Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

«Сколково» будет поставлять ректоров российских вузов

Ключевые слова:  Высшее образование, Министерство образования и науки РФ, Реформы, Российские вузы, Сколково

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

09 октября 2012

Центр образовательных разработок «Сколково» по договору с Министерством образования и науки РФ будет выпускать и готовить весь ректорский корпус (ректоров и проректоров) для российских вузов. По словам Минобрнауки, данное решение связано с несколькими факторами.

В министерстве указали на три причины возникновения данной программы. Во-первых, для современного профессионального образования характерна неподготовленность будущих специалистов к требованиям различных компаний. По экспертным оценкам, российские компании ежегодно тратят около 500 млрд рублей на первичное переобучение сотрудников, что вполне сопоставимо с государственным бюджетом на профессиональное образование.

Вторым пунктом министерство отметило свою инициативу по уменьшению количества вузов, аргументируя это тем, что в течение последних трех лет заметна тенденция снижения численности студентов. На сегодня число обучающихся, по примерным оценкам, составляет 4,2 млн, что по сравнению с состоянием предыдущих трех лет на 40% меньше. Так, ранее число студентов по России составляло порядка 7,4 млн человек.

В качестве третьего фактора министерство указывает слабую межвузовскую кооперацию, обмен ресурсами, низкую академическую мобильность студентов и преподавателей.

— По нашему соглашению со «Сколково» нужно разработать программу подготовки ректорского корпуса, обеспечивающую освоение технологий управления развитием вузов. Сейчас нужно подготовить не менее 100 высших руководителей вузов. Они должны понимать современные тенденции и опираться на международный опыт, чтобы впоследствии реализовать какие-то изменения в вузах, — говорят в Минобрнауки.

В ведомстве также отметили, что помимо обновления материально-технической базы и модернизации образовательного и научного процесса выполнение поставленной задачи потребует новых подходов к управлению вузом и формирования нового подхода и созданию «менеджеров для российских университетов».

Кроме того, Центру образовательных разработок в «Сколково» предстоит разработать кейсы по стратегии и модернизации более 100 вузов на территории РФ.

«Известия» обратились за комментарием в руководителю Центра образовательных технологий «Сколково» Андрею Баркину, который пояснил, что подобная идея идет еще с 1980-х годов, со времен Маргарет Тэтчер, а сейчас до России добралось «новое — хорошо забытое старое».

Специалист отметил, что главная цель данной программы — это не подготовка хозяйственников или CEO, а формирование людей, которые могут с современной точки зрения смотреть на научный и образовательный процесс.

— Тут еще отдельный вопрос «ползучей коммерциализации», когда директора школ или ректоры вузов превращаются в CEO. Страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, как раз занимаются административной деятельностью, концентрируя все обязанности «в кулак», и проводят жесткую консолидацию, ставя акцент на результат, — говорит Баркин.

Специалист также отметил проблему возраста. По словам Баркина, сейчас есть большая брешь в возрастной группе ученых и нужно готовить им замену.

— Сейчас возраст наших профессоров и различных научных работников колеблется в районе 70–80 лет, и это страшные цифры. Надо готовить новые кадры в расплату за то время, когда часть молодежи вообще не шла в науку, а некоторые просто уходили из нее в другие профессии, — добавил Баркин. — Мы ориентируемся не на универсальность руководителя, что он может недельку армией поруководить, потом сельским хозяйством, а далее мебельной фабрикой. Мы делаем упор на глубокое понимание работы самих вузов, качество выпускаемых кадров, поддержку развития малых инновационных предприятий и поддержку бизнеса.

«Известия» обратились к ректорам нескольких крупнейших вузов России с вопросом: «Действительно ли необходимо, чтобы во главе высшего учебного заведения стоял менеджер?»

Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов полностью поддерживает данную идею и считает, что сейчас ректоры являются научными работниками, что не позволяет в полной мере осуществлять управление вузом.

— Я сторонник такого подхода. Это учеба архинужна, потому что, как правило, в большинстве случаев ректорами становятся ученые, которые занимались наукой, но это более научно ориентированный человек, а не менеджер, а ведь ректор должен отвечать за всё хозяйство, что есть в университете. Он должен знать много из финансово-экономической деятельности, из нормативно-правовой базы, и в особенности — как стимулировать развитие вуза и какие механизмы нужно задействовать в инновационном развитии, — говорит Филиппов.

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, также положительно относится к этой идее. Специалист пояснил, что сейчас уже есть примеры подобной практики.

— Сейчас уже есть примеры подобной практики, когда управленцы становятся во главе различных вузов. В подготовке будущих ректоров в «Сколково» я не вижу ничего страшного. Будут приходить более сильные люди, имеющие зарубежный опыт, — говорит Кудрявцев.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров поддержал мнение своих коллег по данному вопросу, но с одной оговоркой.

— На мой взгляд, как некое повышение квалификации это рассматривать можно, но не полную замену научного сотрудника на менеджера. Все-таки не может экономист учить и управлять техническими специальностями и т.д., — пояснил Александров.

В Центре образовательных разработок «Сколково» добавили, что первая разработанная концепция по «производству ректоров будущего» будет представлена в ноябре этого года.




Источник: Известия



Комментарии
Гусев Михаил Анатольевич, 09 октября 2012 18:41 
Уже не знают чего придумать..
Кто такой г-н Баркин? Первый раз о нем слышу. Хотелось бы для начала убедиться в его собственной квалификации.
Владимир Владимирович, 10 октября 2012 05:51 
Конечно, можно пытаться убеждаться (и даже реально убеждаться ) в квалификации чубайсов, фурсенков, якеменков, только что это реально изменит?

Понятно, что основная (реальная) идея Сколково - это пристроить молодых менегеров - выпускников одноименного учебного заведения (детей менегеров и прочих чиновников, да юристов с экономистами), которым уже не хватает нефтяной трубы и прочих ресурсов, руководить разными "головастиками" (ну и бюджет освоить креативно).

Так что будут менегеры рулить университетами и прочими "храмами науки" (так же лихо, как чиновники с мигалками на дорогах) - досконально оптимизировать, так сказать, прибыль в области образования. Новое, ведь, создать намного сложнее (и менегеры они не создают, а руководят), так что уж придется им рулить тем, что имеется.

И можно, конечно, обсуждать пламенно: "как же так", да что из этого выйдет, только на примере чубайсов, реальный эффект на ситуацию - "околонулевой"...
Вместо термина менегер, предлагаю использовать термин менегерат (м.ч. менегераты)... Так оно точнее будет.
Палии Наталия Алексеевна, 10 октября 2012 16:07 
>Сейчас возраст наших профессоров и различных научных работников колеблется в районе 70–80 лет, и это страшные цифры. Надо готовить новые кадры в расплату за то время, когда часть молодежи вообще не шла в науку, а некоторые просто уходили из нее в другие профессии

Ага, а зарплата в пять рублей делает подготовку новых кадров особо привлекательной и всячески способствует сохранению молодёжи в науке.
не туда я ходила учиться, не туда..
Фантастическая новость: Центр образовательных разработок «Сколково» по договору с Министерством образования и науки РФ будет выпускать и готовить весь ректорский корпус (ректоров и проректоров) для российских вузов. Интересно, КТО утвердил этот Договор и сколько он стоит. Деньги-то откель? Ждем ответа от Минобра.
Руководитель Центра образовательных технологий «Сколково» Андрей Баркин.
Кто такой Андрей Баркин? Краткие сведения.
Руководить центром назначен Андрей Баркин, имеющий богатый опыт работы в мировом стратегическом консалтинге. Занимался вопросами инновационных стратегий, комплексных международных инвестиционных сделок и построением бизнеса и аналитических инструментов в таких компаниях, как Monitor Group. Значительный практический опыт Андрей получил, начав свою карьеру в сфере работы с клиентами и разработки линейки услуг в информационном бизнесе компании Reuters. Участвовал в выводе на рынки России и стран Восточной Европы целого ряда новых и коммерчески успешных интеллектуальных решений для корпоративного сектора, финансовых рынков и СМИ, включая исторически первый рейтинг компаний в России (Moody’s Investors Services, в 1994 г.). С 2007 года Баркин занимался национальной стратегией развития и выработкой политики в сфере человеческого капитала, повышением конкурентоспособности и привлечением инвестиций в Правительстве эмирата Дубай (ОАЭ). У Баркина есть не только международный опыт интегрирования государственной политики в жизнь, но и опыт стимулирования положительных настроений в обществе в отношении этой политики, что помогает достичь измеримых макроэкономических и социальных результатов.
«Наша молодая школа интенсивно и целенаправленно работает над развитием целой среды, позволяющей создавать новые, прорывные идеи и использовать их на практике отечественного управления. В современном мире инновационная деятельность больше не является прерогативой отдельных людей или специального подразделения. Она охватывает все уровни и отделы предприятия. В результате меняется представление об уже устоявшихся научных категориях. Предоставляя новые услуги, сочетая консультационные элементы с наращиванием потенциала команд и организаций, мы стремимся помогать нашим клиентам быть более успешными и выходить на новые уровни производительности. Мы рассчитываем, что опыт Андрея позволит внедрить новые интересные проекты и внесет вклад в развитие школы» – комментирует создание Центра Андрей Волков, Ректор СКОЛКОВО. Каково сказано, а? Как много слов о чём угодно и ни о чём! Чувствуются - "сколковцы", разработчики "нанофилологий".
Из интервью Баркина: Когда… в 2006 г. я принял решение претендовать на степень MBA ведущей мировой бизнес-школы, я остановился на IMD и подал документы только в Лозанну. Меня привлекло особое положение IMD в ряду других ведущих школ: их выпускники в подавляющем большинстве устраиваются на работу в банки и консалтинговые компании, а IMD нацелена на подготовку лидеров международного бизнеса и специализируется на практике управления.
…С этим связан один существенный недостаток многих нынешних абитуриентов из России: отсутствие международного опыта. Он закономерен: ведь последние семь лет в России происходит непрерывный рост рынка труда. Конечно, в таких условиях сейчас российскому профессионалу очень трудно оставить страну (Россию). Но я хочу сказать, что, оставаясь здесь (в России) и выигрывая краткосрочно, руководствуясь немедленными финансовыми соображениями, можно поставить под сомнение свое долгосрочное профессиональное будущее, если оно будет определяться международными корпорациями...
В Центре образовательных разработок «Сколково» сообщили, что … разработанная концепция по «производству ректоров будущего» будет представлена в ноябре этого года.
И что же наши уважаемые «ректора из прошлого» ведущих российских ВУЗов? А всё тоже: «Чего изволите-с…»:
1. Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов полностью поддерживает данную идею и считает, что сейчас ректоры являются научными работниками, что не позволяет в полной мере осуществлять управление вузом.
2. Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, также положительно относится к этой идее. Специалист пояснил, что сейчас уже есть примеры подобной практики.
3. Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров поддержал мнение своих коллег по данному вопросу, но с одной оговоркой…
Ну, Филлипова понять можно, НО ФИЗТЕХ! НО БАУМАНОВСКИЙ! Целесообразно в первый набор без вступительных экзаменов включить Филиппова, Кудрявцева и Александрова. Несомненно, им будет чему поучиться у Андрея Баркина.
А, впрочем, о чём разговор? Кто из генералов выступил против, ушёл в отставку, когда «эффективный менеджер» взялся «обучать» армию? История повторяется. Вначале фурсенизация школы, сейчас баркинизация ВУЗов. Что дальше? Создание ваксельбергами и чубайсами в Сколково школы по «производству академиков будущего»? Самое страшное - в угодливом молчании ППС и ректората российской высшей школы. Или её уже нет?
"С этим связан один существенный недостаток многих нынешних абитуриентов из России: отсутствие международного опыта. Он закономерен: ведь последние семь лет в России происходит непрерывный рост рынка труда. Конечно, в таких условиях сейчас российскому профессионалу очень трудно оставить страну (Россию). Но я хочу сказать, что, оставаясь здесь (в России) и выигрывая краткосрочно, руководствуясь немедленными финансовыми соображениями, можно поставить под сомнение свое долгосрочное профессиональное будущее, если оно будет определяться международными корпорациями..." - очень правильная мысль для конечной стадии капитализма, который классики называли "империализмом".
Надо четко понять - что такое ректор. Ректор - это менеджер. А для науки есть "проректор по науке". Поэтому сейчас и происходит полное затмение у многих руководителей вузов. Они с одной стороны должны коммерциализироваться, а с другой стороны как бы оставаться образовательно-научными. При этом проректор по науке, как правило никакого голоса не имеет. Поэтому ректора надо постепенно превращать в менеджера, но параллельно прокачивать проректора по науке до самостоятельного руководителя, а не мальчика на побегушках. Возможно надо создавать при вузах попечительские советы или научные советы, которые принимают научно-образовательную стратегию вуза и контролируют ее воплощение в жизнь.
Какие у Вас интересные фантазии.
Кстати не путайте упомянутое в статье "Сколково" с Вексельберговским "Сколково" - это разные вещи.
Хорошо хоть Вы не запутались, и нам рассказали

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Х-вирус картофеля
Х-вирус картофеля

На XXI Менделеевском съезде награждены выдающиеся ученые-химики
11 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на XXI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии объявлены победители премии выдающимся российским ученым в области химии. Премия учреждена Российским химическим обществом им. Д.И.Менделеева совместно с компанией Elsevier с целью продвижения и популяризации науки, поощрения выдающихся ученых в области химии и наук о материалах.

Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых
Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых. Об этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, открывая встречу с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями международных и российских научных организаций.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Синтез “перламутровых” нанокомпозитов с помощью бактерий. Оптомагнитный нейрон.Устойчивость азотных нанотрубок. Электронные характеристики допированных фуллереновых димеров.

Люди, создающие новые материалы: от поколения X до поколения Z
Е.В.Сидорова
Самые диковинные экспонаты научной выставки, организованной в Москве в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов в феврале 2019 г., можно было рассмотреть только "вооруженным глазом»: Таблица Д.И.Менделеева размером 5.0 × 8.7 мкм и нанопортрет первооткрывателя периодического закона великолепно демонстрировали возможности динамической АСМ-литографии на сканирующем зондовом микроскопе. Миниатюрные произведения представили юные участники творческих конкурсов XII Всероссийкой олимпиады по нанотехнологиям, когда-то задуманной академиком Ю.Д.Третьяковым — основателем факультета наук о материалах (ФНМ) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. О том, как подобное взаимодействие со школьниками и студентами помогает сохранить своеобразие факультета и почему невозможно воплощать идею междисциплинарного естественнонаучного образования, относясь к обучению как к конвейеру, редактору журнала «Природа» рассказал заместитель декана ФНМ член-корреспондент РАН Е.А.Гудилин.

Как наночастицы применяются в медицине?
А. Звягин
В чем преимущества наночастиц? Как они помогают ученым в борьбе с раком? Биоинженер Андрей Звягин о наночастицах в химиотерапии, имиджинговых системах и борьбе с раком кожи.

Медицинская керамика: какими будут имплантаты будущего?
В.С. Комлев, Д. Распутина
Почему керамические изделия применяются в хирургии? Какие технологии используются для создания имплантатов? Материаловед Владимир Комлев о том, почему керамика используется в медицине, как на ее основе создаются имплантаты и какие перспективы у биоинженерии

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.