Исполнительный директор ЗАО «Синергия Инновации» Геннадий Медецкий принял участие в работе Красноярского экономического форума-2013. Он поделился своими впечатлениями об этом мероприятии и о том, какие проблемы и перспективы есть у инноваций в России.
- Вы уже не первый раз побывали на Красноярском экономическом форуме. Какие изменения за последнее время больше всего бросаются в глаза?
Да, я на Красноярском экономическом форуме уже не новичок. Могу сказать, что в этом году приехало в два раза больше участников, чем пару лет назад. Впечатление такое, что ты попал в переход московского метро в час пик - толпы народа.
- А что касается непосредственно инноваций, тоже яркие впечатления?
Вот с этим ситуация неоднозначная. Десять лет назад в Красноярском крае уже делали один технопарк. Сейчас его закрывают с минусовым результатом: все деньги потрачены. Теперь открывают второй бизнес-акселератор. Но почему этот должен быть успешнее?
Я считаю, что положение дел может измениться к лучшему, если кто-то из руководителей крупного инвестфонда найдет наших соотечественников, которые 5-7 лет назад уехали, скажем, в США. Они получили там прикладное образование, уже «потерлись» по разным инновационными проектам. Нужно заплатить этим людям нормальные деньги и предложить им вернуться на родину. Тогда они вернутся и скажут, что надо делать и как.
- В рамках Красноярского форума вы занимались оценкой стартапов. Нашли интересные с практической точки зрения?
Сплошь и рядом картина приблизительно такая. Стоят представители проектов. Хотят получить, например, 700 тысяч долларов. Для посевной инвестиции – это вполне нормально. К 2017 году капитализация компании должна, по их плану, составит приблизительно полтора миллиона долларов. Какой же будет наша доля? Они говорят – 20 %. Таким образом, получается 300 тысяч. Т.е. мы должны вложить 700 тысяч долларов, чтобы испытывая очень высокие риски, через несколько лет получить 300 тысяч. Кто посоветовал составить такое предложение? Говорят: «У нас консультанты были…»
При этом впечатление от общения с этими людьми остается самое приятное. Они предлагают замечательные, действительно уникальные проекты – просто фантастика! Но графики развития при этом часто нарисованы «под транспортир». И нередко нет представления о самом главном в любой инновации – потребителе. То есть не представляют того, кто будет покупать продукт и в каком количестве. А ведь есть инновации, которые никогда не смогут окупить собственную стоимость…
В общем, большая проблема в том, что людей с хорошим бизнес-образованием я практически не встретил. Если мы хотим встроиться в западную экономику, то должны обязательно развивать бизнес-образование. Никуда от этого не деться. Но при этом не в интересах того же Запада, чтобы инженерное образование в России угасало. Нам нужно обязательно сохранить наше инженерное, естественнонаучное образование и систему воспитания.
- Как в целом вы оцениваете перспективы развития инновационной отрасли в России?
Давайте сразу поставим точки на i и признаем, что сейчас по факту мы являемся мировой технологической колонией. К нам везут готовые продукты hi-tech и увозят сырье и мозги. А крупные бизнесмены, которые получают на Западе бизнес-образование, по сути, являются компрадорской буржуазией. То есть теми, кто извне ввозит технологические разработки на территорию страны.
Теперь что касается перспектив. Существует теория ассимиляции перемен Коннера. Согласно ей для успеха необходимых перемен должны присутствовать три фактора. Dissatisfaction – недовольство сегодняшним положением. Vision – видение того, как должно быть. И first steps – шаги в этом направлении. Если dissatisfaction и vision сильнее чем resistance , т.е. сопротивление среды, то изменения возможны. У нас есть сопротивление среды, удовлетворенность чиновников и, по-моему, нет видения будущего. Не хочу делать исходящий из этого печальный вывод.
Россия отстала в технологическом плане на несколько десятков лет. Она еще пытается это технологическое отставание преодолеть, условно говоря, плывя в лодке на веслах против течения. В итоге течение сносит ее все дальше и дальше. Чтобы нам кого-нибудь догнать или перегнать, нужен мощный скачок. Нужно плыть на катере. При этом люди, которые будут подведены в своем мышлении под формат бизнес-школ, не смогут этого сделать. Потому что у них слишком много внутренних ограничений.
- Так что же тогда может кардинально изменить положение? Сейчас не хватает бизнес образования, а МBА, с вашей точки зрения, только мешает развитию инноваций…
Нам сейчас нужны люди масштаба Сергея Павловича Королева. Вот у него project-менеджмент был очень жесткий. От постановления о том, что нужно построить космодром Байконур, до запуска первой ракеты прошло всего 12 месяцев.
Нужны молодые люди, которые не зашорены еще моим знанием. Ведь знание о том, что Россия является технологической колонией Запада – это абсолютная правда. Но это вредное знание. Оно может демотивировать. Поэтому я никогда об этом не говорю молодым в личной беседе. Я хочу, чтобы они смотрели на мир широко открытыми глазами и знали, что все может измениться. И примеров тому масса.