Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IX Всероссийская Интернет-олимпиада

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Химия (7-11 класс): 10. Путь к наноматериалам

Рис.1. Схема превращений. Вещества, обозначенные G, – газы, L – жидкости, X1, X2, X3, Y, Z – твердые нанопродукты

Жидкости L1 и L3 широко применяются в органической химии и вместе с L2 используются как исходные вещества для получения большого числа ценных наноматериалов (X1, X2, X3, Y, Z). В основе состава материалов X1, X2, X3 лежит одно и то же химическое соединение, а Y и Z состоят не более чем из двух химических элементов. Материалы X1 и Z получаются в виде тонких пленок, а Y – в виде «нанопроводов», при пропускании парогазовой смеси соответствующих реагентов над инертными подложками.

1. Расшифруйте вещества (рис. 1). Поясните логику своего решения и запишите уравнения реакций получения всех нанопродуктов. (5 баллов)

2. Почему жидкость L3 относится к токсичным веществам? Какие части организма поражаются в первую очередь, к каким последствиям это может привести? Каким менее токсичным аналогом ее обычно заменяют? Почему он менее токсичен? (2,5 балла)

Рис. 2. Наноструктура и внешний вид материалов а) X2, б) X3.

3. Объясните, почему реакции получения X2 и X3 приводят к настолько сильно различающимся по структуре материалам? Какими свойствами обладают эти наноматериалы? Где их используют? (2,5 балла)

4. Почему при получении материала X2 удаление из реакционной смеси жидкостей L4 и L5 проводят при нагревании и повышенном давлении? Что будет с получающимся материалом X2, если реакционную смесь просто аккуратно высушить при атмосферном давлении? Поясните. (2 балла)

Жидкость L6 получили по следующей схеме:

5. Как изменится смачивание поверхности X2 водой после обработки этого наноматериала парами жидкости L6? Ответ поясните, записав уравнения реакций. (2 балла)

6. Объясните, почему вещество Y в указанных на схеме 1 условиях формируется в виде «нанопроводов» (рис. 3)? (1 балл)

Рис. 3.


 

Прикрепленные файлы:
C10.pdf (418.13 Кб.)

 



Решение

Наноновогодняя Наноелочка 2016
Наноновогодняя Наноелочка 2016

Крабовый панцирь побеждает грязную нефть
Химики МГУ разработали уникальную люминесцентную методику определения маркеров «грязной нефти» (дибензотиофенов) с использованием селективной сорбции в оптически прозрачных материалах на основе сшитых гелей хитозана.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Броуновское движение скирмионов.Растягиваем графен правильно. Красное вино, кофе и чай помогают создавать материалы для гибкой носимой электроники. Металлическая природа кремния и углерода.

К 2023 году российские химики могут занять 4-е место в мире
Эксперты отметили рост числа научных публикаций отечественных ученых и сообщили, что к 2023 году российские химики могут занять 4-е место в мире по публикационной активности.
27 – 29 ноября в рамках юбилейных мероприятий Химического факультета МГУ и торжественной церемонии закрытия Международного года Периодической таблицы химических элементов эксперты подвели итоги 2019 г.

Константин Жижин, член-корреспондент РАН: «Бор безграничен»
Наталия Лескова
Беседа с К.Ю. Жижиным, заместителем директора Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова по научной работе, главным научным сотрудником лаборатории химии легких элементов и кластеров.

Мембраны правят миром
Коллектив авторов, Гудилин Е.А.
Ученые МГУ за счет детального изучения структурных и морфологических характеристик материалов на основе оксида графена и 2D-карбидов титана, а также моделирования их свойств, улучшили методы создания мембран для широкого круга практических применений.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.