Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Солнечная энергетика и школьники

Ключевые слова:  солнечная энергетика, университетская гимназия

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

07 января 2017

Перовскитные солнечные батареи – новый перспективный класс солнечных элементов третьего поколения. Интерес к данному типу солнечных ячеек обусловлен их достаточно низкой стоимостью, простотой изготовления и масштабирования в сочетании с высокой эффективностью на уровне широко распространенных кремниевых батарей. Огромное количество научных лабораторий по всему миру занимается разработкой эффективных перовскитных солнечных ячеек и поиску решений для повышения их стабильности (см. лекцию Проф. М.Гретцеля в МГУ). Совершенно закономерно, что тематика первой молодежной лаборатории, созданной в Московском Государственном Университете в ноябре 2016 года по просьбе декана ФНМ академика К.А.Солнцева ректором МГУ академиком В.А.Садовничим, посвящена новым материалам для солнечной энергетики (НМСЭ).

Разработка новых материалов и процессов – приоритет лаборатории. В то же время, совершенно очевидно, что дальнейший прогресс – дело новых идей и новых кадров. Поэтому сотрудники молодежной лаборатории новых материалов для солнечной энергетики по приглашению Университетской Гимназии курируют проектную деятельность группы школьников – энтузиастов. Проектная деятельность школьников направлена на повышение интереса молодых людей к науке, а также дает возможность ребятам погрузиться в интересующую их тематику и получить много новых знаний из различных областей науки. В настоящее время школьники вовлечены в проект лаборатории НМСЭ по созданию перовскитных солнечных ячеек на основе гибридных органо – неорганических перовскитов, и это является одним из важных направлений популяризации науки в Московском университете через взаимодействие молодых ученых и будущих абитуриентов, направленное на создание и развитие новых научных школ. Школьники старших классов Университетской гимназии в рамках своей проектной деятельности знакомятся с теоретическими основами фотовольтаики, изучают методы получения и исследования материалов (рентгенофазовый анализ, электронная микроскопия, оптическая спектроскопия), проводят экспериментальные работы по изготовлению перовскитных ячеек, характеризацию получаемых материалов и солнечной ячейки в целом, а также, конечно, подготовку выступлений по проделанной научной работе.

За прошедшие несколько месяцев занятий школьники уже успели достигнуть хороших результатов в понимании элементарных процессов, происходящих внутри перовскитной ячейки. Они познакомились с работой приборов Центра коллективного пользования ФНМ МГУ и узнали, для чего нужен тот или иной прибор и метод исследования. Во время первой проектной сессии в Университетской гимназии школьники приняли участие в изготовлении их первой перовскитной солнечной ячейки. Они увидели на практике, как легко и быстро можно создать такую ячейку, однако это лишь начало... Первый этап экспериментальной практики в лаборатории НМСЭ завершился отчетом школьников на их первой научной конференции в Университетской Гимназии. Ребята при помощи сотрудников лаборатории НМСЭ подготовили информативную презентацию, включающую в себя полученные теоретические знания по типам солнечных батарей и механизмам их работы, а также более детальную информацию об устройстве перовскитных солнечных ячеек и результаты экспериментальной работы в лаборатории, в том числе, полученные ими результаты по оптической, электронной микроскопии, рентгенофазовому анализу. Уже на данном этапе ребята многого смогли добиться, освоив основы различных методов исследования материалов и принципы работы солнечных ячеек. Конечно, достигнутые результаты являются лишь первой ступенью на пути школьников к ознакомлению с таким интересным и перспективным объектом как перовскитные солнечные батареи. Конечной целью данного проекта является более глубокое и детальное понимание принципов работы и устройства перовскитных солнечных ячеек, знание основных методов их получения и исследования, а также умение преподнести полученные результаты. Как было показано в рамках Недели науки в МГУ, именно такая сложная и долгая дорога является правильным, хотя и тернистым, путем воспитания будущих исследователей, перспективных молодых ученых, способных совершить новые научные открытия.

Автор - Н.Шленская, аспирант ФНМ МГУ. Авторы фотографий - школьники Университетской Гимназии.

Видеозапись лекции - здесь.

Работа проводится при финансовой поддержке ФЦП в рамках соглашения о предоставления субсидии 14.607.21.0147 в области прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (проект RFMEFI60716X0148).





Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Золотой знак качества
Золотой знак качества

Обо всем и сразу
О всех конкурсах наноолимпиады. Продолжается прием решений и консультации участников по всем конкурсам олимпиады. Ждем новых участников и желаем творческих успехов тем, кто уже начал решать задания наноолимпиады.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Графен и трение. Ловушки для дираковских фермионов. Заслон квантовым ошибкам. Нематическая квантово-холловская жидкость на поверхности висмута. Рост критической температуры при поверхностном электронном допировании Ba(Fe1.94Co0.06)2As2. Нанотехнологии создают “умный” текстиль. Разделение газовых смесей пористым фосфореном допировании. Линейный датчик на нелинейном эффекте. Фуллерен C720 как накопитель молекулярного водорода. Химическое эхо.

С Новым годом!
C новым годом! С новой Олимпиадой! Удачи и счастья...

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь
ТАСС
Интервью Генерального директора ФИОП А.Г.Свинаренко ТАСС.

Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены
Ларин В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены. Владимир Владимирович Ларин, учитель физики, Лицей «Вторая школа» г. Москвы, методист первой проектной смены Образовательного центра «Сириус».

Молекулы, волосы, микросхемы, магнитные диски - как все это устроено? – сканирующий зондовый микроскоп поможет Вам это понять!
Быков В.А.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: В.А.Быков, д.т.н., профессор Московского Физико - Технического Института, генеральный директор группы компаний НТ-МДТ Spectrum Instruments, руководитель Нанотехнологического Общества России (НОР) "Молекулы, волосы, микросхемы, магнитные диски - как все это устроено? – сканирующий зондовый микроскоп поможет Вам это понять!"

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.