Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

О том, как возникла ФМШ им М. А. Лаврентьева, которой недавно исполнилось 50 лет

Ключевые слова:  ФМИ

Опубликовал(а):  Терехин Максим Викторович

31 января 2013

Доктор физико-математических наук Илья Файвильевич Гинзбург, главный научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН поделился своими воспоминаниями о создании Физико-математическая школы (ФМШ) им. М. А. Лаврентьева при НГУ. В журнале «Наука в Сибири» появилось увлекательное повествование о том, как на энтузиазме нескольких ученых летняя физико-математическая школа превратилась в «кузницу» студентов для НГУ и других высших учебных заведений по всему тогдашнему СССР.

По словам И. Ф. Гинзбурга, научный коллектив, который впоследствии стал в основу ФМШ, впервые начал строиться вокруг Г. И. Будкера, который в 1961 году занимался организацией Всесибирской физико-математической олимпиады школьников.

Автор заметки, который еще в студенческие годы имел опыт работы со школьниками, рассказывает о том, что ему было интересно поучаствовать в организации олимпиады. Он вступил в физическую секцию оргкомитета, где работало множество ярких личностей. «Важнейшей чертой этого первого состава олимпиадного комитета было единое понимание стоящих перед нами задач и разумная готовность к творческой импровизации каждого участника, которая ни разу не встретила неодобрения остальных», - отмечает И.Ф. Гинзбург.

Третьим туром этой олимпиады стала так называемая летняя школа, концепция которой была позаимствована с западной системы летних школ для исследователей-физиков, основанной Э. Ферми.

Размышляя над системой и организацией летней школы, Г. И. Будкер постепенно пришел к идее ФМШ. «А почему только летняя?», - спросил он однажды у своих коллег, сходу начав развивать эту идею, которая поначалу вызывала некое недоверие.

Идея не была воплощена в жизнь едино моментно – на нее еще требовалось согласие и поддержка со стороны правительства. Однако работа научного коллектива продолжалась, и летняя школа прошла, оставив впечатления и отличный опыт, как ученикам, так и педагогам. Так, Э. П. Кругляков, возглавлявший учебную часть, однажды упал в голодный обморок – у него просто не было времени, чтобы поесть.

Впоследствии идея создания ФМШ была принята, и началась подготовка базы (недавно построенное здание на Детском проезде Новосибирска), а также решение административных и кадровых вопросов. Новое учебное заведение стало работать как разновидность школ интернатов. Вначале оказалось, что дети голодают – до этого в СССР интернаты существовали только для школьников 1-7 классов, и продуктовые нормы, рассчитанные на малышей, оказались недостаточными старшеклассникам. Правительство выпустило соответствующее постановление, и проблема была решена.

Еще одним важным вопросом при создании ФМШ стало формирование административного аппарата. Между Учёным советом и дирекцией нередко возникали конфликты, и директорам-администраторам нередко приходилось покидать свой пост. Так, И.Ф. Гинзбург вспоминает случай, когда одна из директрис попыталась изгнать одного из учеников, вменив ему такие прегрешения, как чтение научной литературы после отбоя, неявка на субботник (у него был сердечный приступ) и возражение директору. Впоследствии вместо воспитанника ученый совет исключил директрису.

Преподавателям было не просто взаимодействовать со студентами, поддерживая дисциплину и не становясь для них административной оппозицией. Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год) один из учеников, увлекшись теорией физики взрыва, самостоятельно приготовил водный раствор йодистого серебра. В результате неаккуратного эксперимента в одном из помещений школы произошел взрыв, к счастью, не принесший жертв. Вопрос дальнейшей судьбы горе-экспериментатора рассматривался на очень высоком уровне. В результате его вначале исключили, а в следующем году вновь тихо приняли в ФМШ.

«Мы старались создать в ФМШ доброжелательно творческую атмосферу, памятуя, что воспитание научной смены включает в себя как общение с работающими учёными, так и взаимообучение, эффективность которого усиливается при высокой концентрации сильных учеников», - вспоминает И.Ф. Гинзбург

Так, за чередой бесконечных административных вопросов, собеседований, подбора материалов и задачников, а также событий бурной жизни учебного заведения и была создана Физико-математическая школы им. М. А. Лаврентьева.


Источник: Наука в Сибири



Комментарии
Пастух Евфграфович, 31 января 2013 11:27 
"Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год)..."
- Китай в этом году тоже "дал жару", интересно, позже или раньше...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Странный оксид вольфрама
Странный оксид вольфрама

VIII Международная Конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов»
VIII Международная Конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов» (http://dfmn.imetran.ru/) пройдет в Москве (ИМЕТ РАН) с 19 по 22 ноября 2019 г. В рамках Конференции пройдет Молодежная школа-конференция.

Более 770 площадок пожелали присоединиться к Всероссийскому химическому диктанту с международным участием 18 мая
Более 770 площадок подали заявки на участие во II Всероссийском химическом диктанте, который в этом году пройдет с международным участием 18 мая в 13:00. Мероприятие организовано Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Химическим факультетом МГУ и корпорацией «Российский учебник» при поддержке Ассоциации учителей и преподавателей химии.

Найдены превращающие свет в электричество камни
Ученые обнаружили возникновение электрического тока в неорганических системах, что напоминает первые этапы усваивания энергии Солнца бактериями и растениями в процессе фотосинтеза. Открытое явление протекает в различных минералах и почвах. В отличие от обычного фотосинтеза, в данном случае участвуют только неорганические соединения, которые не имеют отношения к деятельности живых форм.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2019 году
Семенова Анна Александровна
21-24 мая 2019 года в лабораторном корпусе Б пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками ФНМ МГУ.

«Наука открывает огромные просторы для творчества»
Яна Хлюстова, Екатерина Мищенко
Об олимпиадах школьников и начале научного пути в интервью Indicator.Ru рассказала Екатерина Жигилева, студентка второго курса химического факультета МГУ им. Ломоносова.

Интервью с Константином Козловым - абсолютным победителем XIII Наноолимпиады
Семенова Анна Александровна
Школьник 11 класса Константин Козлов (г. Москва) стал абсолютным победителем Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" 2018/2019 по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология". О своих впечатлениях, увлечениях и немного о планах на будущее Константин поделился с нами в интервью.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.