Как всегда не хватило времени спокойно пообедать. Спешно запивая горячим чаем свою студенческую трапезу, мы летим на лекцию. Сегодня суббота, поэтому народа в универе немного. Мы - это студенты-четверокурсники - моя одногруппница и я. "Может отпрошусь у него со второй полупары, - говорит ОНА, - тогда успею на электричку домой, все равно он ничего нам не рассказывает, толку от этой лекции никакого. Или будем опять играть в мафию, или отпустит с полупары...". В аудитории нас было четверо. Как и положено, преподаватель, среди "слушающей" аудитории - студент-иностранец, и нас двое. Это "нормальная" картина. Сегодня суббота, последняя пара. Кто захочет сидеть на скучной лекции, когда на улице такая чудесная осенняя погода?
Не помню, как завязался разговор, но все перешло в плоскость поиска работы после окончания университета. Куда идти молодому специалисту, окончившему ВУЗ? Ситуация с работой в стране непростая. И тем, кто приехал в Харьков (любой другой город) из села или районного центра, или из другого города, непросто на него ответить. Студент, который ходит на пары, учится хорошо, если не брать во внимание шанс остаться в университете на кафедре (это отдельная животрепещущая тема, требующая целой статьи), испытает определенные трудности с поиском работы по специальности, например нашей, инженерной. Не буду говорить за экономистов или логистов. Только об инженерах. А именно в области электроники. На самом деле не до шуток. Если хотя бы один-два-три (ну хотя бы один!) устроятся по своей специальности, или найдут как-то связанное с ней место работы, это будет большой успех! Конечно, в это число входят и "протеже", продвинутые, просунутые, чей папа или тетя, список можно продолжить... работают в вышеуказанных местах трудоустройства по специальности (НИИ, немногочисленные заводы, частные фирмы, в основном требующие только программистов). Печально, но такова статистика. Причем из числа приезжих студентов в городе студенческих лет остаются единицы. Подавляющее большинство из моих общажных знакомых старшекурсников разъехалось по родным местам. Да хорошо бы разъехалось (ведь город - то не резиновый!) и устроились работать по специальности! Но... Некоторые взяли второе высшее образование, пошли на работу, разумеется не по специальности, или же продолжают сидеть на шее у родителей, тянущихся изо всех сил, чтобы их чадо получило вторую "корочку". "Корочку" на рутинную корочку хлеба или на курочку по праздникам.
К чему такие долгие преамбулы? К тому. Зададимся следующим вопросом: к чему нам такие специальности, если после окончания ВУЗа, высшего учебного заведения, которое дает самое высокое, которое только можно получить, образование, человек не может устроиться на работу? Лучше ВУЗа ничего нет. Это не школа, не училище, не техникум. Это ВУЗ, выше простому человеку некуда. Зачем большинству стремиться получить высшее образование, если можно пойти выучиться на токаря, слесаря, автомеханика... Зачем нам корочка, чтоб была, потому что требуют? Мой знакомый автослесарь получает неплохие деньги, при этом не имея никакой "бумажки". Главное, он получает удовольствие от работы. Другой работает фрезеровщиком на тех единичных заводах, которые еще не закрыли. Получает более или менее, но приличные деньги, вкалывая. Моя мама работает на заводе "Лугансктепловоз". ВУЗов не заканчивала, имеет диплом монтера АТС, закончила электротехникум связи. Работает на телефонной станции, "старушке", как она ее называет. Оборудование там старое, декадно-шаговая система, еще предвестница той координатной, к которой мы все превыкли до появления цифровых станций связи. Получает не так уж и много, если еще учесть постоянные задержки зарплаты, вечный застой, то трехдневки, то четырехдневки... Но, получает больше, чем предлагается человеку с высшим образованием, пусть даже и такому, который только закончил институт. Тогда такой вопрос: как можно прожить на ту зарплату, которая предлагается молодому специалисту, если последнему, кроме насущных потребностей, скажем, нужно еще и арендовать жилплощадь за достаточно немалые деньги. Умные мужи считают индексы развития человека, хватает ли ему не только на физическое выживание как вида, а, скажем, на духовное развитие, культурное, в конце-концов, не вернется ли он к первобытной набедренной повязке за неимением средств на приобретение гардероба. Вопрос. Или же предлагается жить всю жизнь в общежитии, ведь квартиры молодым специалистам не дают, некоторые еще военные не получили квартиру, с детьми, с семьей... Выход - если не повезет с родным городом альма матер, столицей, или местом предлагаемой работы в другом областном или районном центре, сбежать домой, в родные пенаты. И там, ну если опять не повезет с трудоустройством по специальности, ведь как сказали, нужно быть более оптимистичным, устроиться по знакомству, через свата или брата на кассира, работника зала, счетного работника, кладовщика, упаковщика ... с высшим образованием, ничего, может в перспективе переведут и на более высокую должность. Всякое бывает. Вродь бы и неплохо, что еще надо? Ну не повезло с поиском работы по профилю, работаешь в другом месте, и жена / муж (кому кто подходит) есть, и дети хорошие, и квартира есть, как-то подфартило, город то родной, мало ли у кого как в жизни получится. Дети скоро в школу пойдут, а потом и закончат ее... Закончат школу. И вот опять все сначала. Что теперь?
Сегодня на лекции задались таким вопросом: захотел бы преподаватель, молодой, чтобы его дети получили высшее образование. Все родители хотят, чтобы их дети были лучшими, были лучше их. Это просто. В этом состоит прогресс общества. Но чему детей научат в ВУЗе? Вопрос, который, мне кажется, не так уж и прост. На сегодняшней импровизированной лекции мы, студенты, ответили на него ДА. Преподаватель - НЕТ. Должен ли преподаватель, ВУЗ, система образования ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ студента, абитуриента, школьника? Заинтересовать, чтобы человек сказал, подумал: хм, вот это дааа, это интересно! Круто, как это раньше мне об этом никто не рассказывал? Я хочу этим заниматься! Чтобы студент летел на лекции с радостью, и время летело совсем незаметно, чтобы студент и преподаватель общались на одном языке, а не выжидали перерыва и студенты не умоляли: ну отпустиииите нас! Это сложно, но можно. Сложно, потому что видно, что некоторые преподаватели не любят то, чем они занимаются, скорее всего плохо знают свой предмет, или читают 10 университетских дисциплин сразу. А можно ли? Можно, потому что такие преподаватели есть. Но их мало. Думаю, можно постараться и сработать на все 100! Было бы желание. А не читать всякую чепуху с листочка или проектора, на котором одни формулы из Википедии или абстрактные фразы, которые навряд ли пригодятся в жизни. Некоторые сами признают, что лекция будет скучной. Некоторые просто просят посидеть тихонечко вместе до конца пары. Некоторые сразу отправляют в библиотеку за формулами или определениями...
Некоторые... Не все, но многие. И вообще, как считают некоторые преподаватели, студента нечего заинтересовывать. Он сам должен найти себя и сам, только сам выучиться всему. А потом уже готовый "продукт", хорошего студента, можно попытаться и переманить к себе, на свою сторону, использовать, а потом без сожаления может быть и расстаться с ним. Простой пример. Нужно агитировать поступающих в ВУЗы во время приемной кампании. Ловить у входа в универ, подбегая со словами наподобие: "Здравствуйте! Поступающий? Что интересует, какую специальность выбрали, что нравится?.... Мы представляем факультет такой-то такой-то, специальность вот таааакая-то! Пройдемте, здесь наши студенты, аспиранты, преподаватели. Они расскажут о специальности...." и т.п.... Зачем? Неужели не лучше создать условия, такие условия обучения, что они сами станут рекламой ВУЗу, специальности, даже если с работой туго?! Поделитесь своими знаниями, ну не читайте на парах предметы, в которых сами плохо разбираетесь, расскажите что-то полезное, то, что востребовано в жизни. Давайте разберемся в каком-нибудь программном пакете, по-настоящему, не так, чтобы только знал функции copy-past, а разбирался поностью, как профи. Давайте покапаемся в микросхемах, спокойно разберемся, что и как. Это станет рекламой ВУЗу, специальности. Даже если выпускник испытает трудности с работой по специальности, они будут знать то, что востребовано на рынке труда. Тот же язык С++, а не историю Фортрана, как работать в вёкбенч, а не тупо перенабирать формулы в маткаде. Пусть это будет рекламой. Друзья спросят, ну что, как там универ, что нового. А ты в ответ - ой, знаете, у нас там такие преподы классные, они нам столько всего рассказывают, с ними так интересно! Или: Едут в поезде мама и сын поступать. Спрашивают у тебя - где учишься, как, сложно ли учиться, нравится ли. А ты им в ответ - я учусь в таком ВУЗе! Я так счастлив, что повстречал в жизни таких замечательных преподавателей!....
Прозвенел звонок, закончилась лекция, началась следующая. Мы вышли из аудитории уже, когда послышался стук в дверь, хотя обычно все происходит совсем наоборот...
За четыре проведенных в ВУЗе года были и настоящие профессионалы, чье имя Призвание. Таким преподавателям хочется сказать огромное спасибо! Спасибо, что верите в своих студентов, делитесь своим опытом и знаниями! У вас можно спросить совета, обратиться за помощью, в конце-концов, просто приятно быть вашим учеником! Приятно приходить в школу к любимым учителям, приятно им звонить и делать рождественские подарки. Большое спасибо всем школьным учителям по точным и гуманитарным предметам, которые вложили свою любовь в нас! Большое спасибо всем добросовестным университетским преподавателям, читающим как подготовительные курсы в школах, так и лекции студентам в университетах! Спасибо!