Ведущие: Максим Митченков
 Эксперт: Павел Кашкаров
В каждой московской школе в ближайшем будущем могут появиться кабинеты нанотехнологий и робототехники. Об этом проекте в эфире «Говорит Москва» рассказал его куратор Павел Кашкаров
На пилотный проект в первых 37 школах в разных округах Москвы будет потрачено 70 млн рублей. В частности, школы получат в пользование «нанонаборы» — учебно-научные комплексы по нанотехнологии. Самый дорогой из них — его закупят лишь для одной школы № 2030 — стоит около 12 млн рублей. Помимо «нанонаборов», московские школы получат конструкторы для создания сложных роботов, сверхмощные микроскопы, наборы для разработки моделей экологически чистого города, а также полевую лабораторию исследования водоемов.
Вы уже инициировали создание такой  лаборатории в одной из школ. Расскажите поподробнее, что представляет собой эта программа?
Павел Кашкаров: Новая  наука, которая сейчас реализуется в национальном исследовательском  центре Курчатовского института, требует новых кадров. Речь идет уже,  конечно, о выпускниках ВУЗов. А для того, чтобы выпускник ВУЗа с 1 курса  был правильно ориентирован, мы начинаем эту работу еще со школы. Т.е.  мы ищем молодых, мотивированных в получении естественнонаучного  образования, школьников. И вот весной 2011 года во время приезда в  Курчатовский институт мэра города Москвы Сергея Собянина была выдвинута  идея создания Курчатовского центра непрерывного междисциплинарного  образования. Собственно в качестве пилота была выбрана эта школа №2030.  Там предполагается, что на очень хорошем уровне, на профильном уровне  будут преподаваться все естественнонаучные дисциплины. И вместе с тем  будут созданы две лаборатории, в которых школьники уже смогут выполнять  приемлемые для их уровня проекты. Это лаборатория нанотехнологий и  робототехники.
Т.е. таким образом вы планируете искать новых специалистов, которым было бы интересно потом заниматься наукой?
Павел Кашкаров: Абсолютно.  Мотивировать их именно со школьного возраста. И дальше, чтобы они  поступили именно в те ВУЗы, с которыми мы работаем. А мы работаем с  ведущими ВУЗами физического профиля города Москвы.
Справятся ли школьники с современными нанотехнологиями?
Павел Кашкаров: Там  такая техника. Она с одной стороны достаточно проста, чтобы мог понять  школьник. Вместе с тем она позволяет выполнить очень интересные проекты  школьные. Например, увидеть воочию атомы, работать с биологическими  объектами. Там целый набор таких лабораторных задач, которые  действительно детям еще на школьной скамье позволят понять, что такое  нанотехнологий, как устроен окружающий мир. Мне кажется, это шаг уже в  серьезную науку. А дальше, по крайней мере, в той школе, с которой у нас  этот серьезный пилотный проект реализуется, мы предполагаем приглашать  учащихся уже в нашу лабораторию взрослую. И они могут посмотреть, как  это делается.
Физика в ближайшее  время не попадет в число обязательных предметов. Ее популярность по  многим прогнозам, скорее всего, упадет. Кабинеты физики и нанотехнологий  пустыми не останутся?
Павел Кашкаров: Я  сам принимал участие в подготовке федерального образовательного  стандарта для высшей школы. В новом стандарте написано, что блок  естественнонаучных дисциплин должен преподаваться в полном объеме –  физика, биология, химия, прописан. Прописан именно в той концепции и  парадигме, которую мы и реализуем в этой школе. Откуда такое  непонимание, в общем-то, не понятно.
Школа №2030 – это пока пилотный проект, если он будет удачным, будете распространять его на все школы?
Павел Кашкаров: Проект  «Курчатовская школа непрерывного междисциплинарного образования»  распространен более, чем на 30 школ. Идеологические вещи – преподавание  на очень высоком уровне всего блока научно-естественных дисциплин будет  реализовываться во всех этих школах. Другое дело, серьезные такие  лаборатории, которые позволяют уже делать научные проекты. Мы начнем с  одной школы, посмотрим, как это будет получаться. А дальше, я думаю, что  еще в нескольких школах, которых это заинтересует, где будут  специалисты, которые могут поддерживать эти лаборатории – можно  реализовать это и дальше.
На этот  проект будет выделено довольно много денег. А сейчас школьникам хватает  оборудования. Мы тратим деньги именно туда, куда нужно?
Павел Кашкаров: Я  думаю, что не только московские, но и школы провинции оснащены  достаточно неплохо, особенно компьютерной техникой. Это все есть. В этом  проекте идет речь об оснащении физического, химического и  биологического кабинеты, что называется, по-хорошему, в профильном  уровне. Эти деньги идут целевым образом. Страна, в которой нет или мало  специалистов естественнонаучных дисциплин, не имеет перспектив такого  устойчивого развития. Это все делается именно для этого.




