На Петербургском научном форуме «Наука и общество», посвященном нанотехнологиям (исследованиям и образованию) в рамках III Петербургской встречи Нобелевских лауреатов, 26 июня, как уже сообщалось, состоится круглый стол «Образование в области нанотехнологий», который будет вести Ректор МГУ академик, вице-президент РАН В.А.Садовничий. Мы будем рады получить Ваши ответы и пожелания на приведенные ниже злободневные вопросы, которые составят часть обсуждения на этом представительном форуме. Ваши ответы очень важны для обсуждения! В комментариях Вы можете также писать свои НОВЫЕ вопросы или комментировать Ваши ответы. По результатам круглого стола будет приняты неформальные решения, которые могут способствовать более эффективному формированию системы подготовки передовых кадров в области нанотехнологий. Пожалуйста, проголосуйте!
Пожалуйста, представьтесь |
Я школьник | (72) |
Я студент или аспирант | (78) |
Я преподаватель или научный сотрудник | (55) |
Я представитель бизнеса | (16) |
Никто из вышеперечисленных | (28) |
Регион моего проживания / работы |
Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область | (113) |
Центральные районы России | (53) |
Сибирь или Дальний Восток | (28) |
Южные районы России | (26) |
Страны СНГ или дальнего зарубежья | (29) |
Целью развития «нанообразования» должно быть... |
Успешная карьера выпускников и повышения уровня жизни молодого поколения | (37) |
Развитие фундаментальных наук | (84) |
Коммерциализация разработок и повышение общего благосостояния | (51) |
Вывод России в мировые лидеры в области нанотехнологий | (72) |
Это просто интересно – и все, ни к чему это не приведет | (3) |
Для успешной работы в области нанотехнологий образовательным учреждениям необходимо выпускать |
Специалистов (срок обучения 5 лет по классической российской схеме) | (98) |
Бакалавров (срок обучения 4 года) | (7) |
Магистров (срок специализированного обучения 2 года ПОСЛЕ бакалавриата) | (67) |
Это возможно только для аспиратнтов | (17) |
«Переученных» правильно бакалавров и других выпускников, а также любых других специалистов после комплексной переподготовки в формирующихся федеральных Научно-Образовательных Центрах на базе МГУ, МГТУ («бауманка»), ВУЗов Санкт-Перербурга, Новосибирска (Академгородок) и пр. | (57) |
Как должно быть организовано обучение магистров в области нанотехнологий |
Как того хотят ВУЗы по всей стране (стихийно, свободный «рынок» выпускников) | (29) |
Планово, по госзаказу (бюджетные места), с повышенной стипендией и доступом в Федеральные Научно-Образовательные Центры | (90) |
На основе трехсторонних соглашений «ВУЗ-магистрант-крупный работодатель» (с будущей гарантированной карьерой в компании работодателя) | (101) |
Обучение нанотехнологиям зарубежом с возвратом в РФ после обучения | (25) |
Что должен знать и уметь выпускник ВУЗа со степенью магистр в области нанотехнологий |
Теоретические основы различных наук (междисциплинарность) и основы нанотехнологий (в виде спецкурсов) | (21) |
Все 6 лет заниматься только изучением нанотехнологий | (9) |
Фундаментальные основы естественных наук (междисциплинарность) и практические основы нанотехнологий (специализированные углубленные курсы и научная работа с выходом в свет статей в рецензируемых журналах, а также активное участие в конференциях и ознакомление на практике с современным оборудованием) | (174) |
Только практическая (научная) работа на современном оборудовании в рамках хоздоговоров и научных грантов сможет создать истинного специалиста | (42) |
Сколько должно быть крупных федеральных центров, которые будут готовить сертифицированных магистров мирового уровня в области нанотехнологий |
3-4 по всех стране в основных высокоразвитых регионах (Москва и Санкт-Перербург, Центральный район, Новосибирск, Южный федеральный округ) при крупных ВУЗах, развивающих междисциплинарное многоуровневое обучение, сотрудничающих с Российской Академией Наук и крупными работодателями | (112) |
Чем больше, тем лучше (дайте всем ВУЗам деньги) | (37) |
Формировать Научно-образовательные центры только в успешных институтах РАН | (42) |
Формировать научно-образовательные центры только при поддержке частного бизнеса в виде центров переноса технологий, бизнес-инкубаторов и пр. | (26) |
Надо использовать систему стипендий для стажировки в крупнейших зарубежных ВУЗах и Научных Центрах | (27) |
Аспирантура в области нанотехнологий должна быть |
Бюджетной, 3 года, как есть сейчас (все устаивает) | (49) |
Бюджетной, 4 года, с дополнительными образовательными программами | (100) |
Платной, плавающий срок – вплоть до завершения диссертации | (6) |
Целевой, в рамках сотрудничества ВУЗа/РАН и высокотехнологичных успешных компаний | (72) |
Целевой, с целью сохранения и развития существующих научных школ | (18) |
В чем должны участвовать работодатели при разработке и реализации образовательных программ в области нанотехнологий |
В формировании набора компетенций выпускников | (46) |
В формировании учебных планов | (20) |
В наборе студентов | (9) |
В аттестации выпускников | (16) |
В предоставлении работы выпускникам (по принципу целевой магистратуры или аспирантуры) | (150) |
Как вернуть (использовать опыт) бывших соотечественников? |
Они потеряли связь с Россией, раз уехали, их опыт бесполезен | (8) |
Самых успешных из них следует попытаться вернуть в Россию и интегрировать в систему развития нанотехнолгий в Российской Федерации, используя их опыт, знания и связи | (78) |
С ними надо работать дистанционно или использовать их связи для реализации академического обмена (поездки из России за границу для временной работы или для использования имеющихся у бывших соотечественников оборудования и ресурсов для совместных научных или практико-ориентированных исследований) | (156) |
Какие из существующих структур могут выступать локомотивами формирования системы подготовки кадров для наноиндустрии? |
Крупные ВУЗы | (107) |
Российская Академия Наук | (46) |
Госкорпорации и крупный частный бизнес | (37) |
Государство (министерство науки и образования, Правительственный Совет по нанотехнологиям и пр.) | (34) |
Военно-промышленный комплекс | (18) |
Какое дополнительнее образование в области нанотехнологий лучше |
Очное, стажировки или расширенные специализированные курсы (школы) | (170) |
Заочно-вечернее | (14) |
Дистанционное с использованием средств Интернет | (52) |
Самостоятельная работа по имеющимся учебникам со сдачей экстерном освоенного материала | (6) |
Насколько реальна и обоснована непрерывная система образования «школа-ВУЗ-работодатель»? |
Нет, надо средней школе оставить свое, высшей школе – свое, а рынок сам заберет себе лучших выпускников | (80) |
Да, формирование такой системы жизненно необходимо | (161) |
Нужна ли специальность ВАК по нанотехнологиям? |
Да, конечно | (162) |
Нет, достаточно уже существующих специальностей | (70) |
С какого возраста стоит начать серьезно (прицельно) говорить о нанотехнологиях? |
Школа | (64) |
Бакалавриат | (42) |
Магистратура | (25) |
Аспирантура | (3) |
На всех стадиях образовательного процесса | (108) |
Что лучше для популяризации знаний в области нанотехнологий |
Газеты, журналы | (12) |
Книги | (14) |
Лекции в ВУЗах и институтах РАН | (49) |
Интернет-ресурсы | (89) |
Фильмы, радио, телевидение | (78) |