Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

О том, как возникла ФМШ им М. А. Лаврентьева, которой недавно исполнилось 50 лет

Ключевые слова:  ФМИ

Опубликовал(а):  Терехин Максим Викторович

31 января 2013

Доктор физико-математических наук Илья Файвильевич Гинзбург, главный научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН поделился своими воспоминаниями о создании Физико-математическая школы (ФМШ) им. М. А. Лаврентьева при НГУ. В журнале «Наука в Сибири» появилось увлекательное повествование о том, как на энтузиазме нескольких ученых летняя физико-математическая школа превратилась в «кузницу» студентов для НГУ и других высших учебных заведений по всему тогдашнему СССР.

По словам И. Ф. Гинзбурга, научный коллектив, который впоследствии стал в основу ФМШ, впервые начал строиться вокруг Г. И. Будкера, который в 1961 году занимался организацией Всесибирской физико-математической олимпиады школьников.

Автор заметки, который еще в студенческие годы имел опыт работы со школьниками, рассказывает о том, что ему было интересно поучаствовать в организации олимпиады. Он вступил в физическую секцию оргкомитета, где работало множество ярких личностей. «Важнейшей чертой этого первого состава олимпиадного комитета было единое понимание стоящих перед нами задач и разумная готовность к творческой импровизации каждого участника, которая ни разу не встретила неодобрения остальных», - отмечает И.Ф. Гинзбург.

Третьим туром этой олимпиады стала так называемая летняя школа, концепция которой была позаимствована с западной системы летних школ для исследователей-физиков, основанной Э. Ферми.

Размышляя над системой и организацией летней школы, Г. И. Будкер постепенно пришел к идее ФМШ. «А почему только летняя?», - спросил он однажды у своих коллег, сходу начав развивать эту идею, которая поначалу вызывала некое недоверие.

Идея не была воплощена в жизнь едино моментно – на нее еще требовалось согласие и поддержка со стороны правительства. Однако работа научного коллектива продолжалась, и летняя школа прошла, оставив впечатления и отличный опыт, как ученикам, так и педагогам. Так, Э. П. Кругляков, возглавлявший учебную часть, однажды упал в голодный обморок – у него просто не было времени, чтобы поесть.

Впоследствии идея создания ФМШ была принята, и началась подготовка базы (недавно построенное здание на Детском проезде Новосибирска), а также решение административных и кадровых вопросов. Новое учебное заведение стало работать как разновидность школ интернатов. Вначале оказалось, что дети голодают – до этого в СССР интернаты существовали только для школьников 1-7 классов, и продуктовые нормы, рассчитанные на малышей, оказались недостаточными старшеклассникам. Правительство выпустило соответствующее постановление, и проблема была решена.

Еще одним важным вопросом при создании ФМШ стало формирование административного аппарата. Между Учёным советом и дирекцией нередко возникали конфликты, и директорам-администраторам нередко приходилось покидать свой пост. Так, И.Ф. Гинзбург вспоминает случай, когда одна из директрис попыталась изгнать одного из учеников, вменив ему такие прегрешения, как чтение научной литературы после отбоя, неявка на субботник (у него был сердечный приступ) и возражение директору. Впоследствии вместо воспитанника ученый совет исключил директрису.

Преподавателям было не просто взаимодействовать со студентами, поддерживая дисциплину и не становясь для них административной оппозицией. Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год) один из учеников, увлекшись теорией физики взрыва, самостоятельно приготовил водный раствор йодистого серебра. В результате неаккуратного эксперимента в одном из помещений школы произошел взрыв, к счастью, не принесший жертв. Вопрос дальнейшей судьбы горе-экспериментатора рассматривался на очень высоком уровне. В результате его вначале исключили, а в следующем году вновь тихо приняли в ФМШ.

«Мы старались создать в ФМШ доброжелательно творческую атмосферу, памятуя, что воспитание научной смены включает в себя как общение с работающими учёными, так и взаимообучение, эффективность которого усиливается при высокой концентрации сильных учеников», - вспоминает И.Ф. Гинзбург

Так, за чередой бесконечных административных вопросов, собеседований, подбора материалов и задачников, а также событий бурной жизни учебного заведения и была создана Физико-математическая школы им. М. А. Лаврентьева.


Источник: Наука в Сибири



Комментарии
Пастух Евфграфович, 31 января 2013 11:27 
"Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год)..."
- Китай в этом году тоже "дал жару", интересно, позже или раньше...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Магнитный нанопорошок...или как сделать магнитную жидкость за пару минут
Магнитный нанопорошок...или как сделать магнитную жидкость за пару минут

Учёные МГУ предложили новый способ создания перовскитных солнечных элементов
Ученые факультета наук о материалах МГУ предложили новый способ создания перовскитных солнечных элементов. Результаты были опубликованы в журнале ACS Applied Materials & Interfaces в статье "From metallic lead films to perovskite solar cells through lead conversion with polyhalides solutions".

Опубликован механизм знаменитой реакции Зелинского. Получение бензола из ацетилена с помощью автокаталитического каскада на углеродных наночастицах
Российские исследователи показали, что карбеновые центры на зигзагообразных краях графеновых структур могут представлять собой альтернативную платформу для создания эффективных каталитических систем. В частности впервые был представлен механизм реакции Зелинского: тримеризации ацетилена с образованием такого важного продукта как бензол.

Подводятся итоги творческого конкурса «ЮниКвант»
На конкурс «ЮниКвант» для участия в профильной смене по био- и нанотехнологиям в ВДЦ «Океан» поступило более 100 заявок.

2019-nCoV: очередной коронованный убийца?
Анна Петренко
В статье рассказывается о коронавирусе 2019-nCoV — что мы знаем сегодня. А ведущие международные научные издательства предоставляют бесплатный доступ к новым статьям, посвященных изучению коронавируса

Дышать свободно: как воздухоочистители борются с вирусами
Ростех
В перечне помощников в борьбе с вирусом COVID-2019 – также воздухоочистители. Речь идет о системах очистки воздуха, которые работают на основе фотокатализа. Их фильтры способны справиться с 99% бактерий и вирусов, в том числе могут стать действенным способом борьбы со злополучным COVID-2019.

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2020 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.