Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Проект виртуального лабораторного практикума nanoModel.ru

Ключевые слова:  многомасштабное моделирование, обучение, удаленный доступ

Опубликовал(а):  Мизгулин Вячеслав Владимирович

29 сентября 2011

С началом учебного года в нескольких вузах Национальной нанотехнологической сети (ННС) начал свою работу образовательный проект виртуального лабораторного практикума на базе учебно-методического программного комплекса «Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях - nanoModel».

«Наш учебно-методический программный комплекс, - рассказывает Вячеслав Мизгулин, руководитель проекта, - это простое решение сразу нескольких сложных образовательных проблем, возникших в результате спешки и суеты на стыке ИТ и нанотехнологий.

Во-первых, это визуализация. Мы разработали специальный движок, позволяющий записывать и проигрывать высококачественные видеоролики вычислительных экспериментов, создавать и отображать 3D модели структур, интерактивные графики и гистограммы. Все эти возможности не требуют от пользователей покупки высокопроизводительных графических станций и установки «тяжеловесного» программного обеспечения. В компьютерном классе, с домашнего компьютера, ноутбука, планшетного ПК или мобильного телефона вы можете открыть веб-браузер и получить доступ ко всем возможностям комплекса. Мы постарались сделать веб-интерфейс простым и интуитивно понятным, чтобы с ним мог разобраться и студент и преподаватель.

Во-вторых, это платформа. У каждой кафедры наверняка есть свои разработки, которые они используют для проведения лабораторных работ. Современные дипломные работы и диссертации, так или иначе связанные с нанотехнологиями, редко обходятся без программного продукта. nanoModel позволяет встраивать вычислительные модули, создавать новые методики и проводить эксперименты централизовано, используя единое хранилище данных и общие интерфейсы, то есть выступая в роли так называемой eScience-платформы. Разработки студентов, аспирантов и сотрудников кафедр, накапливающиеся в учебно-исследовательском процессе, теперь будут упорядоченно храниться в специально сконфигурированной под них среде, всегда готовые к использованию и, при желании, доступные через Интернет в любой точке земного шара.

В-третьих, это методология. В частности, методология разработки научно-исследовательских и учебных программных модулей, проведения дистанционных лабораторных работ и вычислительных экспериментов. Архитектура nanoModel устроена так, что каждый пользователь занимается своим делом. Разработчику новой компьютерной модели не нужно задумываться о красоте и понятности интерфейса, где хранить входные и выходные файлы, куда прикладывать руководства и описания, как интегрироваться с другими программными пакетами. Ему просто нужно запрограммировать модуль, который читает параметры и выдает результат, а всё остальное делается средствами платформы nanoModel. Затем преподаватель составляет методичку и прикладывает к компьютерной модели, а студенты уже проводят множественные вычислительные эксперименты и пишут отчеты. Казалось бы – ничего особенного, однако на сегодняшний день огромное количество научно-исследовательских пакетов программ, разрабатываемых студентами, аспирантами и даже сотрудниками кафедр, реализовано так, что все алгоритмы компьютерных моделей «зашиты» в пользовательские интерфейсы (кнопки, таблицы, события). В результате, такие разработки теряют ценность почти сразу после защиты, так как обычно запускаются исключительно на компьютере разработчика и непригодны для интеграции с другими программными пакетами, хотя по сути своей являются промежуточным звеном в реальных расчетах. Системная методология, лежащая в основе nanoModel, изначально задает правильное направление разработки новых компьютерных моделей, повышая качество конечного программного продукта, и экономит время, которое обычно тратится на интерфейсы.

За лето мы провели несколько семинаров, посвященных организации виртуального лабораторного практикума по нанотехнологиям в вузах с помощью nanoModel. Опыт показал, что наш проект отлично укладывается в программы развития вузов и представляет большой интерес не только для студентов и преподавателей, но и для администрации, так как разработка российская. Кроме того, многих интересовали вопросы интеграции комплекса с мультимедийными досками, системами 3D визуализации, суперкомпьютерами и экспериментальными установками – все эти вопросы легко решаются. Касаемо проведения дистанционных лабораторных работ через Интернет пока что нет общего видения, но инструмент готов и можно пробовать. В сентябре мы открываем бесплатный доступ к демонстрационному сайту nanoModel (www.nanomodel.ru).

Конечно, этого сайта недостаточно для проведения полноценных лабораторных работ, тем более на всю страну. Мы физически не сможем обеспечить всех пользователей достаточным количеством вычислительных ресурсов. Ведь комплексные поставки в вузы включают собственный кластер, хранилище данных, веб-сервер и многое другое. Однако с помощью этого сайта можно посмотреть, как работает комплекс, и даже провести небольшое научное исследование. В общем-то, мы открыты и для современной «облачной» модели ИТ-бизнеса, когда пользователь проводит эксперименты на арендованных вычислительных ресурсах (облаках). В таком случае, все организационные и технические вопросы мы берем на себя. Вам необходимо лишь сообщить о своем желании нам по адресу info@siams.com. Если Вы разрабатываете компьютерные модели, мы также можем найти точки соприкосновения, ведь nanoModel это платформа, однако коммерческое распространение пользовательских разработок в рамках продвижения всего комплекса требует обстоятельных переговоров с разработчиками».

Приглашаем всех на сайт www.nanomodel.ru для ознакомления с возможностями учебно-методического программного комплекса «Многомасштабное моделирование в нанотехнологиях - nanoModel».

Комплекс разработан при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы».

Прикрепленные файлы:
Виртуальный лабораторный практикум.pdf (2.85 Мб.)

Презентация проекта

 

Get the Flash Player to see this player.


Визуализация процесса диффузии газа через мембрану
скачать встроить

Источник: nanoModel



Комментарии
Далбанбай Амантай dalbanbay, 01 октября 2011 16:57 
хороший проект
а и вполне полезная мысль/идея!
молодцы!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Цинковый сфагнум
Цинковый сфагнум

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Заочный тур по комплексу предметов наноолимпиады открыт
Опубликованы задания заочного тура для школьников 7 - 11 классов по комплексу предметов "химия, физика, математика, биология" XIV Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям "Нанотехнологии - прорыв в будущее!".

Успехи химии - самый цитируемый российский научный журнал
Успехи химии - самый цитируемый российский научный журнал по данным Journal Citation Reports за 2018 г., импакт - фактор 4.612, пятилетний 4.263, квартиль Q1.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.