Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Уроки Ломоносова

Ключевые слова:  М.В.Ломоносов, учителю

Автор(ы): академик В.М.Иевлев

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

17 января 2012

О Михаиле Васильевиче Ломоносове в юбилейные дни говорилось многое: ведь на расстоянии в сотни лет видится больше и глубже, поскольку предоставляется возможность объективно оценить роль его энциклопедической личности в становлении науки и образования в России. Великий А.С.Пушкин дал, по-видимому, первый всеохватывающую оценку: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он - лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Можно считать первым его уроком то, «что может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать». За 14 лет от самоучки до профессора, действительного члена Академии наук – урок целеустремленности, настойчивости, самоорганизации и беспримерной тяги к познанию всего.

А родился М.В. Ломоносов вовремя, поскольку, начав реформирование многих сторон жизни государства, Петр Великий «к великим своим намерениям… предусмотрел за необходимо нужное дело, чтобы всякого рода знания распространять в Отечестве и людей, искусных в высоких науках а также художников и ремесленников размножить» (Здесь и далее цитаты из книги: Михайло Ломоносов. Избранная проза / Москва, «Советская Россия», 1986 г., 544 с.). Следует подчеркнуть, что в «Слове похвальном блаженной памяти Государю Императору Петру Великому…» М.В. Ломоносов в ряду великих выделяет это намерение первым. В учрежденной в 1724 году указом Государя Академии наук и художеств впервые в мировой практике предполагалась реализация единства исследовательского учреждения, университета и гимназии. Были приглашены из-за границы известные профессора (первые члены Академии) Л.Эйлер, Г.Бернулли, Д.Бернулли, Г.Байер, О.Делиль и др. Занятия в университете начались в 1726 году, обучение студентов проводилось индивидуально. Судя по последующей оценке М.В. Ломоносова, в целом образовательный процесс был несистемным, пущенным на самотек. Как следует из отчета М.В. Ломоносова «о завершенных и незавершенных научных и литературных работах» «Академический университет был в весьма худом состоянии. Студентов было весьма малое число, и те без всякого призрения и порядочного содержания. Лекции были так запущены через несколько лет, что и каталоги не были изданы, как водится. А по вручении ему, Ломоносову, в единственное смотрение Университета соединил он студентов в общежитие, снабдил довольным столом, приличным платьем и прочими надобностями. Учредил порядочные лекции и издавал их каталоги, как в университетах водится. Сочинил университетский регламент, который профессорами и самим президентом рассматриван и апробирован, и по нем поступают в Университете по его повелению». Из аналогичного состояния Ломоносову пришлось поправлять дела и в гимназии. «В Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном состоянии. Но после поручения оной Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оные неудобствия отвращены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и студенты, в общежитие, снабдены приличною одеждою и общим довольным столом… Учение в Гимназии производится с несравненно лучшим успехом, в три года произведено из Гимназии в университетские студенты семнадцать человек экзаминованных и удостоенных профессорами…».

Анализируя причины сложившегося до него «худого академического состояния», Ломоносов выделяет две: «искание и получение правления Академическим корпусом от людей мало ученых; недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении». Последнее становится понятным из высказывания Тауберта – приемника Шумахера, руководителя академической канцелярии, т.е. управляющего делами Академии: «Разве нам десять Ломоносовых надобно? И один нам в тягость». Вывод Ломоносова не устаревает спустя столетия: есть еще в системе образования и те, и другие. Свидетельством тому служат и сегодняшние «странные» реформы образования, и стипендии студентов, аспирантов, докторантов, социальная необустроенность молодых ученых.

В окружении членов Академии - иностранцев, в условиях всяческих препон со стороны руководства академической канцелярии («прегордых невежд») Ломоносов проявляет беспримерное мужество и настойчивость в организации экспериментальных научных исследований и системного обучения, базирующегося на теории и практике: «…ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в Отечестве, что мне всего в жизни моей дороже». Понимая, что наука есть важнейший компонент развития цивилизации, М.В. Ломоносов отстаивает заложенные указом Петра Великого принципы в зарождающейся Академии наук, заботится о «преобразовании» и «исправлении» сложившегося в ней порочного, предвидя ее роль в экономическом и общесоциальном развитии страны. Двадцатое столетие показало насколько велик вклад Академии наук в общемировых научных достижениях, в становлении имиджа великой державы, в росте ее международного престижа, в освоении природных ресурсов, в развитии образования, медицины, интеллектуального потенциала страны, основополагающих отраслей экономики. Роль ее научных учреждений особенно возрастала, когда возникала угроза безопасности страны.

У истинной науки и у образования всегда находятся вольные и невольные недоброжелатели. И М.В. Ломоносов давал им достойный отпор: «что ж до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет…». Этот гражданский подвиг Ломоносова должен служить примером в условиях активизировавшихся сегодня нападок на Российскую академию наук, в институтах которой в условиях финансовых ограничений, ведутся по всем направлениям фундаментальные научные исследования, разрабатываются новые материалы и перспективные технологии, сохранились научные школы мирового признания. Сложившаяся система интеграции с высшей школой способствует сохранению высокого образовательного потенциала, обеспечению преемственности поколений в научных школах.

Наука не только ради науки: «науки художествам {термин «художество» обозначал искусство ремесел} путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат». Этот принцип, заложенный в названии Академии, Ломоносов утверждал всей своей многогранной научной и образовательной деятельностью. Он разрабатывает основы горного дела и металлургии, химических технологий, что необходимо было для освоения предсказываемых им богатейших природных ресурсов страны и становления зарождавшейся промышленности. От созданной им первой в Росси химической лаборатории (1748 г.) идет история химии как науки в нашей стране. Он разрабатывает способ получения и организует уникальное производство цветных стекол для художественной мозаики. Понимая, что «химии ни коем образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции», М.В. Ломоносов считает целесообразным, чтобы студенты, «слушая лекции и в практике могли упражняться», поскольку «химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся»; в то же время и не такой, который «презирал случившиеся в трудах своих явления и перемены, служащие к истолкованию естественных истин».

«Мощь России будет прирастать Сибирью» - это положение Ломоносова получило интенсивное развитие в советское время, а создание Сибирского и Дальневосточного отделений Академии наук СССР бесспорно способствовало освоению природных ресурсов и становлению наукоемких отраслей промышленности, а сегодня Сибирское отделение - одно из самых динамичных в РАН. Подтвержденное жизнью положение не потеряло актуальность и в наше время.

Отдавая должное вкладу зарубежных ученых в зарождение наук в России, из своего многолетнего опыта и с учетом складывающихся возможностей в обеспечении образования и развития науки российскими учеными М.В. Ломоносов в 1764 году делает вывод: «о приеме иностранных профессоров беспрочное почти старание вовсе оставить, но крайнее положить попечение о научении домашних, которые бы служили, назад не оглядываясь…, а паче всего служили бы к чести отечеству, которой от иностранных нашему народу приписывать невозможно». Это положение в определенной мере актуально и сегодня в связи декларируемым тезисом, что «импорт» умов путем приглашения иностранных ученых, в том числе и российских иммигрантов, с выделением для них соответствующих средств должны помочь «восстановить» науку по ряду направлений и ликвидировать отставание от запада, которое произошло не по вине ученых страны. Ориентация на закупку технологий за рубежом и приглашение оттуда же специалистов и ученых чревато дальнейшим снижением темпов развития науки в России со всеми вытекающими отсюда последствиями, если не будет ликвидировано колоссальное отставание по затратам на одного научного работника. Неприязнь «мало ученых» чиновников современного госаппарата к науке объяснить можно. Но надо признать ее не допустимой в здоровом обществе, в государстве, претендующем на положение в группе лидеров. Ведь высокий уровень науки не просто одна из главных черт государств – мировых лидеров, это в первую очередь безопасность страны в самом широком смысле.

А полезный заграничный опыт надо везти в Россию: «сим представляю, чтобы упомянутых студентов послать для научения разных наук… А в сочитающемся новом стате и регламенте положить, чтобы на академической сумме всегда содержать российских природных студентов за морем не меньше десяти человек…». Этот опыт посланцы России привозили. Например, в первой половине двадцатого века – это будущие академики И.П. Бардин, П.Л. Капица, С.П. Курдюмов, А.Ф. Иоффе и др. Но в конце двадцатого века активизировался другой процесс – отток молодой научной элиты за рубеж. На временную и постоянную работу выехали по скромным оценкам до трехсот тысяч человек («утечка умов»). Не менее ощутима для науки и «внутренняя миграция» - уход активных, перспективных молодых ученых в другие сферы приложения их активности. То, что в новой России наука оказалась избыточной М.В. Ломоносов при всей живости ума своего такого предвидеть не смог бы. Можно гордиться, что два молодых Нобелевских лауреата 2011 года наши соотечественники, но к этому чувству примешивается осадок: на Родине не были созданы материальные условия для реализации идей, получивших высокую оценку мирового научного сообщества.

Науки и образования не бывает много. Поэтому им необходимо постоянное покровительство. В первую очередь власть предержащих. Покровитель М.В. Ломоносова – фаворит императрицы граф И.И. Шувалов, умный и образованный человек, который был способен воспринять важнейшую для прогресса Российского государства идею о создании в Москве университета. «Принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще». «При Университете необходима быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян». Энциклопедическая многогранность научных интересов М.В.Ломоносова, уверенность в том, что Университет – самое необходимое условие для становления и развития образования и науки, общества в целом, позволили прийти к этой идее, составить план организации университета, подготовить проект устава. И.И. Шувалов внес лишь незначительные изменения, и 12 января 1755 года указ о создании университета был подписан. М.В. Ломоносов как личность прогрессивная, демократичная даже по современным меркам видел университет таким: «не худо, чтобы Университет и Академия имели… какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских должностей». Плодотворность идеи подтвердило время: роль Московского университета как флагмана высшей школы России постоянно росла. Его развитие шло в тесном взаимодействии с Академией наук во все последующие столетия, в соответствие с принципами, заложенными при ее учреждении. Университет по праву носит имя М.В Ломоносова. А его единство с Академией наук подтверждается тем, что в течение всей истории МГУ в нем работали и работают около одной тысячи членов Академии.

Поучительна замечательная публицистика Ломоносова. «Слово о пользе химии» (1751 г.) – это восторженная ода Науке, иллюстрация любви и преданности ей автора, современная методология научного познания.

«Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» (1754 г.) – это урок и для современных научных рецензентов, научных экспертов. Особенно следует рекомендовать придерживаться изложенных в этом образцовом трактате этических норм и правил представителям современных СМИ, бессовестные «коллажи» которых дискредитируют науку, оболванивают читателей, слушателей и зрителей, «продолжают разгул воинствующего мракобесия» (В защиту науки. Бюллетень № 9 / М.: «Наука», 2011, 143 с.).

Урок небезразличия к судьбе Российского народа, к его социальному обустройству – в его беспримерно смелых по тем временам записках «О сохранении и размножении Российского народа» (1761 г.).

О чем приходится сожалеть. Талант надо поддерживать и морально и материально. Если бы этот тезис работал, Михаил Васильевич не потратил бы столько сил и здоровья в борьбе за то, «чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…», «за утверждение наук в отечестве…», и его наследие было бы неизмеримо бóльшим. У М.В. Ломоносова, стоявшего у истоков создания первой в России высшей школы и много сделавшего для нее, фактически не было учеников в современном представлении научной школы, которые последовательно развивали бы его идеи, сформулированные по разным направлениям наук. Научные школы безусловно надо поддерживать материально, не допускать потери преемственности поколений. Этот урок актуален и в наше время.

Многогранная образованность М.В. Ломоносова позволила ему внести основополагающий вклад как в естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о земле), так и в гуманитарные (история, русская словесность, геополитика). Ломоносов - первый истинно русский великий ученый, «величайший Гений» (оценка А.С. Пушкина). Российское общество той поры еще не созрело к оценке «опередившего» время ученого как выдающегося естественника, и в девятнадцатом веке он воспринимался больше как гуманитарий. Но еще в 1760 г. Шведская королевская академия наук избирает его действительным членом, признавая «преименитые в ученом свете по знаниям заслуги», что он «и ныне науки, паче же всех физические, с таким рвением и успехами поправляет и изъясняет» (Из письма секретаря Шведской королевской академии наук от 7.05.1760 г.). В 1764 г. он был избран Почетным членом Болонской академии наук. С учетом современных достижений естественных наук ретроспективная оценка естественно-научных достижений М.В. Ломоносова только растет.

Его научный и гражданский подвиг непостижим с учетом того уровня общего развития Российского государства, ненаучного окружения в Академии той поры, неосознанности властью роли науки и хорошего образования в государстве. Неосознанность их ведущей роли проявилась в годы радикального реформирования нашей страны: уровень финансирования высшей школы в начале прошедшего десятилетия уступал США в 20 раз, Германии, Великобритании, Бельгии в 10 раз, но и Португалии, Турции; финансирование Российской академии наук по порядку величины сопоставимо с финансированием одного крупного зарубежного университета. Доля России в общих расходах в 2009 году на НИОКР в группе 18 ведущих по этому показателю государств составила всего 2 процента (в то время как в США – 35, Евросоюзе – 24, Японии и Китае – около 12, Индии – 2,5 процентов). Тот факт, что в бюджете России на 2012 год расходы на содержание госаппарата на одну треть превышают расходы на образование, подтверждает сказанное. «Экономия» на образовании и науке – это безвозвратные потери интеллектуальные и, как следствие, экономические, поскольку в современную технологическую эпоху интеллектуальный ресурс нации является определяющим.

Изучение яркой жизни, насыщенной многосторонним творчеством и непрерывной борьбой за просвещение нации, его неоценимого наследия – это самый содержательный урок для всех поколений не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. 2011-й год отмечен знаковыми событиями мирового значения: мероприятия во многих странах по случаю трехсотлетия со дня рождения М.В. Ломоносова, объявление ЮНЕСКО 2011-го Международным годом химии, проведение Международного конгресса – ХIХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Все эти мероприятия и прямо, и косвенно связаны с химическим сообществом нашей страны. А это значит – уроки Михайло Ломоносова преподаны не зря. И хочется надеяться, что обращение к творческому наследию Гения не ограничится только связью с Юбилеем, а в образовательной среде станет постоянным.

академик В.М. Иевлев

Заведующий кафедрой Воронежского государственного университета, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

В основу положено выступление на заседании Ученого совета Воронежского государственного университета по случаю 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова.


В статье использованы материалы: Страница РАН


Средний балл: 9.8 (голосов 5)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Узоры древних майя
Узоры древних майя

На XXI Менделеевском съезде награждены выдающиеся ученые-химики
11 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на XXI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии объявлены победители премии выдающимся российским ученым в области химии. Премия учреждена Российским химическим обществом им. Д.И.Менделеева совместно с компанией Elsevier с целью продвижения и популяризации науки, поощрения выдающихся ученых в области химии и наук о материалах.

Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых
Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых. Об этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, открывая встречу с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями международных и российских научных организаций.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Синтез “перламутровых” нанокомпозитов с помощью бактерий. Оптомагнитный нейрон.Устойчивость азотных нанотрубок. Электронные характеристики допированных фуллереновых димеров.

Люди, создающие новые материалы: от поколения X до поколения Z
Е.В.Сидорова
Самые диковинные экспонаты научной выставки, организованной в Москве в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов в феврале 2019 г., можно было рассмотреть только "вооруженным глазом»: Таблица Д.И.Менделеева размером 5.0 × 8.7 мкм и нанопортрет первооткрывателя периодического закона великолепно демонстрировали возможности динамической АСМ-литографии на сканирующем зондовом микроскопе. Миниатюрные произведения представили юные участники творческих конкурсов XII Всероссийкой олимпиады по нанотехнологиям, когда-то задуманной академиком Ю.Д.Третьяковым — основателем факультета наук о материалах (ФНМ) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. О том, как подобное взаимодействие со школьниками и студентами помогает сохранить своеобразие факультета и почему невозможно воплощать идею междисциплинарного естественнонаучного образования, относясь к обучению как к конвейеру, редактору журнала «Природа» рассказал заместитель декана ФНМ член-корреспондент РАН Е.А.Гудилин.

Как наночастицы применяются в медицине?
А. Звягин
В чем преимущества наночастиц? Как они помогают ученым в борьбе с раком? Биоинженер Андрей Звягин о наночастицах в химиотерапии, имиджинговых системах и борьбе с раком кожи.

Медицинская керамика: какими будут имплантаты будущего?
В.С. Комлев, Д. Распутина
Почему керамические изделия применяются в хирургии? Какие технологии используются для создания имплантатов? Материаловед Владимир Комлев о том, почему керамика используется в медицине, как на ее основе создаются имплантаты и какие перспективы у биоинженерии

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.