Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Рис. 1. Схема эксперимента: лазерный луч Teramobile (красный) включается за 1 мс до измерительного луча LIDAR, измеряющего соержание аэрозоля в атмосфере.
Рис. 2. Вид в камере до (а) и после (b) трех лазерных импульсов с интервалом 100 мс. Лазерные лучи вызывают образование макроскопические капли конденсата, как видно из увеличения рассеяния света.

Да будет снег

Ключевые слова:  погода

Опубликовал(а):  Уточникова Валентина Владимировна

01 мая 2012

Способность вызывать осадки по первому требованию могла бы представлять огромный социально-экономический эффект для многих засушливых стран по всему миру, однако до настоящего момента была божественной привилегией. Однако сегодня эта мечта человечества не так далека от реальности: ученые из Шанхайского института оптики и точной механики в Китае и из университета Лаваля в Канаде уже сообщили об оптическом подходе, который может быть использован, чтобы вызвать дождь и снег.

«Посев облаков» с использованием частиц серебряных солей в качестве центров конденсации сегодня является наиболее распространенным способом искусственно вызывать дождь, хотя его эффективность весьма сомнительна. В 2010 году Жером Каспарян с сотр. предложили более экологичный подход, который использует самонаводящиеся ионизированные лазерные лучи, образующиеся в результате ультракоротких импульсов 220 мДж с частотой 10 Гц.

В отличие от него китайские ученые использовали фемтосекундный титан-сапфировый лазер с относительно низкой энергией для образования импульсов 9 мДж с частотой повторения 1 кГц. Они утверждают, что такая высокая частота повторения импульсов лазерного излучения может обеспечить более эффективный способ вызывать макроскопическую конденсацию воды и образование снега.

Лазерные импульсы были сосредоточены в диффузионной камере 50 см×50 см×20 см, наполненной атмосферным воздухом, где они производили лучи около 10 см в длину. В камере поддерживался вертикальный градиент температуры: нижняя поверхность содержалась при -46 °С, а верхняя – при комнатной температуре.Коаксиально пучку фемтосекундного лазера распространялся пучок полупроводникового лазера, что позволило с помощью рассеяния Ми наблюдать события, вызванные при образовании лазерных лучей.

Непрерывный нагрев лазерных лучей в камере приводил к образованию интенсивного восходящего потока теплого влажного воздуха. При подъеме воздух охлаждался, что приводило к конденсации воды при конвекции и циклоноподобных эффектах с образованием частиц диаметром 40-300 мкм. Исследователи говорят, что этот процесс можно было увидеть невооруженным глазом.

После 30 минут облучения под центром лазерного луча на участке площадью размером 2,0 см×1,5 см выпало примерно 13 мг снега. Этот снег содержал HNO3 концентрацией 0,032 моль/л, что подтверждает эффективность нуклеации льда при фотоокислении азота из-за образования лазерных лучей.


Источник: Nature Photonics



Комментарии
А этот дождь безопасен для живого, с учётом присутствия HNO3? А сколько может быть её при производстве снега в природных условиях?
Такой дождь будет опасен. Слишком много кислоты.
Помню, что нас заставляли зазубривать все эти нормативы и еще кучу всякой чепухи на лекциях по Охране труда. Слава богу, все кончено. Лучше б соответствующие органы следили за этими выбросами, да за теми, кто должен ставить фильтры, где нужно.
А на вопрос, почему при измерении шагового напряжения на макете "расстояние" между ногами "человека" составляет 50 метров, преподавательница обычно отмахивалась , ну мол, не я же эту установку придумывала!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Сама важность
Сама важность

Онлайн-школа РНФ-2020 «Аддитивные технологии: материалы, методы и перспективы»
7 октября НИТУ «МИСиС» совместно с Российским Научным Фондом проводит онлайн-школу для молодых ученых «Аддитивные технологии будущего: материалы, методы и перспективы». Участие в работе Школы является бесплатным. Школа будет проходить в онлайн-формате на платформе Zoom. Всю информацию участники получат по электронной почте.

Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля
Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля. Пористый нанокомпозит на основе оксида графена и тефлона, способный улучшить характеристики топливных элементов, синтезировали и изучили сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и Института проблем химической физики РАН, Черноголовка. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Energy & Fuels.

КОНКУРС МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА "ТЕХНОКРАТ"
Ежегодный всероссийский конкурс молодёжных проектов по инновационному развитию бизнеса "Технократ" продолжает отбор заявок, до 30 сентября. Заявки принимаются по четырём направлениям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии. Конкурс проводится среди граждан РФ от 18 до 30 лет, ранее не побеждавших в программе "УМНИК".

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.