Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Фемтосекундные импульсы

Ключевые слова:  источник света, лазер, учителю, физика

Автор(ы): Баранов Дмитрий Александрович

Опубликовал(а):  Баранов Дмитрий Александрович

22 декабря 2012

Редко найдется человек, не слышавший слова "лазер". Но не чаще встретишь и того, кто сможет доходчиво объяснить его принцип работы. Со времен первых экспериментов по усилению света при помощи вынужденного излучения (Нобелевская премия по физике 1964 Басову, Прохорову и Таунсу) эти устройства прочно вошли в наш с вами обиход (лазерные указки, лазерные приводы для записи и проигрывания дисков, лазерные принтеры, сканирующий лазер на кассе в магазине и так далее). У кого-то (например, у меня) лазер является активным инструментом для проведения исследований.

Зачем химику лазер? Действительно, лазер, ассоциируемый со световым мечом персонажа "Звездных войн", с трудом вписывается в стереотипный портрет ученого-химика в прожженном халате, с пробиркой чего-то зеленого и дымящегося в руках. Есть химики, которым интересно создавать новые молекулы в буквальном смысле и познавать законы реакционной способности вещества из опыта, изобретать теорию и методологию эмпирического. А есть такие, которых можно сравнить с оператором-документалистом: им хочется подсмотреть и заснять образование химических связей, превращение солнечной энергии в электрическую или как изменяет свою конформацию пигмент родопсин в наших глазах в самые первые моменты взаимодействия сетчатки со светом. Явления этой второй группы происходят в очень короткие промежутки времени - за десятые и сотые доли триллионной доли секунды или еще быстрее.

Приблизительная единица измерения в один "Не Успел Моргнуть Глазом" (1/3 – 1/5 секунды) придется кстати к описанию реакции боксера или пилота Формулы-1. Такие явления можно зафиксировать при помощи фотокамеры с механическим затвором, которая будет "видеть" явление в 10-100 раз быстрее, чем глаз. В нашем химическом примере быстроту происходящих явлений будет более уместно соизмерять с периодом вращения электрона вокруг протона в атоме водорода (1/3·10-15 секунды, для классического атома). Чтобы наблюдать его с подобающим временным разрешением потребуется другой подход. Подход этот в настоящее время один -- использовать ультракороткие импульсы света, создаваемые при помощи лазера. Концептуально понять это можно на простом примере. Представьте себе, что вы сидите в темной комнате, напротив стены, по которой из точки А в точку Б быстро перебегают тараканы, один за другим. Свет в комнате включается и гаснет с определенной частотой (если его включить совсем, то тараканы испугаются, и не будут выбегать вообще), а ваша задача - определить по какому конкретному пути перемещаются тараканы. Ясно, что чем выше частота цикла вкл/выкл света, тем точнее будет определен маршрут насекомого. Вот так и с электронами, только вспышки нужны очень-очень-очень быстрые.


На такое длинное вступление к рецензии вдохновила меня сама книга, о которой я собрался написать – "Фемтосекундные импульсы: введение в новую область лазерной физики", написанная П.Г. Крюковым и вышедшая в 2008 году в издательстве ФИЗМАТЛИТ. Эта небольшая (двести страниц) монография посвящена довольно детальному обзору физики и применений лазеров ультракоротких импульсов. Книга состоит из одиннадцати глав, которые можно разделить на три группы: Главы 1-3, исторический обзор эволюции понятий о свете, достигших своей кульминации в изобретении мазера и лазера. В дружелюбном и увлекательном для читателя стиле автор повествует о самых первых попытках измерить продолжительность времени свечения и скорости света, о драматическом развитии волновой теории и многом другом. Детально и понятно объяснено как работает мазер, предшественник лазера. И, естественно, главный герой всей затеи – сам лазер, которому посвящена третья глава. Характерная черта всей книги, которая проявляется уже вначале, это наличие фактических данных (значения длин волн излучения, энергий, продолжительностей и проч.) и простых расчетов на их основе. Такое чередование конкретных примеров, иллюстрирующих ту или иную идею, идет только на пользу, потому как показывает читателю как самому быстро проводить оценки в уме.


Главы 4-9 посвящены получению, усилению и измерению коротких импульсов света. Чтобы максимизировать удовольствие и пользу от этих глав, читателю необходимо иметь базовые физические знания – представления о явлениях дисперсии и дифракции, интерференции, желательно Фурье-преобразованиях (хотя бы в общем виде) и быть знакомым с понятиями из электроники. Одним словом, это более техническая часть. Некоторые идеи (пассивная синхронизация мод, чирпование, нелинейные эффекты) могут потребовать привлечения дополнительных ресурсов для внесения ясности (Википедии хватит точно). Мне эти главы понравились тем, что в них дается физическая картина того как это все (получение - усиление - измерение) работает, но без навешивания интенсивного математического груза. Именно этой общей картиной эта книга и будет особенно полезна студентам или аспирантам, проходящим формальный курс лазерной физики (как было в моем случае).


Главы 10-11 посвящены применению фемтосекундных лазеров и затрагивают (иногда лишь упоминанием) практически все основные применения в физике и химии. Здесь наиболее удачными, на мой взгляд, послужили разделы посвященные получению аттосекундных (аттосекунда = 1·10-18 секунд) импульсов и прецизионной метрологии (где идет речь о частотных гребенках, "frequency combs").


"Фемтосекундные импульсы" это книга одновременно научно-популярная (по наглядности и стилю изложения) и рассчитанная на специалиста (некоторые идеи требуют специальных знаний). Фемтосекундные лазеры становятся настольными с неимоверной скоростью и находят все большее и большее применение в изучении новых материалов и нанотехнологиях (изрядная доля всей физики нанополупроводников получена спектроскопическими методами). Поэтому ознакомление с этой книгой будет полезно самому широкому кругу читателей.

P.S. Пишите в комментариях, какие книжки по физике лазеров вы нашли полезными, интересными или просто понятными.


В статье использованы материалы: Фемтосекундные импульсы


Средний балл: 9.5 (голосов 2)

 


Комментарии
Уважаемый редактор, в "кратком содержании" можно опечатку исправить (реценЦия)?
Палии Наталия Алексеевна, 22 декабря 2012 14:55 
исправили
Палии Наталия Алексеевна, 22 декабря 2012 14:50 
Отлично. Спасибо за ссылку!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Кристаллическая роза
Кристаллическая роза

IV Всероссийская конференция "Наноструктурированные материалы и преобразовательные устройства для солнечной энергетики"
К участию в конференции приглашаются студенты, молодые ученые, аспиранты, специалисты инновационных предприятий, ученые, готовые предоставить доклады по развитию нанотехнологий и солнечной энергетики в России. Цель конференции - выявление наиболее актуальных и перспективных разработок, стимулирование и дальнейшее развитие научных исследований аспирантов и молодых ученых.

Школьники «Нанограда» решили 10 промышленных задач
С 1 июля по 10 июля 2016 года в Ульяновске состоялась VI Всероссийская Летняя школа «Наноград-2016», организованная Программой «Школьная лига РОСНАНО» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ и при участии ряда предприятий высокотехнологичного и нанотехнологического профиля из Ульяновска и других регионов РФ.

В гостях у Натальи Сомовой, победителя конкурса «Просто о сложном – светодиодные технологии»
Репортаж о визите оргкомитета Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям к Н.Ю. Сомовой, победителю конкурса "Просто о сложном" в категории "светодиодные технологии" и популяризатору науки среди школьников.

«Лаборанты» или «творцы»?
Гудилин Е.А.
«Да как эти нанотехнологии можно увидеть?», - спросила нас как – то замечательная женщина, настоящий творец будущего молодых талантов в нашей стране.
«И правда, как их увидеть, а главное, зачем?”, - подумалось мне, наивному, а потом осенило: ведь если не увидеть, то значит, и не показать, а поэтому их как бы и нет.

СТО АСМК.021МУ-2015 и добавленная стоимость инноваций: как не споткнуться на рынке интеллектуальной собственности
Зорина Юлия Геннадьевна (эксперт-аудитор по интеллектуальной собственности), Парвулюсов Юрий Юрьевич (вице-президент фонда «ФИНАС»), Розов Денис Викторович (руководитель правового управления оборонного предприятия), Фокин Геннадий Васильевич (председатель технического комитета по стандартизации и депозитарий стандартов профессионального менеджмента интеллектуальной собственности серии «Интеллектуальная собственность и инновации»), +7(495)4904726, +7(985)0234384, +7(916)2050579, gvf@finas.su, www.finas.su
Правовой нигилизм и пренебрежение правовыми нормами гражданского оборота интеллектуальной собственности, искажение учета нематериальных активов (несоответствие первичной документации требованиям пункта 3 ПБУ 14/2007) и отсутствие эффективной системы документооборота менеджмента интеллектуальной собственности — грозят упущенной выгодой и административными, налоговыми, уголовными правонарушениями. Как поправить положение?

Лекция 10. Переходные металлы
Еремин Вадим Владимирович

Лекция 9. Элементы XV (V A) группы
Еремин Вадим Владимирович

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.

Проекты или прожекты?

Проектная деятельность школьников становится все более популярной, фактически превращается в "обязаловку" для школ и их воспитанников. При этом, что это такое и как с этим быть, знают не очень многие. Этот небольшой опрос ставит себе целью оценить, как сейчас понимаются вопросы проектной деятельности всеми потенциальными участниками этого непростого процесса.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.