Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Уроки Ломоносова

Ключевые слова:  М.В.Ломоносов, учителю

Автор(ы): академик В.М.Иевлев

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

17 января 2012

О Михаиле Васильевиче Ломоносове в юбилейные дни говорилось многое: ведь на расстоянии в сотни лет видится больше и глубже, поскольку предоставляется возможность объективно оценить роль его энциклопедической личности в становлении науки и образования в России. Великий А.С.Пушкин дал, по-видимому, первый всеохватывающую оценку: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он - лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Можно считать первым его уроком то, «что может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». За 14 лет от самоучки до профессора, действительного члена Академии наук – урок целеустремленности, настойчивости, самоорганизации и беспримерной тяги к познанию всего.

А родился М.В. Ломоносов вовремя, поскольку, начав реформирование многих сторон жизни государства, Петр Великий «к великим своим намерениям… предусмотрел за необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространять в Отечестве и людей, искусных в высоких науках а также художников и ремесленников размножить» (Здесь и далее цитаты из книги: Михайло Ломоносов. Избранная проза / Москва, «Советская Россия», 1986 г., 544 с.). Следует подчеркнуть, что в «Слове похвальном блаженной памяти Государю Императору Петру Великому…» М.В. Ломоносов в ряду великих выделяет это намерение первым. В учрежденной в 1724 году указом Государя Академии наук и художеств впервые в мировой практике предполагалась реализация единства исследовательского учреждения, университета и гимназии. Были приглашены из-за границы известные профессора (первые члены Академии) Л.Эйлер, Г.Бернулли, Д.Бернулли, Г.Байер, О.Делиль и др. Занятия в университете начались в 1726 году, обучение студентов проводилось индивидуально. Судя по последующей оценке М.В. Ломоносова, в целом образовательный процесс был несистемным, пущенным на самотек. Как следует из отчета М.В. Ломоносова «о завершенных и незавершенных научных и литературных работах» «Академический университет был в весьма худом состоянии. Студентов было весьма малое число, и те без всякого призрения и порядочного содержания. Лекции были так запущены через несколько лет, что и каталоги не были изданы, как водится. А по вручении ему, Ломоносову, в единственное смотрение Университета соединил он студентов в общежитие, снабдил довольным столом, приличным платьем и прочими надобностями. Учредил порядочные лекции и издавал их каталоги, как в университетах водится. Сочинил университетский регламент, который профессорами и самим президентом рассматриван и апробирован, и по нем поступают в Университете по его повелению». Из аналогичного состояния Ломоносову пришлось поправлять дела и в гимназии. «В Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном состоянии. Но после поручения оной Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оные неудобствия отвращены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и студенты, в общежитие, снабдены приличною одеждою и общим довольным столом… Учение в Гимназии производится с несравненно лучшим успехом, в три года произведено из Гимназии в университетские студенты семнадцать человек экзаминованных и удостоенных профессорами…».

Анализируя причины сложившегося до него «худого академического состояния», Ломоносов выделяет две: «искание и получение правления Академическим корпусом от людей мало ученых; недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении». Последнее становится понятным из высказывания Тауберта – приемника Шумахера, руководителя академической канцелярии, т.е. управляющего делами Академии: «Разве нам десять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость». Вывод Ломоносова не устаревает спустя столетия: есть еще в системе образования и те, и другие. Свидетельством тому служат и сегодняшние «странные» реформы образования, и стипендии студентов, аспирантов, докторантов, социальная необустроенность молодых ученых.

В окружении членов Академии - иностранцев, в условиях всяческих препон со стороны руководства академической канцелярии («прегордых невежд») Ломоносов проявляет беспримерное мужество и настойчивость в организации экспериментальных научных исследований и системного обучения, базирующегося на теории и практике: «…ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в Отечестве, что мне всего в жизни моей дороже». Понимая, что наука есть важнейший компонент развития цивилизации, М.В. Ломоносов отстаивает заложенные указом Петра Великого принципы в зарождающейся Академии наук, заботится о «преобразовании» и «исправлении» сложившегося в ней порочного, предвидя ее роль в экономическом и общесоциальном развитии страны. Двадцатое столетие показало насколько велик вклад Академии наук в общемировых научных достижениях, в становлении имиджа великой державы, в росте ее международного престижа, в освоении природных ресурсов, в развитии образования, медицины, интеллектуального потенциала страны, основополагающих отраслей экономики. Роль ее научных учреждений особенно возрастала, когда возникала угроза безопасности страны.

У истинной науки и у образования всегда находятся вольные и невольные недоброжелатели. И М.В. Ломоносов давал им достойный отпор: «что ж до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет…». Этот гражданский подвиг Ломоносова должен служить примером в условиях активизировавшихся сегодня нападок на Российскую академию наук, в институтах которой в условиях финансовых ограничений, ведутся по всем направлениям фундаментальные научные исследования, разрабатываются новые материалы и перспективные технологии, сохранились научные школы мирового признания. Сложившаяся система интеграции с высшей школой способствует сохранению высокого образовательного потенциала, обеспечению преемственности поколений в научных школах.

Наука не только ради науки: «науки художествам {термин «художество» обозначал искусство ремесел} путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат». Этот принцип, заложенный в названии Академии, Ломоносов утверждал всей своей многогранной научной и образовательной деятельностью. Он разрабатывает основы горного дела и металлургии, химических технологий, что необходимо было для освоения предсказываемых им богатейших природных ресурсов страны и становления зарождавшейся промышленности. От созданной им первой в Росси химической лаборатории (1748 г.) идет история химии как науки в нашей стране. Он разрабатывает способ получения и организует уникальное производство цветных стекол для художественной мозаики. Понимая, что «химии ни коем образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции», М.В. Ломоносов считает целесообразным, чтобы студенты, «слушая лекции и в практике могли упражняться», поскольку «химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся»; в то же время и не такой, который «презирал случившиеся в трудах своих явления и перемены, служащие к истолкованию естественных истин».

«Мощь России будет прирастать Сибирью» - это положение Ломоносова получило интенсивное развитие в советское время, а создание Сибирского и Дальневосточного отделений Академии наук СССР бесспорно способствовало освоению природных ресурсов и становлению наукоемких отраслей промышленности, а сегодня Сибирское отделение - одно из самых динамичных в РАН. Подтвержденное жизнью положение не потеряло актуальность и в наше время.

Отдавая должное вкладу зарубежных ученых в зарождение наук в России, из своего многолетнего опыта и с учетом складывающихся возможностей в обеспечении образования и развития науки российскими учеными М.В. Ломоносов в 1764 году делает вывод: «о приеме иностранных профессоров беспрочное почти старание вовсе оставить, но крайнее положить попечение о научении домашних, которые бы служили, назад не оглядываясь…, а паче всего служили бы к чести отечеству, которой от иностранных нашему народу приписывать невозможно». Это положение в определенной мере актуально и сегодня в связи декларируемым тезисом, что «импорт» умов путем приглашения иностранных ученых, в том числе и российских иммигрантов, с выделением для них соответствующих средств должны помочь «восстановить» науку по ряду направлений и ликвидировать отставание от запада, которое произошло не по вине ученых страны. Ориентация на закупку технологий за рубежом и приглашение оттуда же специалистов и ученых чревато дальнейшим снижением темпов развития науки в России со всеми вытекающими отсюда последствиями, если не будет ликвидировано колоссальное отставание по затратам на одного научного работника. Неприязнь «мало ученых» чиновников современного госаппарата к науке объяснить можно. Но надо признать ее не допустимой в здоровом обществе, в государстве, претендующем на положение в группе лидеров. Ведь высокий уровень науки не просто одна из главных черт государств – мировых лидеров, это в первую очередь безопасность страны в самом широком смысле.

А полезный заграничный опыт надо везти в Россию: «сим представляю, чтобы упомянутых студентов послать для научения разных наук… А в сочитающемся новом стате и регламенте положить, чтобы на академической сумме всегда содержать российских природных студентов за морем не меньше десяти человек…». Этот опыт посланцы России привозили. Например, в первой половине двадцатого века – это будущие академики И.П. Бардин, П.Л. Капица, С.П. Курдюмов, А.Ф. Иоффе и др. Но в конце двадцатого века активизировался другой процесс – отток молодой научной элиты за рубеж. На временную и постоянную работу выехали по скромным оценкам до трехсот тысяч человек («утечка умов»). Не менее ощутима для науки и «внутренняя миграция» - уход активных, перспективных молодых ученых в другие сферы приложения их активности. То, что в новой России наука оказалась избыточной М.В. Ломоносов при всей живости ума своего такого предвидеть не смог бы. Можно гордиться, что два молодых Нобелевских лауреата 2011 года наши соотечественники, но к этому чувству примешивается осадок: на Родине не были созданы материальные условия для реализации идей, получивших высокую оценку мирового научного сообщества.

Науки и образования не бывает много. Поэтому им необходимо постоянное покровительство. В первую очередь власть предержащих. Покровитель М.В. Ломоносова – фаворит императрицы граф И.И. Шувалов, умный и образованный человек, который был способен воспринять важнейшую для прогресса Российского государства идею о создании в Москве университета. «Принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще». «При Университете необходима быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян». Энциклопедическая многогранность научных интересов М.В.Ломоносова, уверенность в том, что Университет – самое необходимое условие для становления и развития образования и науки, общества в целом, позволили прийти к этой идее, составить план организации университета, подготовить проект устава. И.И. Шувалов внес лишь незначительные изменения, и 12 января 1755 года указ о создании университета был подписан. М.В. Ломоносов как личность прогрессивная, демократичная даже по современным меркам видел университет таким: «не худо, чтобы Университет и Академия имели… какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских должностей». Плодотворность идеи подтвердило время: роль Московского университета как флагмана высшей школы России постоянно росла. Его развитие шло в тесном взаимодействии с Академией наук во все последующие столетия, в соответствие с принципами, заложенными при ее учреждении. Университет по праву носит имя М.В Ломоносова. А его единство с Академией наук подтверждается тем, что в течение всей истории МГУ в нем работали и работают около одной тысячи членов Академии.

Поучительна замечательная публицистика Ломоносова. «Слово о пользе химии» (1751 г.) – это восторженная ода Науке, иллюстрация любви и преданности ей автора, современная методология научного познания.

«Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1754 г.) – это урок и для современных научных рецензентов, научных экспертов. Особенно следует рекомендовать придерживаться изложенных в этом образцовом трактате этических норм и правил представителям современных СМИ, бессовестные «коллажи» которых дискредитируют науку, оболванивают читателей, слушателей и зрителей, «продолжают разгул воинствующего мракобесия» (В защиту науки. Бюллетень № 9 / М.: «Наука», 2011, 143 с.).

Урок небезразличия к судьбе Российского народа, к его социальному обустройству – в его беспримерно смелых по тем временам записках «О сохранении и размножении Российского народа» (1761 г.).

О чем приходится сожалеть. Талант надо поддерживать и морально и материально. Если бы этот тезис работал, Михаил Васильевич не потратил бы столько сил и здоровья в борьбе за то, «чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…», «за утверждение наук в отечестве…», и его наследие было бы неизмеримо бóльшим. У М.В. Ломоносова, стоявшего у истоков создания первой в России высшей школы и много сделавшего для нее, фактически не было учеников в современном представлении научной школы, которые последовательно развивали бы его идеи, сформулированные по разным направлениям наук. Научные школы безусловно надо поддерживать материально, не допускать потери преемственности поколений. Этот урок актуален и в наше время.

Многогранная образованность М.В. Ломоносова позволила ему внести основополагающий вклад как в естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о земле), так и в гуманитарные (история, русская словесность, геополитика). Ломоносов - первый истинно русский великий ученый, «величайший Гений» (оценка А.С. Пушкина). Российское общество той поры еще не созрело к оценке «опередившего» время ученого как выдающегося естественника, и в девятнадцатом веке он воспринимался больше как гуманитарий. Но еще в 1760 г. Шведская королевская академия наук избирает его действительным членом, признавая «преименитые в ученом свете по знаниям заслуги», что он «и ныне науки, паче же всех физические, с таким рвением и успехами поправляет и изъясняет» (Из письма секретаря Шведской королевской академии наук от 7.05.1760 г.). В 1764 г. он был избран Почетным членом Болонской академии наук. С учетом современных достижений естественных наук ретроспективная оценка естественно-научных достижений М.В. Ломоносова только растет.

Его научный и гражданский подвиг непостижим с учетом того уровня общего развития Российского государства, ненаучного окружения в Академии той поры, неосознанности властью роли науки и хорошего образования в государстве. Неосознанность их ведущей роли проявилась в годы радикального реформирования нашей страны: уровень финансирования высшей школы в начале прошедшего десятилетия уступал США в 20 раз, Германии, Великобритании, Бельгии в 10 раз, но и Португалии, Турции; финансирование Российской академии наук по порядку величины сопоставимо с финансированием одного крупного зарубежного университета. Доля России в общих расходах в 2009 году на НИОКР в группе 18 ведущих по этому показателю государств составила всего 2 процента (в то время как в США – 35, Евросоюзе – 24, Японии и Китае – около 12, Индии – 2,5 процентов). Тот факт, что в бюджете России на 2012 год расходы на содержание госаппарата на одну треть превышают расходы на образование, подтверждает сказанное. «Экономия» на образовании и науке – это безвозвратные потери интеллектуальные и, как следствие, экономические, поскольку в современную технологическую эпоху интеллектуальный ресурс нации является определяющим.

Изучение яркой жизни, насыщенной многосторонним творчеством и непрерывной борьбой за просвещение нации, его неоценимого наследия – это самый содержательный урок для всех поколений не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. 2011-й год отмечен знаковыми событиями мирового значения: мероприятия во многих странах по случаю трехсотлетия со дня рождения М.В. Ломоносова, объявление ЮНЕСКО 2011-го Международным годом химии, проведение Международного конгресса – ХIХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Все эти мероприятия и прямо, и косвенно связаны с химическим сообществом нашей страны. А это значит – уроки Михайло Ломоносова преподаны не зря. И хочется надеяться, что обращение к творческому наследию Гения не ограничится только связью с Юбилеем, а в образовательной среде станет постоянным.

академик В.М. Иевлев

Заведующий кафедрой Воронежского государственного университета, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

В основу положено выступление на заседании Ученого совета Воронежского государственного университета по случаю 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.


В статье использованы материалы: Страница РАН


Средний балл: 9.8 (голосов 5)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Полимерные нанокомпозиты
Полимерные нанокомпозиты

III Международная гибридная школа-конференция "Сканирующая зондовая микроскопия для биологических систем - 2021"
НТ-МДТ Спектрум Инструментс приглашает вас принять участие в III Международной гибридной школе-конференции "Сканирующая зондовая микроскопия для биологических систем -2021", BioSPM-2021

SCAMT Workshop Week - практикум по нанотехнологиям в области хим/био/IT. Санкт-Петебург, 30 января - 6 февраля
SCAMT открывает подачу заявок на 8-ую научную школу SCAMT Workshop Week, которая пройдет с 30 января по 6 февраля 2022 года. Для студентов, прошедших отбор, участие в SWW бесплатное, иногородним предоставляется проживание.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Ленточки в косую полосочку: где кончается текстурный дизайн и начинается деформационная инженерия. Борофен: От слоя к слою. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать: скачки Баркгаузена в сегнетоэлектрике. Украшение из скандия для притяжения водорода. Нобелевская премия 2021.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2021
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 8, 9, 10 и 11 июня 2021 г. Начало защит в 11.00. Защиты пройдут с использованием дистанционных образовательных технологий.

Академик Е.Н. Каблов: «Для освоения космоса нужны новые материалы»
Янина Хужина
В этом году весь мир отмечает 60-летие первого полета человека в космос. Успех миссии Юрия Гагарина стал возможен благодаря слаженной работе многих людей: физиков, математиков, конструкторов, инженеров-проектировщиков и, конечно, материаловедов. «Научная Россия» обсудила с академиком РАН Евгением Кабловым основные вехи в развитии космического и авиационного материаловедения.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2021 году
коллектив авторов
25 - 28 мая пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.