Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Слайд из материалов лекции академика А.И.Коновалова "Супрамолекулярные системы - мост между неживой и живой материей", прочитанной и обсужденной на научном коллоквиуме кафедры неорганической химии химического факультета МГУ.
Музей Казанской химической школы в НИХИ.

Любовь - это химия, а химия - это музыка

Ключевые слова:  интервью, лекция, научная школа, образование, общество, супрамолекулярные системы, химия

Автор(ы): Лариса БУСИЛЬ

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

16 февраля 2011

Профессор Казанского университета, академик Александр КОНОВАЛОВ недавно прочел лекцию на телеканале «Культура», посвященную супрамолекулярным системам.

- В своем выступлении в телепроекте «Академия» вы сказали, что биосистема (а значит, и человек) с точки зрения химии - это прежде всего «сообщество структурно и функционально дифференцированных супрамолекулярных систем». Позвольте задать «глупый» вопрос: что же такое душа человека?
- Цель моей лекции была показать роль супрамолекулярных систем. Супрамолекулярные системы - это высшая точка предбиологического развития. Дальше все нужно связывать с появлением разума.

- Человечество благодарно химикам за массу жизненно необходимых вещей, в первую очередь за лекарства...
- А материалы? Разве можно представить нашу жизнь без материалов? Посмотрите вокруг себя и вы увидите - все это химия...

- Однако слово «химия» в быту часто употребляется с негативным оттенком. Мы едим «химические» продукты, используем бытовую химию, природа наша страдает из-за выброса вредных химических веществ. Как разрешить этот извечный спор между химиками и экологами?
- Не нужно отрицательные эффекты приписывать только химикам. Общество в целом должно откликаться на то, что химики могут создать, и ставить перед ними и другие задачи. К сожалению, зачастую общество не видит возможных отрицательных последствий. А видеть их - это очень важный момент в деятельности человечества.

- Возможно, просто экономически невыгодно производить такие материалы?
- Правильно, если думать о сиюминутной выгоде. Но надо думать и о будущих последствиях! Сейчас с каждым годом растет потребность человечества в энергии. И приблизительно каждые 27,5 года происходит удвоение производства энергии. Сегодня мы говорим о парниковом эффекте. Но ведь дело не только в нем. Конечно, прогресса не будет, если не будет увеличения производства и потребления энергии. Одна из задач - производить и использовать так называемую чистую энергию: солнечную, ветра, воды. Но в конечном итоге превращать-то мы ее будем опять в тепло! А Землю перегревать нельзя, это может привести к катастрофе. Если человечество не поймет этого (последствия должны осознать и ученые, и политики) и не найдет выход. Я много думал на эту тему. Один из возможных выходов - выносить производства в космическое пространство.

- Предлагаете строить заводы на Луне?
- А почему нет? Это необходимость. Совершенно очевидно увеличение антропогенного вклада в непрерывное повышение температуры атмосферы Земли. Я знаю другие точки зрения, но от антропогенного фактора никуда не уйдешь, он будет только возрастать. Господство пустынь на нашей планете - естественная перспектива ее развития, если человечество своевременно не осознает приближение катастрофы.
Даже небольшое повышение среднегодовой температуры приведет к тому, что резко изменится климат и состояние атмосферы. Усилятся ветры, ураганы, бури, смерчи. Некоторые ученые считают, что мы в кризис уже вошли. И в этих условиях развитие химии - необходимое в настоящее время явление.

- Казанские ученые в области супрамолекулярной химии являются лидерами в России. Поэтому вполне понятно, почему вы координатор соответствующей программы в Российской академии наук. К чему ведет создание супрамолекулярных систем?
- К появлению исследований нового уровня и смыканию химических систем с биологическими. В настоящее время в мире появилась наука, которая называется «синтетическая биология». Те, кто занимается супрамолекулярной химией, понимают, что создание систем, которые смогут конкурировать с биологическими, - это вызов человечеству.

- Речь идет о так называемых биороботах, биосенсорах, биомаркерах?
- В том числе о них. Закономерности, которые работают в биосистемах, имеют физическую или химическую природу, поэтому исследования в этой области чрезвычайно важны. И не только с точки зрения создания систем, моделирующих биологические объекты, но и с точки зрения создания синтетических систем, которые были бы эквивалентны биологическим и даже превосходили бы их. К чему это приведет? Сказать трудно, как всегда, будет и положительное, и отрицательное.

- Ваша внучка Оля продолжила династию химиков и стала недавно победительницей международного конкурса работ молодых ученых в области нанотехнологий. Вы с детства прививали ей любовь к химии или во всем «гены виноваты»?
- Должен признаться, ее победа стала для меня приятной неожиданностью. Оля занимается системами, которые могут быть использованы для создания биомаркеров и биосенсоров. Окончательный выбор в пользу химии внучка сделала только в выпускном классе, как и я.

- Александр Иванович, а как вы стали химиком?
- Моя мама работала у Александра Ерминингельдовича Арбузова лаборантом, и в детстве мне часто приходилось бывать в химических лабораториях в здании, где теперь располагается Музей истории казанской химической школы. А университетский детский сад, в который я ходил, размещался в подвале главного здания. В старших классах я заинтересовался химией. Тем не менее химиком решил стать не сразу. Хотел быть то нефтяником, то математиком... Но в конце концов химия победила. Очевидно, сказалось влияние арбузовской школы.

- Вам довелось общаться с Арбузовым-старшим?
- Когда я был студентом, а затем сотрудником, Александр Ерминингельдович был еще жив. Но разговоры с ним были мимолетными. А что касается Бориса Александровича Арбузова, то он нам читал лекции по органической химии. Когда я окончил университет, Борис Александрович стал научным руководителем моей кандидатской диссертации. И в русле одного из направлений исследований Арбузова-младшего развивалась моя работа, которая потом переросла в докторскую.

- Желающих поступить в химический институт КФУ хоть отбавляй, но так было не всегда. Почему молодежь сегодня охотно идет в химики? Это связано с тем, что химия - одна из самых быстроразвивающихся наук, или тому есть другие причины?
- Тут надо учитывать совокупность нескольких факторов. Во-первых, действительно, химия развивается быстро. Это та наука, которая сама создает предмет своего исследования. Во-вторых, казанская химическая школа существует уже 175 лет. Точка отсчета для нас - Зинин. Далее основные «вехи» - Бутлеров, Марковников, Зайцев, Арбузов-старший, Арбузов-младший, Пудовик... Кстати, в 2011 году исполняется 150 лет бутлеровской теории химического строения органических соединений. В рамках Года химии этому событию будет посвящен международный конгресс, который состоится в Казани.

- Вы известный академик, в 1980-е годы были ректором Казанского университета. По-вашему мнению, реформа высшего образования, перевод его на болонские рельсы - это дорога в так называемое светлое будущее или тупиковый путь развития?
- В российском научно-образовательном сообществе отношение к внедряемой системе образования скорее отрицательное, чем положительное. Идея унификации образования, которая провозглашена в Болонской декларации, в идеале должна позволить студентам более активно выезжать за рубеж, что, конечно, очень важно с точки зрения реализации перетока идей, а отсюда и более эффективной подготовки квалифицированных специалистов. Но в настоящее время и у нас, и за рубежом все чаще раздаются критические голоса в адрес болонской системы.

- Вы считаете, что советская система образования была лучше?
- Разрушение системы образования в нашей стране происходит достаточно давно, это не сиюминутное явление. И идет оно - я придерживаюсь такой точки зрения - не без влияния извне.

- По-вашему уровень студентов в последнее время снизился?
- Конечно снизился. И это единое мнение всех тех, кто на протяжении многих лет причастен к учебному процессу.

- Как можно исправить ситуацию?
- Требуется очень большая системная конструктивная работа, которая затрагивала бы все элементы образовательной системы: и структуру образования, и методы обучения, и программы, и (колоссальной важности вопрос) качество кадров. И все надо начинать со школы. Страна утратила ту культурно-образовательную среду, которая была присуща нашему обществу.

- Александр Иванович, на этой неделе студенты отметили День святого Валентина. Одни говорят, что любовь - это сплошная химия, другие - болезнь. А по-вашему, любовь - что это такое?
- Мы не знаем до конца все ее механизмы. Но известно, что в определенный момент начинается синтез некоторых биологических веществ, которые определяют и поведение человека, и его чувства. С этой точки зрения любовь - это химия. А химия - я цитирую - «это музыка».

Александр Иванович Коновалов родился в 1934 г. Доктор химических наук, профессор, академик РАН (1992), академик (1991) и вице-президент АН РТ(1997 - 2006). Декан химфака КГУ (1968 - 1972), завкафедрой органической химии КГУ (1974 - 1999), ректор КГУ (1979 - 1990), директор ИОФХ КазНЦ РАН (1990 - 2001), председатель КазНЦ РАН (1996 - 2008), советник РАН (2008). А.И.Коновалов является: вице-президентом Российского химического общества им. Д.И.Менделеева, председателем научного совета РАН по органической химии, членом редколлегий научных журналов «Вестник РАН», «Доклады РАН», «Успехи химии», «Известия АН. Серия химическая», «Журнал общей химии», «Журнал органической химии». Кроме того, академик Коновалов - председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора химических наук при КФУ, председатель комиссии по присуждению золотой медали имени А.М.Бутлерова РАН, член совета федеральной программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки». А.И.Коновалов - лауреат Госпремии СССР и Госпремии РТ в области науки и техники, премии «Триумф» 2005 года в области науки в номинации «Химия и науки о материалах», премии РАН им. Н.Д.Зелинского, а также обладатель золотой медали им. Д.И.Менделеева.


В статье использованы материалы: Казанская химическая школа, Казанские ведомости


Средний балл: 9.0 (голосов 7)

 


Комментарии
"- Как можно исправить ситуацию?
- Требуется очень большая системная конструктивная
работа, которая затрагивала бы все элементы
образовательной системы: и структуру образования,
и методы обучения, и программы, и (колоссальной
важности вопрос) качество кадров. И все надо
начинать со школы. Страна утратила ту культурно-
образовательную среду, которая была присуща нашему
обществу."
- Вот и занялись.
Мне тоже не нравится, что понятие химия употребляется большинством, как явление негативное..
"- По-вашему уровень студентов в последнее время снизился?
- Конечно снизился. И это единое мнение всех тех, кто на протяжении многих лет причастен к учебному процессу."
- И не только студентов..

"- Как можно исправить ситуацию?
- Требуется очень большая системная конструктивная
работа, которая затрагивала бы все элементы
образовательной системы: ......"

Вот сейчас и исправляют ситуацию новыми стандартами, когда школьникам "закрывают" доступ к знаниям, ограничивая количество предметов. Нам - школьникам говорят, что не надо изучать смежные предметы, а только несколько "профильных". А ведь все говорят, что наука делается на стыке предметов ... И уже в школе "ставят заборы" между этими предметами. А вдруг ошибся в школе при выборе направления. Как в этом случае исправить ошибку и...попытаться научиться не обществознанию или психологии, а, например, физике, химии или математике ???
Говорят, что американцы сейчас не будут учить писать ручкой, а только на компьютере. Возможно ли такое ? А если его - компьютера вдруг не будет ? Что тогда ?
Палии Наталия Алексеевна, 18 февраля 2011 14:14 
А вдруг ошибся в школе при выборе направления. Как в этом случае исправить ошибку и... - а вот раньше такие проблемы не возникали - на первом курсе я подсчитала, что среди моих однокурсников (в МИФИ) было раза в полтора больше выпускников английских/французских спец.школ, чем выпускников физ-мат школ. Кстати, я и сама заканчивала английскую спецшколу, которую немного раньше окончил победитель международной олимпиады по физике, поступивший в ФИЗТЕХ . Увы, те времена прошли...
Но если вам нравится химия, или физика/биология/математика - вы будете стараться узнать по-больше - благо есть книги и библиотеках, и...в Интернете - посмотрите обязательно Арифметику (5-6 кл.) - один из авторов учебника - академик С.М. Никольский
В Москве вообще всё в порядке в вузах... Кроме зарплаты и мотивации преподавателей.

Вы в регионы взгляните! Это же ужасно! С моего курса в 60 человек, после выпуска только 3 человека работают по своей специальности!!!
Ведь это ужасно!
А глядя на название статьи сразу вспоминается теория струн...
Химофобия - вообще штука опасная,необоснованные страхи "о всём химическом" только наносят вред психическому здоровью человека.
И все надо начинать со школы. Один час химии в неделю в 10-11классах и поступающие на инженерные специальности технических вузов о химии будут иметь в лучшем случае очень общее представление.
Остальные комментарии - удалены! Супер!Зачем тогда писать?
Трусов Л. А., 13 марта 2011 23:36 
Цафт Альберт Рудольфович:
Остальные комментарии - удалены! Супер!Зачем тогда писать?

а зачем писать ерунду, засоряющую информационное пространство? поддерживаю модераторов всей душой!
Юный максималист, 14 марта 2011 00:32 
Лев, а вы напишите правила, за что удаляют
комменты. И ставьте отметку, что коммент
удален.
А Альберт вроде кроме достаточно восхищенных
комментов и множества повторений себе больше
ничего не позволял.
Трусов Л. А., 14 марта 2011 02:51 
Лев, а вы напишите правила

наши правила ничем не отличаются от правил поведения в любом приличном общественном месте. как ни странно, подавляющему большинству они понятны и без пояснений.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Наночастицы в силикатной матрице
Наночастицы в силикатной матрице

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.