Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Международный женский день: история праздника

Журнал Nature выяснил, есть ли дискриминация женщин в науке

Ключевые слова:  8 марта, Nature, PhD, Женщины-ученые, Образование

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

09 марта 2013

По данным Национального научного фонда США, американские женщины сегодня получают почти половину всех степеней PhD в точных науках и инженерном деле, но занимают в этих сферах лишь 21% и 5% постов соответственно. Кроме того, в среднем зарплата женщины-ученого в США составляет лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола.


Женщины-ученые в США и во всем мире проделали колоссальный путь в борьбе против дискриминации, однако даже сегодня студентки и аспирантки сталкиваются с неравной оплатой труда, трудностями в карьерном росте и "скрытыми" предубеждениями против себя, пишет журналистка Хелен Шен в специальном разделе очередного номера журнала Nature, посвященном Международному женскому дню.

Шен приводит пример нейробиолога Нью-Йоркского университета Линн Киорпес, которая в начале 1970-х годов, будучи студенткой, хотела стать инженером. По словам Киорпес, один из профессоров ее Северо-Восточного университета в Бостоне в первый день занятий оглядел аудиторию и сказал: "Я вижу в классе женщин. Я не верю, что женщинам место в инженерном деле, поэтому я лично сделаю все возможное, чтобы все вы провалили (мой класс)".

Профессор "не блефовал", говорит Киорпес — все студентки в той аудитории, кроме одной, в итоге ушли из этой области. И хотя сейчас подобные высказывания кажутся в американских университетах немыслимыми, проблемы все еще существуют, считают ученые, опрошенные журналом.

Статистика не радует

По данным Национального научного фонда (NSF) США, американские женщины сегодня получают почти половину всех степеней PhD в точных науках и инженерном деле, но занимают в этих сферах лишь 21% и 5% постов соответственно. Кроме того, в среднем зарплата женщины-ученого в США составляет лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола, а в отдельных областях, например, в физике и астрономии, этот показатель приближается к 60%.

Автор статьи приводит данные опроса 2010 года, проведенной Американской ассоциацией содействия развитию науки (AAAS) среди примерно 1,3 тысячи обладателей PhD. Более половины, 52% женщин сообщили, что в своей научной карьере сталкивались с проявлениями дискриминации по полу, тогда как среди мужчин так ответили всего 2%.

Помимо этого, для женщин выбор между работой в науке и семейной жизнью, по-видимому, все еще остается куда более сложным. По данным исследователей из Калифорнийского университета в Беркли, бездетные молодые исследователи обоих полов, уже получившие PhD, одинаково часто решают оставить науку, тогда как женщины-ученые, ставшие матерями или планирующие это, в среднем уходят в два раза чаще, чем мужчины в аналогичных обстоятельствах.

По мнению Шен, серьезной проблемой также является "выпадание" студенток и молодых ученых на ранних стадиях академической карьеры, связанное, в том числе, и с острым недостатком "ролевых моделей", успешных женщин на высоких научных постах.

Бой с тенью

"У меня есть предубеждение против женщин в науке. Пожалуйста, не считайте меня из-за этого ужасным человеком. Я женщина-ученый, научный руководитель, общественный активист за привлечение женщин в науку, мать будущей женщины-биолога. Но мои результаты теста на скрытые ассоциации показывают, что я все равно невольно связываю мужчин с наукой и карьерой, а женщин с искусством и семьей… Результаты сотен тысяч других людей говорят о том, что я не исключение: для 70% мужчин и женщин из 34 стран наука — скорее мужское дело, чем женское", — пишет в своей колонке нейробиолог медицинского факультета Стэнфордского университета Дженнифер Рэймонд.

Рэймонд напоминает об исследовании, которое в 2012 году "потрясло научное сообщество": микробиолог из Йельского университета Джо Хэнделсман в буквальном смысле поставила на своих коллегах-ученых эксперимент, разослав им одинаковые придуманные ею "резюме" на вакансию лаборанта, подписанные мужским или женским именем. Таким образом, исследовательница выяснила, что женщина-лаборант при абсолютно одинаковых данных зарабатывала бы на 4 тысячи долларов в год меньше и имела бы гораздо меньше шансов получить в лице начальника научного наставника.

Тем не менее, даже после такой, по ее мнению, весьма наглядной иллюстрации существования дискриминации женщин в науке многие коллеги автора заметки усиленно его отрицают и не готовы признать, что их решения не полностью объективны. По мнению Рэймонд, признание проблемы должно стать первым шагом к ее решению, и тогда однажды "представление о том, что стереотипный успешный ученый мужского пола, исчезнет".

"Если мы будем бдительными, мы сможем снизить влияние предубеждений и стереотипов на наши решения. Неосознанные предубеждения — это умственные "привычки", которые обычно управляют нашими первыми, спонтанными реакциями… но так же, как каждый человек может отучиться грызть ногти или говорить "эмм" при устном выступлении, мы можем подавить и такие привычки", — заключает Рэймонд.

Что делать

В этом же номере Nature публикует колонки ученых из разных стран мира, которые предлагают свои шаги на пути к искоренению дискриминации женщин в науке. Так, например, Лихад аль-Газали, генетик из Саудовской Аравии, говорит, что, по данным на 2011 год, на женщин приходилось лишь около 1% всех ученых, тогда как студентки получают 65% дипломов бакалавров в научных областях. Борьба с предрассудками и распространение информации о звездах национальной науки, по ее мнению, может поддержать в школьницах и студентках решимость идти к карьере в выбранной области знания.

Психолог из Городского университета Нью-Йорка Вирджиния Валиан вместе с коллегами предлагает бойкотировать научные конференции, куда годами не приглашают выступать женщин, нейробиолог из Стэнфорда Бен Баррс — сделать правилом временное ослабление жестких ограничений на пути к постоянному контракту для молодых родителей обоих полов.

Физик Лин-ань У из Института физики Китайской академии наук считает, что необходимо уравнять пенсионный возраст, разница в котором у мужчин и женщин оборачивается для последних сложностями при приеме на работу, а ее коллега Эва Эндрей из университета Ратгерса призывает обратить внимание на собственных дочерей, которым может остро не хватать научных кумиров женского пола.

Наконец, Лииса Хусу из университета Эребру в Швеции обращает внимание на то, что очень часто предубеждения проявляются не в том, что происходит, а в том, чего с женщинами-учеными не случается — в десятках мелочей от неприглашения на неформальные встречи коллег и отсутствия публичного одобрения коллег до "пропадающих" ссылок на научные исследования женщин-ученых.


Источник: РИА Новости



Комментарии
И как ... Всё это происходит в "свободном" западном мире и в США - оплоте демократии, как они себя величают. А куда там смотрит "общественность"?
Палии Наталия Алексеевна, 06 апреля 2013 20:49 
Ангелина Валерьевна, вы еще не знаете об этом
Ну, "общественность" организует конкурсы и выделяет гранты, чтобы поощрять представительниц прекрасного пола, например, Лореаль, Интел и др...
в специальном разделе очередного номера журнала Nature, посвященном Международному женскому дню. - этот номер посвящен памяти Maxine Clarke, которая была редактором Nature...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Наносито
Наносито

Дистанционный лекторий ФНМ МГУ
Опубликованы приглашения на 4 интересные лекции онлайн лектория проекта дистанционного образования факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова на ближайшую неделю.

Евгений Кац: Перовскит, загадка названия и история открытия
28 мая 2020 г. в 18:00 мск. в рамках развития дистанционного образования ФНМ МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась онлайн лекция известного ученого, профессора Евгения Каца (Ben-Gurion University of the Negev) "Перовскит, загадка названия и история открытия", который известен не только своими выдающимися научными достижениями в области химии твердого тела, углеродных наноматериалов, перовскитной фотовольтаики, но и большим вкладом в популяризацию науки.

М.Гретцель "The stunning rise of perovskite solar cells"
28 мая 2020 г. в 19:00 мск. в рамках развития дистанционного образования ФНМ МГУ имени М.В.Ломоносова состоялась онлайн лекция всемирно известного ученого, профессора М.Гретцеля (Федеральная политехническая школа Лозанны) "The stunning rise of perovskite solar cells".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2020 году
коллектив авторов
2 - 5 июня пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии
Гудилин Е.А., Горбунова Ю.Г., Калмыков С.Н.
Отделение химии и наук о материалах РАН, а также химический факультет и факультет наук о материалах МГУ инициируют реализацию открытого образовательного проекта «Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии». В рамках проекта ведущие ученые, члены Российской и международных Академий, видные представители вузовской науки прочитают тематические образовательные лекции по химии, науках о материалах, современным подходам в биологии и медицине. Видеозаписи лекций будут размещены в открытом доступе и могут быть использованы ВУЗами в основной и дополнительной образовательных программах, а также для самоподготовки и мотивации студентов и аспирантов на будущие научные достижения.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.