Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Стекло и наноматериалы

Ключевые слова:  курс, наноматериал, олимпиада, стекло

Автор(ы): Андреев Максим Николаевич, Дроздов Андрей Анатольевич

Опубликовал(а):  Семенова Анна Александровна

03 декабря 2018

Для подготовки к наноолимпиаде публикуем краткий курс по стеклообразным материалам, их истории и использованию нанотехнологий для получения стекла и стеклокерамики. Курс состоит из трех связанных по смыслу частей (пособий) и расчитан, в основном, на школьников 7 - 11 классов. Каждая часть имеет свою библиографию и иллюстративный материал.

1. Кристаллические глазури - методическое пособие для школьников (авторы - доцент А.А. Дроздов, М.Н. Андреев).

Одним из самых эффектных способов декорирования керамических изделий является покрытие их так называемыми кристаллическими глазурями, которые представляют собой двумерные стеклокерамические материалы. В процессе обжига изделия в тонком слоя стекла, растекающегося по его поверхности, происходит направленная кристаллизация. Наибольшее распространение получили глазури на основе виллемита – ортосиликата цинка. Данное пособие адресовано школьникам, интересующимся современными неорганическими материалами – их историей, способами изготовления, свойствами. Пособие состоит из двух частей. В теоретической части подробно описаны свойства кристаллических глазурей, методы их синтеза, рассмотрена история их появления. Практическая часть представляет собой краткое руководство для получения кристаллических глазурей. Те школьники, которые не имеют возможности получить собственную глазурь в школьной лаборатории, могут воспользоваться покупными глазурями, которые представлены на рынке. В этом случае достигать своих собственных эффектов удается, вводя в готовую глазурь различные красящие добавки – соли или оксиды переходных металлов, а также варьируя режим обжига. Пособие написано так, что некоторые его главы по уровню изложения доступны школьникам 9 класса. Оно адресовано тем учащимся, которые под руководством учителя занимаются проектной деятельностью. Открыть пособие

2. Кубок Ликурга и явление дихроизма в стеклах (авторы - доцент А.А. Дроздов, М.Н. Андреев).

Данное пособие адресовано тем школьникам и студентам младших курсов, которые интересуются проблемами дихроизма в стеклах. Немногие знают, что введением микродобавок в тройную систему Na2O-CaO-SiO2 (сокращенно - NCS) в области составов, близких к оконному стеклу, можно создавать материалы с различной окраской в отраженном и проходящем свете. Исторически первым и на сегодняшний день единственным примером материалов с данными свойствами служит группа позднеримских стекол, предположительно происходящих из одной мастерской, локализованной в Александрии или в Риме. Самым известным предметом, выполненным из данного стекла, является кубок Ликурга (Lycurgus cup), хранящийся в Британском музее. Древние стекла представляют собой сложные многокомпонентные системы, в которых не все микропримеси являются функциональными, то есть не обуславливают их практически значимые свойства. Так, стекло кубка Ликурга может быть полностью воспроизведено с использованием шихты, содержащей помимо трех основных (для NCS системы) более десятка микрокомпонентов. В настоящее время эффект дихроизма, то есть различие окраски стекла в проходящем и отраженном свете, в технике достигают путем модифицирования поверхности. В то же время в стекле кубка Ликурга эффект дихроизма проявляется в объеме образца. Такие стекла не так чувствительны к повреждению поверхности, как традиционно используемые, и более просты в изготовлении. Важной задачей является создание новых силикатных стекол с эффектом дихроизма на базе изучения исторических составов. Открыть пособие

3. Стекло «золотой рубин» - нанотехнологии в стеклоделии - популярный очерк для школьников (авторы - доцент А.А. Дроздов, М.Н. Андреев).

«Золотым рубином» называют стекло, окрашенное наночастицами золота в различные оттенки розового, красного, малинового и пурпурного цветов. Такое стекло получают, вводя в шихту соединения золота. Обычно используют золотохлористоводородную кислоту, полученную растворением золотой фольги в царской водке, или кассиев пурпур – коллоидное золото, находящееся на поверхности микрочастиц диоксида олова. Сваренный в печи при высокой температуре, «рубин» бесцветный или бледно-желтый. Свойственную ему яркую окраску он приобретает при вторичной термообработке. Этот процесс технологи называют наведением окраски или «наводкой». В процессе наводки ионы золота, присутствующие в стекле, восстанавливаются, а образующиеся атомы объединяются в наночастицы. Открыть очерк

Прикрепленные файлы:
 
 
 

В статье использованы материалы: Олимпиада , Химический факультет МГУ


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Кристалл иодида свинца
Кристалл иодида свинца

Периодическую таблицу Менделеева опять улучшили: наночастицы пятивалентного плутония
Соединения шестивалентного плутония в щелочной среде могут привести к кристаллизации фазы (NH4)PuO2CO3, которая стабильна в течение нескольких месяцев и содержит пятивалентный плутоний. Получение новой фазы пятивалентного плутония фундаментально интересно и открывает новые возможности в разработке более эффективных технологий переработки радиоактивных отходов.

MAPPIC 2019. Второй день
15 октября 2019 года прошел второй день I Московской осенней международной конференции по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

MAPPIC 2019. Первый день
14 октября 2019 года успешно открылась I Московская осенняя международная конференция по перовскитной фотовольтаике (Moscow Autumn Perovskite Photovoltaics International Conference – MAPPIC-2019). В сообщении приведены темы докладов и небольшой фоторепортаж.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.