Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Завершена Ольхонская летняя школа — 2013

Ключевые слова:  Intel, NT-MDT, Государственная поддержка, Естествознание, Иркутская область, Нанотехнологии, Школа-конференция, Школьная конференция

Автор(ы): Просекин Михаил Юрьевич, Цивилева Дарья Михайловна, Широков Валентин Владимирович

Опубликовал(а):  Широков Валентин Владимирович

08 сентября 2013

21 августа завершилась вторая летняя школа-конференция «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий». Она проходила на острове Ольхон озера Байкал и длилась в этот раз 9 дней.
Конференция собрала 65 участников из 13 регионов России и делегацию из Казахстана.

В программе школы были лекции, мастер-классы, школьная конференция, экскурсии, создание футурологических проектов и много других интересных событий.

Лекции

Виктор Александрович Быков, д.т.н., директор группы компаний NT-MDT, рассказал школьникам о развитии цивилизации от начала и до наших дней, о зарождении и роли вычислительной техники, об истории сканирующей зондовой микроскопии и всех тех технологиях, которые должны были быть созданы для ее появления.

Михаил Юрьевич Просекин, к.ф.-м.н., руководитель Лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея №2, прочитал лекцию «Открытия, которые изменили мир». Электроны, рентгеновские лучи, радиоактивность, и даже колесо — «простые» открытия, которые требовали большой подготовки, огромных усилий и, зачастую, личной храбрости исследователей.

Евгений Федорович Мартынович

Евгений Федорович Мартынович, д.ф.-м.н., директор Иркутского филиала Института лазерной физики СО РАН, прочитал большую лекцию о лазерных нанотехнологиях. Несмотря на то, что лазеры и наноразмеры на первый взгляд несовместимы, оказывается, что при высоконелинейном взаимодействии света и вещества, лазерный луч может создать объекты размером менее 50 нм. Это позволяет создать лазерный ядерный реактор на лабораторном столе, получить рекордно большие электрические и магнитные поля, высокие давления сравнимые с давлением в центре Солнца. Благодаря использованию лазерной нанотехнологии, расшифрован геном человека, в прямом эксперименте наблюдался синтез белка рибосомой по наследственной программе заложенной в ДНК. Многие нобелевские лауреаты в области физики, химии и биологии в своих исследованиях использовали лазерные нанотехнологии.

Александр Леонидович Фрейдман, педагог дополнительного образования школы космонавтики г. Железногорска, аспирант ИФ СО РАН, рассказал о магнитных жидкостях, их строении и применении. Позже он провел мастер-класс, на котором дети сами синтезировали такую жидкость.

Ирина Геннадьевна Просекина, к.ф.-м.н., преподаватель Лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея №2, прочитала лекцию «В мире электрона». С виду простой, он не только не может жить сам по себе. В окружении протонов, нейтронов и квантов света он начинает творить настоящие чудеса.

Мастер-классы

Сканирующая зондовая микроскопия

Вел Никита Александрович Зеленцов, аспирант физического факультета ИГУ, сотрудник Лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея №2.

На этом мастер-классе слушатели прошли весь процесс сканирования, от подготовки зонда и образца до математической и компьютерной обработки результатов, а также смогли получить консультацию о тонкостях сканирования интересующих их систем.

Arduino

Вели Лев Васильевич Пигалицын, Народный учитель Российской Федерации, Светлана Слепнева и Виктор Савинов - его ученики.

На этом мастер-классе школьники изучали одно из наиболее перспективных средств автоматизации физических экспериментов – комплекс Arduino. Для этого они занимались программированием, составлением электронных цепей и настройкой разнообразных датчиков. Одним словом – робототехника.

Магнитные жидкости

Мастер-класс провел Александр Леонидович Фрейдман, педагог дополнительного образования школы космонавтики г. Железногорска, аспирант ИФ СО РАН.

На двух мастер-классах дети синтезировали две разные магнитные жидкости (на основе воды и на основе керосина), а так же поизмеряли их свойства.

Химия цвета

Юлия Соколова, студентка химического факультета СПбГУ.
Даниил Козлов, студент факультета наук о материалах МГУ.

Победительница Intel ISEF и победитель наноолимпиады и всероссийской олимпиады по физике рассказали, как устроено явление цвета, как он зависит от устройства электронных оболочек и как по одной химической формуле определить, какой цвет приобретет вещество при растворении или в результате химических превращений.

Школьная конференция

Основным мероприятием школы был конкурс школьных проектов. Конференция проводилась в два этапа: отборочный заочный тур и основной. Для участия в конференции школьники получали финансовую поддержку от корпорации Intel и Министерства образования Иркутской области. Школьники Иркутской области дополнительно могли пройти в основной тур по результатам открытой научно-практической конференции по естествознанию и нанотехнологиям «Удивительный мир», проходящей весной в Иркутском лицее №2.
В этом году конференция проводилась по правилам Intel ISEF, и для защиты работ участники оформили их в виде постеров. Ребята были разделены на 2 секции: 7–9 и 10–11 классы.

Результаты конференции 7–9 классов:

  • 1 место — Анастасия Толстун и Александра Очнева из Тамбовского лицея №14, за работу «Исследование взаимодействия дрожжей Saccharomyces cerevisiae с углеродным наноматериалом “Таунит”».
  • 2 место — Алена Просекина и Юлия Алабердина из Иркутского лицея №2, за работу «Осмос: от клетки до электростанции».
  • 3 место — Анастасия Попова из Иркутской школы №30, за работу «Методы измерения магнитострикции».

Результаты конференции 10–11 классов:

  • 1 место — Виктор Савинов из Дзержинской школы №2, за работу «Учебная модель сканирующего зондового микроскопа».
  • 2 место — Наталия Картмасова и Татьяна Мареева из Чебоксарского лицея №2, за работу «Липосомация, как способ повышения биологической усвояемости доклинически активных противотуберкулезных соединений на основе производных 2-ацил(ароил)-1,1,3,3-тетрацианопропенидов натрия».
  • 3 место — Екатерина Холодилова из Иркутского лицея №2, за работу «Наноархеология структурных доменов аморфных и поликристаллических лент состава Fe67Co10Cr3B15Si5».

Дипломы учительского жюри получили:

  • «За творчество» — Иван Сергеев из Черемховской школы №1 с работой «Моделирование явления магнитогидродинамического эффекта».
  • «За трудолюбие» — Александра Очнева и Анастасия Толстун.

Дипломы студенческого жюри:

  • «За сияющий оптимизм» — Екатерина Холодилова
  • «За макрорешения в наноинженерии» — Виктор Савинов
  • «За эффектную защиту работы» — Антон Асламов, с работой «Влияние природных почв и покупных почвогрунтов на рост семян»
  • «За самостоятельность» — Литвинцев Денис, с работой «Вспомогательная программа для написания Batch-скриптов»

Свои проекты представила и команда Казахстана. Они заодно подробно познакомили участников конференции с тем как организована проектная деятельность в Казахстане. В их арсенале оказались проекты по улучшению качеств хлебной муки и травяных экстрактов и сборов при помощи измельчения до наноразмеров.

И многое другое

Лев Васильевич Пигалицын рассказал о своем обширном и многогранном опыте подготовки школьников, что было необходимо и учителям и всем участникам школы, а также участникам семинара, проходившем и в рамках школы в течение последующих трех дней. На этом семинаре учителя и преподаватели из различных регионов прошли курсы повышения квалификации, включающих мастер-классы по работе на СЗМ, лекции Руководителей лаборатории нанотехнологий Иркутского лицея №2 (одной из успешно реализованных площадок по проектно-исследовательской работе), а также лекций ведущих специалистов группы компаний NT-MDT.

Помимо официальной насыщенной программы традиционно проводился «Ольхонский университет», вновь случайная разбивка всех юных участников школы на 4 факультета и снова им переданы бразды правления (школьники стали преподавательским составом, а все взрослые участники конференции — студентами). И огромная подготовка для презентации своего факультета и его устава в каждую свободную минуту, которых, кстати, на этой школе было очень немного. Но факультеты при поддержке увлеченных кураторов вновь смогли покорить всех своей фантазией и глубиной идей во время представления своих факультетов. Кроме того, задача перед факультетами была иной, нежели в прошлом году, когда предстояло провести лекции и привлечь абитуриентов. В этом году факультеты выполняли заказ на разработку четырех новых технологий будущего. Несмотря на сжатые сроки, детская энергия дала впечатляющие результаты. Дети представляли и защищали свои технологии, затрагивая не только технические детали, но и нравственные. Также были проведены и эстафетные соревнования и всё это привело к тому, что не без малого труда, был выбран лучший факультет, но с небольшим отрывом. И пока шла плодотворная работа, стало понятно, что внутри каждого факультета есть человек, который смог бы стать тем, кто сможет поддерживать университет и всех всех кто в нем живет… и среди четырех кандидатов с отрывом всего в несколько голосов был выбран новый ректор Ольхонского университета 2013 — Светлана Слепнева.

Организаторы благодарят партнеров и спонсоров конференции, без которых её проведение не было бы возможным: корпорацию Intel, группу компаний NT-MDT, Министерство образования Иркутской области и министра образования Иркутской области В.С. Басюка.

Прикрепленные файлы:
 

В статье использованы материалы: Официальный сайт школы


Средний балл: 9.6 (голосов 5)

 


Комментарии
Клюев Павел Геннадиевич, 08 сентября 2013 23:41 
Хорошие фотографии.Спасибо
Палии Наталия Алексеевна, 09 сентября 2013 14:29 
замечательный репортаж и тезисы докладов участников можно прочитать

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Серебряный нанохаос
Серебряный нанохаос

В Москве определили проекты-победителей конкурса «ВИК.НАНО 2017»: ускорение разработки лекарств, солнечная черепица, нанорезина и др.
Фонд инфраструктурных и образовательных программ подвел итоги Всероссийского инженерного конкурса для студентов и аспирантов в области нанотехнологий («ВИК.Нано 2017»). По результатам отборочного этапа, менторской и акселерационной программ по доработке проектов, а также финальной защиты перед членами жюри определились пять победителей. Триумфаторы конкурса посетят один из крупнейших инновационных кластеров Европы — в бельгийском городе Лёвене.

Новые материалы в школьном образовании
11 - 12 декабря 2017 года в Санкт-Петербурге состоится VIII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам естественнонаучного, технологического и технопредпринимательского образования "Новые материалы в школьном образовании".

VI Конгресс предприятий наноиндустрии: «Нано в каждый Net»
В начале декабря Москве состоялся VI Конгресс предприятий наноиндустрии, организованный Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и Межотраслевым объединением наноиндустрии (МОН). На Конгрессе были обсуждены итоги развития отрасли за первое десятилетие и перспективные планы развития, включая интеграцию нанотехнологий в Национальную Технологическую Инициативу.

Прощай, лампочка Ильича!
Д.Н.Плешков
Современные светоизлучающие устройства безальтернативно завоевывают рынок и становятся частью нашей повседневной жизни.

Композиты УНТ-ГАП – биоактивная матрица для роста костных тканей
Е.С.Климашина
Нанокомпозиты - одно из перспективных направлений развития материаловедения в интересах биологии и современной медицинской практики.

Умный дом
Н.В.Лысков
Умные дома могут составить яркую черту нашего будущего и прогресс в этом направлении связан с созданием новых поколений наноматериалов.

Система практик ФНМ МГУ
А.Б.Тарасов, А.В.Кнотько, Е.А.Гудилин

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.