Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

О долине МГУ, одаренных детях и большой науке

Ключевые слова:  210 лет, Долина МГУ, Интервью, МГУ, Наука

Автор(ы): Владимир Корягин

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

04 декабря 2015

В 2015 году исполняется 210 лет старейшей научной организации России — Московскому обществу испытателей природы. Для чего оно нужно, как в нем оказались Дарвин и Эйнштейн и при чем тут долина МГУ, рассказал президент общества, ректор МГУ Виктор Садовничий.

«Лента.ру»: Как вышло, что самая старая научная организация России, как говорится, не на слуху?

Виктор Садовничий: Очень жаль, что не на слуху, мы это постараемся исправить. На самом деле, Московское общество испытателей природы — старейшее научное общество России. Основано 210 лет тому назад.

Вообще, идея создания при Московском университете научных обществ принадлежит Михаилу Муравьеву. Он сам выпускник Московского университета, был его попечителем. Но устав общества утвердил император Александр I. Так общество стало императорским. Муравьев был инициатором, а непосредственным руководителем, пожизненным директором Московского общества испытателей природы избрали профессора московского университета, зоолога Григория Ивановича Фишера. Президентом назначили графа Алексея Кирилловича Разумовского.

И чем же общество занималось?

Еще Михаил Ломоносов говорил, что люди должны не только учиться, но и заниматься наукой. Московское общество испытателей природы и другие общества выполняли важную задачу: делали науку модной и престижной.

Посмотрите, кто был в МОИП: реформатор Сперанский, граф Шереметьев, министр иностранных дел Несельроде, князь Оболенский, граф Мусин-Пушкин, генерал-губернатор Новороссии Воронцов, полярный исследователь Врангель, генерал-губернатор Москвы Голицын и многие другие. В XIX веке МОИП стал мощным центром научных исследований: здесь изучали природу России и смежных стран, создавали коллекции минералов.

Дарвин, Гете, Гумбольдт, Фарадей, Эйнштейн. Знаете, что их объединяет? Все они были членами Московского общества испытателей природы. Состоять в обществе было огромной честью.

А что изменилось?

Практически ничего: в XX веке члены общества начали изучать практические вопросы, например, искать полезные ископаемые, продолжая изучать природу. Усилилось взаимодействие с Московским университетом. В частности, при МГУ стали создаваться музеи и размещаться различные коллекции…

История, безусловно, интересна. Но что делается сейчас?

Московское общество испытателей природы активно участвует в реализации проекта «Ноев ковчег», связанного с биоразнообразием и сохранением всего живого на Земле. Базой этому проекту послужат и наши музеи, и наши институты, и наши факультеты, и наши кафедры. МОИП ведет большую работу, поддерживая региональные секции естествоиспытателей. Таких примеров тысячи. У нас множество планов, и мы наметили следующее собрание МОИП на май 2016 года. Оно пройдет на площадке Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».

Не могу не задать вопрос про планы МГУ: как продвигается создание научно-технологической долины?

Как говорится, мы на марше: проект поддержали на общественных слушаниях Москвы. Сейчас идет подготовка к тендеру на проектирование. Соответствующие обращения находятся в правительстве России. Мы готовы приступить к проектированию кластеров и корпусов.

В проекте долины значится музейный комплекс. Вы намерены экспонировать и коллекции Московского общества испытателей природы?

На самом деле они уже экспонируются в музеях МГУ. Замысел музейно-выставочного комплекса состоит в том, чтобы выставить все экспонаты и коллекции, которые находятся в наших запасниках. Например, многие картины висят по кабинетам, но это совсем не музейные условия — на Шишкина и Саврасова надо смотреть в галерее...

В свое время профессор нашего университета, отец Марины Цветаевой Иван Цветаев собрал университетские коллекции и создал из них музей, который теперь называется Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. У нас лучшая в мире антропологическая коллекция, но выставить мы можем лишь около 10 процентов собранного. Такая же ситуация с нашим гербарием и коллекцией минералов. Нельзя об этом только говорить — наши коллекции надо видеть!

А кто сможет посещать эти новые музеи?

Наш комплекс будет работать по общим правилам — посетить его смогут все желающие. Естественно, мы заинтересованы, чтобы туда приходили школьники и формировали свой взгляд на окружающий мир через конкретные экспозиции и экспонаты. Это для нас очень важно. Вообще, ни один университет не может стоять в стороне от работы со школьниками. У нас есть школа при университете, мы строим еще одну. Уже сейчас тысячи школьников посещают наши кружки и музеи. Именно работа со школьниками — залог будущего любого университета.

Долина поможет нам проводить больше научных и научно-популярных мероприятий. Тот же «Фестиваль науки» стал возможен благодаря тому, что у нас появились новые здания — Шуваловский и Ломоносовский корпуса.

Здание Главного корпуса Московского государственного университета (МГУ) имени Ломоносова на Воробьевых горах Здание Главного корпуса Московского государственного университета (МГУ) имени Ломоносова на Воробьевых горах Фото: Александр Щербак / «Коммерсантъ»

К слову, за счет чего МГУ удалось подняться в международных рейтингах? Не за счет школьников?

Конечно, не только за счет них. Однако работа со школьниками очень и очень важна, и Московский университет всегда уделял ей особое внимание. Знаете, у нас создан Междисциплинарный научно-образовательный центр фундаментальных исследований детства.

Это уникальный центр. Он работает при Институте человека МГУ — это такой координационный совет под моим председательством. В него входят ведущие российские ученые, представители естественных и гуманитарных наук.

И чем занимается этот совет?

Поскольку в Институте человека работают ведущие специалисты из разных сфер, нам удается обсуждать и реализовывать новые междисциплинарные подходы, связанные с изучением человека, поиском талантливых ребят, повышением качества жизни и здоровья людей. Многие из этих идей воплотились в новые лаборатории, перспективные междисциплинарные направления науки. «Центр детства» — это один из примеров, но по-настоящему уникальный.

Почему?

Потому что в фокусе «Центра детства» проблемы непрерывного психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с учетом отечественного и зарубежного опыта. Именно в детстве формируются личность человека и его способности. Помогая одаренным детям, мы формируем экономически необходимые условия для развития России.

Что бы мы ни делали, наше стремление понятно — поиск, поддержка и обеспечение пути талантливым ребятам к собственному становлению и служению на благо страны, общества, человека.

Перспективы центра определяются его междисциплинарностью. Мы будем проводить кросс-культурные исследования, привлекая ведущих российских и зарубежных исследователей.

Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» Фото: агентство городских новостей «Москва»

Давайте вернемся к рейтингам: в 2015 году МГУ стал первым в рейтинге лучших вузов Восточной Европы и Центральной Азии, а также вошел в сотню лучших вузов в областях инжиниринга и технологий и физических наук. Как это удалось?

Хорошие позиции в рейтингах — это отражение длительной и качественной работы. Мы не строим планов насчет рейтингов. Конечно, мы на них смотрим, но не всегда с ними полностью согласны и не считаем, что надо перестраивать работу университета под требуемые показатели. Если рейтинги объективны, МГУ будет подниматься, работая качественно. Рейтинг — это зеркало, иногда оно кривое. Но в целом мы изучаем и этот образ. И наши высокие позиции — результат скоординированной работы по всем направлениям деятельности университета.

Может, нужно создать российский рейтинг университетов?

Я не раз выступал с такой идеей: почему бы не взглянуть на ситуацию и под этим углом? Я не понимаю тех, кто говорит, что «есть один рейтинг, ну и хватит». Надо создавать российский рейтинг, чтобы он был признан престижным по всему миру и отражал реальную ситуацию в образовании, играя свою роль в мире.


В статье использованы материалы: Лента.ру


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 


Комментарии
Vilisova Svetlana, 05 декабря 2015 15:19 
Долина на горах... Опять все делается через... Москву
Владимир Владимирович, 06 декабря 2015 17:33 
То ли еще будет - если попытаются одновременно делать через Москву и Питер - совсем через... Бологое получится
Пастух Евфграфович, 05 декабря 2015 15:50 

РУБРИКС - как новый рейтинг университетов БРИКС. А презентацию - 23 сентября в Иране, на День знаний.
А почему бы и нет?
Чахлик Н. В., 19 декабря 2015 20:41 
Помогая одаренным детям, мы формируем экономически необходимые условия для развития России.

Недавно упомянутый Вильгельм Конрад Рентген в 1863 году был выгнан из технической школы Утрехта без аттестата.
И могли остаться без первого Нобеля.
Томас Альва Эдисон- учительница назвала его "идиотом". Легендарный американский изобретатель как-то сказал: "Я смог стать изобретателем, потому что плохо учился в школе".
Ну ит.д.
Не стоит терять надежду!
Владимир Владимирович, 20 декабря 2015 16:02 
И какие практические выводы - побольше выгонять детей из школы и почаще обзывать их идиотами?
Чахлик Н. В., 20 декабря 2015 16:49 
Ну как же, Владимир ВладиМИРОВич, рецепт известен- поголовное образование.
Наверное, нового не скажу: в подавляющем большинстве R&D департаментов инофирм на дверях кабинетов славянские фамилии. Сейчас, правда, естественная убыль.
Можно и дальше с этим делом экспериментировать и, хм, эффективничать. Но увы, увы.
Владимир Владимирович, 20 декабря 2015 19:05 
"Поголовное образование" - это Вы очень хорошо выразились, исчерпывающе абсурдно.
Чахлик Н. В., 21 декабря 2015 12:03 
Не собираюсь возражать-абсурд и даже глупость.
Причем тут школы Борзига, Шпиндлера, прелестнейшие гимнаазии Трептова и т.д. с обязательными и поголовными образовательными программами.
Это было во времена индустриальной революции.
Не грозит.
Владимир Владимирович, 22 декабря 2015 02:42 
Образование - бесценно для страны.
Но нужны-то программы подготовки учителей и индивидуальные программы для учеников, особенно одаренных (см. комментарии выше), включающие раннее развитие - меньше да лучше.
"Поголовная" немецкая муштра (при значительных ее преимуществах) в наше время работать не будет.
Чахлик Н. В., 22 декабря 2015 18:33 
Образование- система образования или таки образованные люди?

Немецкая муштра- ну это нечто из истории глубокой. Даже как-то неудобно.
Работают законы диалектики, а не представления, заманчивые, конечно, некоих людей типа Рензулли.
Понятно, интереснее ошеломляющий успех ЕГЭ, потом супер дети, ну и следующий этап.

И кто потом?

Вообще-то хотел всего лишь обнадежить не попавших в избранные людей. Но даже это низзя.

Надо заканчивать.
Владимир Владимирович, 23 декабря 2015 01:15 
Образование - система, продуктом которой являются образованные (и много лучше - умеющие учиться) люди.
Немецкая муштра - это скорее сейчас менталитет, особенно удобный для тех, кому проще вместо сути сконцентрироваться на формальностях типа "поголовной".

ЕГЭ - всего лишь система тестов, ее можно скорректировать.
То с чего начали с ЕГЭ - плачевно, бесспорно.

Да, давайте закончим.
Палии Наталия Алексеевна, 02 января 2016 10:47 
а поголовная японская..вернее поголовное японское высшее образование
Владимир Владимирович, 03 января 2016 04:44 
Это откуда такие легенды/хайки?
Южная Корея тогда уж.
У Вас есть другая статистика?
Пастух Евфграфович, 23 декабря 2015 08:12 
Дорога От Своей Системы к Нашей Системе; неуязвимость диалектики: ручьи - река или/и матрица - трафареты?
В любом случае, системные, "склеивающие вещи" нужны, иначе - система, сами понимаете... уступает своё место внешним интересам нерезедентов (помните, как приходило Иго на разрозненную Русь?). Думая Таким образом, можно отделять М от К.
Vilisova Svetlana, 23 декабря 2015 18:10 
Чубайс, возьми меня на корпоратифф
Чахлик Н. В., 27 декабря 2015 12:18 
Немецкая муштра - это скорее сейчас менталитет..
Ну, на это надо ответить.

Обычно имелась в виду прусская палочная дисциплина. Ну это издержки.
И причисление к немецкому подходу в науке и технике- это, понимаете-ли, награда.
Даже сейчас сонмы, толпы учёных крутятся вокруг немецких достижений.

И очень жаль, что идёт подмена на новых гуру, как из сельхозуниверов северного Айдахо с их мантрами " научиться учиться", "уметь учиться", "если бы я был царем и богом, распустил бы академию наук".
И сидят серьёзные дядьки и думают, сколько же надо времени и денег, чтобы научить таких гениев работать?
Конечно, всё понятно, серьёзный финансовый интерес.
Поэтому с наступающим новым годом и всего хорошего, пока не поступили бы, как с Павлом первым
Владимир Владимирович, 27 декабря 2015 15:56 
Вы знаете, я ничего не понял из Вашего комментария - причем тут северное Айдахо, серьезные дядьки?
Может, кто другой поймет; я завершу диалог, как обещал.

Успехов Вам и всего самого лучшего в наступающем!
Пастух Евфграфович, 04 января 2016 10:41 
Как я понимаю, Чахлик Н.В. акцентируется на "общественном мнении", которое можент вынести и в "боковой тренд" (Павел I) и, которое находится между тягой к "немецкому порядку", общепонятными мантрами и понятным осознанием финансой роли. И, кто то ЭТО всё должен контролировать, ради результата.
Можно успокоить Чахлик Н.В., "серьёзных дядек", понимающих всё это внутри прикладных и фундаментальных наук предостаточно, а чёткий самоконтроль России важен, как и немецкая дисциплина. А с кого ещё брать пример, перечислите?
Чахлик Н. В., 09 января 2016 17:28 
Понятно,
рецепт развития самой индустриальной страны Европы не подходит для великой сырьевой державы.
Обожаю этот сайт!
П.Е.- а вы, собственно о чём?

П.С.
Ведь есть простой российский проректор по образованию, уже.
Тоже, учит в гнезде минобров.
Всё, конечно можно понять, туземцы, туда, сюда.
Но хотя-бы иногда!брюки гладить нужно!
Владимир Владимирович, 11 января 2016 00:51 
Что Вы, рецептов-то на бумаге много и прочего звона разного.
Докторов реально хороших трудно встретить.
Так что успехов Вам в реальных начинаниях (ну хоть брюки погладить).
Пастух Евфграфович, 11 января 2016 09:49 
Пастух Евфграфович, 11 января 2016 09:58 
В качестве лёгкой шутки о благочестии, добродетели и... гордости местных рыцарей Науки.
Идеи рыцарства, и от Вас и от Павла I, "в сущности, это эстетический идеал, сотканный из возвышенных чувств и пестрых фантазий", т.к. личные поступки не перечисляются Вами вовсе (!?).
Я же, просто попытался перевести Вашу яркую мозаику из смачных сгустков красочных полунамёков в простую последовательную речь, т.к. здесь, в основном, молодые люди и очень молодые люди, и многие ещё "не в теме", и не испорчены политизациями Науки, матричным мышлением и миропониманием, иногда исходящих от отдельных и уважаемых и одаренных обожателей ЭтОго сайта. Ладно, пойду уже утюг искать, (вздохнув, - "человеку нужен только человек") не обижайтесь и со Старым Новым годом всех и Крещением!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Мороженое
Мороженое

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.