Название(я): Медь
Основной предмет (школа): химия, биология
Область знания (ВУЗ): неорганическая химия, органическая химия, химия полимеров
Актуальность: Грибы – это одни из самых многочисленных и устойчивых организмов нашей планеты. Они обладают чрезвычайно мощными и разнообразными ферментными системами, позволяющими быстро и эффективно разрушать дерево, ткани и ряд других материалов. Подобная активность грибов приводит к порче ценных изделий или продуктов, что заставляет искать новые методы противодействия.
Новизна: химическое получение различных высокодисперсных частиц меди и её соединений, применение их как фунгицидов.
Цель: разработка простых методик получения высокодисперсных частиц меди и её соединений, применение их для изготовления фунгицидных пропиток и материалов. (например, на основе раствора Швейцера и его производных)
Задачи:
1. анализ литературы по биологическому разнообразию грибов и основным методам борьбы с ними
2. литературный поиск возможных методов получения наночастиц меди (сульфидов, оксидов, металлической меди)
3. получение различных вариантов материалов, содержащих наночастицы меди из доступных и малотоксичных производных
4. изготовление фунгицидов
5. испытание действия полученных фунгицидов на плесневых грибах
6. обобщение результатов
Экспериментальные подходы: методы получения комплексов меди и полимеров, формирование плёночных материалов, пиролиз комплексов меди с целлюлозой и крахмалом, осаждение оксида меди из Фелинговой жидкости
Методические подходы: ознакомление с принципами изготовления фунгицидов, жизнедеятельностью грибов, простые приёмы работы с полимерными материалами.
Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: в зависимости от выбора метода и подхода синтеза наночастиц меди
Освоение школьником теоретического материала: окислительно-восстановительные реакции, комплексообразование, качественные реакции диолов, получение медно-аммиачного волокна
Навыки, получаемые школьником: химия меди, химия растворов полимеров, получение наночастиц меди восстановлением ионов меди, опыты с грибами
Предшествующий материал по школьной программе: химия меди, окислительно-восстановительные реакции, качественные реакции диолов, полимерные материалы
Роль учителя: общее руководство проектом
Возможная помощь тьюторов: обеспечение реактивами, консультационная помощь в постановке и анализе эксперимента, поиск литературы и методик эксперимента
Техника безопасности: общие правила ТБ в школьной лаборатории
Примечания: в качестве дополнительного этапа работы можно попробовать сделать полноценную пропитку для древесины с использованием в качестве наполнителя полученных наночастиц
Первичные литературные ссылки для начала поиска:
http://www.periodictable.ru/029Cu/Cu.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%8C (также термины глюкоза и клетчатка)
http://www.xumuk.ru/organika/382.html
Медь.doc (28.50 КБ.) | |