Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Переход на водород

Ключевые слова:  Альтернативная энергетика, Водород, Водородные топливные элементы, ВТЭ, Сколково

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

01 февраля 2015

Альтернативная энергетика не стоит на месте. В 2017 году по данным аналитических агентств Winter Green и Pike Research рынок решений на топливных элементах (ТЭ) может достичь 15 миллиардов долларов. Зачем переходить на водород и с какими проблемами сталкиваются разработчики водородных топливных элементов, показано на примере российской компании «Эй Ти Энерджи».

Водородный топливный элемент

Компания была создана в 2012 году тремя людьми: профессором Института проблем химической физики РАН Юрием Добровольским, профессором МЭИ Сергеем Нефедкиным и технологическим предпринимателем Данилой Шапошниковым. Среди инвесторов компании венчурные фонды Phystech Ventures и North Energy Ventures.

В декабре 2013 года компания привлекла финансирование от Фонда «Сколково». А в 2014 году, уже будучи резидентом кластера энергоэффективных технологий (ЭЭТ) фонда, «Эй Ти Энерджи» успешно завершила этап разработки и испытаний прототипа инновационного топливного элемента на водородном топливе для работы стационарных энергообъектов (системы резервного электроснабжения для объектов связи) и транспортныхсредств (беспилотные летательные аппараты).

Компания занимается разработкой топливных элементов – устройств, которые позволяют вырабатывать электрическую энергию, подводя к ним водород, без сжигания поступающего топлива в котлах и без каких-либо традиционных подвижных элементов, таких как турбины, что обеспечивает высокий КПД преобразования химической энергии в электрическую, рассказал Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера ЭЭТ Фонда «Сколково». Это компактное устройство, которое обеспечивает прямое получение электрической энергии из водорода. Основная проблема, мешающая масштабному внедрению топливных элементов – дороговизна технологий.

«Эй Ти Энерджи» представляет очень перспективное и популярное во всем мире направление, которое может стать прорывом в науке и по которому российские технологии имеют перспективы опередить зарубежные, считает Перцовский. По его словам, разработанный компанией новый топливный элемент будет стоить дешевле, чем его аналоги, а также сможет работать при отрицательной температуре. «У разработчиков есть шанс захватить серьезную нишу не только в России, но и на мировом рынке», – уверен директор по операционной работе кластера ЭЭТ.

Уже сейчас «Эй Ти Энерджи» не только сотрудничает с российскими компаниям, их разработками интересуются и австрийские коллеги, выпускающие беспилотники для 3D-сканирования местности.

«Вначале "Эй Ти Энерджи" получила так называемый мини-грант, чтобы изготовить образец и этим подтвердить работоспособность своей продукции. После этого они привлекли инвестиции двух венчурных фондов и сейчас планируют обратиться к нам за более крупным грантом, чтобы создать опытный полномасштабный образец, который можно будет использовать и тестировать в практических условиях. В разработках компании участвуют как представители академической науки, так и наши коллеги из МЭИ и Института проблем химической физики РАН. Там сильная научная команда, в то же время есть люди, которые отвечают за бизнес-девелопмент, что тоже важно», – уточнил Олег Перцовский.

В свою очередь генеральный директор компании «Эй Ти Энерджи» Данила Шапошников рассказал о том, за счет чего топливные элементы дольше работают и не замерзают:

«У нас два рынка: рынок источников резервного энергоснабжения и рынок электрохимических батарей для беспилотных летательных аппаратов. На обоих рынках в России вместо топливных элементов чаще всего используются классические батареи. Для беспилотников – литий-ионные батареи, поскольку они самые легкие в своем классе батарей, а для источников резервного энергоснабжения используются либо литий-ионные, либо более дешевые свинцово-кислотные.

Основное преимущество топливных элементов перед литий-ионными батареями заключается в том, что в баллон с водородом, который является ресурсом для топливного элемента, можно закачать много водорода под большим давлением. Соответственно, на топливном элементе беспилотник с шириной крыла в полтора метра может лететь в 5-6 раз дольше, чем на литий-ионной батарее.

Беспилотники решают много различных задач, в частности, осуществляют видеосъемку, 3D-сканирование, мониторинг чего-либо. Для всех этих потребностей длительность полета является критическим фактором.

Батарея топливных элементов PEM FC

Сборка МЭБ

Помимо этого, среди преимуществ нашего топливного элемента – возможность холодного запуска, то есть его можно запускать и эксплуатировать в минусовую температуру, что для российских условий является крайне важным. Например, если беспилотник поднимается на высоту 10 километров, температура с каждым километром уменьшается примерно на 1 градус. Соответственно, на батареях его будет сложнее эксплуатировать, при низких температурах теряется энергоемкость и уменьшается время полета. В остальном топливный элемент имеет все те же преимущества, что и Li-ion батарея перед двигателем внутреннего сгорания: отсутствие шума, вредных выбросов, вибрации.

Что касается резервного энергоснабжения, то там определяющим критерием является стоимость жизненного цикла. Средний срок жизни любой батареи составляет 4 года. Жизненный цикл топливного элемента – 8-10 лет. Можно купить установку резервного энергоснабжения на топливных элементах один раз, тогда как Li-ion придется менять 2-3 раза».

Мембранно-электродные блоки

Разработчикам из «Эй Ти Энерджи» удалось снизить себестоимость топливного элементаза счёт двух технологий. «Во-первых, это катализатор на оксидоуглеродных носителях, который позволяет значительно снизить количество платины в катализаторе. Вторая технология – это влагонезависимые мембраны. Преимущество заключается в том, что с ее использованием отпадает необходимость постоянно увлажнять мембрану топливного элемента, так как она увлажняется сама. Упразднение в системе блока увлажнения позволяет снизить стоимость оборудования, а отсутствие требования к обогреву топливного элемента на морозе, позволяет не утеплять дополнительно ТЭ и не тратить на это энергию. К тому же, это дает возможность быстрого запуска – поскольку в системе нет воды, можно быстро запускать топливный элемент при отрицательных температурах»,– пояснил Данила Шапошников.

Мембранно-электродные блоки

В сентябре 2014 «Эй Ти Энерджи» выпустили источник питания DronN 500W, на котором беспилотник летал порядка 11 часов. Однако, по словам генерального директора компании, это не предел. Если вес топливного элемента, баллона или самого беспилотника будет уменьшаться при сохранении его габаритов, то тогда он сможет продержатьсяв воздухееще дольше.

В ближайший год компания планирует доработать мембранно-электродный блок– «сердца» топливного элемента, чтобы выйти с ним рынок, а также получить предпромышленные образцы батареи топливных элементов и подготовиться к производству будущих продуктов. Таким образом, деньги инвесторов пойдут на доработку вышеперечисленных характеристик топливных элементов, создание предпромышленных образцов продуктов: мембран электронного блока и батарей топливных элементов. «Эй Ти Энерджи» также займутся защитой интеллектуальной собственности: в их планах увеличить количество патентов как в России, так и за рубежом.

«Кроме того, нужно наработать портфель предварительных заказов и провести с рядом потребителей и инжиниринговыми компаниями предварительную апробацию наших образцов, чтобы доказать их надежность, работоспособность и эксплуатационные характеристики, чтобы в дальнейшем заручиться их поддержкой при производстве и подготовиться к сертификации», – поделился Данила Шапошников.

Дмитрий Медведев, Александр Чернов, Василий Белов и Данила Шапошников на выставке Startup Village 2013


Источник: Полит.ру




Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

алмазы Юпитера
алмазы Юпитера

Наноград. Люди (фоторепортаж)
С 29 июня по 11 июля 2018 года во Владивостоке, на базе Дальневосточного федерального университета (Владивосток) прошел Всероссийский детско-молодежный форум «Наноград - 2018». Вот об этом - небольшой фоторепортаж о людях и пространствах Нанограда.

Наноград. ДВФУ (фоторепортаж)
С 29 июня по 11 июля 2018 года во Владивостоке, на базе Дальневосточного федерального университета (Владивосток) прошел Всероссийский детско-молодежный форум «Наноград - 2018». Ниже - небольшой фоторепортаж о самом ДВФУ, который принял Нагорад.

Наноград. Владивосток (фоторепортаж)
С 29 июня по 11 июля 2018 года во Владивостоке, на базе Дальневосточного федерального университета (Владивосток) прошел Всероссийский детско-молодежный форум «Наноград - 2018». Более того, он проходил в кампусе ДВФУ на острове Русский - в том самой географической точке, где уже не первый год наша страна проводит масштабный экономический форум. Ниже - небольшой фоторепортаж об этом особом, удивительном месте.

Наноматериалы в ядерных технологиях
Тананаев И.Г.
Сегодня активное развитие ядерных технологий – мировая тенденция, связанная с обеспечением устойчивого развития мирового сообщества. Решение энергетических проблем путем строительства новых атомных станций, формирование персонифицированной высокотехнологической медицины за счет внедрения ядерной медицины, освоение Арктики и космического пространства – основы ядерных технологий, не говоря об обеспечении государственной безопасности и удержания паритета ядерных вооружений.

Пероксидные соединения и наноматериалы
Приходченко П.В.
На Нанограде П.В.Приходченко (ИОНХ РАН им. Н.С.Курнакова) была прочитана отличная и совершенно уникальная лекция о химии пероксидных соединений и их использовании для получения новых наноматериалов для электрохимической энергетики.

Нанотехнологии молодости
Гудилин Е.А.
Во время актовой лекции Нанограда Е.А.Гудилин рассказал о важных направлениях развития нанохимии, функционального материаловедения и создании новых материалов молодежными группами ФНМ МГУ.

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.