Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

«Сколково» будет поставлять ректоров российских вузов

Ключевые слова:  Высшее образование, Министерство образования и науки РФ, Реформы, Российские вузы, Сколково

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

09 октября 2012

Центр образовательных разработок «Сколково» по договору с Министерством образования и науки РФ будет выпускать и готовить весь ректорский корпус (ректоров и проректоров) для российских вузов. По словам Минобрнауки, данное решение связано с несколькими факторами.

В министерстве указали на три причины возникновения данной программы. Во-первых, для современного профессионального образования характерна неподготовленность будущих специалистов к требованиям различных компаний. По экспертным оценкам, российские компании ежегодно тратят около 500 млрд рублей на первичное переобучение сотрудников, что вполне сопоставимо с государственным бюджетом на профессиональное образование.

Вторым пунктом министерство отметило свою инициативу по уменьшению количества вузов, аргументируя это тем, что в течение последних трех лет заметна тенденция снижения численности студентов. На сегодня число обучающихся, по примерным оценкам, составляет 4,2 млн, что по сравнению с состоянием предыдущих трех лет на 40% меньше. Так, ранее число студентов по России составляло порядка 7,4 млн человек.

В качестве третьего фактора министерство указывает слабую межвузовскую кооперацию, обмен ресурсами, низкую академическую мобильность студентов и преподавателей.

— По нашему соглашению со «Сколково» нужно разработать программу подготовки ректорского корпуса, обеспечивающую освоение технологий управления развитием вузов. Сейчас нужно подготовить не менее 100 высших руководителей вузов. Они должны понимать современные тенденции и опираться на международный опыт, чтобы впоследствии реализовать какие-то изменения в вузах, — говорят в Минобрнауки.

В ведомстве также отметили, что помимо обновления материально-технической базы и модернизации образовательного и научного процесса выполнение поставленной задачи потребует новых подходов к управлению вузом и формирования нового подхода и созданию «менеджеров для российских университетов».

Кроме того, Центру образовательных разработок в «Сколково» предстоит разработать кейсы по стратегии и модернизации более 100 вузов на территории РФ.

«Известия» обратились за комментарием в руководителю Центра образовательных технологий «Сколково» Андрею Баркину, который пояснил, что подобная идея идет еще с 1980-х годов, со времен Маргарет Тэтчер, а сейчас до России добралось «новое — хорошо забытое старое».

Специалист отметил, что главная цель данной программы — это не подготовка хозяйственников или CEO, а формирование людей, которые могут с современной точки зрения смотреть на научный и образовательный процесс.

— Тут еще отдельный вопрос «ползучей коммерциализации», когда директора школ или ректоры вузов превращаются в CEO. Страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, как раз занимаются административной деятельностью, концентрируя все обязанности «в кулак», и проводят жесткую консолидацию, ставя акцент на результат, — говорит Баркин.

Специалист также отметил проблему возраста. По словам Баркина, сейчас есть большая брешь в возрастной группе ученых и нужно готовить им замену.

— Сейчас возраст наших профессоров и различных научных работников колеблется в районе 70–80 лет, и это страшные цифры. Надо готовить новые кадры в расплату за то время, когда часть молодежи вообще не шла в науку, а некоторые просто уходили из нее в другие профессии, — добавил Баркин. — Мы ориентируемся не на универсальность руководителя, что он может недельку армией поруководить, потом сельским хозяйством, а далее мебельной фабрикой. Мы делаем упор на глубокое понимание работы самих вузов, качество выпускаемых кадров, поддержку развития малых инновационных предприятий и поддержку бизнеса.

«Известия» обратились к ректорам нескольких крупнейших вузов России с вопросом: «Действительно ли необходимо, чтобы во главе высшего учебного заведения стоял менеджер?»

Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов полностью поддерживает данную идею и считает, что сейчас ректоры являются научными работниками, что не позволяет в полной мере осуществлять управление вузом.

— Я сторонник такого подхода. Это учеба архинужна, потому что, как правило, в большинстве случаев ректорами становятся ученые, которые занимались наукой, но это более научно ориентированный человек, а не менеджер, а ведь ректор должен отвечать за всё хозяйство, что есть в университете. Он должен знать много из финансово-экономической деятельности, из нормативно-правовой базы, и в особенности — как стимулировать развитие вуза и какие механизмы нужно задействовать в инновационном развитии, — говорит Филиппов.

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, также положительно относится к этой идее. Специалист пояснил, что сейчас уже есть примеры подобной практики.

— Сейчас уже есть примеры подобной практики, когда управленцы становятся во главе различных вузов. В подготовке будущих ректоров в «Сколково» я не вижу ничего страшного. Будут приходить более сильные люди, имеющие зарубежный опыт, — говорит Кудрявцев.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров поддержал мнение своих коллег по данному вопросу, но с одной оговоркой.

— На мой взгляд, как некое повышение квалификации это рассматривать можно, но не полную замену научного сотрудника на менеджера. Все-таки не может экономист учить и управлять техническими специальностями и т.д., — пояснил Александров.

В Центре образовательных разработок «Сколково» добавили, что первая разработанная концепция по «производству ректоров будущего» будет представлена в ноябре этого года.




Источник: Известия



Комментарии
Гусев Михаил Анатольевич, 09 октября 2012 18:41 
Уже не знают чего придумать..
Кто такой г-н Баркин? Первый раз о нем слышу. Хотелось бы для начала убедиться в его собственной квалификации.
Владимир Владимирович, 10 октября 2012 05:51 
Конечно, можно пытаться убеждаться (и даже реально убеждаться ) в квалификации чубайсов, фурсенков, якеменков, только что это реально изменит?

Понятно, что основная (реальная) идея Сколково - это пристроить молодых менегеров - выпускников одноименного учебного заведения (детей менегеров и прочих чиновников, да юристов с экономистами), которым уже не хватает нефтяной трубы и прочих ресурсов, руководить разными "головастиками" (ну и бюджет освоить креативно).

Так что будут менегеры рулить университетами и прочими "храмами науки" (так же лихо, как чиновники с мигалками на дорогах) - досконально оптимизировать, так сказать, прибыль в области образования. Новое, ведь, создать намного сложнее (и менегеры они не создают, а руководят), так что уж придется им рулить тем, что имеется.

И можно, конечно, обсуждать пламенно: "как же так", да что из этого выйдет, только на примере чубайсов, реальный эффект на ситуацию - "околонулевой"...
Вместо термина менегер, предлагаю использовать термин менегерат (м.ч. менегераты)... Так оно точнее будет.
Палии Наталия Алексеевна, 10 октября 2012 16:07 
>Сейчас возраст наших профессоров и различных научных работников колеблется в районе 70–80 лет, и это страшные цифры. Надо готовить новые кадры в расплату за то время, когда часть молодежи вообще не шла в науку, а некоторые просто уходили из нее в другие профессии

Ага, а зарплата в пять рублей делает подготовку новых кадров особо привлекательной и всячески способствует сохранению молодёжи в науке.
не туда я ходила учиться, не туда..
Фантастическая новость: Центр образовательных разработок «Сколково» по договору с Министерством образования и науки РФ будет выпускать и готовить весь ректорский корпус (ректоров и проректоров) для российских вузов. Интересно, КТО утвердил этот Договор и сколько он стоит. Деньги-то откель? Ждем ответа от Минобра.
Руководитель Центра образовательных технологий «Сколково» Андрей Баркин.
Кто такой Андрей Баркин? Краткие сведения.
Руководить центром назначен Андрей Баркин, имеющий богатый опыт работы в мировом стратегическом консалтинге. Занимался вопросами инновационных стратегий, комплексных международных инвестиционных сделок и построением бизнеса и аналитических инструментов в таких компаниях, как Monitor Group. Значительный практический опыт Андрей получил, начав свою карьеру в сфере работы с клиентами и разработки линейки услуг в информационном бизнесе компании Reuters. Участвовал в выводе на рынки России и стран Восточной Европы целого ряда новых и коммерчески успешных интеллектуальных решений для корпоративного сектора, финансовых рынков и СМИ, включая исторически первый рейтинг компаний в России (Moody’s Investors Services, в 1994 г.). С 2007 года Баркин занимался национальной стратегией развития и выработкой политики в сфере человеческого капитала, повышением конкурентоспособности и привлечением инвестиций в Правительстве эмирата Дубай (ОАЭ). У Баркина есть не только международный опыт интегрирования государственной политики в жизнь, но и опыт стимулирования положительных настроений в обществе в отношении этой политики, что помогает достичь измеримых макроэкономических и социальных результатов.
«Наша молодая школа интенсивно и целенаправленно работает над развитием целой среды, позволяющей создавать новые, прорывные идеи и использовать их на практике отечественного управления. В современном мире инновационная деятельность больше не является прерогативой отдельных людей или специального подразделения. Она охватывает все уровни и отделы предприятия. В результате меняется представление об уже устоявшихся научных категориях. Предоставляя новые услуги, сочетая консультационные элементы с наращиванием потенциала команд и организаций, мы стремимся помогать нашим клиентам быть более успешными и выходить на новые уровни производительности. Мы рассчитываем, что опыт Андрея позволит внедрить новые интересные проекты и внесет вклад в развитие школы» – комментирует создание Центра Андрей Волков, Ректор СКОЛКОВО. Каково сказано, а? Как много слов о чём угодно и ни о чём! Чувствуются - "сколковцы", разработчики "нанофилологий".
Из интервью Баркина: Когда… в 2006 г. я принял решение претендовать на степень MBA ведущей мировой бизнес-школы, я остановился на IMD и подал документы только в Лозанну. Меня привлекло особое положение IMD в ряду других ведущих школ: их выпускники в подавляющем большинстве устраиваются на работу в банки и консалтинговые компании, а IMD нацелена на подготовку лидеров международного бизнеса и специализируется на практике управления.
…С этим связан один существенный недостаток многих нынешних абитуриентов из России: отсутствие международного опыта. Он закономерен: ведь последние семь лет в России происходит непрерывный рост рынка труда. Конечно, в таких условиях сейчас российскому профессионалу очень трудно оставить страну (Россию). Но я хочу сказать, что, оставаясь здесь (в России) и выигрывая краткосрочно, руководствуясь немедленными финансовыми соображениями, можно поставить под сомнение свое долгосрочное профессиональное будущее, если оно будет определяться международными корпорациями...
В Центре образовательных разработок «Сколково» сообщили, что … разработанная концепция по «производству ректоров будущего» будет представлена в ноябре этого года.
И что же наши уважаемые «ректора из прошлого» ведущих российских ВУЗов? А всё тоже: «Чего изволите-с…»:
1. Ректор Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимир Филиппов полностью поддерживает данную идею и считает, что сейчас ректоры являются научными работниками, что не позволяет в полной мере осуществлять управление вузом.
2. Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института, также положительно относится к этой идее. Специалист пояснил, что сейчас уже есть примеры подобной практики.
3. Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров поддержал мнение своих коллег по данному вопросу, но с одной оговоркой…
Ну, Филлипова понять можно, НО ФИЗТЕХ! НО БАУМАНОВСКИЙ! Целесообразно в первый набор без вступительных экзаменов включить Филиппова, Кудрявцева и Александрова. Несомненно, им будет чему поучиться у Андрея Баркина.
А, впрочем, о чём разговор? Кто из генералов выступил против, ушёл в отставку, когда «эффективный менеджер» взялся «обучать» армию? История повторяется. Вначале фурсенизация школы, сейчас баркинизация ВУЗов. Что дальше? Создание ваксельбергами и чубайсами в Сколково школы по «производству академиков будущего»? Самое страшное - в угодливом молчании ППС и ректората российской высшей школы. Или её уже нет?
"С этим связан один существенный недостаток многих нынешних абитуриентов из России: отсутствие международного опыта. Он закономерен: ведь последние семь лет в России происходит непрерывный рост рынка труда. Конечно, в таких условиях сейчас российскому профессионалу очень трудно оставить страну (Россию). Но я хочу сказать, что, оставаясь здесь (в России) и выигрывая краткосрочно, руководствуясь немедленными финансовыми соображениями, можно поставить под сомнение свое долгосрочное профессиональное будущее, если оно будет определяться международными корпорациями..." - очень правильная мысль для конечной стадии капитализма, который классики называли "империализмом".
Надо четко понять - что такое ректор. Ректор - это менеджер. А для науки есть "проректор по науке". Поэтому сейчас и происходит полное затмение у многих руководителей вузов. Они с одной стороны должны коммерциализироваться, а с другой стороны как бы оставаться образовательно-научными. При этом проректор по науке, как правило никакого голоса не имеет. Поэтому ректора надо постепенно превращать в менеджера, но параллельно прокачивать проректора по науке до самостоятельного руководителя, а не мальчика на побегушках. Возможно надо создавать при вузах попечительские советы или научные советы, которые принимают научно-образовательную стратегию вуза и контролируют ее воплощение в жизнь.
Какие у Вас интересные фантазии.
Кстати не путайте упомянутое в статье "Сколково" с Вексельберговским "Сколково" - это разные вещи.
Хорошо хоть Вы не запутались, и нам рассказали

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Блистеринг и отслаивание
Блистеринг и отслаивание

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 2)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-2
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2024 году
коллектив авторов
29 – 31 мая пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.