Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Газета.ру: "Низкий уровень математики — удар по обороноспособности страны"

Ключевые слова:  Математическое образование, Образование, Регресс

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

15 сентября 2014

О том, что сегодня происходит с математикой и математическим образованием, почему гибнет массовая школа, но пока еще живо элитное образование, в интервью рассказал известный математик Алексей Сосинский — профессор Независимого московского университета.

— Алексей Брониславович, что вы думаете по поводу нынешнего состояния математического образования в России?

— В мире сейчас чудовищный регресс в математическом образовании. Не только у нас, но и во всех странах. Почему такая глобальная вещь происходит, сказать трудно. Везде свои причины. Например, можно понять, почему деградирует математическое образование во Франции. Раньше в старших классах французских лицеев преподавали люди, имевшие нечто типа кандидатской степени в педагогических науках (agregation). То есть это были люди достаточно высокого уровня. Но в связи с тем, что в наши дни математика начинает играть все большую роль в жизни общества, люди, имеющие высокий образовательный уровень в этой области, могут зарабатывать гораздо большие деньги в частных фирмах.

И потому множество преподавателей, имеющих степень agregation, больше не работают в школах: они сразу находят более высокие заработки.

Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, математика становится все более важной движущей силой в развитии общества, промышленности, технологий, а с другой — в обществе наблюдается потеря интереса к ней. И в частности, у школьников.

— Какое-то странное противоречие.

— Странное. Но в России этот регресс не так сильно ощущается: у нас до сих пор, как ни странно, сохраняется традиция олимпиад, кружков. Когда началась перестройка, я думал, что все умные ребята перестанут заниматься математикой, а обратятся к экономике, бизнесу, юриспруденции. Раньше эти области были чудовищно советизированы, и способные и честные молодые люди туда просто не шли. Они шли в математику, потому что знали, что хотя бы там можно интересно и честно жить. Таких видов деятельности в советское время было очень мало. Если ты умеешь играть на скрипке — замечательно, но если ты хочешь быть композитором -— уже хуже. Потому что будут смотреть не толькочто ты пишешь, а как ты пишешь музыку.

Странным образом традиции олимпиад, кружков, математического внеклассного образования сохранились, и нынешнее поколение молодых людей, занимающееся кружками и олимпиадами, ничуть не хуже, чем мое поколение.

Нужно сказать, что и уровень элитных школ, выдающих призеров таких олимпиад, остался таким же высоким, как раньше.

— Не стоит так оптимистично смотреть в будущее: век элитных школ измерен. Сейчас ведь хотят все школы уравнять, сделать «одинаково хорошими». Хотя по здравом размышлении такое просто невозможно.

— Да. Это ужасное явление. А еще происходит так называемое укрупнение школ. Скажем, к 57-й школе присоединяют как дочерние какие-то другие учебные заведения. Это делается якобы для того, чтобы подтянуть тех, кто слабее. Но реально получается, что учителя элитной школы приобретают ненужные им нагрузки, и это ухудшает работу 57-й школы.

Что касается проблемы уравнивания всех со всеми (создание так называемых равных возможностей), то в свое время, когда появился ЕГЭ, мы, люди, связанные с Московским центром непрерывного математического образования, изо всех сил боролись против этой реформы.

Победить, убрать ЕГЭ не удалось. Тогдашнему министру мы объясняли: лозунг, что ЕГЭ победит коррупцию, — это абсолютная ложь. Но мы не были услышаны. Фурсенко слушал, говорил «да-да-да» и продолжал свое дело. И тогда Иван Ященко и Алексей Семенов сделали классический ход: «If you can't beat them, join them» («Если не можете их победить, присоединяйтесь к ним»). Семенову и Ященко удалось возглавить создание математических вариантов ЕГЭ, и они сделали из него вполне респектабельную и разумную вещь. Выбросили из него задачи с выбором ответа, придумали эффективный способ избежать жульничества, связанного с раскрытием вариантов.

Теперь в начале каждого учебного года публикуютсявсе задачи, которые будут в ЕГЭ, — 30 тыс. штук.

По первоначально предложенному плану из них создавалось много вариантов, и за полчаса до экзамена случайным выбором компьютер выдавал нужный вариант, который тут же отправлялся в места проведения экзамена. Министерство это запретило: они сказали, что это ненадежно, нужно, чтобы министерство в начале учебного года получало те варианты, которые будут использоваться на экзамене.

— Как вы расцениваете тот факт, что в этом году в ЕГЭ резко снизили количество баллов, необходимых для получения тройки по русскому и математике? Сделано это было для того, чтобы 40% выпускников не остались без аттестатов.

— Это прямо говорит о том, в каком состоянии находится массовая школа. Она продолжает деградировать.

Кроме того, в этом году все же удалось избежать массового жульничества на ЕГЭ, так что плачевная ситуация с математическим образованием стала виднее.

Но деградация образования пока не влияет на появление в стране сильных математиков: они по-прежнему проходят через элитные школы, олимпиады и идут в хорошие вузы. Поэтому наша страна будет продолжать вопреки действиям Минобрнауки производить и математиков, и хоккеистов, и шахматистов экстра-класса. Правда, из-за условий работы в России почти все они будут жить и работать в других странах.

Но страшней всего то, что низкий уровень учеников массовой школы по математике — это сильный удар по обороноспособности страны.

Если 40% школьников не могут решать самые простые задачи, то как они будут работать на радаре, на ракетной установке, на том, что используется в армии?

— Тем более что в массовые инженерные вузы идут троечники…

— Да-да. В массовой школе дело обстоит плохо, а элитные пока держатся. Но тот выигрыш, который мы имеем благодаря работе элитных школ, уничтожается тем, что лучшие уезжают за границу. Правда, отчасти правительство осознает, что было бы неплохо, чтобы люди оставались. Появились так называемые мегагранты. Это гранты с очень высокой оплатой, которые возглавляют либо российские математики, либо математики российского происхождения, которые работают за границей. Грант дается на три-четыре года, руководитель в этот период живет в России, оказывает влияние на подрастающее поколение и не теряет связи с российской математикой.

Сейчас есть мегагрант Стаса Смирнова в Петербурге, есть два мегагранта в Москве.

Я совсем недавно приехал из-под Магнитогорска, где в роскошном санатории на озере Банном был на замечательной конференции, организованной в рамках такого гранта. Его возглавляет в прошлом питерский математик Владимир Тураев (он сейчас постоянный профессор в Университете Индианы в США).

Но наряду с хорошим происходит и нечто бессмысленное. Правительство по-своему «осознало», что науку надо развивать, появилось модное слово «инновации», туда кинули огромные деньги, которые, я думаю, растрачиваются непонятно на что.

— Рядом с совсем плохим иногда происходит и нечто хорошее: несколько лет назад в Москве появился новый факультет в Высшей школе экономике — математический.

— Это чрезвычайно удачный эксперимент. И тут важен такой момент: там есть лишь несколько человек моего возраста, но в основном это молодые преподаватели, от 30 до 40. Каждый год туда берут на работу шесть-восемь человек — курсы прибавляются. Так вот половина этих людей получили свой PhD во Франции, в Штатах, в Израиле. Им, кстати, платят здесь европейскую зарплату, без этого вряд ли бы они вернулись.

Последние несколько лет происходило возвращение очень хороших молодых математиков в Россию. Сейчас это прекратилось.

Как я знаю из разговоров с коллегами, работающими за границей, они очень озабочены политической ситуацией в стране и боятся ехать. Каждую неделю Дума придумывает очередную мерзость. Например, если у человека двойное гражданство, он должен об этом отчитаться. То есть формально человека могут посадить в тюрьму за нарушение этого закона, который нет возможности в указанные сроки соблюсти. Уверен, сажать не будут, но люди за границей боятся оказаться за новым «железным занавесом». В итоге этот хороший процесс возвращения приостановился.


Источник: Газета.ру



Комментарии
Савинский Сергей Степанович, 16 сентября 2014 10:56 
Плохая ситуация с преподаванием математики в "массовой" школе переходит в аналогичную ситуацию с преподаванием высшей математики в университетах.Как учить высшей математике, если плохо освоена школьная математика.
Пастух Евфграфович, 18 сентября 2014 17:43 
"Если ты умеешь играть на скрипке — замечательно, но если ты хочешь быть композитором -— уже хуже." (???)
- чем публичнее деятельность, тем для некоторых хуже, а для других-то лучше. И в Армию некотрых берут только на простые вещи, а других - в контрактники, на более сложные. И на Озёрах Родины - сотни хороших конференций; деньги, гранты - всем не угодишь и многое ещё будет непонятно, как и всегда и... многие знания - многие печали, как говорят в народе, но... искажая смысл: Эта фраза взята из Библии: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Еккл 1:17,18)."
"Смысл высказывания вполне разумен, если принять его изначальный смысл - кто познает грех, тот познает печаль. И это в самом деле соответствует истине. Потому что любой грех в конечном счете разрушает личность."
И "люди с богатой эрудицией, насколько мне посчастливилось узнать, обычно напротив – обладают живым и радостным умом, рады пообщаться и мыслят исключительно позитивно."
Никаких более коментариев и не требуется
Владимир Владимирович, 20 сентября 2014 19:31 
"Екклезиаст на собственном опыте убедился, что приобретение мудрости и знания оказалось такой же суетой, такой же погоней за ветром, как и всё в человеческой жизни. Оно не только не доставило ему счастья, но, напротив, увеличило его страдания, показав всю призрачность человеческих надежд, всю безрезультатность человеческих стремлений, обнажив ничтожество всего земного."
(Из официальных толкований Еккл. 1:17,1:18))
Пастух Евфграфович, 22 сентября 2014 08:16 
Я и говорю - толкования, они и есть толкнования - позитив или негатив (типа, свинья грязи найдёт, особенно углубляясь в "познавания" грязи)
Удачи всем!
Владимир Владимирович, 22 сентября 2014 21:57 
Оно и понятно: сусюкаться умильно-бредоносно про прожекты кнуто-движетелей (или даже идеи прожектов, или сны идей прожектов...) да еще и с претензией на обучение/вдохновление молодежи ахинеей квазифилософской демагогии - не выдерживает никакой критики

Поведайте о конкретных достижениях - и порадуюсь с вами
(а то ведь хуже бывшего политбюро (канувшего в лету со всеми их "радостными улыбками" и аллергией на критику) - еще менее осмысленно и намного малобюджетнее )
Пастух Евфграфович, 23 сентября 2014 09:13 

"Главное - спокойствие"
Уже тяжело некоторым даётся даже представить себе гибкий конструктив двигателя? (стыдно небось?) Старые клише забили крышу. Аллергия на критику. Привыкли с детства, что их надо хвалить и гладить по головке, к любостяжанию. Пожалуйста - вы лучший!!!

Справка: Пастух Евфграфович - это всего лишь проект, не стоит обижаться на несовершенство.
Удачи вам, терпимости и здоровья!
Владимир Владимирович, 23 сентября 2014 15:48 
Если заменить в тираде выше "гибкий конструктив двигателя" на "проект самоходной печи", "рака свистящего на горе" итд - смысл совсем не поменяется
Пастух Евфграфович, 23 сентября 2014 17:39 
Мерикозы полгода уж прототип, аналог медузы, сделали, дальше и говорить неинтересно, т.к. слишком специфично (не для формата нанометра).
(ну, а смысл - проще пареной репы - хлыст (форму его помните?) пастуха наоборот; двигатель - внутри)
Теперь то ваша душенька успокоилась?
Владимир Владимирович, 23 сентября 2014 18:02 
Не совсем понял, кто такие "мерикозы", но понял, что они сделали что-то, а вы нет!
слишком специфично (не для формата нанометра) - в этом и ваша суть (отсутствие то есть)

Знаете, что "цепляет" в ваших комментариях, что в чем-то (и, может, в значительной степени ) - я сам такой (прожекты, комментарии вместо того, что бы просто сделать лучше ..."Мысль изречённая есть ложь".)
Пастух Евфграфович, 24 сентября 2014 08:33 
Да нет, замечательная формула Mv=mV как раз для данного случая, студенты справятся сами, но Пастух Евфграфович не пишет всё, что от него хотят сразу и всем и, тем более, не раскрывает know-how "вовне". В этом отличие науки от бизнеса, надеюсь это вы понимаете. Хотя "Добиться успехов в бизнесе абсолютно невозможно без науки" (Президент Российской Академии наук Владимир Фортов, 22 сентября 2014 г. Москва, в штаб-квартира "ФосАгро", вручение Премий "ФосАгро" и ЮНЕСКО в области «Зеленой химии»). Ну а комментарии - это просто бесплатная отточка пера, как это ни цинично будет сказано (без обид, типа "Шалопай" из "Дневник провинциала в Петербурге" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина от 1872 г.). На самом деле нужны новые идеи, материалы, подходы... Здесь это есть. Вот форма хлыста, как идея, понятно как работает, так? А теперь направьте поляризованный луч лазера прямо на вершину ~ бесконечной пирамиды и совместите с понятиями "информация/ячейка памяти", "единичный фотон/спин фотона/адресация", c выводами о неверности постулата о том, что фотон может находиться только в двух спиновых состояниях с проекцией спина на направление движения (спиральностью) ±1..., расположите пару "Этих идей" встречно-параллельно, как струны ... - это и есть обычная работа "околоСколхоза" п р я м о на ваших глазах
Удачи!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Доменная паутина
Доменная паутина

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.