Мир отмечает 50-летие первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал космический корабль Восток с Юрием Гагариным на борту. Несомненно, этот день открыл новую страницу в истории человечества. 7 апреля этого года ООН провозгласила 12 апреля Международным днем космонавтики. В резолюции отмечается: "Двенадцатого апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гагарин - советский гражданин, родившийся в России, и признавая, что это историческое событие открыло путь для исследования космического пространства на благо всего человечества, Генеральная Ассамблея ООН провозглашает 12 апреля Международным днем полета человека в космос, который будет ежегодно отмечаться на международном уровне в ознаменование начала космической эры для человечества, вновь подтверждая важный вклад космической науки и техники в достижение целей устойчивого развития и повышение благосостояния государств и народов, а также в обеспечение реализации их стремления сохранить космическое пространство для мирных целей", сообщает РИА Новости.
Этот полет стал реальностью благодаря тяжелому и упорному труду советских ученых-конструкторов, самым известным из которых является Сергей Павлович Королев, Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.
Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в городе Житомире на Украине в семье преподавателя русской словесности Павла Яковлевича Королева. Сначала учился в подготовительном классе гимназии в Киеве, затем в одесской гимназии. Еще в школьные годы С.П.Королев проявил интерес к авиационной технике. Когда пришло время поступать в ВУЗ, С.Королев выбирает Киевский политехнический институт, где учится с 1924 по 1926 год. Затем перебирается в Москву, в Высшее техническое училище им. Н.Э.Баумана. Уже в студенческие годы Сергей Королев - талантливый авиаконструктор - спроектировал и построил планеры «Коктебель», «Красная Звезда», лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта... Но особенно увлекают Сергея Королева полеты в стратосфере и реактивное движение. МВТУ заканчивает в 1930, получая диплом инженера-аэромеханика, и одновременно заканчивает Московскую школу летчиков-планеристов и получает свидетельство пилота. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1931 году при становится председателем научно-технического совета общества ГИРД - Группы изучения реактивного движения (о ГИРДе очень интересно рассказывается в журнале Новости космонавтики). ГИРД - группа ученых во главе с Фридрихом Артуровичем Цандером и Сергеем Павловичем Королевым, - занималась разработкой ракетопланов на жидком топливе. О возможности использования ракеты на жидком топливе писал еще К.Э.Циолковский в своем труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В апреле 1932 ГИРД становится государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов. Бригада С.П.Королева занимается разработкой конструкций летательных аппаратов. За период работы в ГИРДе Сергеем Королевым был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем.
К сожалению, исторический полет ракетоплана С.П.Королеву наблюдать не пришлось: волна репрессий 30-х годов достигла ракетчиков. Арестованный 27 июня 1938 г. Сергей Королев был обвинен в различных надуманных преступлениях и через три месяца после ареста Военной коллегией Верховного суда СССР под председательством Ульриха приговорен к 10 годам тюремного заключения. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов.
В 1940 после пересмотра дела С.П. Королева переводят в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, в 1942 - в ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16. Под руководством Валентина Петровича Глушко С.П.Королев работает над созданием жидкостных ракетных ускорителей для боевых самолетов, но мысль о полетах в космос не оставляет его. В 1944 году С.П.Королева освобождают досрочно и уже в сентябре 1945 его отправляют в Германию в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники.
13 мая 1946 в СССР принимается решение о разработке и производстве ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В этом же году был создан Научно-исследовательский институт Нордхаузен, в который вошли три завода по сборке ракет ФАУ-2, институт "Рабе", завод "Монтания", занимавшийся изготовлением двигателей для ФАУ-2, и стендовая база в Леестене, где осуществлялись их огневые испытания, а также завод в Зондерхаузене, занимавшийся сборкой аппаратуры системы управления. С.П.Королев был назначен главным инженером-техническим руководителем. Перед С.П. Королевым стояла задача создать баллистическую ракету дальнего действия - аналог ФАУ-2 - из наших, советских, материалов. 18 октября 1947 г. на полигоне Капустин Яр состоялся старт первого образца баллистической ракеты. В конце 40-х - начале 50-х годов С.П. Королев занимается высотными геофизическими и боевыми баллистическими ракетами, читает курс лекций по ракетной технике в МВТУ им. Н.Э.Баумана, ни на миг не забывает о полетах в космос. На основе боевых ракет Р-2 и Р-5 были созданы геофизические ракеты, для исследования химического состава воздуха на высотах 100-200 км, регистрации ультрафиолетовой радиации Солнца, исследования возможности выживания и жизнедеятельности животных при подъеме их на ракете на 200 км и пр. В процессе этих испытаний в 1957 году полеты на высоту свыше 200 км в отсеках ракеты совершали собаки Белка, Жучка, Кусачка (она же впоследствии названная Отважной, так как поднималась в стратосферу 4 раза).
4 октября 1957 С. П. Королев запускает на околоземную орбиту Первый искусственный спутник Земли. Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур) на ракете-носителе «Спутник» (Р-7). На 314,5 секунде после старта произошло отделение Спутника и он подал свой голос. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные. А 3 ноября 1957 года на орбиту выведено первое живое существо - собака Лайка. Она была запущена в половине шестого утра по Московскому времени на советском корабле Спутник-2. Как и многие другие животные в космосе, Лайка на землю не вернулась. Через 5-7 часов после старта она умерла. Лайке было около двух лет и весила она около 6 килограммов.
В 1959 С.П.Королев руководит подготовкой и запуском автоматических лунных межпланетных станций. "Луна - 1" прошла на расстоянии 6000 км от лунной поверхности, затем вышла на гелиоцентрическую орбиту и стала первым в мире искусственным спутником Солнца. "Луна - 2" стала первой автоматической межпланетной станцией, достигнувшей поверхности Луны и совершившей мягкую посадку в районе Моря Дождей. "Луна - 3, запущенная 4 октября 1959 года, передала на Землю фотоснимки обратной стороны Луны.
12 апреля 1961 на корабле "Восток" состоялся первый пилотируемый полет человека в космическое пространство. На борту корабля был гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин. Корабль совершил один виток вокруг планеты, его полет длился 108 минут и навеки вошел в историю как первый полет человека в космос. Мечта Королева сбылась. Сбылась мечта всего человечества. Перед полётом в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток" Ю.А. Гагарин сделал для печати и радио следующее заявление:
Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма - общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.
Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!
До скорой встречи!
6 августа 1961 Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершен второй космический полет, который длился сутки. С 11 по 12 августа 1962 продолжался совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами Андрияном Григорьевичем Николаевым и Павлом Романовичем Поповичем. 14 по 16 июня 1963 был осуществлен совместный полет космонавтов Валерия Федоровича Быковского и Валентины Владимировны Терешковой на кораблях "Восток-5" и "Восток-6". 18 марта 1965 во время полета на корабле "Восход-2" с экипажем из двух человек космонавт Алексей Архипович Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру...
Спустя 50 лет после первого полета в космос более 500 человек выполнили почти 300 пилотируемых полетов, из них 195 человек выходили в открытый космос, проведя в нем в общем почти полгода из суммарного времени полетов 100 лет. Космические корабли выполняли программы исследований и экспериментов в области геофизики, материаловедения, медицины и биологии, экологии, астрономии, изучали планеты и малые тела Солнечной системы...
Человечеству еще многое предстоит изучить. Хочется верить, что мы будем достойны доблестного подвига наших предков. Отважных и самоотверженных Людей, открывших человечеству путь в космос.