Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

«Разрядка» графеном и молекулярное экранирование

Ключевые слова:  AnanikovLab, графен, ИОХ РАН

Опубликовал(а):  Попова Олеся Геннадьевна

09 февраля 2016

Ученые выявили уникальное свойство графена – способность экранировать химическое взаимодействие на молекулярном уровне. Обнаруженный экранирующий эффект позволяет целенаправленно изменять реакционную способность молекул, регулировать активность катализаторов и конструировать углеродные нанореакторы нового типа (DOI: 10.1039/C5CP05586E).

Лист графена может служить эффективным химическим экраном, регулирующим взаимодействие молекул субстрата с активными частицами (© AnanikovLab).

Уникальное сочетание свойств графена приводит к тому, что молекулы, находящиеся по разные стороны от листа графена, не могут непосредственно реагировать между собой, но могут чувствовать влияние друг друга через графеновый слой (толщина листа графена равна одному атому). Идеей учёных из ИОХ РАН было рассмотреть графеновый химический экран и его способность «гасить» или наоборот «усиливать» передачу такого влияния.

Были применены методы молекулярного моделирования, позволяющие теоретически прогнозировать и объяснять реакционную способность молекул. На роль активных частиц были выбраны различные органические многозарядные катионы, которые присутствуют в виде дефектных центров в углеродных материалах. В качестве молекулы субстрата, подвергающейся действию этих катионов, были выбраны карбонильные комплексы палладия, которые используются в химии как предшественники катализаторов. При непосредственном контакте (без листов графена) катион придал комплексу палладия значительный положительный заряд. Добавление между катионом и комплексом палладия экрана в виде одного листа графена привело заметному уменьшению заряда комплекса («разрядка» на 25% от первоначального значения). Усиление экранирования путем добавления еще одного листа графена привело к дальнейшему уменьшению заряда комплекса еще на 20%, а третий лист графена «разрядил» комплекс еще на 12%.

Таким образом, листы графена эффективно экранируют химические взаимодействия. Одно из применений описанного явления связано с уменьшением воздействия дефектных центров на поверхности углеродных материалов, другой, не менее важной областью применения, является регулирование избирательности и активности металлических катализаторов на углеродной подложке.

Экспериментальная проверка наглядно подтвердила теоретические прогнозы. Исследователи получили углеродные материалы, содержащие дефекты на поверхности. Эти дефекты служат аналогами активных частиц, экранирование действия которых и нужно добиться. Было показано, что наночастицы палладия адсорбируются именно в областях локализации дефектов, что подтверждает высокую активность последних. Однако как только дефекты были покрыты несколькими слоями графеновых чешуек, распределение частиц металла стало равномерным, то есть, наночастицы перестали чувствовать влияние дефектов вследствие их экранирования графеном.

Полученные данные не только расширяют наше понимание химии графеновых систем, но и, возможно, приведут к получению новых адаптивных каталитических систем, сочетающих в себе свойства и катализатора и нанореактора одновременно.

Статья «Shielding the chemical reactivity using graphene layers for controlling the surface properties of carbon materials» Alexandr E. Sedykh, Evgeniy G. Gordeev, Evgeniy O. Pentsak, Valentine P. Ananikov опубликована в журнале Physical Chemistry Chemical Physics (Royal Society of Chemistry).

Библиографическая ссылка: Phys. Chem. Chem. Phys., 2016, 18, 4608-4612.

DOI: 10.1039/C5CP05586E

Он-лайн ссылка: http://dx.doi.org/10.1039/C5CP05586E



Источник: Phys. Chem. Chem. Phys.




Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Червячки
Червячки

Участники очного тура Олимпиады среди школьников
Завершена апелляция, и подведены итоги отборочного тура по школьным конкурсам: Физика, Химия, Математика, Биология, "Гениальные мысли" и "Юный эрудит". Опубликованы списки участников очного тура олимпиады среди школьников. Доступны дипломы участников заочного тура.

Ведущие игроки инновационной сферы консолидируют усилия по развитию коммуникаций на площадке клуба «Сумма технологий»
В рамках мероприятий Национальной премии «Серебряный Лучник» состоялся круглый стол Экспертного клуба «Сумма технологий» - «Коммуникационная поддержка российских инноваций».

Апелляция решений школьных конкурсов наноолимпиады
Жюри завершило проверку ответов по школьным конкурсам "Физика", "Химия", "Математика", "Биология", "Гениальные мысли", "Юный эрудит". Ответы по всем конкурсам, кроме творческих, опубликованы, Вы можете сравнить их со своими решениями и провести апелляцию в случае, если Вы не согласны с выставленными оценками. Большое спасибо за Ваши решения и Вашу активность! Жюри всегда максимально доброжелательно ко всем участникам, обязательно участвуйте в апелляции! После завершения апелляции изменение оценок проводиться не будет, они станут окончательными и определят Ваше дальнейшее участие в завершающем, очном, туре Олимпиады.

Измерение неоднородности оптических свойств наночастиц PbSe в растворе при помощи двумерной фемтосекундной спектроскопии
Баранов Дмитрий Александрович
Заметка о статье в которой удалось измерить неоднородность оптических свойств квантовых точек селенида свинца в растворе методом двумерной оптической спектроскопии и увязать эту неоднородность с распределением квантовых точек по размерам.

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь
ТАСС
Интервью Генерального директора ФИОП А.Г.Свинаренко ТАСС.

Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены
Ларин В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены. Владимир Владимирович Ларин, учитель физики, Лицей «Вторая школа» г. Москвы, методист первой проектной смены Образовательного центра «Сириус».

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.