Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Искусственные материалы для медицины
Использование энергии ветра
Конкурс молодых ученых - водяные бомбочки
Марсоход
Наука для ВМФ
Пузыри из углекислого газа
Сверхзвуковой автомобиль
Топливо для SSC
Характеристики Bloodhound SSC

Большой Взрыв в 2011 году

Ключевые слова:  мнение, наука, фестиваль науки в Лондоне

Автор(ы): Вадим Еремин

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

29 марта 2011


Большой Взрыв в 2011 году - это фестиваль науки, который проходил с 10 по 12 марта в Лондоне, в выставочном центре Excel (Exhibition centre of London). Мероприятие это новое не только для английской столицы, но и для Великобритании вообще – оно проходило всего лишь во второй раз, но уже завоевало некоторый авторитет и далее будет проводиться ежегодно.

Почему это может быть интересно для нас? Во-первых, любопытно сравнить уровень организации наших фестивалей с британским, но еще, что намного важнее, понять и сопоставить общественные процессы и потребности, которые привели к появлению и развитию фестивалей науки.

Начнем с последнего. Главная задача Фестиваля науки и всех событий вокруг него – поднять в английском обществе престиж науки и технологии, по западному – STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), и привлечь в STEM молодое поколение. В Англии бьют тревогу – интерес к науке и технологии падает, и вместе с ним понижается количество и качество выпускников, приходящих в научные институты или на производство. Согласно результатам исследования, проведенного Программой международной оценки школьников (PISA) в 2009 году, английские школьники по уровню научной грамотности заняли 21-е место в мире (первое – китайцы (Шанхай), второе – финны, Россия – на 37 месте). Это – международный уровень. А по данным внутринационального опроса, доля школьников с позитивным отношением к естественным наукам снизилась за первые 7 лет нового тысячелетия с 76 до 55%, а к математике – с 65 до 40%. Это при том, что все эти предметы, а также информационные технологии и родной язык являются в английских школах обязательными во всех классах вплоть до окончания школы. Российские школы о такой программе могут только мечтать! И все-таки интерес к науке в Англии и в Европе в целом падает. Школьники изучают науку, но получают от этого все меньшее удовольствие. Число ученых в развитых странах уменьшается, а их средний возраст, наоборот, растет – европейская наука стареет.

В демократическом обществе любые отрицательные изменения автоматически включают ряд механизмов для исправления ситуации. Система образования в развитых европейских странах определяется множеством взаимосвязей, говоря по-другому партнерством – правительства, частного бизнеса (работодателей), благотворительных фондов, профессиональных сообществ, средних школ, университетов и других организаций. Одним из результатов такого партнерства и стал Фестиваль науки, в котором в этом году приняло участие более 20 000 человек и 110 организаций – частных, государственных и общественных. Фестиваль поддержали крупнейшие инновационные компании – IBM, Сименс, Интел. Кроме выставки научных достижений, призванной показать молодежи привлекательность науки, проходил и ряд других, родственных мероприятий. Так, на Большом взрыве-2011 были определены победители Национального конкурса юных ученых и инженеров (www.thebigbangfair.co.uk/nsec/). Лучшим инженерным проектом среди старшеклассников был признан робот-спасатель с дистанционным управлением, а лучшая научная работа была посвящена извлечению хрома из водопроводной воды и его последующему использованию в металлургии. Старшее поколение во время Большого взрыва участвовало в Образовательной академии – двухдневном семинаре, организованном корпорацией Интел, на котором профессионалы в области естественнонаучного образования и инновационного бизнеса делились друг с другом опытом, обсуждали тенденции развития и возможности сотрудничества.

Фестиваль оставил неоднозначное впечатление. Главное ощущение – что Лондон Фестиваля вообще не заметил. Выставочный центр находился на окраине Лондона, в рабочих кварталах, а в самом центре наряду с Фестивалем науки проходило еще несколько других мероприятий, среди которых Фестиваль просто затерялся. Другое впечатление – невысокий уровень посетителей: большинство детей пришло просто развлекаться – нажимать на кнопки, выдувать пузыри, гудеть дудками и т.д., причем многие пришли не по своей воле, а под присмотром учителей.

Научная программа Фестиваля была ориентирована, в первую очередь, на практические потребности общества: основные темы – «Альтернативные источники энергии» и «Новые инженерные решения». Первое направление оказалось достаточно банальным – демонстрации и модели были вполне стандартными и не содержали откровений ни для школьников, ни для их родителей. Можно было покрутить педали и заставить гореть лампочку (это еще давно на эстраде предлагал Аркадий РайкинJ); в другом эксперименте предлагалось наиболее эффективным образом расставить ветряные установки, однако каждому участнику давалась всего одна попытка и расстановка имела случайный характер, никаких научных подходов не применялось. В результате важность альтернативной энергетики поняли все, но это было не очень увлекательно.

Нанотехнологий на выставке не было совсем – этот бренд уже не так популярен в обществе. А вот многие инженерные демонстрации очень порадовали. Во-первых, в них приняли участие представители самых разных профессий, даже военные моряки (см. фото) – Королевскому военно-морскому флоту тоже нужны грамотные инженеры. Вояки предложили простой, но забавный эксперимент – надо было из алюминиевого кружочка вырезать лопасть оптимальной формы. Эффективность лопасти проверялась сразу же, на модели – причем давалось сколько-угодно попыток, а лучшие результаты заносились на доску почета.

Во-вторых, были представлены модели самых современных устройств, например европейского марсохода, которому в 2018 году предстоит искать следы жизни на Марсе (см. фото). В отличие от своих предшественников, которые управлялись с Земли, марсоход полностью автоматизирован и способен исследовать содержимое поверхности планеты на глубине вплоть до двух метров.

Однако, самый большой интерес вызвала модель сверхзвукового автомобиля Bloodhound SSC (фото), предшественник которого в 1997 году поставил рекорд скорости в горизонтальном движении – 763.035 миль (1222 км) в час. С тех пор этот рекорд незыблем, хотя разработчики модели поставили себе новую амбициозную цель – достичь скорости 1000 миль (1602 км) в час. Почему именно столько? Ответ простой – это очень наглядная цель, понятная и доступная инвесторам и широкой публике. Именно круглая цифра 1000 позволила привлечь большие деньги для новых исследований и разработок. Достичь этой цели в ближайшем будущем нереально, но даже для того, чтобы хоть немного к ней приблизиться, надо решить целый комплекс связанных между собой проблем – инженерных, химических, аэродинамических, материаловедческих. Среди них есть и забавные: так, для того, чтобы алюминиевые колеса на такой скорости не сгорели, необходимо убрать с поверхности 24 млн. квадратных метра все камни размером более 10 мм. Химический аспект проблемы связан с созданием нового ракетного топлива. Автомобиль использует реактивную тягу, которая создается при окислении бутадиенового каучука с терминальными гидроксогруппами концентрированной перекисью водорода (86%). Применяется перекись сверхвысокой чистоты, так как малейшие загрязнения вызывают каталитический эффект, и перекись разлагается раньше времени, что приводит к уменьшению тяги. Для того, чтобы за 42 секунды достичь необходимой скорости, автомобильный бак должен содержать почти тонну перекиси.

Этот проект невероятно интересен не только с научной, но и с общественной точки зрения. Все научные и инженерные задачи, способы их решения, результаты тестирования предполагается будут открытыми для школ, колледжей и университетов (www.bloodhoundssc.com), что позволит привлечь к проекту новое поколение будущих ученых и инженеров.

В заключение несколько слов о результатах работы Образовательной академии. За два дня на семинаре по продвижению STEM было много выступлений – большинство содержательных, несколько банальных, были и неизбежные политкорректные глупости (вроде «Проблема женщин в науке»). Опуская правильные, но банальные общие слова, я попробую кратко сформулировать наиболее существенные, с моей точки зрения, выводы из всего сказанного за два дня:

1. Всё надо рекламировать – науку среди школьников, научное образование и научную деятельность – среди политиков и бизнесменов. Реклама (в других терминах – пиар, продвижение, промоушн) должна быть умной и разнообразной, с объектами рекламы надо разговаривать на понятном им языке, преимущественно простом и, главное, очень наглядном. Именно поэтому сверхзвуковой автомобиль должен не просто улучшить рекорд скорости, а сделать его круглым – 1000 миль в час.

2. Все легкие и высокооплачиваемые виды деятельности, не требующие высокой квалификации – в рекламе, моде, шоу-бизнесе, политике, госуправлении – на мировом уровне поделены между кланами. Наука и инженерная работа не относятся к таким видам деятельности – именно поэтому в них можно добиться успеха, но только при условии очень высокой квалификации.

3. В английской системе образования предпринимаются разнообразные шаги для привлечения молодежи в науку и развития научной грамотности общества. Стратегические направления: дополнительное финансирование STEM, грамотная образовательная политика, непрерывное профессиональное развитие преподавателей, организация крупных популяризаторских проектов, таких как Фестивали науки. Значительное внимание уделяется школьной программе на всех уровнях. Здесь поставлена задача изменить способы преподавания естественных наук и математики в школе – для этого надо не заставлять детей заучивать факты, а показывать, как и для чего работает наука. Это должны делать высококвалифицированные учителя, в подготовку и профессиональное развитие которых надо вкладывать деньги. Кроме того, требуется, чтобы все учащиеся имели твердые знания по базовым научным дисциплинам, но за пределами этого базового уровня учителям дается значительная свобода с тем, чтобы помочь всем детям реализовать их потенциал. (Как это все противоречит тому, что происходит в системе образования нашей страны!).

4. Лучший способ привлечения молодых талантов в науку – олимпиады, научные конкурсы и фестивали науки. Все это, за исключением последнего, в России существует давно и во многом благодаря системе олимпиад и конкурсов интерес лучшей части российских школьников к науке пока еще высок.

5. Естественные науки – это общественное явление, часть жизни общества. Наука должна разговаривать с обществом на его языке, объяснять обществу, как устроен и как функционирует окружающий мир, и помогать сделать его лучше и удобней для жизни.

6. Любая деятельность, в первую очередь, в образовательной среде должна быть проникнута здравым смыслом и партнерством – взаимным учетом интересов всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей, государства, бизнеса. Только тогда эта деятельность будет приносить пользу обществу. Остается пожелать этого нашей стране и надеяться увидеть времена, когда здравый смысл в нашей системе образования станет реальностью.


В статье использованы материалы: В.В. Еремин, Химический факультет МГУ


Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 


Комментарии
Лерой Арсен Васгенович, 30 марта 2011 00:22 
А видео есть с мероприятия?
Пастух Евфграфович, 30 марта 2011 10:28 

"А судьи кто?"
Реализовать свой потенциал - это не поле перейти. Это и есть вся жизнь. А жизнь - борьба, конкурс. И каков "гарантийный" перечень признаков самой личности, достаточный по Вашему для помощи оной, а не другой "на путях реализации"? И какова Ваша цена и цена ошибки?
Р.S.
Родители: "Главное довести детку до её пенсии";
(видал нередко беззубых, в стареньких пальто (и без авто) родителей, - вся жизнь ушла на пути реализации деткам).
Мао Цзэдун: «пусть расцветают все цветы».
(В цитатнике Мао, говорят, был еще вариант: "Пусть цветут все цветы... чтобы змея голову высунула". Но настаивать не буду, цитатник не читал), но китайцы хоть товар производят на весь мир! "А Вас?"
Ладно, давайте все просить у государства, а сколько это всего будет дополнительно к бюджету ( 2 триллиона 1 миллиард рублей )? "Сколько, Ё моё!?"
Видео нет, но и динамичных событий не было.

Насчет "довести до пенсии": можно и вообще не помогать - быстрее
самостоятельными станут. Жизнь научит быстрее, чем кто бы то ни
было. Но если бы мне родители в свое время не помогли, я бы в
1980-м загремел в Афганистан и там бы остался. Поэтому лично я
стараюсь помогать.
Пастух Евфграфович, 01 апреля 2011 16:40 
"Школьники изучают науку, но получают от этого все меньшее удовольствие."
типа выводы со стороны?:
"главное-в наглядном. Именно поэтому сверхзвуковой автомобиль должен не просто улучшить рекорд скорости, а сделать его круглым – 1000 миль в час."
- бред какой-то из анализа биржевых графиков, а не вывод, сделай котлету тогда квадратной, а детей, если бог даст - 10.
- "Наука и инженерная работа не относятся к... клановой делёжке"
- зазнайство дилетанта на мировом уровне, клан-семья или потомство-процветает тут вовсю, медиков ещё вспомни.
- "...(Как это все противоречит тому, что происходит в системе образования нашей страны!)"
- да откуда такие обобщения, в пару стран заглянул и всю Россию увидел от края до края? Ну и сколько школ посетил? Три?
-"Лучший способ привлечения молодых талантов в науку..."
- и объявление - если ты молодой талант - заходи, а кто не успел - тот опоздал (и значит уже не талант), самому то не смешно?
- "Наука должна разговаривать с обществом на его языке..."
-лучше бы из Викопедии списал в своё школьное сочинение: "Мы отдаём себе отчёт, что должны всё-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами."
академик РАН Людвиг Фаддеев
- "Остается пожелать этого нашей стране..."
- того, этого... прочитаешь, а вспонить то -НИЧЕГО НОВОГО, про пропеллеры - забавно, люминий небось наш? Щекоталки для носа скоро для китайцев будем вытёсывать из нашего леса- и то прок. А фотки с тусовки красочные, но из Афгана - для мужчин интересней.
Школьники скушно пишут про науку, а читатели не получают от этого сочинения много удовольствия и никакой новой информации

Воет ветер, шипит прибой (shh...shh), тонущий - роботу спасателю, сквозь шум шторма:"Неl... Hell...me He... me!"
(shh...shh)
Робот-спасатель-переводчик из Wimbledon School of English London: "Здравствуйте, Здравствуйте, Здравствуйте, будьте осторожны на воде - сегодня шторм - до 7 баллов, не заплывайте далеко, (громко) согласен с Вами - океан велик, он объединяет! И тебя и меня и её... Здравствуйте, меня зовут Эрик Чапек Ричардсон, мне 83 года, я плоховато уже слышу, Здравствуйте, простите... мне звонит Хироси Исигуро..."
Цафт Альберт Рудольфович, 02 апреля 2011 01:40 
Мне тоже бы очень хотелось там побывать!
Да очень интересно стало!!!
Раз текст вызвал такие эмоции, придется отвечать. По порядку.

1) "Школьники изучают науку, но получают от этого все меньшее удовольствие."
типа выводы со стороны?:

- Нет, это выводы самих англичан.

2) бред какой-то из анализа биржевых графиков, а не вывод, сделай котлету тогда квадратной, а детей, если бог даст - 10.

- Биржевые графики притянуты автором комментария за уши. Вывод достаточно очевидный: круглое число или праздничная дата понятны всем - не зря люди наиболее широко празднуют именно юбилеи, а среди мировых рекордсменов-легкоатлетов Бубка запомнился тем, что первым прыгнул на 600, а не на 589 см. В описанной ситуации тонкость в другом: погоня за круглой цифрой заставила авторов проекта поставить перед собой явно нереальную цель.

3) "Наука и инженерная работа не относятся к... клановой делёжке"
зазнайство дилетанта на мировом уровне, клан-семья или потомство-процветает тут вовсю, медиков ещё вспомни.

- естественно, семейственность существует везде, однако в научной деятельности это не проявляется так ярко, как в более высокооплачиваемых областях. Про медицину написал сам автор комментария - я не отношу медицину к научной деятельности. Кстати, на "ты" мы не переходили.

4) "...(Как это все противоречит тому, что происходит в системе образования нашей страны!)"
да откуда такие обобщения, в пару стран заглянул и всю Россию увидел от края до края? Ну и сколько школ посетил? Три?

- Каждый год я бываю в 15-20 городах нашей страны и везде встречаюсь с учителями. Кроме того, с чиновниками тоже знаком, на разных уровнях. Поэтому ситуацию в химическом образовании знаю глубоко. Опять же, фамильярность автора комментария напрягает.

5) "Наука должна разговаривать с обществом на его языке..."
лучше бы из Викопедии списал в своё школьное сочинение: "Мы отдаём себе отчёт, что должны всё-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами."
академик РАН Людвиг Фаддеев

- Кроме Фаддеева есть и другие умные люди, например Курт Воннегут: "Шарлатаном является всякий, кто неспособен объяснить, чем он занимается, шестилетнему ребенку".

6) Про пропеллеры - забавно, люминий небось наш? Щекоталки для носа скоро для китайцев будем вытёсывать из нашего леса- и то прок.

- Чей это наш? К Дерипаске не надо примазываться. У россиян нет своего алюминия, он есть у акционеров алюминиевых заводов.

7) А фотки с тусовки красочные, но из Афгана для мужчин интересней.

- Дело вкуса, отвечать надо за себя, а не приписывать свои представления всем мужчинам.
Пастух Евфграфович, 04 апреля 2011 09:06 
"Я не отношу медицину к научной деятельности"
- Конечно дело вкуса, но таких одиночек уже мало. Не болейте больше никогда Да, а чем отличается Доктор химических наук от Доктора медицинских наук?
"К Дерипаске не надо примазываться"
- А Вам точно известно и что акций у меня нет, уже не продают и даже номер диплома МГУ г. Дерипаски Вы нам достанете... (едва ли)
- "есть и другие умные люди"...
- так одни банальности сэр, одни занудные банальности, перечитайте самого себя. Неужели не видите? Ну дайте почитать журналисту знакомому - без обид?
- "фамильярность автора комментария напрягает"
- да если никто не будет напрягать, а только по головке гладить - почитайте, чем это кончается - это не очень будет полезно для личности уже "глубоко знающей ситуацию в химии". "Укусить" - да, а не обидеть ("надо Федя, надо!"). И перейдём от ситуаций к Химии или езда совсем достала?
-"тонкость в другом: погоня за круглой цифрой заставила..."
- я и повторяю - поверхностные, формальные мотивации - для дилетантов или модников, зачем их комментировать публично вообще? Это как опять в песочек играть.
- "Школьники изучают науку, но получают от этого все меньшее удовольствие."
типа выводы со стороны?:
- Нет, это выводы самих англичан."
- вот теперь ясно написано - СПАСИБО! Но по умной головке, за немного заунывные статьи с мелкими фотками и банальностями, гладить - не рука не поднимается.
Может быть я и не прав. Удачи!
Пастух Евфграфович Фамильярный
P.S. "- Дело вкуса, отвечать надо за себя, а не приписывать свои представления всем мужчинам."
- согласен, но даже в кильте в клеточку - habilis мужчина - защитник интересов Отечества, как и подавляющее большинство мужчин.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Мороженое
Мороженое

На XXI Менделеевском съезде награждены выдающиеся ученые-химики
11 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге на XXI Менделеевском съезде по общей и прикладной химии объявлены победители премии выдающимся российским ученым в области химии. Премия учреждена Российским химическим обществом им. Д.И.Менделеева совместно с компанией Elsevier с целью продвижения и популяризации науки, поощрения выдающихся ученых в области химии и наук о материалах.

Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых
Россия подала в ЮНЕСКО заявку на учреждение премии имени Менделеева для молодых ученых. Об этом премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, открывая встречу с нобелевскими лауреатами, руководителями химических обществ, представителями международных и российских научных организаций.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Синтез “перламутровых” нанокомпозитов с помощью бактерий. Оптомагнитный нейрон.Устойчивость азотных нанотрубок. Электронные характеристики допированных фуллереновых димеров.

Люди, создающие новые материалы: от поколения X до поколения Z
Е.В.Сидорова
Самые диковинные экспонаты научной выставки, организованной в Москве в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов в феврале 2019 г., можно было рассмотреть только "вооруженным глазом»: Таблица Д.И.Менделеева размером 5.0 × 8.7 мкм и нанопортрет первооткрывателя периодического закона великолепно демонстрировали возможности динамической АСМ-литографии на сканирующем зондовом микроскопе. Миниатюрные произведения представили юные участники творческих конкурсов XII Всероссийкой олимпиады по нанотехнологиям, когда-то задуманной академиком Ю.Д.Третьяковым — основателем факультета наук о материалах (ФНМ) Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. О том, как подобное взаимодействие со школьниками и студентами помогает сохранить своеобразие факультета и почему невозможно воплощать идею междисциплинарного естественнонаучного образования, относясь к обучению как к конвейеру, редактору журнала «Природа» рассказал заместитель декана ФНМ член-корреспондент РАН Е.А.Гудилин.

Как наночастицы применяются в медицине?
А. Звягин
В чем преимущества наночастиц? Как они помогают ученым в борьбе с раком? Биоинженер Андрей Звягин о наночастицах в химиотерапии, имиджинговых системах и борьбе с раком кожи.

Медицинская керамика: какими будут имплантаты будущего?
В.С. Комлев, Д. Распутина
Почему керамические изделия применяются в хирургии? Какие технологии используются для создания имплантатов? Материаловед Владимир Комлев о том, почему керамика используется в медицине, как на ее основе создаются имплантаты и какие перспективы у биоинженерии

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.