Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Владимир Долгов. Глава российского представительства eBay. IT-менеджер, кандидат физико-математических наук. В 2000–2005 годах — глава интернет-магазина Ozon, с 2005-го — семь лет руководил Google Russia. В июне возглавил российское представительство eBay, крупнейшего в мире интернет-аукциона. Когда Долгов пришел в Google, в компании было всего два сотрудника, в eBay пока он единственный. Владимир любит начинать с нуля, стремление сохранить «рабочий драйв», по его признанию, играет ключевую роль в смене поля деятельности.

Forbes: Почему российский профессор должен параллельно заниматься бизнесом

Ключевые слова:  IT, Исследования, Наука, Образование, Технологии

Автор(ы): Халима Мирсияпова

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

17 октября 2012

В шутку я называю себя «последним физиком» Советского Союза. 25 декабря 1991 года защитил кандидатскую, а через два часа Горбачев объявил, что СССР больше нет. Надеюсь, не моя диссертация стала последней каплей. Вместе с Союзом рухнула и наука. Это была невероятно скоропостижная смерть. Когда через месяц после защиты я вернулся в Троицк, с удивлением обнаружил: в лаборатории ничего нет. Нет газа, который мы запускали в контур CO2-лазера, нет жидкого азота, которым охлаждали приемник для измерения параметров излучения. Тогда я понял: наука померла, а меня не спросила. Сегодня каждый раз, когда кто-то смотрит мою биографию, особенно американцы, говорят: «Ну, все понятно: сначала академическая карьера, потом бизнес». А я отвечаю: «Ребята, а меня кто-то спрашивал? Может, я до сих пор считаю, что, только когда занимался наукой, я был на своем месте».

C IT все получилось почти случайно. С друзьями мы разработали проекционный сканер — первый в стране, до этого были только допотопные HP, безумно дорогие. Наш сканер мог сканировать и лист бумаги, и пейзаж за окном. Раскрутились, начали продавать — это был неплохой бизнес. Потом переключились на перспективные на тот момент мультимедиа — делали красивые путеводители по Москве, два года оцифровывали энциклопедии: Большую Советскую, Кирилла и Мефодия, Большой энциклопедический словарь. Смеемся сейчас: бросив физику, я внес большой вклад в «энциклопедическую науку». Как только мне стало понятно, что интернет вытесняет мультимедиа, драйв пропал. Как в спорте: 2,50 ты уже прыгнул, а 2,80 тебе не взять никогда. И я ушел в интернет.

Знаете, в чем отличие наших программистов от западных? Там есть индустрия разработки софта, реальная индустрия со своими правилами и процессами. А у нас этому не учат нигде. Того, что на Западе называется computer science, в России как предмета, специальности не существует. Наши программисты приходят из науки: чистой математики, алгоритмической математики, физики. Поэтому они легко могут воротить такое, чего не может никто в мире. За это нас ценят на Западе.

Парадоксально звучит: технических вузов в стране много, а найти подходящих специалистов для IT-индустрии — проблема. Все дело в том, что в вузах некому преподавать, профессора подходят к предельному пенсионному возрасту. Во главе лабораторий сегодня те, кому сильно за 50. В августе не стало Сергея Петровича Капицы, он был одним из первых моих преподавателей в МФТИ — читал физику на первом курсе. Что будет дальше? Либо придут молодые, которые смогут учить, либо все будет плохо.

В той науке, которой я занимался, есть поколение 50–60-летних, а дальше — поколенческая дырка до 30. А учат-то как раз те, кому 40. Боюсь, что это может аукнуться нам в ближайшее время. Когда после института я пришел работать в троицкий филиал Курчатника (Институт атомной энергии им. Курчатова. — Forbes Life), моему шефу было лет 35, заведующему лаборатории — 40, начальнику отдела (члену-корреспонденту) — 50, и то он казался мне бесконечно старым, столько не живут. Эти люди учили меня. А кто будет учить сейчас? Молодежь не будет преподавать, пока не будет уверена, что сможет этим достойно зарабатывать на жизнь. То, сколько мы платим сейчас преподавателям в университетах, просто стыдно. Как будто специально все делаем для того, чтобы ученые уезжали на Запад.

Еще одна проблема: у нас совершенно неправильно поставлена преподавательская деятельность. В Америке у профессора достаточно много свободного времени, он читает лекции, консультирует студентов, у него есть деньги на научные разработки и — о чудо! — один свободный день в неделю. А у нас профессор вынужден и читать лекции, и вести семинары, и делать отчеты и всякую бюрократическую рутину. Зачем? В западном университете у профессора есть толпа аспирантов, которая занимается ведением семинаров, а он сосредоточен преимущественно на научно-исследовательской работе. В Стэнфорде в том случае, если профессор преподает 10 лет подряд, на него смотрят с подозрением: «А он что, больше ничего не может?» Там считается нормальным, когда человек время от времени покидает университет, работает в какой-то компании, потом возвращается. Таким образом, он все время в струе, знает жизнь вокруг. А у нас вы можете представить себе профессора, который параллельно занимается бизнесом?

Я так много говорю о проблемах в образовании, которые с годами могут только усиливаться, потому что вижу, что делают в этом направлении другие страны. Не будем далеко ходить за примером: в соседнем Казахстане есть государственная программа, по которой молодые люди могут отучиться в международном университете бесплатно, за счет государства при условии, что потом вернутся и четыре года отработают в Казахстане. Полтора года назад в Лондоне в четырехчасовой очереди за билетами на выставку Леонардо да Винчи рядом со мной стояли молодые девушки из Казахстана — студентки одного из лондонских университетов, а чуть позже к ним подъехал одноклассник, который сейчас учится в Манчестере. Тогда я понял: это гораздо более массовое явление, чем мне казалось. При этом они не богаче нас, у них та же структура экономики: нефть, газ, экспорт, но они по-другому мыслят, закладывают камень в будущий фундамент. Почему бы и нам не инвестировать в образование?

Пора признать: наши университеты не входят в сотню самых известных. Какие-то попытки пытаются предпринять в инновационном центре «Сколково» — Кремниевой долине ближайшего Подмосковья. Но надо усвоить: Долина в Штатах не является искусственным насаждением, она возникла в центре треугольника из трех университетов: Stanford, Berkeley, San Jose. В России тоже есть сильные технические университеты, которые могут поставлять кадры в «Сколково», подпитывать его. В СССР такой опыт был: на старших курсах мы появлялись в институте не больше двух раз в неделю — все остальные дни работали на базовых кафедрах и в лабораториях, так что после защиты диплома нам не нужно было долго «въезжать» в дело.

Сегодня важно понимать: высокотехнологичные проекты требуют инвестиций. Невозможно заниматься высокой медициной, если у тебя нет МРТ-установки, или генетикой, если нет реактивов. Когда два года назад Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевку за графен, было и радостно, и грустно одновременно. Гейм — мой однокурсник, мы год жили в одной общаге, на одном этаже. Я знаю, что он никогда не вернется в Россию. Зачем, какой смысл? Там у него есть лаборатория, все условия для работы. А здесь — ничего. Гейм рассказывал в каком-то интервью, что аппаратура, которая нужна была им на старте, стоила примерно $100000. Если бы они остались, эта сумма окупилась бы тысячекратно. А в итоге мы потеряли ученого, уникальные разработки, кучу патентов. Да, я понимаю, что в 1990-е было немного не до науки. Но у меня есть сильные подозрения, что даже тогда эти $100000 не были бог весть какими деньгами.


В статье использованы материалы: Forbes


Средний балл: 8.4 (голосов 7)

 


Комментарии
Вот просто интересно, сколько должно быть учебной нагрузки в год, чтобы оставалось время на бизнес?

Сейчас в БГУ, например, нагрузки доходят до 1000 часов/год, с перспективой увеличения. + отчёты и планирование.
Семёнов Максим Юрьевич, 21 октября 2012 19:20 
"Как будто специально все делаем для того, чтобы ученые уезжали на Запад."
Как будто? без "как будто" точнее будет..
С другой стороны, уезжают те, кто сдался.. слабые т.е..
остаются лучшие.. отборные.. их немного, но они на многое способны.. Кстати.. Они таки могут заниматься медициной без МРТ и генетикой без реактивов.. А коли Гейм никогда в Россию не вернётся, что-ж, значит судьба у него такая..
Сменял мундир на павлинов..
Balabanov Victor, 22 октября 2012 08:39 
Наукой не можно, а нужно заниматься в университете. 900 часов в год - это в среднем 2 дня по 4 пары аудиторных занятий (причем есть и другая учебная нагрузка - проекты и т.д.), а в неделе - 7 дней.
Да ну?
40 недель в учебном году. Получается что-то 11,25 пары в неделю, то есть три дня по 4 пары. Более реально 4 дня по три пары. На науку остаётся примерно 1 день в неделю. Скажем, органикой или биохимией при таком раскладе заниматься нереально.
Balabanov Victor, 22 октября 2012 16:12 
Правильно, но ведь отпуск же не 12 недель в году. Фактически остается 8 недель в году на науку.
"Наукой не можно, а нужно заниматься в университете. 900 часов в год - это в среднем 2 дня по 4 пары аудиторных занятий (причем есть и другая учебная нагрузка - проекты и т.д.), а в неделе - 7 дней."

Выходные и праздники отменить! Науку поднимать надо!
Balabanov Victor, 22 октября 2012 16:14 
Да! Выхода другого нет, как только использовать, вечернее время, выходные дни и отпуск...
Виктор, сколько у Вас часов в год нагрузки?
У меня, например, было около 500 часов (не считая отчётов и подготовки к занятиям) и я не могу похвастать большим количеством свободного времени для науки и бизнеса.
Balabanov Victor, 22 октября 2012 17:44 
У нас норматив - 900 часов учебной работы (включая часы за заведование кафедрой, руководство аспирантами и магистрами, дипломным проектированием, проверку курсовых проектов и т.д. и т.п.).
Вся нагрузка преподавателя (тоже норматив) 1536 - 1554 часа, включая научно-методическую и научно-исследовательскую работу.

Но ведь в бизнесе никто не плачет, что нужно много работать. Либо ищешь возможности - либо ищешь причины!!!
---
Вся нагрузка преподавателя (тоже норматив) 1536 - 1554 часа, включая научно-методическую и научно-исследовательскую работу.
---

Это примерно как обычный 8-часовой рабочий день 5 дней в неделю.

----
включая часы за заведование кафедрой, руководство аспирантами и магистрами, дипломным проектированием, проверку курсовых проектов и т.д. и т.п.
----

А это - как раз чаще всего неплохие способы списать часы без особого напряжения. Я спрашивал, сколько часов именно надо работать: читать лекции, вести семинары и так далее.

----
Но ведь в бизнесе никто не плачет, что нужно много работать. Либо ищешь возможности - либо ищешь причины!!!
----

Либо назначаешь работников, которые всё делают за тебя. Эта опция доступна, если находишься на "вершине пищевой цепочки".
Balabanov Victor, 23 октября 2012 14:23 
Руководство кафедрой, кроме организаторских и "отчетных" вопросов - это еще и обязательные заседания, совещания, семинары, ученые советы и т.д., которые подчас отнимают больше времени, чем на них отводится.

Если говорить об аудиторной работе, то лично у меня около 80 часов лекций и 150 часов лабораторно-практических занятий.

В Вашей опции "... и так далее" много обязательной работы, которую как раз и делаешь в личное время, в т. ч. консультации аспирантов, магистрантов, НИРС, подготовка статей и многое-многое другое. На это опять же много больше времени посвящается, чем на них порой отводится, если заниматься этим серьезно.

При желании время на научную деятельность у преподавателя найдется. Самое важное для научной работы - это наличие качественной исследовательской базы, лаборантов для ее обслуживания, аспирантов и докторантов, но все это невозможно без соответствующего финансирования. Отсюда необходимость заниматься каким-то бизнесом. Хорошо, если наука и бизнес совпадают.
Нету Сергей, 23 октября 2012 16:38 
Очень обидно за науку много времени упустили с 90 х когда мы были впереди, теперь позади всех во многих вопросах.. Производство тоже оставляет желать лучшего выгоднее купить у китая (совершенно простые вещи типа скрепок) чем производить их в России.
Неправильные у нас рыночные механизмы ой неправильные. У руля одни политические проститутки и "безнес мены", хозяина матушки России нету.
Савелов Владимир Петрович, 23 октября 2012 17:26 
Хорошо ещё когда параллельно, хуже когда перпендикулярно... Когда профессор пишет курсовую работу и сам проверяет или выезжает на дом к студенту для занятий - это печально.
Peressadko Andrey G., 06 ноября 2012 08:26 
Когда предлагаемое решение выглядит весьма сомнительным, то нужно просто переформулировать задачу. - Должен ли инновационнй бизнесмен параллельно заниматься наукой?
Теория и особенно практика данного вопроса более чем очевидна.
Не очевидна.

Прикладные разработки могут породить технологию, в которой затраты на производство к стоимости продукции относятся "как простые целые числа".

Мне известны примеры с отношением до 9 раз.
Так что как минимум прикладная наука должна быть. Фундаментальная - не уверен. Слишком долго и дорого. Перспективы, конечно, очень большие, но риск провала тоже. Частная фундаментальная наука доступна только очень большим корпорациям.
Peressadko Andrey G., 06 ноября 2012 10:49 
Сформулируем вопрос еще проще - сколько успешных бизнесменов получили свою прибыль и прибавочную стоимость продуктов с помощью know how или неких научных результатов полученных самостоятельно в рамках корпоративных или хотя бы аутсоурсинговых R&D?

Я не знаю ни одного...
Собственно это лишь прелюдия к следующему тезису о том, что попытка заставить ученых быть бизнесменами она исходно не корректна.
Задача ученого честно исследовать явление и если оно применимо на практике довести его до такого состояния чтобы бизнес смог его понять и принять.
Попытки заставить ученых быть бизнесменами от науки входят в противоречие с честностью которой должен априори обладать исследователь.
Т.е. рано или поздно придется выбирать либо там, либо там. На двух стульях мало кто может усидеть.
Будем знакомы :).
Сейчас, например, у нас заканчиваются испытания микроудобрений нового поколения. Эффективность - от высокой до потрясающей.
К концу 2013 года необходимо наладить выпуск в количествах, достаточных для обеспечения с/х республики. Что самое интересное - с задачей мы справимся, а вот реализация продукции под вопросом, так как свободных средств у колхозов обычно нет.

Но в целом соглашусь. Одновременно проводить исследования и рулить бизнесом очень проблематично. Просто не хватит никакого времени.
Палии Наталия Алексеевна, 21 декабря 2012 19:25 
российский профессор должен параллельно заниматься бизнесом , и в США профессор тоже занимается бизнесом
Роман, 27 декабря 2012 14:31 
Сейчас все бизнесом занимаются
seregablak77, 24 января 2013 23:57 
любые проекты требуют инвестиций!!! Но только не выгодны новые проекты тем людям которые зарабатывают миллионы и на старых технологиях
Нежинский сайт заработок в интернете

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Альбумин на HOPG
Альбумин на HOPG

XVI Российская ежегодная конференция молодых научных сотрудников и аспирантов "Физико-химия и технология неорганических материалов"
С 1 по 4 октября 2019 года в г. Москве в Институте металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова Российской академии наук состоится ежегодная конференция молодых научных сотрудников и аспирантов "Физико-химия и технология неорганических материалов".

Студенты кафедры РЛ-2 МГТУ им. Баумана в гостях у НТ-МДТ Спектрум Инструментс
Видеоотчет об экскурсии студентов МГТУ им. Баумана в НТ-МДТ Спектрум Инструментс

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Новые наноматериалы для восстановления костей. Непростые отношения графена и воды. Борнитридные наноленты с реконструированными краями. Термоэлектричество и азафуллерены. Борщ и блины как материалы в экстремальных условиях.

Новые гибридные перовскитоподобные материалы для солнечной энергетики
Тарасов Алексей Борисович, Постнаука
Как сохранить энергию солнца или ветра? Как может измениться стационарная энергетика в будущем? В проекте «Мир вещей. Из чего сделано будущее» совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Постнаука рассказывает о последних открытиях и перспективных достижениях науки о материалах.

Материалы к защитам квалификационных работ бакалавров на ФНМ МГУ в 2019 году
Коллектив авторов
4-7 июня 2019 г. (11-00) в аудитории 221 корпуса Б пройдут защиты ВКР бакалавров ФНМ МГУ.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2019 году
Семенова Анна Александровна
21-24 мая 2019 года в лабораторном корпусе Б пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками ФНМ МГУ.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.