Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

STRF.ru: Нестандартные вузы

Ключевые слова:  Образование

Опубликовал(а):  Доронин Федор Александрович

06 декабря 2010

На 22 ноября было зарегистрировано 75 процентов образовательных стандартов для бакалавров, 80 – для магистров и менее одного – для специалистов. В общей сложности – около 280. Более 60 проходят сейчас правовую экспертизу, после чего их отправят на подпись к министру образования и на регистрацию в Минюст России. До конца года все процедуры, скорее всего, удастся пройти, сообщил замдиректора Департамента профобразования Минобрнауки России Олег Орчаков. Ещё порядка 10 стандартов в области культуры и искусства, по его словам, «зависли». Минкультуры России пытается расширить количество специальностей и настаивает на том, чтобы появился «бакалавр по фортепиано, бакалавр по скрипке» и тому подобное. Ведомства пока не достигли взаимопонимания.

Ещё одна острая проблема связана со стандартами по специалитету. «Ситуация складывается катастрофическая: из 111 утверждён всего один стандарт по “Медико-профилактическому делу, – сказал Олег Орчаков. – Мы рассчитываем подготовить и, возможно, зарегистрировать их только к концу января. Из графика, конечно, выбиваемся. Но тому есть объективные причины: в этом году ликвидировали Рособразование, поэтому пришлось перестраивать всю работу».

Новые стандарты начали разрабатывать с конца 2007 года, когда соответствующие положения закрепили законодательно (309-ФЗ от 1.12.2007). Основное их отличие от стандартов первого и второго поколений (приняты в 1997-м и 2000-м годах) заключается в рамочном характере, то есть в наличие обязательной и вариативной частей. На протяжении почти всего прошлого столетия образовательный процесс вёлся по типовым учебным планам и программам. Их различия не превышали 10–12 процентов. Постепенно доля самостоятельности высших учебных заведений росла и к началу ХХI века составляла около 30 процентов.

С принятием новых стандартов делается очередная попытка дать вузам больше свободы.

По набору дисциплин для каждого из них только на половину будут обязательными образовательные программы бакалавриата и лишь на треть – магистратуры. Предполагается, что такой принцип построения стандартов позволит вузам разрабатывать современные программы, которые в первую очередь будут ориентироваться на потребности регионального рынка труда.

Ещё одна особенность новых стандартов в том, что они создаются на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций и с учётом трудозатрат в кредитных (зачётных) единицах.

Все эти нововведения требуют от вузов серьёзной перестройки образовательного процесса. Насколько они готовы к этому? По мнению ректора Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова и председателя Совета УМО Виктора Садовничего, с этой задачей им не справиться самостоятельно: «Без комплексного учебно-методического обеспечения многие вузы не смогут разработать свои программы».

Более того, если не координировать этот процесс, есть риск потерять единое образовательное пространство в России, что неминуемо приведёт к понижению качества из-за разного уровня вузов.

«На практике это может привести к тому, что, допустим,философ сибирского университета по содержанию своей подготовки может на 50 процентов отличаться от философа южного вуза,

– комментирует Игорь Котлобовский, проректор МГУ. – Чтобы этого не допустить, специалисты должны разработать примерные образовательные программы, которые будут ориентиром для всех вузов».

Если стандартов утверждено мало, то с примерными программами дела обстоят ещё хуже: по бакалавриату подготовлено 50 процентов, по магистратуре – 42, по специалитету нет ни одной. Ответственность за их разработку могли бы взять на себя УМО, однако Минобрнауки за последние два года фактически отстранило их от этого процесса, констатировали участники собрания.

Не решены и другие, не менее острые вопросы. В частности, о финансовом обеспечении перехода к новым стандартам. Чтобы их применять, может потребоваться новое оборудование. За счёт каких средств его приобретать? Необходимо будет провести огромную работу по подготовке современных учебников, пособий и т.д. Как мотивировать к этой работе доцента со средней зарплатой по России в 13 тысяч рублей и профессора с доходом в 19 тысяч? Где брать средства для издания этой литературы?

«Не ответив на эти вопросы, может получиться так, что за европейским фасадом стандарта останется прежняя начинка, то есть старое содержание, – предостерёг Игорь Котлобовский. – В некоторых европейских странах при переходе на уровневое обучение затраты были сопоставимы с годовым бюджетом профильного министерства, то есть вузы получили дополнительные средства на разработку учебно-методического обеспечения и приобретение необходимого оборудования. В России, похоже, таких планов нет».

Ещё одна проблема связана с укрупнением перечня направлений подготовки. Её обсуждают давно. Заказ на разработку стандартов был сформирован только на крупные направления подготовки: например, «Автоматика и управление», «Транспортные средства», «Архитектура и строительство» и другие. Самое жёсткое укрупнение произошло в области естественных наук, техники и технологии, отметил Виктор Садовничий.

Изменение перечня происходит за счёт увеличения количества направлений в области культуры, искусства, гуманитарных наук, экономики и управления. В сентябре к 107 специальностям перечня были добавлены новые четыре, но в области культуры и искусства (всего их 21).

Директор Федерального института развития образования, академик РАО Александр Асмолов заявил, что «нельзя хаотично определять, какие направления подготовки укрупнять, а какие – сжимать». Особенно он опасается сверхузкой специализации, которая может привести к ситуации, описанной у Достоевского: больной приходит к врачу и жалуется на насморк. А тот в ответ: «Батенька, у вас насморк левой ноздри, а я специализируюсь по правой. Поезжайте в Париж, там вылечат».

В середине первого десятилетия XXI века, по словам академика Асмолова, производилось больше уникальной информации, чем за предыдущие пять тысяч лет. Десяти самых востребованных профессий 2010 года в 2004-м не существовало. По прогнозам специалистов, те, кто сегодня получает образование, к 38 годам жизни сменят от 10 до 14 мест работы. Причём многие из них будут работать по несуществующим пока профессиям, использовать технологии, которых нет, решать задачи, о которых мы даже не знаем. Новые стандарты должны быть связаны с вариативностью образования, резюмировал Асмолов.

Все эти вопросы, безусловно, крайне актуальные. Вот только почему разговор о них идёт за месяц до вступления в силу закона о двухуровневой системе образования, когда уже надо обсуждать не то, как сделать, а подводить итоги сделанному? Очередная волна судьбоносных обсуждений намечена на конец декабря. По предварительным данным, 23 числа вопрос о переходе на новые стандарты рассмотрят в правительстве, а 29-го – на коллегии в Минобрнауки. Будем ждать окончательных решений.




Комментарии
Максимкина Елена Ивановна, 06 декабря 2010 11:29 
Считаю переход к системе "бакалавр-магистр" просто ужасным. А как же специалисты? Теперь у абитуриентов выбора не останется. Бакалавр - это очень "узко", да и не каждый хотел бы учиться потом в магистратуре...
Рада, что поступила до этих нововведений. Например, у нас на факультете журналистики учат не только собственно журналистской работе, но и охватываем весь спектр профессий "околожурналистики": оператора, радиоведущего, редактора, и т.д. Вот она - прелесть специалитета. Самую нужныу вещь - и опять хотят убрать :(
Так, что Минобрнауки РФ в очередной раз лапшу на уши вешает? Ведущие университеты, они, конечно, будут 6 лет до магистров учить, чем 5 лет до инженеров. Денег больше дадут от государства. Ну а небольшие вузы, да филиалы всякие, по рассуждению господина Фурсенко, вообще закрывать надо http://mon.g...s/smi/8011/ . Версия закона об образовании с декларацией о специалистах, которую выставили для говорильни, это так, для "демократии".
В гуманитарных науках такие выкрутасы допустимы. В технических и точных науках - ни в коем случае.
Академик Асмолов, в бытность зам. министра образования, внес свою лепту в
разрушение этого образования. Как он говорил: - Для воспитания человека
Мира. То что планируется для человека поменять 14 мест работы, то виновата
система. В Японии работу меняют редко. То что все быстро изменяется, то это
говорит о том, что фундаментальная подготовка должна быть более
качественной, а программы должны формировать Специалисты, а недоученные
менеджеры-чиновники. Не может написать человек о том чего не знает, а если
пишет, то преследует цель - разрушить это самое образование.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Фуллереновые нанобублики
Фуллереновые нанобублики

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.