Норвежская столица вновь приветствует российских ученых. Всего через четыре месяца после того как наследник норвежского престола вручил Абелевскую премию по математике Якову Синаю, воспитанники советской научной школы Андрей Линде и Алексей Старобинский вместе со своим американским коллегой Аланом Гутом получили золотые медали из рук короля Харальда V как лауреаты премии Кавли в области астрофизики. Награда, учрежденная на деньги родившегося в Норвегии американского предпринимателя и филантропа Фреда Кавли, вручается лишь в четвертый раз, однако ее международный престиж уже весьма высок. Согласно замыслу учредителя премии, каждые два года она присваивается за выдающиеся достижения в области астрофизики, нанотехнологии и неврологии. Лауреаты в каждой из областей получают $1 млн.
Первые российские лауреаты премии Кавли рассказали ИТАР-ТАСС о созданной ими теории космической инфляции, объясняющей процессы, происходившие при рождении Вселенной.
Андрей Линде, физик, лауреат премии Фреда Кавли:
- Идея состояла примерно в том, что, представьте себе, у вас имеется ящик с конфетами размером кубический метр. Значит вот у вас имеется там одна тысяча конфет. Вы расширили его, если ящик - это ваша Вселенная, в 10 раз. 10 раз в этом направлении, 10 раз в этом, 10 раз в этом. Объем вырос в тысячу раз. Тысяча раз, тысяча конфет. На один кубический метр будет приходиться всего одна конфета, количество конфет сохраняется, их полная плотность энергии, полная плотность материи во Вселенной падает при расширении. А скорость расширения Вселенной, она связано с этой плотностью материи. Поэтому поначалу Вселенная расширялась очень быстро, а потом она хоть чуть-чуть расширилась - сразу скорость расширения резко убывает. Поэтому сделать Большой Взрыв реально большим было очень трудно - Вселенная сразу забывала про свои начальные намерения. Грубо говоря, представьте себе так, что у вас есть два выбора. Дали вам ящик с тысячей конфет и дали вам ящик с тяжелым вакуумом, который расширяется, а когда все распадается, у вас конфеты производятся. Если вам дали тысячу конфет, то тысяча конфет на всех и осталась, а если у вас есть тяжелый вакуум, который расширяется, то чем дольше он расширяется, тем больше потом конфет и получите. Вот если вы хотите всю материю Вселенной объяснить таким образом, вам надо, чтобы Вселенная удваивалась в объеме сто раз. Сто раз оно удвоится - вполне достаточно, чтобы объяснить существование всей материи во Вселенной.
Алексей Старобинский, физик, лауреат премии Фреда Кавли:
- Мы можем сказать, что мы открыли новую стадию в прошлом. И эта стадия предшествовала Большому Взрыву, тому старому "горячему" Большому Взрыву. И мы узнаем, узнали уже, много интересных свойств из наблюдений про последнюю часть вот этой новой стадии. Но сказать что на первой стадии происходило, этого мы не можем, надо выяснять, это уже следующий шаг.