Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Рисунок 3. Фотовозбуждение различных участков на графене с контактами из Pd производит токи противоположных знаков (иллюстрация справа вверху) [49]. СЭМ фотография устройства из штыревых электродов на графене, в котором контакты из различных металлов создают боковое электрическое поле (фотография слева вверху, схема устройства изображена на нижнем рисунке) [39, 49]. По мотивам работ [39, 49, 50].

Фаэдон Авурис. Диалог в 2-х частях. Часть 2.

Ключевые слова:  IBM, интервью, нанотехнологии, нанотрубки, периодика, углеродный материал

Автор(ы): Баранов Дмитрий Александрович

Опубликовал(а):  Баранов Дмитрий Александрович

03 января 2011

Продолжение интервью с главным менеджером по нанотехнологиям IBM, Фаэдона Авуриса, где обсуждаются фотодетекторы, высокочастотная электроника, нанотрубки и высказаны интересные мысли о состоянии вещей в нано- и науке. (читать первую часть интервью).

Часть вторая.

Пол Вейсс: Ты обмолвился о трудностях с созданием пассивных элементов.

Фаэдон Авурис: Да, на данный момент, если вы используете графен как подложку, то необходимо разработать технологию нанесения пассивных элементов. Это не кремний, к графену ничего не прицепить, иначе нарушите πи связи.

Еще мы занимаемся изучением температурных режимов, что представляет собой серьезную проблему. В коммерческих устройствах, тепло, производимое пропусканием тока, рассеивается благодаря фононам. Кремний связан с оксидом и тепло перемещается с одного типа связи на другой. Но в графене, нанотрубках и молекулах нет ковалентных связей, а есть Ван-дер-Ваальсовые взаимодействия и большие дистанции. Ван-дер-Ваальсовы фононы низкочастотны, так что отсутствует возможность эффективно преобразовать один "большой" фонон во множество маленьких. Выходит что устройства из молекул, графена и нанотрубок нагреваются, что и ограничивает их производительность. Необходимо найти пути отвода энергии, чем мы сейчас и занимаемся. То что мы обнаружили в эксперименте на самом деле гораздо лучше, чем можно было ожидать. Мы занимаемся изученим нетрадиционных механизмов транспорта тепла, например, через взаимодействие c фононами-поляритонами поверхности [47]. Этот подход не нов и уже обсуждались в прошлом, в другом контексте. Например, как теряет энергию электрон, если он быстро приближается к поверхности. Джерри Махан это обсуждал [48]. Электрон не проходит сквозь поле устройства, из-за толщины самого устройства. Поля, образованные на полярных поверхностях, затухают экспоненциально, по направлению от поверхности. Но графен, нанотрубки, молекулы - они сама поверхность. Они взаимодействуют с этими полями и рассеивают энергию. Ну что тут сказать об актуальности наших работ в этом направлении. В результате может получиться улучшенный способ диссипации тепла. Контроль тепла на наноуровне - еще одна область, где нам есть чему научиться. Применения могут быть самыми широкими - в сенсорах, биомолекулярных устройствах и, конечно, в электронике.

ПВ:В последнее время ты достиг успехов в быстрых широкополосных фотодетекторах на основе графена. Можешь рассказать поподробнее?

ФА: Те же причины по которым графен идеален для быстрых устройств, делают его оптимальным для фотоники. Графен очень хорошо поглощает свет. Мы говорим, что он прозрачен, но на самом деле, если подумать, то один атомный слой графена поглощает 2,3% падающего излучения любой длины волны, с практически постоянной эффективностью. Этот материал уникален. Чтобы получить такие характеристики на материалах используемых в фотонике, например InGaAs, то, если я правильно помню, для 2% поглощения требуется около 200-ангстрем толщины.

Графен - это сильно взаимодействующая система для света, в которой быстро движутся носители. В принципе, электроны и дырки очень подвижны, в отличие от III-V материалов. Ключевая проблема здесь та, что графен, будучи полуметаллом, обладает очень быстрой рекомбинацией носителей. Действительно, мы не видим люминесценции в графене. Если возбуждать основной объем графена, то ничего не происходит. Если приложить потенциал, то виден фототок, но на фоне огромного темнового тока. Эти наблюдения лишили людей мотивации изучать фотонику графена. Исследуя контакты, мы заметили, что можем генерировать фототок используя SNOM (scanning near-field optical microscopy), если мы возбуждаем вблизи контактов [39]. Это происходит потому, что пара электрон-дырка разделены электрическим полем изгиба зон. Такое явление мы можем использовать для фототока и фотодетекции. Кроме того, мы получили очень быстрый фотоотклик, такой же быстрый, как и любая измерительная система у нас здесь, в IBM.

ПВ: Каковы пределы?

ФА: Одно из ограничений - необходимость возбуждения только одного контакта, скажем, близкого к контакту источника (source) [49]. Потому что если возбуждать контакт близкий к стоку (drain), то возникшее электрическое поле будет противоположным. Теперь, если осветить все устройство, то чистого фототока не получить вообще. Таким образом имеем ограничительное условие. Конечно, вы можете замаскировать один из контактов, но для нас это не решение. Мы также хотим повысить эффективность, для чего необходимо увеличить площадь устройства. Недавно мы тестировали другой подход (Рисунок 3). Используя гребенчатые электроды (interdigitated electrodes) изготовленные из двух различных металлов - один метал с высокой, а другой с низкой работой выхода (например, титан и паладдий) - можно добиться ассиметричного изгиба зон. То есть, создать наклонный профиль потенциала между контактами. Это очень хорошо работает. В результате мы увеличили выходной сигнал на 1300% и смогли производить и детектировать оптические потоки данных. Максимум, который мы смогли достичь - десять гигабит в секунду [50].

ПВ: Можешь что-нибудь рассказать о разделении нанотрубок?

ФА: Мы уже видели множество достижений в области разделения нанотрубок. Я над этим работаю вместе с Марком Херсамом. Мы используем его нанотрубки [51], и разделяем их не по хиральности, а по типу (электронной структуры - прим. пер.) [52-54].

Некоторые нанотрубки мы используем для измерений на высокой частоте. И чтобы сделать гибкую высокочастотную электронику мы изготавливаем массивы нанотрубок. Я очень рад тем 99+% контроля, которых достиг в этом направлении Марк. Но это еще не оптимальное решение. Для изготовления высокотехнологичных устройств требуются нанотрубки которые идентичны друг другу, и это стало бы огромным шагом вперед. Я слышал, что имеются разные методы разделения, которые также дают очень хорошие результаты. Они конечно придают стимул, но не уверен, что на их основе будет легко создать целую технологию. Во-первых, низкий выход. Во-вторых, нанотрубки и графен не растворимы. Чтобы их растворить необходимо использовать добавки, которые потом очень трудно удалить, и можно надолго со всем этим застрять.

Я не могу предсказать, что случится в будущем, но пока решения этой проблемы нет и, думаю, люди это понимают. В настоящее время эксперименты становятся все сложней и сложней, и мы все ближе и ближе к работе с четко охарактеризованными системами, но это еще далеко не технология.

ПВ: Возможно ли предсказать, как далеко зайдут технологии в будущем, чтобы сравнить их с нашими текущими исследованиями и вовремя сменить курс?

ФА: Прикинуть куда зайдет технология? Мы не знаем! Мы создаем базу знаний, чтобы люди заимствовали оттуда и развивали уже свои идеи о том, что будет необходимо в будущем. Мы не можем предсказать, что нам понадобится. Например, несколько лет назад у не было мыслей о необходимости фотоэлектрической энергии или зеленой химии.

Наши потребности, или предполагаемые потребности, развиваются как функция времени. Кто знал, что транзистор, который предназначался для слуховых аппаратов и телефонов, найдет все свои нынешние применения? Вы не работаете над чем-то ради решения конкретной проблемы, вы занимаетесь этим, чтобы понять потенциал. У вас есть определенные идеи и, если вы работаете в IBM, пытаетесь использовать их в электронике. Но эти же идеи могут найти применение в других областях, как знать.

ПВ: Есть ли в IBM возможность заниматься чем-то другим кроме электроники?

ФА: Не знаю, будет ли IBM интересен выпуск какого-то конкретного продукта. IBM также может продать интеллектуальную собственность другой заинтересованной компании.

ПВ:Расскажи об эволюции твоих усилий в науке?

ФА: Работа сильно изменилась с того времени, когда у вас была маленькая лаборатория и вы работали с одним инструментом, скажем, СТМ, куда помещали образец и меряли зависимость одного параметра от другого и третьего, от температуры, поля и так далее. Сейчас, по крайней мере в моей области, все стало намного сложнее. Оборудование рассеяно повсюду и изготовление образца составляет 99% всей работы. Используются всевозможные техники нанесения и точного расположения, разные виды электрических схем и анализа, высокочастотные измерения - все это распределено по различным лабораториям, официально принадлежащим разным людям. Когда ты это показываешь, описание 99% всех усилий укладывается всего в несколько строк статьи.

Дальше вы идете и проводите измерение, готовите несколько графиков и долгое время пытаетесь понять, что они означают. Распределение усилий в наши дни сильно отличается от работы в прошлом, когда был только один человек, одна комната, и, как правило, одна единица оборудования. "Старый" стиль работы требует больше времени и намного больших усилий чтобы достичь цели. Думаю, небольшим группам в небольших местах очень трудно вносить существенный вклад, который бы имел какие-то последствия. По этой причине вы наблюдаете появление междисциплинарных центров и сотрудничества крупных исследовательских групп в университетах. Делать науку в маленьком масштабе становится все трудней и трудней. Она не пропала, нет, и может быть успешной, если люди изобретательны, но стало тяжелее работать и находить поддержку.

ПВ: Как со временем изменилась корпоративная и промышленная наука?

ФА: И тут все меняется, как и везде. Думаю, с точки зрения исследований в промышленности, стало понятно, что невозможно охватить все, поэтому мы стали больше зависеть от вклада университетов. Меня беспокоит одна вещь. Люди в университетах не знают многого о технологиях. В прошлом, Bell Labs, IBM и некоторые другие компании выпускали, сеяли так сказать, новых исследователей для академии, исследователей которые представляли требования и границы технологий. Сейчас эти люди стареют и выходят на пенсию. Если промышленные исследования приостановятся, я боюсь, мы потеряем что-то важное.

ПВ: Почему тебе нравится нанонаука?

ФА: Нанонаука является смесью всего. Независимо от того, где ты в ней находишься, ты должен знать химию, физику, электронику, электротехнику или биологию.

Прежде всего меня мотивирует изучение новых вещей. Это требует, чтобы я разбирался во многих научных областях и, думаю, это захватывающе! От этого выигрывают все дисциплины, поскольку нанонаука, привнося общие методы исследований (литография, различные способы визуализации), соединяет физику, химию, инженерное дело, медицину, биологию, что угодно, позволяя совместить общее и обменяться идеями из разных областей [55].

Физика предоставляет новые принципы, наука о материалах и химия - новые материалы и системы, другие области привносят архитектуру. Вкупе это приумножает. Нанонаука предлагает по-новому взглянуть на науку как на нечто единое целое, не разобщенное, без барьеров и строгого разделения на области. Надеюсь, подобные проекты продолжатся. Мы имеем прообраз, как в старые времена, когда были ученые, которые знали все. Люди меня спрашивают - что мне делать, где учиться на специалиста в нанонауке? - Читайте свои книжки по физике, химии, все остальные и, будьте уверены, что вы сосредоточены на изучении основ. Старайтесь понимать.

Вот это мне и нравится в нанонауке, помимо перспективы новых продуктов. Последние тоже появятся. Из-за того, что мы столько всего наобещали, мы, вероятно, отстаем c выпуском продукции. Тут есть опасность - мы должны следить за шумихой вокруг. Возможно, такая шумиха возникла не по вине ученых, а от журналистов и тому подобному, но это ранит. В результате люди ждут чудес, а чудеса не происходят. Готовая технология не за углом, на ее развитие уходит очень много времени.

Благодарности: Пол Вейсс благодарит Холли Бунжи (Holly Bunje) и Хизер Терни (Heather Tierney) за помощь в организации этого интервью и IBM за поддержку визита в Watson Research Center.

Ссылки:

47. Rotkin, S. V.; Perebeinos, V.; Petrov, A. G.; Avouris, Ph. An Essential Mechanism of Heat Dissipation in Carbon Nanotube Electronics Nano Lett. 2009, 9, 1850– 1855;

48. Mahan, G. D. Theory of Surface Polaritons and Image Potentials in Polar Crystals Phys. Rev. B 2010, 81, 195318;

49. Mueller, T.; Xia, F.; Freitag, M.; Tsang, J. C.; Avouris, Ph. Role of Contacts in Graphene Transistors: A Scanning Photocurrent Study Phys. Rev. B 2009, 79, 245430;

50. Mueller, T.; Xia, F. N. A.; Avouris, Ph. Graphene Photodetectors for High-Speed Optical Communications Nat. Photonics 2010, 4, 297– 301;

51. Engel, M.; Small, J. P.; Steiner, M.; Freitag, M.; Green, A. A.; Hersam, M. C.; Avouris, Ph. Thin Film Nanotube Transistors Based on Self-Assembled, Aligned, Semiconducting Carbon Nanotube Arrays ACS Nano 2008, 2, 2445– 2452;

52. Arnold, M. S.; Suntivich, J.; Stupp, S. I.; Hersam, M. C. Hydrodynamic Characterization of Surfactant Encapsulated Carbon Nanotubes Using an Analytical Ultracentrifuge ACS Nano 2008, 2, 2291– 2300;

53. Kalbac, M.; Green, A. A.; Hersam, M. C.; Kavan, L. Tuning of Sorted Double-Walled Carbon Nanotubes by Electrochemical Charging ACS Nano 2010, 4, 459– 469;

54. Antaris, A. L.; Seo, J.-W. T.; Green, A. A.; Hersam, M. C. Sorting Single-Walled Carbon Nanotubes by Electronic Type Using Nonionic, Biocompatible Block Copolymers ACS Nano 2010, 4, 4725– 4732;

55. Buriak, J. M. A Quiet Revolution ACS Nano 2009, 3, 3335– 3336;

ПереводДмитрий Баранов


В статье использованы материалы: A Conversation with Dr. Phaedon Avouris: Nanoscience Leader


Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 


Комментарии
Владимир Владимирович, 03 января 2011 03:33 
"Делать наука в маленьком масштабе становится
все трудней и трудней. Она не пропала, нет, и
может быть успешной, если люди изобретательны,
но стало тяжелее работать и находить
поддержку."

"Меня беспокоит одна вещь. Люди в
университетах не знаю многого о технологиях."

"Нанонаука предлагает по-новому взглянуть на
науку, на как нечто единое целое, не
разобщенное, без барьеров и строгого
разделения на области."

"Тут есть опасность - мы должны следить за
шумихой вокруг. Возможно, такая шумиха
возникла не по вине ученых, а от журналистов и
тому подобное, но это ранит. В результате люди
ждут чудес, а чудеса не происходят. Готовая
технология не за углом, на ее развитие уходит
очень много времени."

- Замечательная статья. Здесь даны ответы на
многие вопросы на тему - КАК!

g e n, 03 января 2011 19:17 
СПАСИБО!!!
Клепа, 03 января 2011 19:29 
нанотрубки и графен не растворимы. Чтобы их растворить необходимо использовать добавки, которые потом очень трудно удалить, и можно надолго со всем этим застрять.-
можно ли ссылочку на растворение графенов и нанотрубок?
Юный максималист, 03 января 2011 20:33 
Клепа, 03 января 2011 20:53 
Благодарю.
Но что- то не получается при наборе ссылки: ERROR: The requested article is not currently available on this site.
Владимир Владимирович, 03 января 2011 21:03 
Лишний пробел. Ссылка.
Клепа, 03 января 2011 21:09 
Спасибо!
Правла здесь о "have demonstrated the ability to readily form stable dispersions".
Владимир Владимирович, 03 января 2011 21:16 
На здоровье!
Именно стабильные дисперсии и максимум, что можно достичь (без значительных химических изменений Или образования супрамолекулярных комплексов) при переводе в жидкое состояние структур значительного по сравнению с молекулярным размера - энтропия "солюбилизации" плоха!
Юный максималист, 03 января 2011 21:51 
Стабильность дисперсий проверял сам -
действительно работало, причем из опыта
получил, что лучше сначала сделать очень
разбавленную суспензию и потом упарить, чем
пытаться диспергировать более
концентрированную.
Клепа, 03 января 2011 21:52 
На это и пытался "тонко намекнуть на толстые обстоятельства"
Юный максималист,
интересное наблюдение. А почему так?
Юный максималист, 03 января 2011 21:54 
Лучше я не буду вам свои лженаучные аргументы
приводить. Считайте, что это был неопубликованный экспериментальный факт.
Клепа, 03 января 2011 23:47 
Считайте, что это был неопубликованный экспериментальный факт.-
Жаль. Было бы по настоящему интересно.
Палии Наталия Алексеевна, 04 января 2011 19:55 
Интересное интервью Мы имеем прообраз, как в старые времена, когда были ученые, которые знали все. Люди меня спрашивают - что мне делать, где учиться на специалиста в нанонауке? - Читайте свои книжки по физике, химии, все остальные и, будьте уверены, что вы сосредоточены на изучении основ. Старайтесь понимать. - замечательные слова
Вот это мне и нравится в нанонауке, помимо перспективы новых продуктов.
Самые ожидаемые супертехнологии ближайших пяти лет по версии IBM
Юный максималист, 05 января 2011 00:45 
Клепа, если Вас действительно это интересует,
могу изложить свои соображения по мэйлу.
Так что пишите.
Тяжелое чувство возникает при чтении этой публикации:
(i) ИБМ создала хорошие условия для эффективного использования творческих людей,
(ii) китайская экономика в этом году показывает рекордный рост в 13% http://zavtr...894/22.html
(iii) а мы восхищаемся чужими достижениями, любим Чубайса-Кудрина (хотя бы потому, что больше и некого) и живем под управлением инопланетян http://zavtr...894/32.html
Палии Наталия Алексеевна, 05 января 2011 16:25 
а мы восхищаемся чужими достижениями,...и радуемся тому, что многие мысли и мнения, высказанные в интервью созвучны нашим собственным, хотя Россия - "бедная страна", по словам М. Прохорова
Трусов Л. А., 05 января 2011 16:38 
а мы восхищаемся чужими достижениями

Александр Леонидович,
я с удовольствием восхищался бы Вашими.
но увы.
мысли и мнения, высказанные в интервью созвучны нашим собственным

Только Этого Мало для выживания хай-тека России.
Может быть Александр Проханов прав (?), что существует
запечатанный, задавленный, замалёванный и укрываемый от глаз русский фактор
http://zavtr...893/11.html
Владимир Владимирович, 06 января 2011 17:48 
Простите, но не могу не процитировать (из концовки текста по ссылке выше)
"В этих ...пустотах есть место русской мысли, русской идее, русскому космическому чувству, которые сформулируют государственный смысл Пятой русской Империи и поставят в центр этой идеологии принцип божественной справедливости."

Как тут не вздрогнуть мечтательно
Юный максималист, 07 января 2011 00:44 
стиль очень напоминает вот это: http://hedro...ebbels4.htm
Конечно, интернет это да, но здесь давайте о
науке, без ссылок на Геббельса. Спасибо.
на Трусов Л. А., 05 января 2011 16:38

Nano Lett. http://pubs....1/nl903557p
ссылается на "Нанометр" - может это Вас слегка взбодрит.
Пастух Евфграфович, 11 января 2011 10:11 
Замечание по заунывным "каплям дёгтя..."
Дас, со стариковской тяжёлой чувственностью хорошо бы расставаться, совсем. Ощущения тяжести, печали, вселенских обобщений и, конечно, как кость в морщинках горла, - чубайс и иже..., - уже "не катит", а отталкивает. Давайте притушим любое заунывье. Расправим крылья оптимизма в 2011 году!
Юный максималист, 11 января 2011 20:37 
Александр Леонидович,
Очень взбодрило.

Дмитрий Александрович,
значит, на Проханова можно, а на Геббельса нельзя?
Трусов Л. А., 11 января 2011 21:28 
да, ржака
на Пастух Евфграфович, 11 января 2011 10:11

Тезисам (i)-(iii)
противопоставлено мнение-поучение (где основания?), разделение поколений (подлость?) и психоделия (где Ваши подарки под елкой Нанометра»?).
В итоге: кислотная демагогия в благообразной упаковке.
Пастух Евфграфович, 12 января 2011 14:44 
А давайте просто кислые факты в неблагообразной упаковке мусолить или хотя бы уточним формулу успеха и оптимизма по Вашей версии.
Держитесь системных тезисов (i)-(iii). Из них почти однозначно выводится: Чубайс в глазах широких масс китайских товарищей (которые не княгиня Марья Алексеевна) - лузер мирового масштаба.

эх, был бы я модератором...
Владимир Владимирович, 13 января 2011 04:32 
Ух, да Вы только напишите - имена, меры наказания - здесь модераторов столько, кто-нибудь да свершит.
Или, еще лучше, попросите Евгения Алексеевича или Льва Артемовича записать Вас в модераторы - у Вас получится.
здесь модераторов столько, кто-нибудь да свершит.
На пути к 100% модераторции.


Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Углеродные ленты
Углеродные ленты

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.