Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Панельная дискуссия: «Университеты. Нужна ли серьезная реформа?»

Ключевые слова:  Лап-Ши Цуи, образование, университет, Форум «Открытые инновации»

Опубликовал(а):  Чеканова Анастасия Евгеньевна

09 ноября 2012

Прошедший на прошлой неделе в Экспоцентре Форум «Открытые инновации», организованный российскими институтами развития при поддержке Правительства Москвы и Правительства Российской Федерации, не обошел стороной образовательную тематику. В отличие от форумов-предшественников (форумов «Роснанотех») в этом году акцент был сделан не на «нанообразовании», а на реформировании высшего образования, или, если следовать буквально, проблеме, поставленной организаторами форума, на реформировании университетов.

Основным модератором панельной дискуссии: «Университеты. Нужна ли серьезная реформа?» выступил заместитель министра образования и науки Игорь Федюкин, который после обозначения тематики дискуссии и представления участников передал слово со-модератору секции, вице-канцлеру, президенту Университета Гонконга Лап-Ши Цуи. Презентация Лап-Ши Цуи была посвящена роли человеческого капитала и высшего образования в развитии общества. Он представил свой взгляд на влияние проблем глобализации на университетское образование, результаты опроса работодателей о целях высшего образования, а также главные приоритеты университета Гонконга.

Больше длинных презентаций не предполагалось, и Игорь Федюкин предложил присутствующим поделиться своим мнением о приоритетах высшего образования и представленной Лап-Ши Цуи презентации. Первым выступил ректор «Высшей школы экономики» Ярослав Кузьминов. От вопросов глобализации и примера, представленного Лап Ши Цуи он перешел к российской действительности. Он предположил, что роль университетов должна быть в подготовке менеджеров, в то время как подготовку исполнителей необходимо передать другим образовательным учреждениям. В качестве миссии университетов он назвал формирование глобальной морали, основанной, в том числе, на персональной ответственности. Среди проблем российского высшего образования (в основном, проблем массовых университетов в противоположность «престижным ВУЗам») он назвал формализацию приема, формализацию обучения, отсутствие мотивации к обучению и недоверие к университету, необходимость работать параллельно с обучением, а также большой пробел между теми технологиями, которые предлагаются на рынке, и теми знаниями, которые получают студенты. Основным достоинством университета он назвал культурную среду и систему традиций, существующую в университете, после чего предложил развивать культурные инициативы студентов, клубы выпускников и Alumni, а также стимулировать студентов к научной работе. Кроме того, он предложил отказаться от отраслевых ВУЗов, развивая только учебные заведения широкого профиля.

Выступивший следующим Эдвард Кроули, основатель и руководитель СколТеха, подчеркнул важнейшую роль преподавателей и студентов в преобразовании общества. Он сказал, что руководителям ВУЗов очень важно понимать, чего от будущих выпускников и научных проектов университета ждут основные стейкхолдеры. С ним согласился Сергей Гуриев, ректор «Высшей экономической школы», который предложил привлекать общественность к управлению ВУЗами. Он также отметил необходимость конкуренции между ВУЗами и подчеркнул, что преподаватели должны отличаться от студентов не только тем, что они знают, но и тем, что они умеют.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев рассказал о положительных и отрицательных сторонах российского образования, а также обратил внимание на то, что ни о чем кроме передачи знаний (например, о формировании компетенций и ценности выпускников) руководители российских ВУЗов пока не задумываются.

Сергей Емельянов, ректор Юго-Западного государственного университета, обратил внимание на особую роль «региональных» ВУЗов, выступающих зачастую основным ядром научно-технического и инновационного развития региона.
Вслед за ним Вадим Поляков рассказал о проблемах коммерциализации технологий в России, после чего предложил ВУЗам создавать возможности для общения выпускников между собой (клубы, специализированные переговорные), а также рассказал о проблеме масштабирования качественных университетов.

В заключение, представитель HR рассказал о задачах, которые стоят перед менеджерами в области образования (получение финансирования, формирование концепции развития и подбор ключевых кадров), а также о необходимости развивать репутации ВУЗа и ее влиянии на место ВУЗа в рейтингах.

В целом, секция получилась достаточно интересной, и хотя каждый из выступавших выделил какой-то отдельный, наиболее важный для него аспект, в сумме они достаточно полно отразили положение российского высшего образования и стоящие перед ним вызовы.




Комментарии
Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа...
Владимир Владимирович, 19 ноября 2012 15:52 
"Народ безмолвствует" (из заключительного акта исторической трагедии)
Палии Наталия Алексеевна, 24 ноября 2012 20:20 
Палии Наталия Алексеевна, 25 ноября 2012 16:25 

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Стенка сегнетоэлектрического домена триглицинсульфата
Стенка сегнетоэлектрического домена триглицинсульфата

Территория STEM 2020
20 ноября в онлайн-формате состоится ежегодная конференция проекта "Стемфорд" - Территория STEM 2020. Тема 2020 года - "Подготовка инженеров будущего: партнерство образования, науки и бизнеса".

Актуальные проблемы неорганической химии 2020
Приглашаем студентов, аспирантов и молодых ученых принять участие в XIX Всероссийской конференции «Актуальные проблемы неорганической химии: материалы для генерации, преобразования и хранения энергии», которая будет проходить 13-15 ноября 2020 г. в on-line формате

Начинается XV Олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в будущее!"
Совсем скоро начнется юбилейная XV Всероссийская Интернет-олимпиада по нанотехнологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее!». Предлагаем ознакомиться с актуальной информацией и расписанием Олимпиады.

Нобелевская премия за графен, или 10 лет спустя
Алексей Арсенин
О том, как графен повлиял на развитие науки и промышленности и можно ли его назвать материалом будущего — заместитель директора Центра фотоники и двумерных материалов МФТИ, кандидат физико-математических наук Алексей Арсенин

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.