Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Интерференция тонких плёнок

Ключевые слова:  интерференция, конкурс тем, учителю, физика

Автор(ы):  Набиуллин Александр Ринатович

30 декабря 2011

Название(я): Интерференция тонких плёнок

Основной предмет (школа): физика

Область знания (ВУЗ): физика, оптика

Актуальность: Одним из самых точных и в то же время простых методов исследования кривизны поверхности является интерференция. С её помощью контролируют качество обработки кремниевых пластин в микроэлектронной промышленности, точность изготовления оптических деталей, расстояния между оптическими узлами.

Новизна: исследование явления интерференции и разработка простого способа изучения физических свойств поверхности

Цель: разработка простых методик проведения интерференционных измерений и получение оптических плёнок малой толщины

Задачи:

1. анализ литературы по явлениям интерференции и дифракции

2. получение растворов полимеров известной концентрации и изготовление сверхтонких плёнок

3. изучение толщины и равномерности плёнок методом интерференции лазерного излучения (необходимы лазерные указки двух или более цветов)

4. расчёт толщины полученных плёнок и равномерности их распределения, построение профиля поверхности

5. обобщение результатов

Экспериментальные подходы: простейшие оптические схемы в исследовании интерференции

Методические подходы: ознакомление с явлениями интерференции, принципами расчёта толщины плёнки решением системы уравнений для условий интерференции на разных длинах волн

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: требуется не менее двух лазерных указок с разной длиной волны

Освоение школьником теоретического материала: явления интерференции

Навыки, получаемые школьником: получение тонких плёнок полимеров, исследование кривизны поверхности методом интерференции

Предшествующий материал по школьной программе: физика (оптика), интерференция и преломление света

Роль учителя: общее руководство проектом

Возможная помощь тьюторов: обеспечение реактивами, консультационная помощь в постановке и анализе эксперимента, поиск литературы и методик эксперимента

Техника безопасности: общие правила ТБ в школьной лаборатории, осторожное обращение с источниками лазерного излучения (особенно с мощными зелёными лазерами)

Примечания: в качестве дополнительного этапа работы можно попробовать сделать программу для построения профиля поверхности по полученным интерференционным данным, использовать тонкие плёнки для разложения в спектр немонохроматического излучения (белых светодиодов, галогеновых ламп, ламп накаливания)

Первичные литературные ссылки для начала поиска:

http://ru.wikipedia.org (термин интерференция)

справочные данные по растворимости полимеров (например, Химическая Энциклопедия)

учебник Ландсберга по физике (том Оптика)

Школьные учебники, раздел интерференция и дифракция

 

Прикрепленные файлы:
 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

В разных ракурсах
В разных ракурсах

Приглашение на международную конференцию «Сканирующая зондовая микроскопия для биологических систем»
НТ-МДТ Спектрум Инструментс совместно с НИТУ «МИСиС» и компанией ICAPPIC рады пригласить Вас на международную школу-конференцию «Сканирующая зондовая микроскопия для биологических систем» 27-28 ноября 2019 года

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Заочный тур по комплексу предметов наноолимпиады открыт
Опубликованы задания заочного тура для школьников 7 - 11 классов по комплексу предметов "химия, физика, математика, биология" XIV Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!".

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.