Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Постнаука. Прямая речь: Валерий Фокин

Ключевые слова:  Валерий Фокин, Интервью, Клик-химия, Нобелевская премия, Химия

Автор(ы): Постнаука

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

12 октября 2014

С самого детства мне очень нравилось все, что имело отношение к медицине, особенно меня интересовали лекарства. Мой дедушка был фармацевтом, и от него мне достался один из старых справочников. Он был совсем небольшой, около двух сантиметров толщиной. В этом справочнике были названия и описания препаратов. Все они были разделены на несколько условных групп: сердечные препараты, гликозиды и так далее. В седьмом классе нам выдали учебник по химии, и я прочитал его буквально за первые два-три дня. Он мне был очень интересен и понятен, думаю, в какой-то мере из-за того, что я смог изучить дедушкин справочник.

Об увлечении химией

Химию нам преподавала чудесная учительница, она только окончила университет и за год до поступления в аспирантуру пришла поработать в школу. Она нас боялась еще больше, чем мы ее. Но со мной она поступила очень любезно. Вместо того чтобы выгонять меня из класса, потому что я, естественно, отвечал на вопросы, которые мне не задавали, и мешал ведению уроков, она, наоборот, дала мне возможность ей помогать. Во время лабораторных работ она разрешала мне находиться в лаборантской, где было много реактивов и химикатов. Сейчас в большинстве школ таких реактивов нет, так как они считаются опасными. В нашей же школе была настоящая классическая лаборантская с кучей реактивов и реагентов. Мы с другом пропадали там целыми днями, прогуливая уроки.

Тогда родители стали покупать нам книги по химии для школьников. У меня осталась одна такая книга, она вся в пятнах, прожженная кислотой и чем-то еще. Источником в то время были хозяйственные магазины, в которых можно было купить соляную или серную кислоту, а также были аптеки, где мы покупали аммиак, нашатырный спирт, йод, марганцовку, какие-то простые реагенты. Таким образом, эксперименты шли очень хорошо, и, конечно, очень быстро многие химикаты перекочевали домой. Но мои родители это не возбраняли. Мама у меня математик, преподает в университете. Папа преподавал литейное производство в Политехническом институте, был заведующим кафедрой. Он приносил мне кое-что со своего химфака, в том числе разные металлы. Тогда и зародился мой интерес к химии. Уже в 8–9 классах папа водил меня в Политехнический институт, а мама — к себе в университет на химический факультет. После этого выбор был только между медицинским институтом и химфаком университета. В медицине нет возможности экспериментировать, как в химии. Все-таки живые люди требуют более аккуратного отношения, чем химикаты, поэтому для меня выбор был очевиден. С химией легко общаться, мы можем ее видеть, нюхать, чувствовать на вкус. Физика очень абстрактна в этом отношении, там мало что можно потрогать. Математику совсем не потрогаешь, не понюхаешь, не полижешь, а с химией можно делать все.

О получении высшего образования

Поскольку я родился и вырос в Нижнем Новгороде, поступить я решил в Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского. У нас был очень хороший химический факультет. Уже с первого курса мы занимались какими-то достаточно примитивными, но, как тогда казалось, очень важными и серьезными работами по осаждению пленок, покрытий, пытались испарять какие-то соединения в очень сложных устройствах. Сейчас это все кажется детской игрой, но тогда было очень интересно. Именно тогда я решил для себя, что хочу заниматься органической химией.

На пятом курсе я уехал доучиваться на год в Мичиган. Уехать и устроиться в колледже мне помогли друзья-американцы, с которыми я познакомился, когда они приезжали к нам. На самом деле это должна была быть обменная программа, ничего больше. Там я получил бакалаврский диплом. У меня было набрано достаточное количество химических курсов, поэтому я занимался письменным английским языком, что очень пригодилось мне в будущем, историей искусства, историей религии и даже лепкой. Это был чудесный год. Второй семестр я большей частью провел в разъездах по университетам в поисках аспирантуры. В итоге я поступил в аспирантуру университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Тогда мне казалось, что я просто поучусь и приеду обратно. Но в итоге место моей основной работы так и осталось в США. После аспирантуры я переехал еще южнее, в Сан-Диего, в Институт Скриппса, и там уже сформировал лабораторию.

О лабораториях

Работа в области химии требует серьезной экспериментальной базы. В России такие возможности были крайне ограничены, особенно начиная с конца 80-х — начала 90-х годов, и многие уезжали учиться за границу, в США и Западную Европу. Сейчас все меняется в лучшую сторону. В МФТИ, где с 2013 года я заведую лабораторией, приходят очень сильные студенты, хотя и не всегда подготовленные в области химии, они полны энтузиазма и желания учиться.

В каждой лаборатории есть свои преимущества и недостатки. Если бы в какой-то из них мне нравилось больше, то я только там бы и работал, и тогда никакой необходимости жить на два континента, разделенных одиннадцатью часовыми поясами, конечно, не было бы. С точки зрения логистики работы и каждодневного быта, безусловно, в США проще. Но если сейчас появится больше возможностей и свободы управления своими финансовыми средствами из грантов и станет меньше бюрократических задержек, то здесь это тоже станет возможным.

Кроме того, в российском обществе существует вертикальная ментальность, которая не должна присутствовать в научных исследованиях. Свою группу в МФТИ я пытаюсь построить горизонтально, у нас нет цепочки команды от меня к заместителю, от заместителя к кому-то еще и так до самых младших студентов. Иерархии в науке быть не должно. Аспиранты должны иметь полную свободу для исследований и ошибок, и, что самое важное, они не должны бояться делать эти ошибки. Потому что если бы я не совершал ошибок в школе и на первом курсе, то я бы не научился делать то, что делаю сейчас. Это формирует то, что называется «интуицией», но не какой-то там природный дар, не ясновидение, а набранный опыт, неосознанный и осознаваемый. Наше общество не привыкло к работе в горизонтальной плоскости, и это оставляет очень большой отпечаток на том, как развивается наука. Потому что часто даже очень продвинутые научные сотрудники ожидают некого регламента от руководителя, им необходимо, чтобы была поставлена задача. Я несколько раз проводил такой эксперимент, уезжая на какое-то время, оставлял несколько людей без конкретной задачи. Мы обсуждали стратегию, направление, но никогда не уточняли, что именно необходимо сделать. В таких ситуациях многие теряются и замыкаются, просто боятся ответственности, боятся потратить зря деньги или реактивы. Но в этом нет ничего страшного. План должен быть всегда, даже в научных исследованиях, однако ставить себя в жесткие рамки этого плана, безусловно, неправильно.

Это касается совершенно любых сфер деятельности, необязательно научной. Любая созидательная деятельность должна иметь возможность творчества, а наука — это творческая область. Нужно все время пробовать, пробовать, пробовать. Возможно, 99 раз ничего не выйдет, но на сотый может получиться. То, что у вас не получается сделать своими руками, оставляет совершенно другое восприятие и понимание научной проблемы, нежели то, о чем вы прочитали в книгах или статьях. Пока вы не попробуете, это не имеет значения.

О клик-химии и Нобелевской премии

Понятие клик-химии было впервые введено Шарплессом в 1998–1999 годах, хотя тогда примеры ее применения были совершенно другие. Я открыл реакцию циклоприсоединения, катализируемую медью в водных средах, и самое интересное, что в основу этого открытия легли те самые детские опыты с перекисью водорода, аскорбинкой, медным купоросом и нашатырным спиртом.

История про Нобелевскую премию была просто невероятно раздута прессой. Существует агентство, ответственное за индекс Хирша, который так часто используется в России, да и во всем мире, хотя на самом деле является далеко не самым важным показателем продуктивности и эффективности ученого. Наши исследования в области катализируемого циклоприсоединения — «клик-химии» — были отмечены этим агентством как часто цитируемые и широко используемые. Реакция, которую я открыл со своей группой, применялась в биологии, материаловедении и многих других областях. Вместе со мной как часто цитируемые также были отмечены мои коллеги М.Г. Финн и Барри Шарплесс. После открытия реакции мы вместе проводили самые первые биологические исследования. То есть никакого соревнования не было.

Каждую осень это агентство объявляет лауреатов цитирования, так называемых citation laureates, и очень часто проводит параллели с тем, кто, вероятно, может быть номинирован на Нобелевскую премию. И именно в таком контексте они выбрали меня. Поэтому меня на самом деле очень забавляло, что пресса повсеместно раздувала из этих данных предсказание получения Нобелевской премии. Я не ждал, что получу ее в 2013 году, хотя бы потому, что, по статистике, исследователи в области органической химии получают ее раз в 6 лет. Потенциально наша работа может быть отмечена в 2014-м, или 2015 году, или еще через 6 лет, а может, и никогда. Всему свое время.

О планах на будущее

Сейчас область моих исследований связана с продолжением того, чем я занимался раньше. В основе лежит исследование реакций, разработка новых катализаторов, поиск возможностей контролировать химические реакции в живом организме, понимать их и отслеживать, а также менять какие-то процессы, которые в будущем могут позволить диагностировать и излечивать заболевания. Одна из областей, которая мне сейчас очень интересна, — это адаптируемые, так называемые «умные» материалы. Например, в биомедицине это импланты, которые со временем сорбируются или абсорбируются, биологические клеи — адгезивы, которые можно использовать в реконструкционной хирургии, и так далее. Ученому всегда интересно, куда его выведет наука. Всегда есть некая неопределенность, но если вы интуитивно чувствуете, что из вашей работы получится что-то хорошее, то этим точно стоит заниматься. На данном этапе мне хотелось бы достичь в своей лаборатории в МФТИ некоторых стабильных результатов. Это программа-минимум, но в тоже время серьезный шаг вперед. Конечно, я мечтаю о том, чтобы на физтехе образовались новые школы на базе уже существующих институтов и университетов, чтобы в какой-то мере изменился подход к науке и появилось больше свободы в головах самих студентов. И самое главное, чтобы новое поколение студентов не боялось пробовать и совершать ошибки.


В статье использованы материалы: Постнаука


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Неземная красота цветных метаморфоз ферромагнитных жидкостей
Неземная красота цветных метаморфоз ферромагнитных жидкостей

Научно-популярный лекторий РНФ на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов-2019»
С 9 по 11 апреля российские ученые рассказывают о своих научных исследованиях, которые выполняются по грантам Российского научного фонда. Лекции проходят в рамках Лектория РНФ во время проведения Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2019».

Фестивали «От Винта!» и NAUKA 0+ представили инновационные проекты на выставке Hannover Messe 2019
Ганновер (Германия) 5 апреля 2019 года. – Объединённая экспозиция Фестиваля детского и молодежного научно-технического творчества “От Винта!” и Всероссийского фестиваля NAUKA 0+ была представлена на крупнейшей выставке промышленных технологий Hannover Messe 2019 в Германии в составе стенда Российской Федерации, организованного Российским экспортным центром при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ.

Стань магистрантом в области светодиодных технологий без экзаменов
От бакалавриата к магистратуре без вступительных экзаменов уже сейчас? С портфолио возможно все! Участвуйте в конкурсе «Науке нужен ты!» и получайте бюджетный билет в первую в России магистерскую программу в области светодиодных технологий и оптоэлектроники Университета ИТМО!

Интервью с Константином Козловым - абсолютным победителем XIII Наноолимпиады
А.А.Семенова
Школьник 11 класса Константин Козлов (г. Москва) стал абсолютным победителем Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" 2018/2019 по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология". О своих впечатлениях, увлечениях и немного о планах на будущее Константин поделился с нами в интервью.

Микроэлементарно, Ватсон: как микроэлементы действуют на организм
Алексей Тиньков
Как на нас воздействуют кадмий, ртуть, цинк, медь и другие элементы таблицы Менделеева рассказал сотрудник кафедры медицинской элементологии РУДН Алексей Тиньков в интервью Indicator.Ru

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2019 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.