Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Владимир Долгов. Глава российского представительства eBay. IT-менеджер, кандидат физико-математических наук. В 2000–2005 годах — глава интернет-магазина Ozon, с 2005-го — семь лет руководил Google Russia. В июне возглавил российское представительство eBay, крупнейшего в мире интернет-аукциона. Когда Долгов пришел в Google, в компании было всего два сотрудника, в eBay пока он единственный. Владимир любит начинать с нуля, стремление сохранить «рабочий драйв», по его признанию, играет ключевую роль в смене поля деятельности.

Forbes: Почему российский профессор должен параллельно заниматься бизнесом

Ключевые слова:  IT, Исследования, Наука, Образование, Технологии

Автор(ы): Халима Мирсияпова

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

17 октября 2012

В шутку я называю себя «последним физиком» Советского Союза. 25 декабря 1991 года защитил кандидатскую, а через два часа Горбачев объявил, что СССР больше нет. Надеюсь, не моя диссертация стала последней каплей. Вместе с Союзом рухнула и наука. Это была невероятно скоропостижная смерть. Когда через месяц после защиты я вернулся в Троицк, с удивлением обнаружил: в лаборатории ничего нет. Нет газа, который мы запускали в контур CO2-лазера, нет жидкого азота, которым охлаждали приемник для измерения параметров излучения. Тогда я понял: наука померла, а меня не спросила. Сегодня каждый раз, когда кто-то смотрит мою биографию, особенно американцы, говорят: «Ну, все понятно: сначала академическая карьера, потом бизнес». А я отвечаю: «Ребята, а меня кто-то спрашивал? Может, я до сих пор считаю, что, только когда занимался наукой, я был на своем месте».

C IT все получилось почти случайно. С друзьями мы разработали проекционный сканер — первый в стране, до этого были только допотопные HP, безумно дорогие. Наш сканер мог сканировать и лист бумаги, и пейзаж за окном. Раскрутились, начали продавать — это был неплохой бизнес. Потом переключились на перспективные на тот момент мультимедиа — делали красивые путеводители по Москве, два года оцифровывали энциклопедии: Большую Советскую, Кирилла и Мефодия, Большой энциклопедический словарь. Смеемся сейчас: бросив физику, я внес большой вклад в «энциклопедическую науку». Как только мне стало понятно, что интернет вытесняет мультимедиа, драйв пропал. Как в спорте: 2,50 ты уже прыгнул, а 2,80 тебе не взять никогда. И я ушел в интернет.

Знаете, в чем отличие наших программистов от западных? Там есть индустрия разработки софта, реальная индустрия со своими правилами и процессами. А у нас этому не учат нигде. Того, что на Западе называется computer science, в России как предмета, специальности не существует. Наши программисты приходят из науки: чистой математики, алгоритмической математики, физики. Поэтому они легко могут воротить такое, чего не может никто в мире. За это нас ценят на Западе.

Парадоксально звучит: технических вузов в стране много, а найти подходящих специалистов для IT-индустрии — проблема. Все дело в том, что в вузах некому преподавать, профессора подходят к предельному пенсионному возрасту. Во главе лабораторий сегодня те, кому сильно за 50. В августе не стало Сергея Петровича Капицы, он был одним из первых моих преподавателей в МФТИ — читал физику на первом курсе. Что будет дальше? Либо придут молодые, которые смогут учить, либо все будет плохо.

В той науке, которой я занимался, есть поколение 50–60-летних, а дальше — поколенческая дырка до 30. А учат-то как раз те, кому 40. Боюсь, что это может аукнуться нам в ближайшее время. Когда после института я пришел работать в троицкий филиал Курчатника (Институт атомной энергии им. Курчатова. — Forbes Life), моему шефу было лет 35, заведующему лаборатории — 40, начальнику отдела (члену-корреспонденту) — 50, и то он казался мне бесконечно старым, столько не живут. Эти люди учили меня. А кто будет учить сейчас? Молодежь не будет преподавать, пока не будет уверена, что сможет этим достойно зарабатывать на жизнь. То, сколько мы платим сейчас преподавателям в университетах, просто стыдно. Как будто специально все делаем для того, чтобы ученые уезжали на Запад.

Еще одна проблема: у нас совершенно неправильно поставлена преподавательская деятельность. В Америке у профессора достаточно много свободного времени, он читает лекции, консультирует студентов, у него есть деньги на научные разработки и — о чудо! — один свободный день в неделю. А у нас профессор вынужден и читать лекции, и вести семинары, и делать отчеты и всякую бюрократическую рутину. Зачем? В западном университете у профессора есть толпа аспирантов, которая занимается ведением семинаров, а он сосредоточен преимущественно на научно-исследовательской работе. В Стэнфорде в том случае, если профессор преподает 10 лет подряд, на него смотрят с подозрением: «А он что, больше ничего не может?» Там считается нормальным, когда человек время от времени покидает университет, работает в какой-то компании, потом возвращается. Таким образом, он все время в струе, знает жизнь вокруг. А у нас вы можете представить себе профессора, который параллельно занимается бизнесом?

Я так много говорю о проблемах в образовании, которые с годами могут только усиливаться, потому что вижу, что делают в этом направлении другие страны. Не будем далеко ходить за примером: в соседнем Казахстане есть государственная программа, по которой молодые люди могут отучиться в международном университете бесплатно, за счет государства при условии, что потом вернутся и четыре года отработают в Казахстане. Полтора года назад в Лондоне в четырехчасовой очереди за билетами на выставку Леонардо да Винчи рядом со мной стояли молодые девушки из Казахстана — студентки одного из лондонских университетов, а чуть позже к ним подъехал одноклассник, который сейчас учится в Манчестере. Тогда я понял: это гораздо более массовое явление, чем мне казалось. При этом они не богаче нас, у них та же структура экономики: нефть, газ, экспорт, но они по-другому мыслят, закладывают камень в будущий фундамент. Почему бы и нам не инвестировать в образование?

Пора признать: наши университеты не входят в сотню самых известных. Какие-то попытки пытаются предпринять в инновационном центре «Сколково» — Кремниевой долине ближайшего Подмосковья. Но надо усвоить: Долина в Штатах не является искусственным насаждением, она возникла в центре треугольника из трех университетов: Stanford, Berkeley, San Jose. В России тоже есть сильные технические университеты, которые могут поставлять кадры в «Сколково», подпитывать его. В СССР такой опыт был: на старших курсах мы появлялись в институте не больше двух раз в неделю — все остальные дни работали на базовых кафедрах и в лабораториях, так что после защиты диплома нам не нужно было долго «въезжать» в дело.

Сегодня важно понимать: высокотехнологичные проекты требуют инвестиций. Невозможно заниматься высокой медициной, если у тебя нет МРТ-установки, или генетикой, если нет реактивов. Когда два года назад Андрей Гейм и Константин Новоселов получили Нобелевку за графен, было и радостно, и грустно одновременно. Гейм — мой однокурсник, мы год жили в одной общаге, на одном этаже. Я знаю, что он никогда не вернется в Россию. Зачем, какой смысл? Там у него есть лаборатория, все условия для работы. А здесь — ничего. Гейм рассказывал в каком-то интервью, что аппаратура, которая нужна была им на старте, стоила примерно $100000. Если бы они остались, эта сумма окупилась бы тысячекратно. А в итоге мы потеряли ученого, уникальные разработки, кучу патентов. Да, я понимаю, что в 1990-е было немного не до науки. Но у меня есть сильные подозрения, что даже тогда эти $100000 не были бог весть какими деньгами.


В статье использованы материалы: Forbes


Средний балл: 8.4 (голосов 7)

 


Комментарии
Вот просто интересно, сколько должно быть учебной нагрузки в год, чтобы оставалось время на бизнес?

Сейчас в БГУ, например, нагрузки доходят до 1000 часов/год, с перспективой увеличения. + отчёты и планирование.
Семёнов Максим Юрьевич, 21 октября 2012 19:20 
"Как будто специально все делаем для того, чтобы ученые уезжали на Запад."
Как будто? без "как будто" точнее будет..
С другой стороны, уезжают те, кто сдался.. слабые т.е..
остаются лучшие.. отборные.. их немного, но они на многое способны.. Кстати.. Они таки могут заниматься медициной без МРТ и генетикой без реактивов.. А коли Гейм никогда в Россию не вернётся, что-ж, значит судьба у него такая..
Сменял мундир на павлинов..
Balabanov Victor, 22 октября 2012 08:39 
Наукой не можно, а нужно заниматься в университете. 900 часов в год - это в среднем 2 дня по 4 пары аудиторных занятий (причем есть и другая учебная нагрузка - проекты и т.д.), а в неделе - 7 дней.
Да ну?
40 недель в учебном году. Получается что-то 11,25 пары в неделю, то есть три дня по 4 пары. Более реально 4 дня по три пары. На науку остаётся примерно 1 день в неделю. Скажем, органикой или биохимией при таком раскладе заниматься нереально.
Balabanov Victor, 22 октября 2012 16:12 
Правильно, но ведь отпуск же не 12 недель в году. Фактически остается 8 недель в году на науку.
"Наукой не можно, а нужно заниматься в университете. 900 часов в год - это в среднем 2 дня по 4 пары аудиторных занятий (причем есть и другая учебная нагрузка - проекты и т.д.), а в неделе - 7 дней."

Выходные и праздники отменить! Науку поднимать надо!
Balabanov Victor, 22 октября 2012 16:14 
Да! Выхода другого нет, как только использовать, вечернее время, выходные дни и отпуск...
Виктор, сколько у Вас часов в год нагрузки?
У меня, например, было около 500 часов (не считая отчётов и подготовки к занятиям) и я не могу похвастать большим количеством свободного времени для науки и бизнеса.
Balabanov Victor, 22 октября 2012 17:44 
У нас норматив - 900 часов учебной работы (включая часы за заведование кафедрой, руководство аспирантами и магистрами, дипломным проектированием, проверку курсовых проектов и т.д. и т.п.).
Вся нагрузка преподавателя (тоже норматив) 1536 - 1554 часа, включая научно-методическую и научно-исследовательскую работу.

Но ведь в бизнесе никто не плачет, что нужно много работать. Либо ищешь возможности - либо ищешь причины!!!
---
Вся нагрузка преподавателя (тоже норматив) 1536 - 1554 часа, включая научно-методическую и научно-исследовательскую работу.
---

Это примерно как обычный 8-часовой рабочий день 5 дней в неделю.

----
включая часы за заведование кафедрой, руководство аспирантами и магистрами, дипломным проектированием, проверку курсовых проектов и т.д. и т.п.
----

А это - как раз чаще всего неплохие способы списать часы без особого напряжения. Я спрашивал, сколько часов именно надо работать: читать лекции, вести семинары и так далее.

----
Но ведь в бизнесе никто не плачет, что нужно много работать. Либо ищешь возможности - либо ищешь причины!!!
----

Либо назначаешь работников, которые всё делают за тебя. Эта опция доступна, если находишься на "вершине пищевой цепочки".
Balabanov Victor, 23 октября 2012 14:23 
Руководство кафедрой, кроме организаторских и "отчетных" вопросов - это еще и обязательные заседания, совещания, семинары, ученые советы и т.д., которые подчас отнимают больше времени, чем на них отводится.

Если говорить об аудиторной работе, то лично у меня около 80 часов лекций и 150 часов лабораторно-практических занятий.

В Вашей опции "... и так далее" много обязательной работы, которую как раз и делаешь в личное время, в т. ч. консультации аспирантов, магистрантов, НИРС, подготовка статей и многое-многое другое. На это опять же много больше времени посвящается, чем на них порой отводится, если заниматься этим серьезно.

При желании время на научную деятельность у преподавателя найдется. Самое важное для научной работы - это наличие качественной исследовательской базы, лаборантов для ее обслуживания, аспирантов и докторантов, но все это невозможно без соответствующего финансирования. Отсюда необходимость заниматься каким-то бизнесом. Хорошо, если наука и бизнес совпадают.
Нету Сергей, 23 октября 2012 16:38 
Очень обидно за науку много времени упустили с 90 х когда мы были впереди, теперь позади всех во многих вопросах.. Производство тоже оставляет желать лучшего выгоднее купить у китая (совершенно простые вещи типа скрепок) чем производить их в России.
Неправильные у нас рыночные механизмы ой неправильные. У руля одни политические проститутки и "безнес мены", хозяина матушки России нету.
Савелов Владимир Петрович, 23 октября 2012 17:26 
Хорошо ещё когда параллельно, хуже когда перпендикулярно... Когда профессор пишет курсовую работу и сам проверяет или выезжает на дом к студенту для занятий - это печально.
Peressadko Andrey G., 06 ноября 2012 08:26 
Когда предлагаемое решение выглядит весьма сомнительным, то нужно просто переформулировать задачу. - Должен ли инновационнй бизнесмен параллельно заниматься наукой?
Теория и особенно практика данного вопроса более чем очевидна.
Не очевидна.

Прикладные разработки могут породить технологию, в которой затраты на производство к стоимости продукции относятся "как простые целые числа".

Мне известны примеры с отношением до 9 раз.
Так что как минимум прикладная наука должна быть. Фундаментальная - не уверен. Слишком долго и дорого. Перспективы, конечно, очень большие, но риск провала тоже. Частная фундаментальная наука доступна только очень большим корпорациям.
Peressadko Andrey G., 06 ноября 2012 10:49 
Сформулируем вопрос еще проще - сколько успешных бизнесменов получили свою прибыль и прибавочную стоимость продуктов с помощью know how или неких научных результатов полученных самостоятельно в рамках корпоративных или хотя бы аутсоурсинговых R&D?

Я не знаю ни одного...
Собственно это лишь прелюдия к следующему тезису о том, что попытка заставить ученых быть бизнесменами она исходно не корректна.
Задача ученого честно исследовать явление и если оно применимо на практике довести его до такого состояния чтобы бизнес смог его понять и принять.
Попытки заставить ученых быть бизнесменами от науки входят в противоречие с честностью которой должен априори обладать исследователь.
Т.е. рано или поздно придется выбирать либо там, либо там. На двух стульях мало кто может усидеть.
Будем знакомы :).
Сейчас, например, у нас заканчиваются испытания микроудобрений нового поколения. Эффективность - от высокой до потрясающей.
К концу 2013 года необходимо наладить выпуск в количествах, достаточных для обеспечения с/х республики. Что самое интересное - с задачей мы справимся, а вот реализация продукции под вопросом, так как свободных средств у колхозов обычно нет.

Но в целом соглашусь. Одновременно проводить исследования и рулить бизнесом очень проблематично. Просто не хватит никакого времени.
Палии Наталия Алексеевна, 21 декабря 2012 19:25 
российский профессор должен параллельно заниматься бизнесом , и в США профессор тоже занимается бизнесом
Роман, 27 декабря 2012 14:31 
Сейчас все бизнесом занимаются
seregablak77, 24 января 2013 23:57 
любые проекты требуют инвестиций!!! Но только не выгодны новые проекты тем людям которые зарабатывают миллионы и на старых технологиях
Нежинский сайт заработок в интернете

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Спиральные нанотрубки
Спиральные нанотрубки

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.