Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

О том, как возникла ФМШ им М. А. Лаврентьева, которой недавно исполнилось 50 лет

Ключевые слова:  ФМИ

Опубликовал(а):  Терехин Максим Викторович

31 января 2013

Доктор физико-математических наук Илья Файвильевич Гинзбург, главный научный сотрудник Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН поделился своими воспоминаниями о создании Физико-математическая школы (ФМШ) им. М. А. Лаврентьева при НГУ. В журнале «Наука в Сибири» появилось увлекательное повествование о том, как на энтузиазме нескольких ученых летняя физико-математическая школа превратилась в «кузницу» студентов для НГУ и других высших учебных заведений по всему тогдашнему СССР.

По словам И. Ф. Гинзбурга, научный коллектив, который впоследствии стал в основу ФМШ, впервые начал строиться вокруг Г. И. Будкера, который в 1961 году занимался организацией Всесибирской физико-математической олимпиады школьников.

Автор заметки, который еще в студенческие годы имел опыт работы со школьниками, рассказывает о том, что ему было интересно поучаствовать в организации олимпиады. Он вступил в физическую секцию оргкомитета, где работало множество ярких личностей. «Важнейшей чертой этого первого состава олимпиадного комитета было единое понимание стоящих перед нами задач и разумная готовность к творческой импровизации каждого участника, которая ни разу не встретила неодобрения остальных», - отмечает И.Ф. Гинзбург.

Третьим туром этой олимпиады стала так называемая летняя школа, концепция которой была позаимствована с западной системы летних школ для исследователей-физиков, основанной Э. Ферми.

Размышляя над системой и организацией летней школы, Г. И. Будкер постепенно пришел к идее ФМШ. «А почему только летняя?», - спросил он однажды у своих коллег, сходу начав развивать эту идею, которая поначалу вызывала некое недоверие.

Идея не была воплощена в жизнь едино моментно – на нее еще требовалось согласие и поддержка со стороны правительства. Однако работа научного коллектива продолжалась, и летняя школа прошла, оставив впечатления и отличный опыт, как ученикам, так и педагогам. Так, Э. П. Кругляков, возглавлявший учебную часть, однажды упал в голодный обморок – у него просто не было времени, чтобы поесть.

Впоследствии идея создания ФМШ была принята, и началась подготовка базы (недавно построенное здание на Детском проезде Новосибирска), а также решение административных и кадровых вопросов. Новое учебное заведение стало работать как разновидность школ интернатов. Вначале оказалось, что дети голодают – до этого в СССР интернаты существовали только для школьников 1-7 классов, и продуктовые нормы, рассчитанные на малышей, оказались недостаточными старшеклассникам. Правительство выпустило соответствующее постановление, и проблема была решена.

Еще одним важным вопросом при создании ФМШ стало формирование административного аппарата. Между Учёным советом и дирекцией нередко возникали конфликты, и директорам-администраторам нередко приходилось покидать свой пост. Так, И.Ф. Гинзбург вспоминает случай, когда одна из директрис попыталась изгнать одного из учеников, вменив ему такие прегрешения, как чтение научной литературы после отбоя, неявка на субботник (у него был сердечный приступ) и возражение директору. Впоследствии вместо воспитанника ученый совет исключил директрису.

Преподавателям было не просто взаимодействовать со студентами, поддерживая дисциплину и не становясь для них административной оппозицией. Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год) один из учеников, увлекшись теорией физики взрыва, самостоятельно приготовил водный раствор йодистого серебра. В результате неаккуратного эксперимента в одном из помещений школы произошел взрыв, к счастью, не принесший жертв. Вопрос дальнейшей судьбы горе-экспериментатора рассматривался на очень высоком уровне. В результате его вначале исключили, а в следующем году вновь тихо приняли в ФМШ.

«Мы старались создать в ФМШ доброжелательно творческую атмосферу, памятуя, что воспитание научной смены включает в себя как общение с работающими учёными, так и взаимообучение, эффективность которого усиливается при высокой концентрации сильных учеников», - вспоминает И.Ф. Гинзбург

Так, за чередой бесконечных административных вопросов, собеседований, подбора материалов и задачников, а также событий бурной жизни учебного заведения и была создана Физико-математическая школы им. М. А. Лаврентьева.


Источник: Наука в Сибири



Комментарии
Пастух Евфграфович, 31 января 2013 11:27 
"Так, однажды на первом году работы ФМШ (1964 год)..."
- Китай в этом году тоже "дал жару", интересно, позже или раньше...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Графен
Графен

Конкурс «Элементы и Люди» в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов
РХТУ им. Д.И. Менделеева, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева, МГУ имени М.В. Ломоносова приглашают к участию в конкурсе, посвященном 150-летнему юбилею Периодической таблицы химических элементов Менделеева. Участвовать могут школьники, студенты, молодые ученые и специалисты.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Нитрид-борные нанокомпозиты для доставки лекарств. 2D наноматериалы помогут создать портативную искусственную почку. Обзор по cтрейнтронике. Доставка лекарств с помощью борнитридных фуллеренов. Речные фуллерены. Научный хит-парад 2018 по версии APS

Лекция Константина Севернинова: от бактериального иммунитета к геномному редактированию
20 декабря состоялась лекция молекулярного биолога, профессора Константина Северинова.
На лекции обсуждались вопросы: какова природа генетических болезней, и сможем ли мы лечить их в ближайшем будущем; что такое система CRISPR-Cas, и как бактерии используют её для борьбы с вирусами, и как изучение этого необычного механизма привело к созданию мощного инструмента геномного редактирования.

Почувствовать живое...
Е.А.Гудилин, А.А.Семенова, Н.А.Браже
Неразрушающее исследование живых клеток и клеточных структур является в настоящее время важным направлением научных изысканий, которые во многих зарубежных и российских научных группах направлены на достижение вполне прагматической цели – разработку новых принципов биомедицинской диагностики и эффективных подходов в нарождающейся персональной медицине.

Российская газета: Перевернуть пирамиду. Президент РАН: как повысить наши шансы на Нобеля
Юрий Медведев
Почему Россия по числу Нобелей отстает от ведущих стран мира, уступая, например, даже маленькой Швейцарии? Замалчиваются ли достижения отечественных ученых? Почему без привлечения в науку российского бизнеса мы не сможем успешно конкурировать в борьбе за престижную научную премию? Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАН Александром Сергеевым, который побывал в Стокгольме на вручении Нобелевских премий и поделился своими впечатлениями.

Эффект лотоса
Никельшпарг Эвелина Ильинична
Кратко и поэтично об одном из самых известных эффектов, который так любят школьники и участники наноолимпиады - об эффекте лотоса...

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.