Учиться никогда не поздно. Особенно – у собственных детей. Удивительно, и в то же время – совершенно нормально, что в такой «новой – старой» области науки, как нанотехнологии, наши дети разбираются лучше нас. И им есть чему нас научить. Это, с одной стороны, вызывает чувство гордости. Какому же истинному родителю (педагогу) ни приятно, что его дети – лучше и умнее него!.. С другой стороны, странно, что мы, взрослые (конечно, те, что далеки от науки), так мало знаем про нано, ведь частицы размером 10-9метра окружают нас буквально всюду. Да и в школе многое из этой области мы изучали. Другое дело, что тогда никто нанонауку как особую область знаний не выделял. Вот мы и не акцентировали на ней внимание.
Но раньше широкой публике и не были известны многие открытия. Например, такие, как обнаружение советскими биологами Фактора некроза опухоли, а затем и изобретение ими технологии его производства in vitro (в пробирке). Это выдающееся открытие, увы, не пошло на пользу людям. Видимо, поэтому от общественности его решили скрыть (подробнее см. интервью с проф. Д.А. Долгих «Инженерия белка – это стопроцентно нанотехнология»; www.portalnano.ru).
А наши дети всё это знают. Для них нанотехнологии – как алгебра для их сверстников 20, 30 лет назад – нечто привычное и естественное. Чтобы это обнаружить, всего-то нужно было провести конкурсы на лучшую научно-популярную статью и лучший исследовательский проект по теме нано. Акция проходила на страницах Федерального Интернет-портала «Нанотехнологии и наноматериалы» с 1 по 23 сентября текущего года (о других акциях ресурса – см. в разделе «Конкурсы» на www.portalnano.ru). Участвовали в ней школьники, студенты, аспиранты и журналисты. В общей сложности – несколько десятков человек. Работы 14-летних, по отзывам жюри, были совершенно равны по качеству работам взрослых. «Нанороботы … - это молекулярные моторы размером 50-100 нм, КПД под 80%, использующие универсально клеточное топливо ATP и практически не рассеивающие энергию зазря в виде тепла. Они напрямую превращают химическую энергию в механическю, что и обеспечивает высокий КПД данных «устройств»». Это, между прочим, цитата из статьи Тани Гордеевой, ученицы 8-го класса Лицея №3 города Чебоксары! Не скроем, вызвало гордость, что в фаворитах конкурсов было много москвичей, в их числе – юные Даниил Нуждов и Кирилл Муныкин из Гимназии №1583 Северного округа столицы. Они написали удивительную работу. Одно название чего стоит: «Проблемы утилизации полимеров. Биополимеры – материалы нового поколения. Изучение свойств и процесса биодеградации композиционного материала на основе полиэтилена с 8% добавкой поли-3-гидроксибутирата»! Исследование победило в окружных «Академических чтениях», городском конкурсе школьных проектов по химии и заняло второе место в интеллектуальном состязании, объявленном Московским медико-стоматологическим университетом! Работы многих других участников – столь же достойные. Откуда только их ни присылали! Были статьи и исследования из городов Московской, Тульской, Тюменской областей, республик Чувашия, Коми, Татарстан, Кабардино-Балкария. География конкурсов – практически вся Россия!
Как объяснить название этой статьи? Очень просто. Чего только ни пережили организаторы в течение неполного месяца! Много было радости – от общения с интереснейшими людьми – учёными-нанотехнологами, членами жюри, чтения работ. Были и огорчения – из-за необходимости отказывать некоторым авторам в участии. Координаторы проекта ежедневно испытывали удивление (надо же, какая у нас в стране молодёжь умная!), восторг (до чего интересна нанонаука!), удовольствие от познания и осознания имеющейся возможности наградить достойных.
Но вот конкурсы закончились. Ощущения - удовлетворение и одновременно опустошённость, как у актёра после хорошо сыгранного спектакля. И жажда поскорее начать всё снова!
Спасибо всем, кто принял участие в нашей акции! Ради таких, как вы, стоит творить жизнь. Маленькую жизнь под названием «конкурс»…
Итак, публикуем результаты.
В Конкурсе научно-популярных статей
- Первое место завоевала Эвелина Никельшпарг, студентка 2 курса Биологического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова - с работой «Эффект Тиндаля»
- Второе место осталось за Анастасией Левченко, студенткой 1 курса Физического факультета Иркутского государственного университета, автором статьи "Нано? Это интересно!"
- И третье место жюри практически единодушно присудило Светлане и Льву Трусовым, аспирантке Факультета биоинженерии и биоинформатики и научному сотруднику Химического Факультета МГУ им.Ломоносова, совместный труд которых называется "ДНК-нанотехнология. Краткий обзор"
В Конкурсе исследовательских проектов в результате строгого отбора в группе школьников 14 – 17 лет
- Первое место присуждено Елизавете Никитиной, учащейся 11 класса Лицея №1586 г. Москвы. Её проект – «Получение наночастиц серебра методами «зеленой химии» для биомедицинских применений»
- Вторыми стали Даниил Нуждов и Кирилл Муныкин, учащиеся 11 класса Гимназии №1583 г. Москвы. Их исследовательский проект носит название «Проблемы утилизации полимеров. Биополимеры – материалы нового поколения. Изучение свойств и процесса биодеградации композиционного материала на основе полиэтилена с 8% добавкой поли-3-гидроксибутирата»
- Третье место заняла Юлия Соколова, учащаяся ГОУ ЦО "СПбГДТЮ" Аничков Лицей, с работой «Исследование влияния внешних условий на формирование карбонатных ядер, используемых для инкапсулирования лекарственных препаратов»
Среди студентов 18 – 25 лет в Конкурсе исследовательских проектов лидерами стали:
- Светлана Шевченко, студентка 3 курса Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, с проектом "Исследование вирулицидных свойств кремниевых наночастиц" (Первое место)
- Александр Поляков, студент Факультета Наук о Материалах МГУ им. М.В. Ломоносова, автор проекта «Гуминовые вещества как перспективные модификаторы анизотропных магнитных наночастиц оксигидроксида железа для биомедицинских применений» (Второе место)
- Мария Арсеенко, студентка Инженерно-физического Факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, с работой «Структура и свойства наноструктурных композиционных покрытий на основе титана на алюминии» (Третье место)
Специального приза удостоилась Татьяна Гордеева, учащаяся 8 класса Лицея №3 г. Чебоксары за научно-популярную статью «Нанороботы в медицине и здравоохранении».
Победителям будут вручены ценные призы.
Все участники Конкурсов получат памятные Дипломы.
По всем вопросам обращайтесь к Эвелине Егоровой по тел.:(495)662-78-94 (добав. 1911) или e-mail: eegorova@it.ru.