Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

IX Всероссийская Интернет-олимпиада

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Химия (7-11 класс): 10. Путь к наноматериалам

Рис.1. Схема превращений. Вещества, обозначенные G, – газы, L – жидкости, X1, X2, X3, Y, Z – твердые нанопродукты

Жидкости L1 и L3 широко применяются в органической химии и вместе с L2 используются как исходные вещества для получения большого числа ценных наноматериалов (X1, X2, X3, Y, Z). В основе состава материалов X1, X2, X3 лежит одно и то же химическое соединение, а Y и Z состоят не более чем из двух химических элементов. Материалы X1 и Z получаются в виде тонких пленок, а Y – в виде «нанопроводов», при пропускании парогазовой смеси соответствующих реагентов над инертными подложками.

1. Расшифруйте вещества (рис. 1). Поясните логику своего решения и запишите уравнения реакций получения всех нанопродуктов. (5 баллов)

2. Почему жидкость L3 относится к токсичным веществам? Какие части организма поражаются в первую очередь, к каким последствиям это может привести? Каким менее токсичным аналогом ее обычно заменяют? Почему он менее токсичен? (2,5 балла)

Рис. 2. Наноструктура и внешний вид материалов а) X2, б) X3.

3. Объясните, почему реакции получения X2 и X3 приводят к настолько сильно различающимся по структуре материалам? Какими свойствами обладают эти наноматериалы? Где их используют? (2,5 балла)

4. Почему при получении материала X2 удаление из реакционной смеси жидкостей L4 и L5 проводят при нагревании и повышенном давлении? Что будет с получающимся материалом X2, если реакционную смесь просто аккуратно высушить при атмосферном давлении? Поясните. (2 балла)

Жидкость L6 получили по следующей схеме:

5. Как изменится смачивание поверхности X2 водой после обработки этого наноматериала парами жидкости L6? Ответ поясните, записав уравнения реакций. (2 балла)

6. Объясните, почему вещество Y в указанных на схеме 1 условиях формируется в виде «нанопроводов» (рис. 3)? (1 балл)

Рис. 3.


 

Прикрепленные файлы:
C10.pdf (418.13 Кб.)

 



Решение

Клетка на чипе
Клетка на чипе

Опубликован механизм знаменитой реакции Зелинского. Получение бензола из ацетилена с помощью автокаталитического каскада на углеродных наночастицах
Российские исследователи показали, что карбеновые центры на зигзагообразных краях графеновых структур могут представлять собой альтернативную платформу для создания эффективных каталитических систем. В частности впервые был представлен механизм реакции Зелинского: тримеризации ацетилена с образованием такого важного продукта как бензол.

Подводятся итоги творческого конкурса «ЮниКвант»
На конкурс «ЮниКвант» для участия в профильной смене по био- и нанотехнологиям в ВДЦ «Океан» поступило более 100 заявок.

Круги на нано-полях
Тысяча SEM-микрофотографий иллюстрируют эффект упорядочивания наночастиц палладия на углеродной подложке. В журнале Scientific Data опубликована новая статья Ananikovlab.ru, в которой визуализируется и обсуждается этот уникальный эффект упорядочения.

2019-nCoV: очередной коронованный убийца?
Анна Петренко
В статье рассказывается о коронавирусе 2019-nCoV — что мы знаем сегодня. А ведущие международные научные издательства предоставляют бесплатный доступ к новым статьям, посвященных изучению коронавируса

Дышать свободно: как воздухоочистители борются с вирусами
Ростех
В перечне помощников в борьбе с вирусом COVID-2019 – также воздухоочистители. Речь идет о системах очистки воздуха, которые работают на основе фотокатализа. Их фильтры способны справиться с 99% бактерий и вирусов, в том числе могут стать действенным способом борьбы со злополучным COVID-2019.

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2020 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.