Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Предмет нанотехнологий должен стать классикой

Ключевые слова:  коллоидная химия, нанотехнологии, смачиваемость, периодика

Опубликовал(а):  Поверенная Мария

28 апреля 2012

Практически все в нашей стране слышали о нанотехнологиях. Без этого волшебного слова не обходится ни один разговор на современные научные темы: от медицины и косметологии до производства и строительства. Мои знакомые часто просят меня как химика объяснить им, что такое нанотехнологии, и нередко задают свой вопрос лишь для того, чтобы узнать мое отношение к этому слову. Люди не спрашивают с таким же интересом, почему трава зеленая, небо голубое, а облака не падают (хотя ответы, на мой взгляд, гораздо интересней).

Благодаря активному проявлению внимания нанотехнологиям со стороны правительства, широкому освещению этой темы в СМИ и последовавшему необоснованному пиару всего, что касается «нано», в нашем обществе сложилось сильное предубеждение против нанотехнологий. К сожалению, иногда даже некоторые ученые и преподаватели, говоря о «нано», смущенно улыбаются, как будто говорят с вами о чем-то дурацком и совершенно ненаучном.

Я с этим столкнулась на 3 курсе химфака МГУ при переходе в новую спец.группу по нанотехнологиям. Многие преподаватели и студенты отнеслись к идее создания этой группы настороженно, так как ее специализация предполагала значительные отклонения от стандартного курса лекций, читаемого на моем факультете. К счастью, их опасения были напрасны, наша новая программа оказалась насыщенной и интересной. Самое большое впечатление на меня произвели лекции проф. д.ф-м.н. Ольги Игоревны Виноградовой (Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН) по курсу коллоидной химии. В отличие от классического курса «колдов» нам «мокрая» химия читалась в рамках предмета нанотехнологий, где золи и тонкие пленки уверенно назывались наносистемами. На семинарах мы обсуждали задачи современной коллоидной химии: проблему нахождения гладкого решения уравнения Навье-Стокса (последней нерешенной задачи классической физики), особенности нанолитографии, микрофлюидики… После таких лекций казалось, что нанотехнологии - это не что-то эфемерное, псевдонаучное, а действительно университетское, сложное, значимое, рождалась уверенность, что их изучение является фундаментальной дисциплиной.

Использование современных научных видеоматериалов, позволяющих увидеть проявление эффектов на границе раздела фаз в динамике, только способствовало укреплению этой уверенности. На одной из лекций мы рассматривали различные степени шероховатости реальных поверхностей, приводящие к различной смачиваемости, обсуждали влияние текстуры на краевой угол, предпочтения состояний капли (Касси/Венцеля).

Состояние Касси (слева) характеризуется очень малым гистерезисом краевого угла. Состояние Венцеля (справа) характеризуется гигантским гистерезисом краевого угла.

В качестве примера был показан видеоролик о «супергидрофобном» чайнике, с носика которого не могут стекать капельки. Фокус заключается в том, что благодаря внешней наноструктурированной поверхности носика краевой угол смачивания становится близок к 180°, что заставляет проливающиеся капли «отпрыгивать» от него.

Эффект чайника: гидрофильный носик (слева), «супергидрофобный» носик (справа).

В то время мне предстоял выбор темы дипломной работы, один из вариантов которой предполагал выращивание углеродных нанотрубок на волокнах и изучение свойств композитов на их основе («лес» из нанотрубок позволяет значительно увеличить сцепление волокон друг с другом). Научная проблема заключалась в определении условий для равномерного нанесения никелевого катализатора на волокно. Для достижения необходимой густоты «леса» предлагалось выращивать нанотрубки в несколько стадий. Мне эта идея казалась не очень осуществимой, так как из лекций по коллоидной химии я уже знала, что текстура материала очень сильно влияет на его смачиваемость. Однако, для моих коллег понятие «состояние Касси», о котором нам так много рассказывали на наших специализированных лекциях, ни о чем не говорило. Этот факт сильно повлиял на мое отношение к новой спец.группе.

Неодобрение некоторых преподавателей и однокурсников к экспериментальному курсу по нанотехнологиям представилось мне просто упрямым нежеланием признать существование разрыва между «старым» фундаментальным знанием и современным. Предвзятое негативное отношение к приставке «нано» в нашем обществе сыграло с нами в итоге очень злую шутку: мы перестали воспринимать процесс развития как должность, мы прозевали момент становления новой «классики». Предмет нанотехнологии не может быть факультативом (и что еще хуже, данью моде), в университете он должен стать классической дисциплиной.

И эта проблема наблюдается не только в рамках МГУ. Приведу еще один пример: популярный в последние годы сериал для продвинутой молодежи «Теория большого взрыва» про друзей-ботаников, несмотря на клише «тупой американский», заставляет очень многих российских студентов копаться в Википедии, чтобы понять их юмор. Конечно, химикам-физикам с этим проще, мы и без доп. разъяснений можем посмеяться над их «технарскими» шутками (почему костюм зебры напоминает эффект Допплера, почему обычный скотч в том году был эффективней коллайдера и т.д.).

Шелдон Купер в костюме «Эффект Допплера», кадр из сериала «Теория большого взрыва».

Но когда главные герои оживленно обсуждают за завтраком существование бозона Хиггса, книги Стивена Хокинга, лично я слегка в растерянности. Да, конечно, мы шутим с друзьями научными шуточками, но неразрешенные проблемы физики (увы!) - далеко не наш конек. Этот заставляет серьезно задуматься над тем, насколько мы современны. Во время стажировки в Бостоне я много общалась со студентами MIT, их представление о современной науке совершенно другое, чем у нас. Для них нанотехнологии - это что-то вроде ньютоновской механики, классика. Мне бы очень хотелось, чтоб это же ощущение всецело передалось и нашим студентам. Надеюсь, так и будет.



Средний балл: 9.7 (голосов 6)

 


Комментарии
Палии Наталия Алексеевна, 28 апреля 2012 10:54 
Очень хорошая, содержательная, интересная статья .
Узнала еще и об "эффекте чайника", помимо "эффекта лотоса и "эффекта розовых лепестков"

конечно, мы шутим с друзьями научными шуточками, но неразрешенные проблемы физики (увы!) - далеко не наш конек. Это заставляет серьезно задуматься над тем насколько мы современны - Мария, вы - современны , просто вы живете в менее благополучном обществе .
Интересное совпадение - прочитала вашу статью после опубликования объявления В свободном доступе видео от MITnews: "Умное стекло", "Умный песок" и другие
Поверенная Мария, 28 апреля 2012 11:40 
Спасибо! Очень рада, что вам понравилось в том предложении под "мы" подразумевается более широкий круг, не кто-то конкретно, а в целом наши школьники/студенты/аспиранты/преподавател и/ученые.. Мне кажется, что в целом, мы не современны (к читателям Нанометра это, конечно, относится в меньшей степени %)))
Палии Наталия Алексеевна, 28 апреля 2012 12:38 
в целом, мы не современны - позволю себе возразить - не совсем так - ведь ученые, уехавшие работать за границу, хорошо адаптируются в новых условиях (некоторые успешны настолько, что Нобелевскую премию получили).
Владимир Владимирович, 28 апреля 2012 18:01 
О да! А еще спутники как запускали, и какой был балет...
(а сейчас другое общество, "менее" там или "более", как Вы выразились выше...)
Палии Наталия Алексеевна, 28 апреля 2012 19:30 
А еще спутники как запускали- и еще в прошлом тысячелетии писали письма Л.Д. Ландау ... ученики вечерней школы (заметьте, не студенты ВУЗа), и еще обсуждали проблемы "физиков и лириков"... правда, в те времена студенческая стипендия была равна стоимости 9-10 "Единых" - в нынешних ценах свыше 20 тыс.руб.
Владимир Владимирович, 28 апреля 2012 17:46 
"Видала я такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь!"
Ох как я стал теперь понимать Алексея Шварева...

P.S.
Чепуха, чепуха, говорю тебе - все чепуха.
И Ньютон - чепуха, и законы его - чепуха.
Я сперва возражал, сомневался: "А вдруг да не этак?" -
но потом возмужал и нашел, что таки чепуха.
Палии Наталия Алексеевна, 28 апреля 2012 19:35 
интересно, а будет ли конструктивная критика... Кстати, Владимир Владимирович - Вы сами и есть непосредственное доказательство моих слов ( о соотечественниках,получивших прекрасное образование у нас тогда, которые успешно работают там, за границей в ведущих университетах, теперь)

Чепуха, чепуха, говорю тебе - все чепуха. - а это


Владимир Владимирович, 28 апреля 2012 21:13 
Вы сами и есть непосредственное доказательство моих слов ( о соотечественниках,получивших прекрасное образование у нас тогда, которые успешно работают там...

Я не понимаю о ком и о чем Вы здесь...
Какая уж тут может быть "конструктивная критика"...

А про ЕГЭ - начинать нужно с чубайсов; я уже говорил (но позвольте навязчиво повторить), что если у здорового организма отсутствует соответствующая защитная реакция - то одна/две метастазирующих клетки могут привести к летальному исходу.
If you sell the cow, you sell her milk too
про школьников - самые способные в мире - китайскиe школьники, русские - на 41 месте в 2009 г, а в 2000 были на 25
Эту PISA уже обсуждали год (или около того) назад. Не очень-то она объективна, вообще-то.

Впрочем, уровень школьников действительно падает.
Да, насчет объективности вы правы.
Но китайский подход к обучению нужно бы взять на вооружение
Поверенная Мария, 11 мая 2012 13:19 
а какой у них подход? о_О введите в курс, пожалуйста))
Есть методы "кнута и кнута", "кнута и пряника", "пряника и пряника"

В Китае, подозреваю, первый. В СССР был второй. А сейчас в России, пожалуй, третий.
китайский метод тоже обсуждали чуть больше года назад, ссылку на статью давал тогда Владимир Владимирович в комментариях
Мария, цитирую пару абзацев заметки (ссылка выше): "китайское общество уделяет огромное внимание проблеме образования как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях.
Культурные различия также сильно влияют на подход к образования в разных частями мира.
"В Северной Америке дети обычно все объясняют наличием способностей – мол, мне хорошо дается математика, а если у меня нет к ней способностей, я займусь чем-то иным", - говорит Адреас Шлейхер.
"В Европе до сих пор ощущается влияние семейных традиций – если мой отец был водопроводчиком, то и я им стану. В Китае же девять из 10 опрошенных школьников говорили: я буду много учиться и все зависит от того, сколько труда я потрачу на достижение успеха", - добавляет он."
И еще про китайский подход

китайский подход к обучению нужно бы взять на вооружение

Бы-канье академически-квазиреалистичное...
Даже вон история не терпит сослагательного наклонения, a уж реалии и тем паче!
А реалии сурово-закономерные - ФЗ-83 (потому как, когда есть баре/чубайсы, то просто обязаны быть и холопы...)

После этого можно уже и за чубайсов приниматься, а то как-то за тремя соснами лес не виден...
Свитанько Игорь Валентинович, 30 апреля 2012 17:06

Вот после ФЗ-83 и попробуйте по-"приняться" за обучение "бюджетных школьников" в вузах.
(Это Вам не на Олимпиадах про молекулы (что куда "впендюривается") глубоко-академично рассказывать... или на Чичибабиных замахиваться, прямо как в басне той известной...)

Можно конечно песню завести: а что вы мол лично делаете; или про лягушку, которая в молоке барахталась, барахталась и выбарахталась... Только ведь лягушку гипотетическую ту и просто в кипяток могут или в азот жидкий, ну или еще проще об камень (так сказать "печенью по асфальту размазать" властно- вертикально...)



P.S. А так, все чепуха, конечно...
ФЗ-83 , а знаете ЛИ вы, что ныне все Институты РАН - Федеральные государственные бюджетные организации науки
...и за чубайсов - добавлю и вексельбергов...
Если школы и больницы бюджетны, то что особого в РАН (ее гигантская польза?).
В Институтах РАН взрослые дяденьки и тетеньки сделавшие и продолжающие делать свой выбор про чубайсов...
А вот детей жалко...
надеялась, что вы дадите ссылку на статью о "китайских мамах", которую мы обсуждали ~ 2 года назад
?
Вы же дали ссылку на ее русский перевод (неплохой к слову).

Но вот, пожалуйста, та ссылка: Tiger Mom.
Есть целая книга, рекламой которой и является эта статья.
спасибо, забыла, что ваша статья была на английском
На здоровье!
Можно сколько угодно обсуждать (примерять академично, дискуссии вести, статейки пописывать квазиосмысленные) китайский подход к образованию, только стоит иметь в виду, что в Китае, несмотря на его многие проблемы, образование является одним из важнейших критериев успешности со времен Конфуция. Поэтому и дети, и родители знают, что их огромные усилия и труд будут иметь смысл. В западном обществе с некоторыми оговорками это тоже работает.
А там где чубайсы, безнаказанность, коррупция и кумовщина - там получение образования (и все огромные усилия) не несет значительных привилегий, и смысла (если только не планировать "свалить", используя лексику одного известного члена-корреспондента РАН) особого не имеет.
И получается, во всей своей жестокой очевидности, что проблема чубайсов, ой как первична (как злобный крокодил, который пожрет и курицу, и яйцо, если примитивно метафорически)

P.S. А тут "нанотехнологии" - чепуха для лопуха...(еще рифмуется с "три ха-ха", но у меня уже вежливо-цензурно не получилось)
в Китае, несмотря на его многие проблемы, образование является одним из важнейших критериев успешности со времен Конфуция - вот это бы и взять на вооружение, (но пока существуют перечисленные Вами проблемы, едва ли получится )
P.S.
а вот еще реалии
Видите ли, Мария, для того, чтоб fffтехнология или еще какая-нибудь современная наука стала базовой учебной дисциплиной, нужно поступать по Жванецкому, "в консерватории что-нибудь поправить". Начать с нашего общего любимого факультета - ввести в химические курсы то, чем сейчас развлекаются химики, изменить базовые естественнонаучные курсы так, чтоб они были действительно базовыми для химии, а не для самих себя; изменить все вплоть до истории, чтоб студенты на Джуа реагировали как на учебник, а не как развлекательное чтиво. В MIT так и есть. Когда публика оттуда видит, что у нас органика по-прежнему как у Чичибабина, алканы-алкены-алкины, что у нас на Basic программировать учат, вместо того чтоб учить рисовать и считать молекулы, у нее какое-то нехорошее выражение в глазах появляется.
После этого можно уже и за чубайсов приниматься, а то как-то за тремя соснами лес не виден...
---
Когда публика оттуда видит, что у нас органика по-прежнему как у Чичибабина, алканы-алкены-алкины, что у нас на Basic программировать учат, вместо того чтоб учить рисовать и считать молекулы, у нее какое-то нехорошее выражение в глазах появляется.
---

Игорь Валентинович, когда я вижу, на какую ерунду они тратят свои ресурсы и насколько их достижения сопоставимы с вложениями...

Наверное у меня тоже появляется нехорошее выражение.
Chutko Vladimir, 07 мая 2012 04:15 
А у меня меняется выражение глаз с заинтересованного на, мягко говоря, скучающее, когда я вижу как публика (на обоих сторонах) вместо того, чтобы заниматься своим делом, обсуждает, на что и как тратит сосед свои ресурсы. Как бабки у подъезда. И вывод, естественно, в результате такой же, как и у бабок - все мимо проходящие дебилы, воры, наркоманы и проститутки.
И потому Вы решили влиться и поддержать дискуссию?
Chutko Vladimir, 08 мая 2012 09:54 
Действительно, что это я? Вместо того, чтобы гордо пройти мимо скамеечки в шортах и черных очках... Не иначе, старею...
Поверенная Мария, 11 мая 2012 13:16 
Игорь Валентинович, полностью с вами согласна. Особенно расстраивает курс титрования в полсеместра.. о_О
с осени этого года MIT и Harvard предлагают бесплатное дистанционное онлайн-обучение в рамках проекта edX (по многим предметам). А в марте - июне Мitx предлагает прослушать курс по электронике, если подключиться сейчас, сертификата вы не получите, только полный учебный комплект
Наталья Алексеевна, спасибо за полезные ссылки! Очень интересную вещь предлагает МИТ
Пожалуйста,Павел Геннадиевич, надеюсь, будут и лекции (и зачеты, пока - только лекции)по различным предметам
Очень интересно про супергидрофобный носик-)
Поверенная Мария, 11 мая 2012 13:17 
очень рада, что было интересно!))
Антонов Алекс, 15 мая 2012 10:01 
Недавно выяснилось- Правительство Абу Даби приобрело Globalfoundries. Бывшее название AMD. Технология 32-28 nm. Выплыло, так как для этой технологии стали использовать как метрологический прием Electron energy loss spectroscopy. Примерный перевод:"Спектроскопия Характеристических Потерь Энергии Электронами (ХПЭЭ)".
Конечно можно было бы использовать Метод "Жеки- Потрошителя" ( ), но решили, видимо, идти другим путём.

Не знаю, насколько можно идеализировать китайский метод обучения- ученики учат не отрываясь, с капельницей глюкозы в вене! Такой метод "погружения" может и хорош для изучения иностранных языков. Но для другого-???

Вот что действительно царапнуло- введение отказа от патерналистского мышления. То есть возможность и даже желательность критического отношения.
Не дай бог до научного цинизма поднимутся.
А как было хорошо- они занимались графенами, поэтому их HOPG был ну просто никакой. Можно было спать спокойно.
Мне представляется,что автор статьи относится к новейшей генерации специалистов,не прослушавших действительно классические дисциплины,относящиеся к исследованию поверхностных явлений.Например,курс "Физическая химия поверхности" А.Адамсона,курс "Термодинамика поверхностных явлений" акад.А.И.Русанова,курс "Коллоидной химии" чл.корр.Б.В.Дерягина,проф.Д.А.Фридрихсбер га и т.д.и т.п.И это очень тревожит.Может быть потеря накопленных знаний и приводит к постоянным техногенным катастрофам:тонут подлодки,падают самолеты,не выходят на орбиту ракеты и спутники ? Может быть надо подождать считать классикой тот или иной спецкурс,базирующийся на действительно классических дисциплинах?
Поверенная Мария, 29 июня 2012 17:19 
Уважаемый Геннадий Викторович, спасибо за Ваш комментарий. К сожалению, не могу ответить на Ваши слова в мой адрес в конструктивном ключе, так как не понимаю, что именно послужило поводом для "представления", возникшего у Вас. Но я надеюсь, что Вы правы и поможете мне исправить ошибки или другие неточности в этой статье, если таковые имеются. Заранее спасибо! Касательно классических дисциплин: в рамках обучения на химическом факультете МГУ я, конечно, прослушала курсы физической химии и коллоидной химии. Курс физической химии включал в себя лекции по термодинамике (основы термодинамики, растворы и фазовые равновесия, хим. и адсорбционные равновесия, элементы статист. термодинамики, элементы линейной термодинамики нелинейных процессов), химической кинетике и катализу, читаемые замечательным профессором МГУ М.В.Коробовым ( ), а также лекции по электрохимии. Углубленный курс по физической химии поверхности не входил в общую программу курса, так как читается студентам, выбравшим специализацию "физхимия". Я специализировалась на другой кафедре, поэтому действительно знаю не всех авторов, которые Вы перечислили. Нисколько не спорю с Вами касательно отнесения их трудов к классическим дисцплинам. Здесь, видимо, произошло небольшое неодпонимание: в своей статье, когда я говорила о классических дисциплинах, я подразумевала лишь те дисциплины, которые входят в общий курс лекций, читаемый на своем факультете (спецкурсы по нанотехнологиям в него не входят). Курс колоидной химии читался, конечно, в том числе и по трудам чл.корр. Б.В.Дерягина. Собственно, теория ДЛФО занимает одно из центральных мест в программе курса. В своей статье я не берусь обсуждать причины потери накопленных знаний, я лишь хочу поделиться с читателями Нанометра своим мнением касательно того, что "учителям старой закалки" (в самом хоошем смысле этого слова)не следует бояться становиться более современными и относиться к нанотехнологиям с предубеждением.
Честно говоря, мне тоже не очень понятно, почему со сменой терминологии нужно говорить о новой "классической" науке и в чем заключается существование разрыва между «старым» фундаментальным знанием и современным. Более того, я не знаю ни одного реального достижения нанотехнологий, которое не могло бы появиться в рамках существующих наук (старая-добрая бритва Оккама). Маленький пример: считается, что открытие "квантовых точек" стало возможным только благодаря развитию нанотехнологий. Но в пионерской работе даже слова "нано" нет.

PS И уж если сериал "Теория большого взрыва" "заставляет студентов гуглить Вики", есть смысл обратить внимание на "Симпсонов" - там тоже много познавательного
Поверенная Мария, 02 июля 2012 11:43 
Уважаемый Александр Борисович, мне кажется, Вы не правильно тракутете мои слова. Конечно, смена терминологии не может сформировать новую науку, Вы абсолютно правы. Но она может послужить неким поводом для ее формирования, здесь под становлением новой дисциплины "нанотехнологий" я подразумеваю попытку аккумулирования всех знаний в области тонких пленок, коллодных растворов, гетероструктур, различных функциональных покрытий и прочее-прочее... включая методы получения, стабилизации, диагностики и т.д. в единый предмет (понятное дело, что читать их следует уже только на старших курсах). На химфаке созданные экпериментальные спецкурсы по нанотехнологиям были первым таким опытом, и программа была просто необыкновенно интересной и полезной (см. здесь - http://nano....u/education). Но как я уже говорила, многие преподаватели на моем факультете отнеслись к новой группе скептически, считая это глупостью. Ну разве это правильно? . Описанный в статье случай в лаборатории является одним из многих примеров, который позволил мне заключить, что существует, к сожалению, большой разрыв между программой, которую читали на общем потоке, и той, которую читали нам в новой спецгруппе. Про разницу в практикумах я уже не говорю Так вот, по моему мнению, попытка аккумулирования всего, что связано с "нано" (даже если в пионерских работах оно не упоминается, что на мой взгляд, никоим образом не должно никого удивлять) - это хорошее дело, и такой курс достоен занять соотвествующее место в общей программе обучения химиков (моими словами выше - стать "классикой"). Для его внедрения в университеты, конечно, одного желания не достаточно. И это, конечно, не менее важная проблема... Однако, речь сейчас совершено не об этом, речь о том, что у многих даже желания такого нет..

PS Не знаю, получилось ли у меня ответить убедительно.. но спорить больше не хочется %)

PPS уважаемые читатели, если у Вас другая точка зрения на эту тему, и Вы готовы дискутировать с общественностью, напишите, пожалуйста, свою статью
PS Не знаю, получилось ли у меня ответить убедительно.. но спорить больше не хочется %)

Нет, не получилось!
И спорить, согласно Вашим желаниям, не будем.
Поверенная Мария, 03 июля 2012 11:43 
Владимир Владимирович, как говорил кот Леопольд, давайте жить дружно! :) а то очень нехорошо у нас получается.. я к вам со всей душой, пытаюсь ответить, понять, а вы - набрасываетесь.. Лишь бы к словам прицепиться. Если вам не понравилась эта статья, не вижу в этом ничего плохого, наоборот, очень ценю вашу точку зрения, и готова услышать вас и понять, почему. Уверена, это будет интересно и очень полезно (так как многие читатели здесь - люди гораздо старше и опытнее меня). Однако, прошу от вас такого же уважения. Я написала, что мне не хочется спорить, потому что не увидела этого уважения. А без него я всегда буду оставаться в проигрышной позиции, ведь у вас аргумент "чепуха" будет раобтать, а у меня нет. Я же много где пишу и подчеркиваю, что это сугубо личное мнение, без претензий на истину в последней инстанции. Давайте уважать друг друга. Обидеть намного легче

В общем, чтоб не заканчивать на этой минорной ноте (кстати, не понимаю, откуда взялось это выражение, ведь нота не может быть минорной.. ), добавлю, что теперь мне кажется, статью правильнее было бы назвать: "Предмет нанотехнологий когда-нибудь должен стать классикой".. )))))) Последние комментаторы совершенно справедливо остудили мой пыл. Ох уж этот юношеский максимализм..
Извините меня, пожалуйста. Это от бессилия и невежливости.
Ваша статья (как произведение и усилие) мне весьма понравилась, а вот как отражение ситуации в целом - более чем грустно-печально.
И извините про уважение - я общался с Вами (как и со всеми априори) на равных.

P.S. Нота (которая в конце) часть целого, того же консонантного аккорда; так же как и Ваши мысли - часть ситуации в целом...
Поверенная Мария,
Вы так написали предыдущий комментарий , что мне захотелось присоединиться к ВВ с извинениями в Ваш адрес
Ну не набрасывался я совсем, лишь пытался выразить несогласие с систематическим заблуждением. По определению (в первоначальном смысле) нанотехнология - это всего лишь разновидность технологий (" высоких технологий", если так больше нравится), которые опираются в том числе на "классические науки", а сами таковыми не являются. (Nanotechnology entails the application of fields of science as diverse as surface science, organic chemistry, molecular biology, semiconductor physics, microfabrication, etc). Да и среди технологий нанотехнология слишком молода, чтобы "оклассичиться":)), даже аэрокосмическая отрасль (из того же списка) гораздо старше.

PS извините, что все ссылки на англоязычную Вики. В русскоязычном варианте определение нанотехнологий... скажем так, несколько гипертрофированно :))
Поверенная Мария, 16 июля 2012 17:24 
Все хорошо!

Да, англоязычная википедия, несомненно, более объективна в этом вопросе ;))
Согласен с автором

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Тонер
Тонер

Приглашение на вебинар «Комбинация АСМ и оптических методик: новые достижения и приложения»
НТ-МДТ Спектрум Инструментс приглашает Вас принять участие в бесплатном вебинаре «Комбинация АСМ и оптических методик: новые достижения и приложения»

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

XXI Менделеевский съезд по общей и прикладной химии,
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, который состоится с 9 по 13 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге и станет одним из основных мероприятий Международного года Периодической таблицы химических элементов, провозглашённого ООН в декабре 2017 г.
Проводится под эгидой Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC).

Микроэлементарно, Ватсон: как микроэлементы действуют на организм
Алексей Тиньков
Как на нас воздействуют кадмий, ртуть, цинк, медь и другие элементы таблицы Менделеева рассказал сотрудник кафедры медицинской элементологии РУДН Алексей Тиньков в интервью Indicator.Ru

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2019 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Самые необычные таблицы Менделеева на выставке Международного года Периодической таблицы химических элементов

6-8 февраля в Российской академии наук состоялось торжественное открытие Международного года периодической таблицы химических элементов в России и приуроченная к этому масштабная интерактивная выставка

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.