Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Солнечная энергетика и школьники

Ключевые слова:  солнечная энергетика, университетская гимназия

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

07 января 2017

Перовскитные солнечные батареи – новый перспективный класс солнечных элементов третьего поколения. Интерес к данному типу солнечных ячеек обусловлен их достаточно низкой стоимостью, простотой изготовления и масштабирования в сочетании с высокой эффективностью на уровне широко распространенных кремниевых батарей. Огромное количество научных лабораторий по всему миру занимается разработкой эффективных перовскитных солнечных ячеек и поиску решений для повышения их стабильности (см. лекцию Проф. М.Гретцеля в МГУ). Совершенно закономерно, что тематика первой молодежной лаборатории, созданной в Московском Государственном Университете в ноябре 2016 года по просьбе декана ФНМ академика К.А.Солнцева ректором МГУ академиком В.А.Садовничим, посвящена новым материалам для солнечной энергетики (НМСЭ).

Разработка новых материалов и процессов – приоритет лаборатории. В то же время, совершенно очевидно, что дальнейший прогресс – дело новых идей и новых кадров. Поэтому сотрудники молодежной лаборатории новых материалов для солнечной энергетики по приглашению Университетской Гимназии курируют проектную деятельность группы школьников – энтузиастов. Проектная деятельность школьников направлена на повышение интереса молодых людей к науке, а также дает возможность ребятам погрузиться в интересующую их тематику и получить много новых знаний из различных областей науки. В настоящее время школьники вовлечены в проект лаборатории НМСЭ по созданию перовскитных солнечных ячеек на основе гибридных органо – неорганических перовскитов, и это является одним из важных направлений популяризации науки в Московском университете через взаимодействие молодых ученых и будущих абитуриентов, направленное на создание и развитие новых научных школ. Школьники старших классов Университетской гимназии в рамках своей проектной деятельности знакомятся с теоретическими основами фотовольтаики, изучают методы получения и исследования материалов (рентгенофазовый анализ, электронная микроскопия, оптическая спектроскопия), проводят экспериментальные работы по изготовлению перовскитных ячеек, характеризацию получаемых материалов и солнечной ячейки в целом, а также, конечно, подготовку выступлений по проделанной научной работе.

За прошедшие несколько месяцев занятий школьники уже успели достигнуть хороших результатов в понимании элементарных процессов, происходящих внутри перовскитной ячейки. Они познакомились с работой приборов Центра коллективного пользования ФНМ МГУ и узнали, для чего нужен тот или иной прибор и метод исследования. Во время первой проектной сессии в Университетской гимназии школьники приняли участие в изготовлении их первой перовскитной солнечной ячейки. Они увидели на практике, как легко и быстро можно создать такую ячейку, однако это лишь начало... Первый этап экспериментальной практики в лаборатории НМСЭ завершился отчетом школьников на их первой научной конференции в Университетской Гимназии. Ребята при помощи сотрудников лаборатории НМСЭ подготовили информативную презентацию, включающую в себя полученные теоретические знания по типам солнечных батарей и механизмам их работы, а также более детальную информацию об устройстве перовскитных солнечных ячеек и результаты экспериментальной работы в лаборатории, в том числе, полученные ими результаты по оптической, электронной микроскопии, рентгенофазовому анализу. Уже на данном этапе ребята многого смогли добиться, освоив основы различных методов исследования материалов и принципы работы солнечных ячеек. Конечно, достигнутые результаты являются лишь первой ступенью на пути школьников к ознакомлению с таким интересным и перспективным объектом как перовскитные солнечные батареи. Конечной целью данного проекта является более глубокое и детальное понимание принципов работы и устройства перовскитных солнечных ячеек, знание основных методов их получения и исследования, а также умение преподнести полученные результаты. Как было показано в рамках Недели науки в МГУ, именно такая сложная и долгая дорога является правильным, хотя и тернистым, путем воспитания будущих исследователей, перспективных молодых ученых, способных совершить новые научные открытия.

Автор - Н.Шленская, аспирант ФНМ МГУ. Авторы фотографий - школьники Университетской Гимназии.

Видеозапись лекции - здесь.

Работа проводится при финансовой поддержке ФЦП в рамках соглашения о предоставления субсидии 14.607.21.0147 в области прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (проект RFMEFI60716X0147).





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Ещё про декабрист
Ещё про декабрист

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Гибкие графеновые микротранзисторы для картирования активности мозга. Первые эксперименты in vivo. На пути к ковалентным кристаллам CL-20. Фуллерены: носители и сенсоры лекарств. “Спиновая динамика упорядоченных и квантовых магнетиков” Семинар–чтения, посвященный памяти Л.А. Прозоровой. Московскому технологическому университету МИРЭА - 70-лет!

В МГУ пройдет летняя школа учителей химии
Приглашаем Вас принять участие в Летней школе учителей химии «Обучение химии в условиях реализации ФГОС».

7-ая конференция Nano and Giga Challenges 2017
С 18 по 22 сентября 2017 года в Национальном Исследовательском Томском Государственном Университете (ТГУ) будет проходить международная конференция NGC/CTRP 2007 - объединенный форум, который включает в себя 7-ую конференцию из серии "Nano and Giga Challenges" (школа и симпозиум по проблемам наноэлектроники, форотоники и альтернативной энергетике - NGC2017), 7-ую конференцию из серии "Актуальные Проблемы Радиофизики" (Current Trends in Radiophysics - CTRP2017)

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.