Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Слайд из материалов лекции академика А.И.Коновалова "Супрамолекулярные системы - мост между неживой и живой материей", прочитанной и обсужденной на научном коллоквиуме кафедры неорганической химии химического факультета МГУ.
Музей Казанской химической школы в НИХИ.

Любовь - это химия, а химия - это музыка

Ключевые слова:  интервью, лекция, научная школа, образование, общество, супрамолекулярные системы, химия

Автор(ы): Лариса БУСИЛЬ

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

16 февраля 2011

Профессор Казанского университета, академик Александр КОНОВАЛОВ недавно прочел лекцию на телеканале «Культура», посвященную супрамолекулярным системам.

- В своем выступлении в телепроекте «Академия» вы сказали, что биосистема (а значит, и человек) с точки зрения химии - это прежде всего «сообщество структурно и функционально дифференцированных супрамолекулярных систем». Позвольте задать «глупый» вопрос: что же такое душа человека?
- Цель моей лекции была показать роль супрамолекулярных систем. Супрамолекулярные системы - это высшая точка предбиологического развития. Дальше все нужно связывать с появлением разума.

- Человечество благодарно химикам за массу жизненно необходимых вещей, в первую очередь за лекарства...
- А материалы? Разве можно представить нашу жизнь без материалов? Посмотрите вокруг себя и вы увидите - все это химия...

- Однако слово «химия» в быту часто употребляется с негативным оттенком. Мы едим «химические» продукты, используем бытовую химию, природа наша страдает из-за выброса вредных химических веществ. Как разрешить этот извечный спор между химиками и экологами?
- Не нужно отрицательные эффекты приписывать только химикам. Общество в целом должно откликаться на то, что химики могут создать, и ставить перед ними и другие задачи. К сожалению, зачастую общество не видит возможных отрицательных последствий. А видеть их - это очень важный момент в деятельности человечества.

- Возможно, просто экономически невыгодно производить такие материалы?
- Правильно, если думать о сиюминутной выгоде. Но надо думать и о будущих последствиях! Сейчас с каждым годом растет потребность человечества в энергии. И приблизительно каждые 27,5 года происходит удвоение производства энергии. Сегодня мы говорим о парниковом эффекте. Но ведь дело не только в нем. Конечно, прогресса не будет, если не будет увеличения производства и потребления энергии. Одна из задач - производить и использовать так называемую чистую энергию: солнечную, ветра, воды. Но в конечном итоге превращать-то мы ее будем опять в тепло! А Землю перегревать нельзя, это может привести к катастрофе. Если человечество не поймет этого (последствия должны осознать и ученые, и политики) и не найдет выход. Я много думал на эту тему. Один из возможных выходов - выносить производства в космическое пространство.

- Предлагаете строить заводы на Луне?
- А почему нет? Это необходимость. Совершенно очевидно увеличение антропогенного вклада в непрерывное повышение температуры атмосферы Земли. Я знаю другие точки зрения, но от антропогенного фактора никуда не уйдешь, он будет только возрастать. Господство пустынь на нашей планете - естественная перспектива ее развития, если человечество своевременно не осознает приближение катастрофы.
Даже небольшое повышение среднегодовой температуры приведет к тому, что резко изменится климат и состояние атмосферы. Усилятся ветры, ураганы, бури, смерчи. Некоторые ученые считают, что мы в кризис уже вошли. И в этих условиях развитие химии - необходимое в настоящее время явление.

- Казанские ученые в области супрамолекулярной химии являются лидерами в России. Поэтому вполне понятно, почему вы координатор соответствующей программы в Российской академии наук. К чему ведет создание супрамолекулярных систем?
- К появлению исследований нового уровня и смыканию химических систем с биологическими. В настоящее время в мире появилась наука, которая называется «синтетическая биология». Те, кто занимается супрамолекулярной химией, понимают, что создание систем, которые смогут конкурировать с биологическими, - это вызов человечеству.

- Речь идет о так называемых биороботах, биосенсорах, биомаркерах?
- В том числе о них. Закономерности, которые работают в биосистемах, имеют физическую или химическую природу, поэтому исследования в этой области чрезвычайно важны. И не только с точки зрения создания систем, моделирующих биологические объекты, но и с точки зрения создания синтетических систем, которые были бы эквивалентны биологическим и даже превосходили бы их. К чему это приведет? Сказать трудно, как всегда, будет и положительное, и отрицательное.

- Ваша внучка Оля продолжила династию химиков и стала недавно победительницей международного конкурса работ молодых ученых в области нанотехнологий. Вы с детства прививали ей любовь к химии или во всем «гены виноваты»?
- Должен признаться, ее победа стала для меня приятной неожиданностью. Оля занимается системами, которые могут быть использованы для создания биомаркеров и биосенсоров. Окончательный выбор в пользу химии внучка сделала только в выпускном классе, как и я.

- Александр Иванович, а как вы стали химиком?
- Моя мама работала у Александра Ерминингельдовича Арбузова лаборантом, и в детстве мне часто приходилось бывать в химических лабораториях в здании, где теперь располагается Музей истории казанской химической школы. А университетский детский сад, в который я ходил, размещался в подвале главного здания. В старших классах я заинтересовался химией. Тем не менее химиком решил стать не сразу. Хотел быть то нефтяником, то математиком... Но в конце концов химия победила. Очевидно, сказалось влияние арбузовской школы.

- Вам довелось общаться с Арбузовым-старшим?
- Когда я был студентом, а затем сотрудником, Александр Ерминингельдович был еще жив. Но разговоры с ним были мимолетными. А что касается Бориса Александровича Арбузова, то он нам читал лекции по органической химии. Когда я окончил университет, Борис Александрович стал научным руководителем моей кандидатской диссертации. И в русле одного из направлений исследований Арбузова-младшего развивалась моя работа, которая потом переросла в докторскую.

- Желающих поступить в химический институт КФУ хоть отбавляй, но так было не всегда. Почему молодежь сегодня охотно идет в химики? Это связано с тем, что химия - одна из самых быстроразвивающихся наук, или тому есть другие причины?
- Тут надо учитывать совокупность нескольких факторов. Во-первых, действительно, химия развивается быстро. Это та наука, которая сама создает предмет своего исследования. Во-вторых, казанская химическая школа существует уже 175 лет. Точка отсчета для нас - Зинин. Далее основные «вехи» - Бутлеров, Марковников, Зайцев, Арбузов-старший, Арбузов-младший, Пудовик... Кстати, в 2011 году исполняется 150 лет бутлеровской теории химического строения органических соединений. В рамках Года химии этому событию будет посвящен международный конгресс, который состоится в Казани.

- Вы известный академик, в 1980-е годы были ректором Казанского университета. По-вашему мнению, реформа высшего образования, перевод его на болонские рельсы - это дорога в так называемое светлое будущее или тупиковый путь развития?
- В российском научно-образовательном сообществе отношение к внедряемой системе образования скорее отрицательное, чем положительное. Идея унификации образования, которая провозглашена в Болонской декларации, в идеале должна позволить студентам более активно выезжать за рубеж, что, конечно, очень важно с точки зрения реализации перетока идей, а отсюда и более эффективной подготовки квалифицированных специалистов. Но в настоящее время и у нас, и за рубежом все чаще раздаются критические голоса в адрес болонской системы.

- Вы считаете, что советская система образования была лучше?
- Разрушение системы образования в нашей стране происходит достаточно давно, это не сиюминутное явление. И идет оно - я придерживаюсь такой точки зрения - не без влияния извне.

- По-вашему уровень студентов в последнее время снизился?
- Конечно снизился. И это единое мнение всех тех, кто на протяжении многих лет причастен к учебному процессу.

- Как можно исправить ситуацию?
- Требуется очень большая системная конструктивная работа, которая затрагивала бы все элементы образовательной системы: и структуру образования, и методы обучения, и программы, и (колоссальной важности вопрос) качество кадров. И все надо начинать со школы. Страна утратила ту культурно-образовательную среду, которая была присуща нашему обществу.

- Александр Иванович, на этой неделе студенты отметили День святого Валентина. Одни говорят, что любовь - это сплошная химия, другие - болезнь. А по-вашему, любовь - что это такое?
- Мы не знаем до конца все ее механизмы. Но известно, что в определенный момент начинается синтез некоторых биологических веществ, которые определяют и поведение человека, и его чувства. С этой точки зрения любовь - это химия. А химия - я цитирую - «это музыка».

Александр Иванович Коновалов родился в 1934 г. Доктор химических наук, профессор, академик РАН (1992), академик (1991) и вице-президент АН РТ(1997 - 2006). Декан химфака КГУ (1968 - 1972), завкафедрой органической химии КГУ (1974 - 1999), ректор КГУ (1979 - 1990), директор ИОФХ КазНЦ РАН (1990 - 2001), председатель КазНЦ РАН (1996 - 2008), советник РАН (2008). А.И.Коновалов является: вице-президентом Российского химического общества им. Д.И.Менделеева, председателем научного совета РАН по органической химии, членом редколлегий научных журналов «Вестник РАН», «Доклады РАН», «Успехи химии», «Известия АН. Серия химическая», «Журнал общей химии», «Журнал органической химии». Кроме того, академик Коновалов - председатель диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней доктора химических наук при КФУ, председатель комиссии по присуждению золотой медали имени А.М.Бутлерова РАН, член совета федеральной программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки». А.И.Коновалов - лауреат Госпремии СССР и Госпремии РТ в области науки и техники, премии «Триумф» 2005 года в области науки в номинации «Химия и науки о материалах», премии РАН им. Н.Д.Зелинского, а также обладатель золотой медали им. Д.И.Менделеева.


В статье использованы материалы: Казанская химическая школа, Казанские ведомости


Средний балл: 9.0 (голосов 7)

 


Комментарии
"- Как можно исправить ситуацию?
- Требуется очень большая системная конструктивная
работа, которая затрагивала бы все элементы
образовательной системы: и структуру образования,
и методы обучения, и программы, и (колоссальной
важности вопрос) качество кадров. И все надо
начинать со школы. Страна утратила ту культурно-
образовательную среду, которая была присуща нашему
обществу."
- Вот и занялись.
Мне тоже не нравится, что понятие химия употребляется большинством, как явление негативное..
"- По-вашему уровень студентов в последнее время снизился?
- Конечно снизился. И это единое мнение всех тех, кто на протяжении многих лет причастен к учебному процессу."
- И не только студентов..

"- Как можно исправить ситуацию?
- Требуется очень большая системная конструктивная
работа, которая затрагивала бы все элементы
образовательной системы: ......"

Вот сейчас и исправляют ситуацию новыми стандартами, когда школьникам "закрывают" доступ к знаниям, ограничивая количество предметов. Нам - школьникам говорят, что не надо изучать смежные предметы, а только несколько "профильных". А ведь все говорят, что наука делается на стыке предметов ... И уже в школе "ставят заборы" между этими предметами. А вдруг ошибся в школе при выборе направления. Как в этом случае исправить ошибку и...попытаться научиться не обществознанию или психологии, а, например, физике, химии или математике ???
Говорят, что американцы сейчас не будут учить писать ручкой, а только на компьютере. Возможно ли такое ? А если его - компьютера вдруг не будет ? Что тогда ?
Палии Наталия Алексеевна, 18 февраля 2011 14:14 
А вдруг ошибся в школе при выборе направления. Как в этом случае исправить ошибку и... - а вот раньше такие проблемы не возникали - на первом курсе я подсчитала, что среди моих однокурсников (в МИФИ) было раза в полтора больше выпускников английских/французских спец.школ, чем выпускников физ-мат школ. Кстати, я и сама заканчивала английскую спецшколу, которую немного раньше окончил победитель международной олимпиады по физике, поступивший в ФИЗТЕХ . Увы, те времена прошли...
Но если вам нравится химия, или физика/биология/математика - вы будете стараться узнать по-больше - благо есть книги и библиотеках, и...в Интернете - посмотрите обязательно Арифметику (5-6 кл.) - один из авторов учебника - академик С.М. Никольский
В Москве вообще всё в порядке в вузах... Кроме зарплаты и мотивации преподавателей.

Вы в регионы взгляните! Это же ужасно! С моего курса в 60 человек, после выпуска только 3 человека работают по своей специальности!!!
Ведь это ужасно!
А глядя на название статьи сразу вспоминается теория струн...
Химофобия - вообще штука опасная,необоснованные страхи "о всём химическом" только наносят вред психическому здоровью человека.
И все надо начинать со школы. Один час химии в неделю в 10-11классах и поступающие на инженерные специальности технических вузов о химии будут иметь в лучшем случае очень общее представление.
Остальные комментарии - удалены! Супер!Зачем тогда писать?
Трусов Л. А., 13 марта 2011 23:36 
Цафт Альберт Рудольфович:
Остальные комментарии - удалены! Супер!Зачем тогда писать?

а зачем писать ерунду, засоряющую информационное пространство? поддерживаю модераторов всей душой!
Юный максималист, 14 марта 2011 00:32 
Лев, а вы напишите правила, за что удаляют
комменты. И ставьте отметку, что коммент
удален.
А Альберт вроде кроме достаточно восхищенных
комментов и множества повторений себе больше
ничего не позволял.
Трусов Л. А., 14 марта 2011 02:51 
Лев, а вы напишите правила

наши правила ничем не отличаются от правил поведения в любом приличном общественном месте. как ни странно, подавляющему большинству они понятны и без пояснений.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Графен
Графен

Открыта загрузка решений по викторине для школьников
Конкурс "Викторина" проходит в рамках XIII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям и позволит участникам среди школьников получить дополнительные баллы к набранным по комплексу предметов "химия, физика, математика, биология": 25% набранных в викторине баллов будет добавлено к сумме баллов по комплексу.

Академическая неделя МГУ
С 21 по 23 ноября 2018 года на базе Химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках XIII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям пройдут открытые мероприятия для всех желающих. Академическая неделя направлена на организацию открытого общения представителей академической и университетской науки с молодыми учеными, студентами, аспирантами, учителями, наставниками, школьниками по современным проблемам естествознания и развитию идей в науке и образовании, предложенных академиком Ю.Д.Третьяковым.

Глобальные вызовы в современной науке и образовании в год 150-летнего юбилея Периодической таблицы Д.И.Менделеева
В среду, 21 ноября, в Большой химической аудитории химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова состоится лекция "Глобальные вызовы в современной науке и образовании в год 150-летнего юбилея Периодической таблицы Д.И.Менделеева", которую прочтет профессор, член-корреспондент РАН Юлия Германовна Горбунова (Институт общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН).

Нано 2.0
Е.А.Гудилин
Всех приглашаем на Академическую неделю МГУ, а также на участие в наноолимпиаде, пока – в конкурсе Викторина (первом конкурсе 13 наноолимпиады).

Социальные сети - реалии виртуального мира или виртуалии реальности?

Социальные сети опутали сознание, они вызывают психозы и бунты. Поколение Z живет в этом мире с рождения, но что это - реалии виртуального мира или виртуальность реальности? Немного об официальных страницах наноолимпиады в соцсетях... :)

Материалы реферативного курса "Образование в области нанотехнологий"
Коллектив авторов
Курс посвящен рассмотрению вопросов образования в области нанотехнологий, а также подготовки школьников к олимпиадам вообще и наноолимпиаде, в частности. В рамках курса рекомендуется ознакомиться с представленными материалами и пройти недавние тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.