Высший химический колледж РАН;
кафедра проблем устойчивого развития;
кафедра безопасности жизнедеятельности;
кафедра социологии;
кафедра государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
Высшая школа наук об окружающей среде.
Высший химический колледж Российской академии наук (Председатель ВХК РАН – академик О.М.Нефедов, заместители председателя – чл.-корр. РАН Н.П.Тарасова, к.х.н. И.В.Свитанько) создан в 1990 году для подготовки химиков–исследователей для работы в ведущих академических научных центрах и образовательных учреждениях. В качестве основного подхода к повышению качества образования использован принцип интеграции высшего образования и современной академической науки, синергизма достоинств научной и образовательной сфер.
В 2002 году на базе Института химии и проблем устойчивого развитияпри РХТУ им. Д.И. Менделеева для подготовки высококвалифицированных кадров по специальности 013400 «Природопользование» (основная квалификация «эколог-природопользователь») создан Высший колледж рационального природопользования, научный руководитель – вице-президент РАН академик Н.П.Лаверов.
В образовательных целях для подготовки молодых ученых в рамках перечисленных Колледжей используются такие научно-образовательные структуры институтов РАН, как центры и лаборатории коллективного пользования, учебно-научные центры (включая международные), студенческие научно-исследовательские лаборатории.В созданной системе академического высшего образования происходит глубокая междисциплинарная интеграция и координация научной и образовательной активности в области фундаментальной химии и наук о Земле.Научные исследования, проводимые в рамках институтов РАН силами студентов под руководством ведущих ученых, направлены на реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.
Представленный выше интеграционный подход позволяет решать следующие задачи:
вовлечение учащейся молодежи в разработку проблем фундаментальной и прикладной науки непосредственно в лабораториях научных институтов РАН;
решение комплексных научно-технических и технологических проблем, ориентированных на конечный результат, способный стать инновационным продуктом;
сохранение и развитие отечественных научных школ, обеспечение их преемственности, предотвращение старения научных кадров;
совершенствование системы подготовки научных кадров, в том числе высшей квалификации;
создание академических научно-образовательного центров (ассоциаций), обеспечивающих решение проблем развития высокотехнологических отраслей экономики и освоение секторов наукоемкой продукции;
организация взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями и компаниями с целью продвижения новых технологий в производство и далее на рынок;
создание условий для закрепления талантливой молодежи в сфере науки и высоких технологий.
Кафедра проблем устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева создана в 1995 г. с целью распространения идей устойчивого развития, разработки учебных планов и программ в этой предметной области в соответствии с рекомендациями Повестки дня на XXI век, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г.
Во всех странах в настоящее время развернута интенсивная работа по внедрению идей устойчивого развития в образование, общественную и личную жизнь граждан. Образование в области устойчивого развития поможет динамическому развитию интеллектуальных сил общества, что является необходимым условием достижения благороднейших целей: высокого уровня жизни, социального равенства для нынешних поколений и, вместе с тем, обеспечения возможностей для последующих поколений удовлетворять их собственные нужды. Основная трудность для ученых и педагогов, работающих в области образования для устойчивого развития, состоит в том, что большинство людей нуждается не в философском обосновании необходимости устойчивого развития, а в знаниях, обеспечивающих принятие решений, направленных на устойчивое развитие.
Образование XXI века должно обеспечить учащихся такими знаниями. Знания должны обновляться в течение всей жизни человека и должны реализоваться в каждодневных действиях отдельных людей, групп людей, наций, человечества в целом, обеспечивающих устойчивое развитие. Ядром образования для устойчивого развития является междисциплинарный подход к разработке учебных планов и программ, в обучении технике принятия решений, учитывающих кратковременные и долгосрочные последствия этих решений для экономики, окружающей Среды, мирового сообщества в целом.
Принципы, лежащие в основе образования для устойчивого развития, включают в себя (но не ограничиваются) получение фундаментальных естественнонаучных знаний, понимание междисциплинарных связей, системное мышление, непрерывность образования, навыки практических исследований, вовлечение в образовательный процесс неформальных объединений, семьи, личную ответственность за глобальные процессы. Экологическое образование и образование для устойчивого развития находятся в тесной взаимосвязи: образование для устойчивого развития исторически вышло из недр экологического образования. В последних документах ЮНЕСКО упоминается, что, к сожалению, наблюдается сосредоточение образовательных усилий на проблемах окружающей среды, а проблемы экономического развития и развития человеческой личности остаются без должного внимания. Поэтому ЮНЕСКО полагает, что необходимо развивать концепцию образования для устойчивого развития, базой которой могут стать успехи, достигнутые в области экологического образования.
Структура учебных планов и программ должна включать вопросы динамики народонаселения, этики, религии, экономики, других социальных дисциплин, проблемы гражданских прав, дополнительно к естественнонаучным проблемам функционирования биосферы.
Одним из основных направлений исследований кафедры является исследования элементного фосфора и физико-химических процессов с его участием.
В ходе работы мы получаем информацию для решения фундаментальной научной проблемы синтеза красного фосфора с заданными свойствами и строением.
Использование различных реакционных условий (растворы и гетерогенные системы) и инициирующих воздействий (гамма-излучения 60Со ибета-излучения Т2О)в соответствии с предлагаемыми методамипозволяет синтезировать фосфорсодержащие полимеры с невысокой молекулярной массой, содержащие химически связанные фрагменты растворителя и обладающие повышенной, в сравнении с “обычным” краснымфосфором, реакционной способностью.
Ведутся исследования в направлении синтеза неорганических полимеров элементного фосфорас различным наполнением (сера, графит, углеродные нанотрубки, бионаноматериалы (например, хитозан) и др.). Особое внимание в радиационно-химическом синтезе в последнее время уделяется получению наноструктур, на базе которых могут быть созданы новые материалы.
Работа в направлении радиационного синтеза различных фосфорсодержащих полимеров позволяет более глубоко понять механизмы процессов образования функциональных материалов многоцелевого назначения на основе полимеров элементного фосфора; разрабатываются методы исследования отдельных стадий синтеза, методы анализа состава и строения синтезируемых полимеров.
В рамках другого научного направления – разработки систем экологического мониторинга – ведутся исследования влияния аэрозольных частиц наноразмеров (ядер Айткена), выбрасываемых в атмосферу, на состояние здоровья населения.
Уникальное оборудование
изотопная гамма-установка МРХ-гамма-100
ИК-Фурье-спектрометр Tensor 27M Bruker
лазерный корреляционный спектрометр ЛКС
прибор для количественного определения фосфора HANNA HI 93706
компьютеры, объединенные в сеть, соответствующее программное обеспечение и оргтехника
механические и магнитные мешалки с подогревом до 300С
муфельная печь до 1200С
оптический микроскоп
ультразвуковой диспергатор
центрифуга
Уникальные методики
Интегрированный метод оценки состояния уровней загрязнения атмосферного воздуха
Исследование процессов с участием элементного фосфора (количественный и качественный анализ)
Метод пассивной дозиметрии газовых примесей и мелкодисперсных аэрозолей
Оценка влияния инновационных процессов науки и образования на динамику социально-экономического развития государства с использованием эколого-демографо-экономической модели ЭДЭМ
Вычислительный центр им. А.А. Дородницына РАН, Москва
Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН (ИГЕМ РАН) , Москва
Институт катализа им. Г.К.Борескова СО РАН, Новосибирск
Институт органической и физической химии им. А.Е.Арбузова КазНЦ РАН, Казань
Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН , Москва
Иркутский институт химии им. А.Е.Фаворского СО РАН, Иркутск
Йоркский университет, Великобритания
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,
Санкт-Петербургский государственный университет,
Университет Боулинг Грин, Центр фотохимических исследований, Огайо, США
Университет Нью-Хемпшир, США
Проекты и гранты
Грант Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ РФ (НШ-5305.2006.3) "Создание материалов с заданными свойствами на основе неорганических полимеров фосфора", 2006 - 2007
грант РФФИ (03-03-32821) "Исследование реакционной способности элементного фосфора в процессах синтеза красного фосфора с регулируемыми свойствами", 2003 - 2005
Научная программа “Университеты России” (268) "Теоретические основы синтеза неорганических полимеров с улучшенными свойствами (на основе элементных фосфора и серы)", 1996 - 2005
грант РФФИ (96-03-32755) "Строение и реакционная способность соединений фосфора в низших степенях окисления", 1996 - 1998
Наиболее значимые публикации
Кручина Е.Б., Тарасова Н.П., Судаков С.А., Мясоедов С.Н., Беляева М.П., "Оценка вклада базовых показателей в динамику комплексного показателя человеческого потенциала при формировании механизмов устойчивого развития экономических систем" // Менеджмент в России и за рубежом, 2006 (2), 17 - 28
Куимов В. А., Гусарова Н. К., Малышева С. Ф., Сухов Б. Г. , Сметанников Ю. В., Тарасова Н. П., Гусаров A. B., Трофимов Б. А., "Реакции элементного фосфора и фосфина с электрофилами в сверхосновных системах XVIII.* Фосфорилирование 1-(хлорметил)-нафталина " // Журнал общей химии, 2006, 76 (5), 744 - 749
Чекмарев А. М., Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В. /под ред. П.Д. Саркисова , "Химия, ядерная энергетика и устойчивое развитие" // ИКЦ «Академкнига»,, 2006
Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В., Артемкина И.М., Лавров И.А., Синайский М. А., Ермаков В.И., "Влияние полярности среды на процесс ионной радиационно-инициированной полимеризации элементного (белого) фосфора" // Доклады Академии наук, 2006, 410 (5 ), 640 - 642
Кручина Е.Б., Тарасова Н.П., Павловский Ю.Н., Белотелов Н.В., Бродский Ю.И., Оленев Н.Н. , "Методика применения имитационной эколого-демографо-экономической модели виртуального государства для оценки качества человеческого потенциала" // Менеджмент в России и за рубежом, 2006 (4), 38 - 45
V. G. Tsirelson, N. P. Tarasova, M. F. Bobrov, Yu. V. Smetannikov, "Quantitative Analysis of Bonding in P4 Clusters" // Heteroatom Chemistry, 2006, 17 (6), 572 - 578
Трофимов Б. А., Гусарова Н. К., Малышева С. Ф., Куимов., В. А., Сухов Б. Г., Шайхудинова С. И., Тарасова Н. П., Сметанников Ю. В., Синяшин О. Г., Будникова Ю. Г., Казанцева Т. И., Смирнов В. И. , "Реакции элементного фосфора с электрофилами в сверхосновных системах XVII.* Фосфорилирование арилалкенов активными модификациями элементного фосфора." // Журнал общей химии , 2005, 75 (9), 1439 - 1444
Ягодин Г.А., Тарасова Н.П., Пуртова Е.Е. , "Экология и устойчивое развитие " // Изд. дом Международного университета в Москве, 2005
Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В., Пермяков И.В., Мохов А.В., "Закономерности эмульсионной полимеризации элементного фосфора под действием гамма-излучения" // Известия высших учебных заведений. Химия и химическая технология., 2004, 47 (9), 50 - 52
Алымов В.Т., Тарасова Н.П., "Техногенный риск. Анализ и оценка. " // ИНЦ «Академкнига», 2004
Tarasova N.P., "Chemical Education and Sustainable Development in Russia" // Chemistry Intern., 2004, 26 (4), 3 - 6
Сухов Б.Г., Малышева С.Ф., Куимов В. А., Сметанников Ю.В., Тарасова Н.П., Лупанов А.Н., Гусарова Н.К., Трофимов Б.А. , "Реакция активированного красного фосфора с аллибромидом в условиях межфазного катализа. " // Журнал общей химии , 2004, 74 (7), 1219 - 1220
Sukhov B., Malysheva S., Vakul’skaya T., Tirsky V., Martynovich E., Smetannikov Y., Tarasova N.P., "Radiation defect formation processes as a method for activation of Red Phosphorus in the Trofimov-Gusarova Reaction." // Arkivoc., 2003, 4 (XIII), 196 - 204
Tarasova N.P., Smetannikov Yu.V. Polyiansky D.E., "Synthesis of Polymeric Forms of Phosphorus." // Green Industrial Applications of Ionic Liquids. / Kluwer Academic Publ. , 2003, 537 - 544
Тарасова Н.П., Кузнецов В.А. , Сметанников Ю.В., Малков А.В., Додонова А.А. , "Задачи и вопросы по химии окружающей среды: учеб. пособие для вузов." // Изд. "Мир", 2002
Тарасова Н.П., Сметанников Ю.В., Пермяков И.В. , "Радиационно-химический синтез фосфорсодержащих полимеров в присутствии неорганических добавок." // Доклады Академии наук, 2001, 380 (2), 204 - 207
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров
В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.
Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.
Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся
в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.