Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Интерференция тонких плёнок

Ключевые слова:  интерференция, конкурс тем, учителю, физика

Автор(ы):  Набиуллин Александр Ринатович

30 декабря 2011

Название(я): Интерференция тонких плёнок

Основной предмет (школа): физика

Область знания (ВУЗ): физика, оптика

Актуальность: Одним из самых точных и в то же время простых методов исследования кривизны поверхности является интерференция. С её помощью контролируют качество обработки кремниевых пластин в микроэлектронной промышленности, точность изготовления оптических деталей, расстояния между оптическими узлами.

Новизна: исследование явления интерференции и разработка простого способа изучения физических свойств поверхности

Цель: разработка простых методик проведения интерференционных измерений и получение оптических плёнок малой толщины

Задачи:

1. анализ литературы по явлениям интерференции и дифракции

2. получение растворов полимеров известной концентрации и изготовление сверхтонких плёнок

3. изучение толщины и равномерности плёнок методом интерференции лазерного излучения (необходимы лазерные указки двух или более цветов)

4. расчёт толщины полученных плёнок и равномерности их распределения, построение профиля поверхности

5. обобщение результатов

Экспериментальные подходы: простейшие оптические схемы в исследовании интерференции

Методические подходы: ознакомление с явлениями интерференции, принципами расчёта толщины плёнки решением системы уравнений для условий интерференции на разных длинах волн

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: требуется не менее двух лазерных указок с разной длиной волны

Освоение школьником теоретического материала: явления интерференции

Навыки, получаемые школьником: получение тонких плёнок полимеров, исследование кривизны поверхности методом интерференции

Предшествующий материал по школьной программе: физика (оптика), интерференция и преломление света

Роль учителя: общее руководство проектом

Возможная помощь тьюторов: обеспечение реактивами, консультационная помощь в постановке и анализе эксперимента, поиск литературы и методик эксперимента

Техника безопасности: общие правила ТБ в школьной лаборатории, осторожное обращение с источниками лазерного излучения (особенно с мощными зелёными лазерами)

Примечания: в качестве дополнительного этапа работы можно попробовать сделать программу для построения профиля поверхности по полученным интерференционным данным, использовать тонкие плёнки для разложения в спектр немонохроматического излучения (белых светодиодов, галогеновых ламп, ламп накаливания)

Первичные литературные ссылки для начала поиска:

http://ru.wikipedia.org (термин интерференция)

справочные данные по растворимости полимеров (например, Химическая Энциклопедия)

учебник Ландсберга по физике (том Оптика)

Школьные учебники, раздел интерференция и дифракция

 

Прикрепленные файлы:
 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Цитозома
Цитозома

Интервью с участниками, авторами задач и организаторами XIII Олимпиады
Предлагаем ознакомиться с подборкой видеороликов - миниинтервью, взятых в течение очного тура XIII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" (25 - 30 марта 2019 года).

Неделя Олега Лосева
Портал RSCI.RU и инициаторы проведения "Недель Олега Лосева" приглашают все вузы и факультеты физико-технологического и радиоэлектронного профиля к участию в первой Неделе Олега Лосева в Рунете, посвященной Олегу Владимировичу Лосеву - признанному пионеру полупроводниковой электроники и оптоэлектроники.

Магистратура Московского университета по химической технологии
Химический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова объявляет о приеме в магистратуру "Химическая технология" для подготовки специалистов в области полимерных композиционных материалов, углеродных материалов, защитных покрытий.

Интервью с Константином Козловым - абсолютным победителем XIII Наноолимпиады
Семенова Анна Александровна
Школьник 11 класса Константин Козлов (г. Москва) стал абсолютным победителем Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" 2018/2019 по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология". О своих впечатлениях, увлечениях и немного о планах на будущее Константин поделился с нами в интервью.

Микроэлементарно, Ватсон: как микроэлементы действуют на организм
Алексей Тиньков
Как на нас воздействуют кадмий, ртуть, цинк, медь и другие элементы таблицы Менделеева рассказал сотрудник кафедры медицинской элементологии РУДН Алексей Тиньков в интервью Indicator.Ru

Зимняя научная конференция студентов 4 курса ФНМ МГУ 22-23 января 2019 г.
Сафронова Т.В.
Настоящий сборник содержит тезисы докладов зимней научной студенческой конференции студентов 4-го курса ФНМ

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.