Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Солнечная энергетика и школьники

Ключевые слова:  солнечная энергетика, университетская гимназия

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

07 января 2017

Перовскитные солнечные батареи – новый перспективный класс солнечных элементов третьего поколения. Интерес к данному типу солнечных ячеек обусловлен их достаточно низкой стоимостью, простотой изготовления и масштабирования в сочетании с высокой эффективностью на уровне широко распространенных кремниевых батарей. Огромное количество научных лабораторий по всему миру занимается разработкой эффективных перовскитных солнечных ячеек и поиску решений для повышения их стабильности (см. лекцию Проф. М.Гретцеля в МГУ). Совершенно закономерно, что тематика первой молодежной лаборатории, созданной в Московском Государственном Университете в ноябре 2016 года по просьбе декана ФНМ академика К.А.Солнцева ректором МГУ академиком В.А.Садовничим, посвящена новым материалам для солнечной энергетики (НМСЭ).

Разработка новых материалов и процессов – приоритет лаборатории. В то же время, совершенно очевидно, что дальнейший прогресс – дело новых идей и новых кадров. Поэтому сотрудники молодежной лаборатории новых материалов для солнечной энергетики по приглашению Университетской Гимназии курируют проектную деятельность группы школьников – энтузиастов. Проектная деятельность школьников направлена на повышение интереса молодых людей к науке, а также дает возможность ребятам погрузиться в интересующую их тематику и получить много новых знаний из различных областей науки. В настоящее время школьники вовлечены в проект лаборатории НМСЭ по созданию перовскитных солнечных ячеек на основе гибридных органо – неорганических перовскитов, и это является одним из важных направлений популяризации науки в Московском университете через взаимодействие молодых ученых и будущих абитуриентов, направленное на создание и развитие новых научных школ. Школьники старших классов Университетской гимназии в рамках своей проектной деятельности знакомятся с теоретическими основами фотовольтаики, изучают методы получения и исследования материалов (рентгенофазовый анализ, электронная микроскопия, оптическая спектроскопия), проводят экспериментальные работы по изготовлению перовскитных ячеек, характеризацию получаемых материалов и солнечной ячейки в целом, а также, конечно, подготовку выступлений по проделанной научной работе.

За прошедшие несколько месяцев занятий школьники уже успели достигнуть хороших результатов в понимании элементарных процессов, происходящих внутри перовскитной ячейки. Они познакомились с работой приборов Центра коллективного пользования ФНМ МГУ и узнали, для чего нужен тот или иной прибор и метод исследования. Во время первой проектной сессии в Университетской гимназии школьники приняли участие в изготовлении их первой перовскитной солнечной ячейки. Они увидели на практике, как легко и быстро можно создать такую ячейку, однако это лишь начало... Первый этап экспериментальной практики в лаборатории НМСЭ завершился отчетом школьников на их первой научной конференции в Университетской Гимназии. Ребята при помощи сотрудников лаборатории НМСЭ подготовили информативную презентацию, включающую в себя полученные теоретические знания по типам солнечных батарей и механизмам их работы, а также более детальную информацию об устройстве перовскитных солнечных ячеек и результаты экспериментальной работы в лаборатории, в том числе, полученные ими результаты по оптической, электронной микроскопии, рентгенофазовому анализу. Уже на данном этапе ребята многого смогли добиться, освоив основы различных методов исследования материалов и принципы работы солнечных ячеек. Конечно, достигнутые результаты являются лишь первой ступенью на пути школьников к ознакомлению с таким интересным и перспективным объектом как перовскитные солнечные батареи. Конечной целью данного проекта является более глубокое и детальное понимание принципов работы и устройства перовскитных солнечных ячеек, знание основных методов их получения и исследования, а также умение преподнести полученные результаты. Как было показано в рамках Недели науки в МГУ, именно такая сложная и долгая дорога является правильным, хотя и тернистым, путем воспитания будущих исследователей, перспективных молодых ученых, способных совершить новые научные открытия.

Автор - Н.Шленская, аспирант ФНМ МГУ. Авторы фотографий - школьники Университетской Гимназии.

Видеозапись лекции - здесь.

Работа проводится при финансовой поддержке ФЦП в рамках соглашения о предоставления субсидии 14.607.21.0147 в области прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (проект RFMEFI60716X0147).





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Пьезодомены YMnO3
Пьезодомены YMnO3

Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2019 год
Объявлены лауреаты премии Правительства Москвы молодым ученым за 2019 год. Премией отмечены 50 работ молодых столичных ученых. Среди лауреатов 12 сотрудников МГУ имени М.В.Ломоносова. Конкурс на получение премий Правительства Москвы молодым ученым проводится с 2013 года. Торжественное награждение победителей состоится 7 февраля 2020 года в Государственном Кремлевском дворце.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Перерождение кремния: от полупроводника к металлу. Морская губка – основа для создания новых наноструктурных композитов. Нитрид-борные аналоги углеродных колец. Лучшие научные сюжеты года по версии APS. Сверхпроводимость ставит новый температурный рекорд. Звук переносит массу? Всяко-разно.

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 6)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-6
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Да пребудет с вами сила плазмонов!
А.А.Семенова, Э.Н.Никельшпарг, Е.А.Гудилин, Н.А.Браже
Ученые Московского университета приблизились к решению проблем современной медицинской диагностики с использованием единичных клеток и их органелл путем разработки новых неинвазивных оптических методов анализа.

Юрий Добровольский: «Через 50 лет вся энергия будет вырабатываться биоорганизмами»
Андрей Бабицкий, Юрий Добровольский
Главный редактор ПостНауки Андрей Бабицкий побеседовал с химиком Юрием Добровольским о науке о материалах, будущем энергетики и новых аккумуляторах

Константин Жижин, член-корреспондент РАН: «Бор безграничен»
Наталия Лескова
Беседа с К.Ю. Жижиным, заместителем директора Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова по научной работе, главным научным сотрудником лаборатории химии легких элементов и кластеров.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.