Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Ловушка для идей

Ключевые слова:  Интернет-олимпиада, творчество

Автор(ы): Овчинникова Т.С.

Опубликовал(а):  Шушарина Анастасия Леонидовна

03 ноября 2010

"Каждый из нас лишь человек, лишь попытка, лишь нечто движущееся... не вымучивай из себя светлых мыслей... "

Герман Гессе «Игра в бисер»

Каждому вступающему на путь научного познания человеку в том или ином виде преподается тривиальная формулировка второго закона термодинамики, ставшая своего рода аксиомой: "Чудес не бывает" Но, несмотря на научное обоснование, любое совершенное открытие кажется чудом. В связи с этим, самый часто задаваемый "риторический" вопрос, обращенный к исследователю-первооткрывателю, звучит примерно так: "Как эта идея пришла к вам в голову? Как вы до этого додумались?" Иными словами, сама выявленная закономерность чудом не является, ее этимология и свойства поддаются объяснению и/или могут воспроизводиться с помощью выработанной технологии. Необъяснима и неповторима этимология мысли, идеи, соединяющей знания об уже существующих закономерностях в путь причинно-следственных связей к открытию принципиально новой. Именно способ возникновения идеи открытия кажется чудесным, противоречащим научной картине мира. Но, быть может, это еще одна не выявленная закономерность?

Если прерогативой разумных биосистем является генерирование идей, а наука представляет собой детище их воплощения, почему бы именно ученым не попробовать раскрыть тайну иррациональности зарождения идеи?

Возникает закономерный вопрос: каким именно ученым? Вопросом возникновения мысли в той или иной степени задавался любой человек, обладающий разумом. Наиболее известны попытки разрешить эту проблему, предпринимавшиеся учеными гуманитарных дисциплин: философами, психологами, литераторами. Многих из них объединяла гипотеза существования у человека души как особого органа, одной из основных функций которого и является инициация мыслительного процесса, и попытки доказать эту гипотезу, более или менее успешные среди современников и последователей. В данных изысканиях встречаются представления и описания души, но точного, научно обоснованного "механизма" зарождения идеи не найдено.

Человечество же, словно бы в насмешку, продолжает мыслить и совершать открытия: от бытовых ("как лучше завязать шнурки") до фундаментальных («как создать наиболее подходящие условия для самоорганизации наносистем»). Но, быть может, это еще одна не выявленная закономерность?

В современном мире уже существует наука, способная соединить усилия различных дисциплин в одном конструктивном направлении. Она способна оперировать как терминологией интегрированных дисциплин, так и вырабатывать свою собственную и успешно внедрять ее. Даже общеизвестное имя этой дисциплины обычно употребляется во множественном числе, что подчеркивает ее "сборную" сущность - нанотехнологии.

Итак, если реальны плоды идей, возможно, реальны и сами идеи? А все, относящееся к области действительно существующего, потенциально является предметом научного исследования.

Моя художественная композиция представляет собой фотографию процесса открытия идеи - особой субстанции, обитающей в пространстве наномира. Облакоподобное гелеобразное существо с большими глазами и удивленно приподнятыми бровями - собственная идея ученого, обнаруженная им самим. Она в точности отражает настроение ученого в момент ее обнаружения. Можно увидеть, что ученый испытывает такие эмоции, как удивление (приподнятые "брови"), восторг (субстанция зрачков мимикрирует под пламя свечи), а также искреннее восхищение увиденным.

Идея движется навстречу зрителю в пространстве, напоминающем туннель, состоящий из "дороги" и "опор" в виде "лодок", соединенных "нитями" с нанизанными на них "бусинами". "Туннель" - направленный искусственно сконструированный путь-"ловушка идей". "Опоры-лодки" представляют собой информационные носители. Нити, соприкасающиеся с поверхностью блоков - проводники электромагнитного напряжения, имитирующего электромагнитную активность коры головного мозга во время умственной деятельности. Можно сказать, что сигнал движется по "нитям" со скоростью мысли.

"Бусины" являются структурами, самоорганизующимися при наличии сигнала на нитях как на его источнике. Они выполняют несколько функций:

позволяют идентифицировать наличие сигнала и определить его интенсивность (зависит не от величины, а от количества и плотности "бусин"), а, значит, успешную работу ловушки.

создают своего рода "эхо" рассеивания сигнала, что позволяет привлечь объект - идею.

"предпочитают" образовываться в местах наиболее сильного "открытого" сигнала, т.е. фактически скрывают дефекты нити, предотвращая ее разрыв и прекращение передачи сигнала.

Нити проходят через участки "лодок", отвечающие за сбор и передачу структурированной информации в пределах одного носителя. Конструкция из "лодок" и нитей погружена в гелеобразную субстанцию, которая является передатчиком, индикатором и связующим звеном в системе.

Идея, привлеченная сигналами нитей, попадает в туннель, соприкасается с гелем или слегка погружается в него и начинает посылать собственные электрохимические сигналы, способные активировать передачу информации по цепочке: идея - гель - "лодки" - нити и в обратной последовательности. Процесс обратного взаимодействия является следствием включения в систему нового элемента, самая очевидная функция которого - переработка и возможное редактирование информации. При включении идеи в систему происходит резкое усиление интенсивности "мыслительных" процессов. Усиление сигнала сопровождается образованием в гелевой дорожке, по которой движется идея тех же структур, что и на нитях, но более высокой плотности. При этом гель за пределами "лодок" дорожки, по которой движется идея, остается в прежнем состоянии.

Сама идея способна не только структурировать информацию, но и пользоваться ей, мимикрируя в процессе продвижения по тоннелю. В данном случае мимикрия выражается в появлении "лица". Вырост, похожий по форме на гидру - изначальная структура идеи. "Глаз" способен улавливать "эхо" мыслительного сигнала с помощью функционального центра ("светлый диск") и продуцировать ответные ("темный диск" в центре "светлого"); окружающие диск выросты продвигают идею в направлении сигнала. Идею часто сопровождают "структуры-спутники" - светлые аморфные плоские структуры. Они могут перекрывать доступ сигналов в случае, когда интенсивность сигнала может привести к разрушению системы. Кроме того, "спутники" способны препятствовать обнаружению "ловушки" и продвижению в нее. Возможно, именно это обеспечивает мысли способность "убегать" и "теряться" в самый неподходящий момент.

Конструкция на первом плане фотографии - зонд ("капля" с плавающей в ней "рыбкой"), закрепленный на платформе (напоминает блокнот). Зонд является дополнением к ловушке, может существовать как самостоятельная структура. Разработан для выяснения особенностей взаимодействия идеи с информационными носителями как нанообъекта с возможным наличием аналога разума. Зонд является носителем - посредником, представляющим собой систему из нескольких соединенных (впоследствии "слившихся") "лодок". Может контактировать с объектом-идеей напрямую, что не препятствует считыванию информации, но ее последующее "воплощение" может происходить только внутри зонда.

В данном случае зонд содержит информацию о нанороботе, обслуживающем системы "ловушек". Его "плавники" способны очищать ловушки от "спутников", подцепляя и разрезая их; "хвост" работает как ножницы, разрезая нити, а крючки на его концах - подцепляют и скрепляют обрезанные нити, устраняя дефекты. Наноробот-"рыбка" работает также с информационной составляющей "ловушки": ее внутреннее содержание представляет собой запрограммированный носитель, "глазами"-контактами она входит во внутреннюю среду носителя-"лодки" и производит сканирование информации и носителя на наличие дефектов, или осуществляет перенос обмен информацией между "лодками".

Верхний лист платформы подобен чуткому сейсмографу, регистрирующему особенности воздействий, которым подвергается зонд, в том числе способ считывания информации и конструирования модели. "Крючки" служат для искусственного переноса неподвижной платформы в ту или иную зону ловушки. Перенос осуществляют те же нанороботы-"рыбки" с помощью крючков на концах хвоста. Мы видим практически завершенный результат взаимодействия идеи с зондом.

Проект «ловушки идей» на сегодняшний день относится к области фантазий, однако многое из того, что ранее считалось "магическим", неподдающимся человеческому разуму, уже реализовано благодаря нанотехнологиям. Ученый, прежде всего - любознательный реалист, который «открывает свой кабинет ветрам мира и впускает в свое сердце нужды и предчувствия эпохи» (Г. Гессе «Игра в бисер»), а не фанатик и мистик.


В статье использованы материалы: Интернет-олимпиада


Средний балл: 8.0 (голосов 3)

 


Комментарии
Интересная статья. Сейчас сложно представить
подобное, но технологии действительно идут
вперед.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Серебряная нанорадуга
Серебряная нанорадуга

Успехи химии - самый цитируемый российский научный журнал
Успехи химии - самый цитируемый российский научный журнал по данным Journal Citation Reports за 2018 г., импакт - фактор 4.612, пятилетний 4.263, квартиль Q1.

Содержание 4 и 5 номеров Mendeleev Communication
Вышли 4 и 5 номер журнала Mendeleev Communication, ссылки на статьи в Scientific Direct даны на сайте журнала. Журнал публикует (и достаточно быстро) короткие сфокусированные сообщения по широкой тематике, в том числе, по материалам, наноматериалам, нанохимии в сотрудничестве с компанией Elsevier.

SCAMT Workshop Week, практикум по нанотехнологиям. СПб, 20-26 Января 2020: открыт прием заявок!
SCAMT Workshop Week (SWW) - уникальный междисциплинарный химико-биологический воркшоп: за 1 неделю у вас будет возможность сделать научный проект в одной из самых современных областей нанотехнологий и освоить новые практические навыки. SWW будет проходить с 20 по 26 января 2020, прием заявок открыт.

Лекция про Дмитрия Ивановича и Наномир на Фестивале науки
Е.А.Гудилин и др., Фестиваль науки
В дни Фестиваля науки «NAUKA 0+» на Химическом факультете МГУ ведущие ученые познакомили слушателей с самыми современными достижениями химии. Ниже приводится небольшой фоторепортаж 1 дня и расписание лекций.

Как правильно заряжать аккумулятор?
Д. М. Иткис
Химик Даниил Иткис о том, как правильно заряжать аккумуляторы гаджетов и почему телефон выключается на холоде

Постлитийионные аккумуляторы
В. А. Кривченко
Физик Виктор Кривченко о перспективных видах аккумуляторов, фундаментальных проблемах в производстве литий-серных источников тока и преимуществах постлитийионных аккумуляторов

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.