Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Структура соединений в при различных количества атомов углерода © Yan-Ling Li et al. / Nature Communications
Предсказанные кристаллические структуры соединений Ca-C. © Yan-Ling Li et al. / Nature Communications

Пять новых карбидов кальция: уникальные восстановители и новые способы синтеза углеводородов

Ключевые слова:  Nature Communications, Исследования, Карбид кальция, Компьютерное моделирование, структура

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

28 июля 2015

Группа ученых под руководством Артема Оганова из МФТИ с помощью компьютерного моделирования «предсказала» пять абсолютно новых соединений углерода и кальция и получила два из них в эксперименте — новые материалы обладают крайне разнообразными химическими и физическими свойствами. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature Communications. С карбидом кальция или просто «карбидом» сталкивались все, кто застал позднесоветскую эпоху: белые камушки, из которых получали ацетилен для газосварки и которые так эффектно шипели в лужах, были главным элементом дворовых химических экспериментов. Сегодня карбид кальция CaC2 используется по-прежнему: для промышленного производства ацетилена (хотя во дворах его уже не найдешь, для газосварки теперь используют готовый ацетилен в баллонах) и производства удобрений. Известен также более экзотический вариант соединения кальция и углерода — гексакарбид кальция CaCsub>6, который становится сверхпроводником при довольно высокой температуре — 11,5 кельвина. Теперь ученые обнаружили, что разнообразие соединений углерода и кальция не исчерпывается этими двумя веществами. С помощью компьютерного моделирования они выяснили, что при определенных условиях существуют еще как минимум пять других карбидов. Группа Оганова специализируется на поиске «невозможных» соединений, которые могут существовать вопреки известным химическим законами. С помощью созданного Огановым алгоритма моделирования химических соединений USPEX они предсказали существование «нестандартной» соли — соединений натрия и хлора, которые нарушали все химические законы: NaCl3, NaCl7, Na3Cl2, Na2Cl и Na3Cl, — а затем получили эти соединения в экспериментах. Они также открыли несколько нестандартных оксидов алюминия, оксидов магния и ряд других веществ.

Соединения кальция и углерода привлекли внимание Оганова и его коллег тем, что оба эти элемента показывают большое разнообразие структурных и электронных свойств при разных давлениях. В частности, кальций при давлении 216 гигапаскалей демонстрирует наивысшую температуру перехода в сверхпроводящее состояние для чистых элементов (29 кельвинов). Ученые с помощью компьютерного алгоритма USPEX проанализировали все возможные карбиды кальция, которые возникают при давлении от нормального до 100 гигапаскалей. Они обнаружили пять таких веществ: Ca5C2, Ca2C, Ca3C2, CaC и Ca2C3. Как показали расчеты, Ca2C3 остается стабильным при давлении ниже 28 гигапаскалей, Ca5C2 — выше 58 гигапаскалей, Ca2C — выше 14 гигапаскалей, Ca3C2 — с 50 гигапаскалей, CaC — с 26 гигапаскалей, а CaC2стабилен выше 21 гигапаскалей. Кристаллическая структура этих соединений содержит углеродные постройки, которые варьируются от «гантелей», до «лент» и «слоев», состоящих из шестигранников. Наиболее интересным соединением оказался Ca2C, который по своей структуре и свойствам является, как и графен, двумерным металлом. Графен — углеродный материал, за создание которого Андрею Гейму и Константину Новоселову была присуждена Нобелевская премия. Но, в отличие от графена, в Ca2C ток проходит по слоям атомов кальция, а не углерода, и в кальциевых слоях присутствуют сгустки «ничейных» электронов. Чтобы подтвердить теоретические предсказания, группа Оганова провела эксперимент по синтезу предсказанных веществ. Исследователи поместили смесь кальция и углерода в так называемую ячейку с алмазными наковальнями — камеру, в которой образец вещества сжимается между двумя алмазами. В такой камере давление может достигать сотен гигапаскалей. При давлении более 10 гигапскалей и температуре около 2000 кельвинов ученые зафиксировали образование Ca2C3, а при давлении более 22 гигапаскалей — образование Ca2C. Их теоретически предсказанная структура была подтверждена с помощью синхротронного излучения. «Эти необычные вещества могут найти себе практические применения, если удастся синтезировать их в достаточных количествах», — говорит Оганов. Так, например, двумерные карбиды, где есть «неприкаянные» электронные сгустки — уникальные восстановители — можно применить в химической промышленности, а карбиды, где есть группы из трех и более атомов углерода, — для синтеза необычных углеводородов, полагает ученый. Ссылка на статью. DOI:10.1038/ncomms7974


Источник: Импульс



Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Макаронные изделия
Макаронные изделия

Участники очного тура Олимпиады среди школьников
Завершена апелляция, и подведены итоги отборочного тура по школьным конкурсам: Физика, Химия, Математика, Биология, "Гениальные мысли" и "Юный эрудит". Опубликованы списки участников очного тура олимпиады среди школьников. Доступны дипломы участников заочного тура.

Ведущие игроки инновационной сферы консолидируют усилия по развитию коммуникаций на площадке клуба «Сумма технологий»
В рамках мероприятий Национальной премии «Серебряный Лучник» состоялся круглый стол Экспертного клуба «Сумма технологий» - «Коммуникационная поддержка российских инноваций».

Апелляция решений школьных конкурсов наноолимпиады
Жюри завершило проверку ответов по школьным конкурсам "Физика", "Химия", "Математика", "Биология", "Гениальные мысли", "Юный эрудит". Ответы по всем конкурсам, кроме творческих, опубликованы, Вы можете сравнить их со своими решениями и провести апелляцию в случае, если Вы не согласны с выставленными оценками. Большое спасибо за Ваши решения и Вашу активность! Жюри всегда максимально доброжелательно ко всем участникам, обязательно участвуйте в апелляции! После завершения апелляции изменение оценок проводиться не будет, они станут окончательными и определят Ваше дальнейшее участие в завершающем, очном, туре Олимпиады.

Измерение неоднородности оптических свойств наночастиц PbSe в растворе при помощи двумерной фемтосекундной спектроскопии
Баранов Дмитрий Александрович
Заметка о статье в которой удалось измерить неоднородность оптических свойств квантовых точек селенида свинца в растворе методом двумерной оптической спектроскопии и увязать эту неоднородность с распределением квантовых точек по размерам.

Андрей Свинаренко: учеба должна длиться всю жизнь
ТАСС
Интервью Генерального директора ФИОП А.Г.Свинаренко ТАСС.

Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены
Ларин В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Концепция Образовательного центра «Сириус», принципы отбора на смены. Владимир Владимирович Ларин, учитель физики, Лицей «Вторая школа» г. Москвы, методист первой проектной смены Образовательного центра «Сириус».

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.