Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Всероссийский интеллектуальный форум - олимпиада по нанотехнологиям: Организаторы

Всероссийская Интернет-олимпиада школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!"

Кирпичников Михаил Петрович

Академик РАН, декан Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Статус: Член организационного комитета

Родился 9 ноября 1945 года в Москве. М.П. Кирпичников - доктор биологических наук (1987), академик РАН (1997), профессор, заведующий кафедрой биоинженерии биологического факультета МГУ (2000), заведующий лабораторией инженерии белка Института биоорганической химии РАН им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (2002). Закончил Московский физико-технический институт по специальности молекулярная биофизика (1969). В 1972 году окончил аспирантуру того же института. Около 25 лет работал в Институте молекулярной биологии Академии наук СССР, затем в институте биоорганической химии РАН им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова. С 1989 по 2004 год находился на государственной службе, совмещая ее с научной и преподавательской деятельностью. Был начальником управления Министерства науки, высшей школы и технической политики, начальником Департамента науки, образования и высоких технологий Аппарата Правительства Российской Федерации, Министром науки и технологий Российской Федерации, Первым заместителем Министра промышленности, науки и технологий РФ. Академик Кирпичников М.П. ведет большую научно-организационную работу. Он является членом президиума РАН, членом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ, членом Совета РФФИ, членом Совета РГНФ, членом Координационного межведомственного совета по приоритетному направлению "Науки о жизни и биотехнология", членом ряда других научных советов РАН и Минобразования науки РФ, членом редколлегии ряда научных журналов, членом специализированного Ученого совета по защитам докторских диссертаций Института биологии гена РАН и т.д. Заслуги академика М.П.Кирпичникова в научной, научно-организационной, педагогической и общественной деятельности высоко оценены как у нас в стране, так и за рубежом. Он награжден государственными наградами: орденом Почета, медалями и почетной грамотой Правительства Российской Федерации.

Биологический факультет с отделениями зоологии, ботаники и почвенно-географическим был организован в 1930 г. на базе биологического отделения физико-математического факультета МГУ. В настоящее время факультет является крупным научным центром подготовки специалистов-биологов широкого профиля. В его структуре 28 кафедр, 3 проблемных лаборатории (космической биологии, химии ферментов, по изучению рыбопродуктивности водных экосистем), более 50 кафедральных научно-исследовательских лабораторий, 4 общефакультетские лаборатории (электронной микроскопии, экспериментальных животных, седиментационного анализа, изотопного анализа), 2 биологические станции - на Белом море и в Звенигороде, Зоологический музей, Ботанический сад на Ленинских горах и его филиал на проспекте Мира. На базе факультета создан учебно-научный центр по реабилитации диких животных.

Основные направления научно-исследовательской работы на факультете связаны с изучением важнейших проблем биологии, медицины и сельского хозяйства, решением народнохозяйственных задач. Физико-биохимические основы организации биологических систем (материально-энергетические взаимоотношения компонентов в сложных биологических системах); сравнительная физиология и биохимия микроорганизмов; особенности структуры, синтеза и функционирования белков и нуклеиновых кислот; генная инженерия в приложении как к про-, так и к эукариотическим организмам; гистогенез клеток соединительных тканей; структура и функции биологических мембран; энергетические процессы фотосинтеза и др.; физиология человека и животных (физиология сердечно-сосудистой системы, крови, висцеральных систем); генетика; эволюционная и экологическая физиология; теоретические основы моделирования биологических систем - эти проблемы решаются учеными биологического факультета.

Плодотворно и интенсивно проводятся исследования закономерностей развития органического мира, многообразия живых существ нашей планеты, их эволюции, различных аспектов использования и сохранения ресурсов биосферы и их воспроизведения. Изучаются фауна и флора различных природных зон, продуктивность разных биоценозов, взаимоотношения между паразитом и хозяином, популяционная структура видов растений и животных, поведение животных, генетика популяций человека, происхождение и состав этнических групп и народов и др.

Учебный план биологического факультета предусматривает широкую общебиологическую и общеобразовательную подготовку и на ее основе подготовку специалиста в конкретной области биологии, которую студент может избрать в качестве своей специальности. Общебиологическое образование студенты получают на основе изучения курсов зоологии, ботаники, микробиологии, теории эволюции, биохимии, молекулярной биологии, генетики, физиологии человека и животных, физиологии растений, анатомии человека, цитологии и др. В рамках общебиологической подготовки для студентов I и II курсов на базе биостанций и филиала в Пущино проводятся летние практики по зоологии, ботанике, физико-химическим методам в биологии, которые не только знакомят студентов с многообразием живого мира, но и помогают сделать первые самостоятельные научные работы. Вся общетеоретическая подготовка студентов в основном заканчивается на первых трех курсах. Выбор специальностей на факультете велик: антропология, зоология, ботаника, физиология, генетика, биохимия, биофизика, микробиология. Специализация проходит на III-V курсах.

Антропологов готовит кафедра антропологии, где студенты изучают антропогенез, этническую антропологию, этнографию, археологию и ряд других дисциплин.

Специалистов-зоологов выпускают кафедры зоологии позвоночных, зоологии беспозвоночных, энтомологии, ихтиологии, биологической эволюции. Зоологам читают курсы гистологии, эмбриологии, экологии животных, зоогеографии, прикладной энтомологии, селекции животных и ряд других специальных курсов.

По специальности "ботаника" ведут подготовку кафедры высших растений, микологии и альгологии, геоботаники, гидробиологии. Ботаники изучают экологию растений, геоботанику, биологию развития растений, флору различных районов мира, селекцию растений и другие дисциплины.

По "физиологии" специализируются кафедры физиологии человека и животных, эмбриологии, клеточной биологии и гистологии, высшей нервной деятельности, физиологии растений, физиологии микроорганизмов. Студентам-физиологам читаются специальные курсы по морфологии мозга, эндокринологии, физиологии кровообращения, обмена веществ и энергии, общей нейрофизиологии, физиологии анализаторов, нейрохимии фитофотометрии, биологии опухолевых клеток, биологии размножения, экологии и эволюции фотосинтеза и др.

Выпускники кафедры генетики получают специальность "генетика". Студентам кафедры читаются курсы генетического анализа, мутагенеза, генетики человека, генетики микроорганизмов, молекулярной генетики и генетической инженерии, популяционной генетики и др.

Биохимиков готовят кафедры биохимии, молекулярной биологии, вирусологии и биоорганической химии. Студенты слушают курсы по молекулярной биологии, биоэнергетике, иммунохимии, энзимологии, генетической инженерии, химии нуклеиновых кислот, биотехнологии, осваивают физико-химические методы исследований и др.

Биофизиков готовят кафедры биофизики и биоинженерии. Студенты, специализирующиеся на этих кафедрах выпускаются по специальности "биофизика" и получают углубленную подготовку по молекулярной биофизике, биоинформатике, физической химии, компьютерным методам молекулярного дизайна, математическому моделированию биологических процессов, квантовой биофизике, биофизике клеточных процессов, белковой инженерии и клеточной инженерии. Они овладевают физико-химическими методами в биологии, генной инженерии, молекулярным моделированием, электронными и спектральными методами исследования, изотопными методами, изучают радиобиологию, осваивают методы ядерного магнитного и электронного парамагнитного резонанса, лазерной спектроскопии, люминесцентной и абсорбционной спектрофотометрии.

По специальности "микробиология" ведет подготовку кафедра микробиологии, где студенты изучают биосинтез витаминов и антибиотиков, экологию и генетику микроорганизмов, биотехнологию, осваивают методы культивирования микроорганизмов, физико-химические методы исследований.

Производственная и преддипломная практики студентов проходят в экспедициях, на заводах, опытных станциях, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, в заповедниках и др. После окончания биологического факультета специалисты-биологи могут работать в научно-исследовательских институтах и заводских лабораториях, на опытных станциях и в заповедниках, в лабораториях охраны природы и других научно-исследовательских учреждениях.



Магнитные жидкости. Вавилонские башни Наномира.
Магнитные жидкости. Вавилонские башни Наномира.

Крабовый панцирь побеждает грязную нефть
Химики МГУ разработали уникальную люминесцентную методику определения маркеров «грязной нефти» (дибензотиофенов) с использованием селективной сорбции в оптически прозрачных материалах на основе сшитых гелей хитозана.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Броуновское движение скирмионов.Растягиваем графен правильно. Красное вино, кофе и чай помогают создавать материалы для гибкой носимой электроники. Металлическая природа кремния и углерода.

К 2023 году российские химики могут занять 4-е место в мире
Эксперты отметили рост числа научных публикаций отечественных ученых и сообщили, что к 2023 году российские химики могут занять 4-е место в мире по публикационной активности.
27 – 29 ноября в рамках юбилейных мероприятий Химического факультета МГУ и торжественной церемонии закрытия Международного года Периодической таблицы химических элементов эксперты подвели итоги 2019 г.

Константин Жижин, член-корреспондент РАН: «Бор безграничен»
Наталия Лескова
Беседа с К.Ю. Жижиным, заместителем директора Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова по научной работе, главным научным сотрудником лаборатории химии легких элементов и кластеров.

Мембраны правят миром
Коллектив авторов, Гудилин Е.А.
Ученые МГУ за счет детального изучения структурных и морфологических характеристик материалов на основе оксида графена и 2D-карбидов титана, а также моделирования их свойств, улучшили методы создания мембран для широкого круга практических применений.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.