Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Исследование адгезионных аспектов силы трения

Ключевые слова:  адгезия, конкурс тем, трибология, учителю, физика

Автор(ы):  Клинк Надежда Юрьевна

27 декабря 2011

Название(я): Изучение адгезионных аспектов трения

Основной предмет (школа): физика

Область знания (ВУЗ): общая физика, механика

Актуальность:

Неполнота информации о силе трения, как в школьной программе, так и в мировой науке. Понимание явлений, происходящих в самом начале процесса скольжения одного тела по другому, еще далеко от совершенства. Поэтому изучение адгезионных аспектов силы трения актуально. Чтобы изучать явление, происходящее за очень короткий промежуток времени, необходимо специальное оборудование и программное обеспечение.

Новизна: В школах, в частности, в нашем лицее, появилось такое оборудование: детекторы силы, расстояния и компьютерная программа «Мультилаб», которая позволяет производить до 10000 замеров в секунду. Это сделало возможным изучение начального этапа процесса скольжения при наличии силы трения.

Цель: Исследовать процессы перехода от покоя к скольжению при различных условиях.

Задачи:

1. Ознакомиться с программным обеспечением «мультилаб» и его возможностями.

2. Отработать методику измерения и компьютерной обработки данных.

3. Изучить информацию о силе трения.

4. Провести экспериментальные исследования переходных процессов при вариации условий.

5. Сделать обобщение о переходных процессах.

Экспериментальные подходы: измерение максимальной силы страгивания в зависимости от свойств и состояния поверхностей, изучение штрибек-эффекта и фрикционных колебаний в начальный период скольжения, исследование влияния различных смазок, исследование силы сопротивления в неньютоновской жидкости.

Методические подходы: отработка методики использования датчиков и компьютерной программы Мультилаб.

Требующиеся нестандартные реактивы и ресурсы: датчики и программа Мультилаб.

Освоение школьником теоретического материала: в школьном курсе физики силы трения изучаются весьма поверхностно, только в идеальной модели выполнения закона Кулона-Амонтона.

Навыки, получаемые школьником: выход за пределы школьной программы, навыки экспериментального исследования, обработки результатов, а также понимание отличия реальных физических явлений от физических моделей.

Предшествующий материал по школьной программе: силы трения, их природа, закон Кулона-Амонтона.

Роль учителя: общее руководство проектом

Возможная помощь тьюторов: консультационная помощь в постановке и анализе эксперимента.

Техника безопасности: общие правила ТБ в школьной физической лаборатории.

Примечания: предварительные эксперименты нами проведены, необходимо расширить объекты исследования.

Литературные ссылки:

Информация о силе трения: http://ru.wikipedia.org/Трение, http://www.edu.yar.ru/russian/projects/socnav/prep/phis001/dyn/dyn11.html,

http://www.abitura.com/abstracts/trenie1.html.

Информация о адгезии: http://ru.wikipedia.org/Адгезия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_physics/27/Адгезия,

http://www.penta-91.ru/adhesion.htm, http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1167181.

Get the Flash Player to see this player.


Предварительные эксперименты
скачать встроить

Get the Flash Player to see this player.


предварительные эксперименты
скачать встроить
 

Прикрепленные файлы:
exper.pdf (315.67 КБ.)

Схема экспериментальной установки и запись с датчика силы.

 
work.pdf (95.62 КБ.)

План экспериментального исследования.

 

 
Средний балл: 9.8 (голосов 4)

 


Комментарии
Абруков Виктор Сергеевич, 18 января 2012 20:33 
Очень хорошо с точки зрения возбуждения у школьников интереса к современному физическому эксперименту и физике в целом.
Клинк Надежда Юрьевна, 24 февраля 2012 20:29 
Работаем, готовимся ко второму туру конкурса.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Рисовое поле
Рисовое поле

Светодиодные технологии и оптоэлектроника: магистратура на стыке образования и индустрии
Открыт набор на первую в России индустриальную программу «Светодиодные технологии и оптоэлектроника» Университета ИТМО

Международная онлайн-дискуссия «Квант будущего»
Фонд Росконгресс, Госкорпорация «Росатом», Российский квантовый центр и научно-популярное издание N+1 завершают серию международных онлайн-дискуссий «Квант будущего», где лидеры индустрии и ведущие мировые ученые обсуждают, как квантовые технологии уже изменили наш мир, и с какими вызовами помогут справиться в будущем.
Заключительная дискуссия «Квантовая революция: профессии будущего и трансформация образования» состоится 8 июля в 17:00 по московскому времени.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Супергибридный материал для хранения водорода. Двумерная соль. Существование виртуальных мультиферроиков подтверждено. Чёрные бабочки. Служение науке и немного поэзии.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2020 году
коллектив авторов
2 - 5 июня пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.