Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Газета "Московский Университет" (интервью зам. декана ФНМ МГУ В.И.Путляева)

Ключевые слова:  учителю, Центр СМИ

Автор(ы):  Центр СМИ МГУ

22 сентября 2010

Свежий выпуск газеты "Московский Университет".





 

Прикрепленные файлы:
gaset201025.pdf (549.30 КБ.)

Свежий выпуск газеты "Московский Университет"

 

 
Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 


Комментарии
Владимир Владимирович, 23 сентября 2010 06:09 
К моменту защиты бакалаврской работы или магистерской диссертации выпускник имеет десяток (а чаще и не один) научных публикаций, включая статьи в высокорейтинговых научных журналах.

Впечатляюще!

Гудилин Евгений Алексеевич, 23 сентября 2010 09:50 
Обычно все же один десяток. Но самых хорошие имели до 25, из которых больше 10 статей.
Трусов Л. А., 23 сентября 2010 12:16 
если верить табличке, то фнм, несомненно, крут по нашим деревенским меркам
Владимир Владимирович, 23 сентября 2010 12:30 
Таблицы строгие не врут, и ФНМ, конечно, крут; известен он и там и тут - статей научных просто пруд (что из студентов так и прут)...
Соколов Петр Сергеевич, 23 сентября 2010 14:17 
Ну я бы сказал так, тут имело место явное перегибание палки,
что то я сомневаюсь что у бакалавров и даже у магистров есть по 10 статей в peer-reviewed Журналах, у аспирантов да, почти у каждого.

ведь если бы это было так, то статей за год было не 210 на факультет, а 500 или по более.

П.С. просто есть тонкая грань между публикацией тезисов в сборнике трудов конференции и собственно публикацией в журнале, а тут, наверно, специально произошло смешивание этих понятий.
Трусов Л. А., 23 сентября 2010 14:40 
десяток научных публикаций, включая статьи в высокорейтинговых научных журналах

где ж тут смешивание?
Соколов Петр Сергеевич, 23 сентября 2010 21:28 
В том что надо говорить прямо, что наши студенты активно участвуют в научных конференциях, где презентуют свои результаты, и часто выступают с устными сообщениями наравне с более взрослыми докладчиками.

а то слово "публикация" очень уж громкое само по себе.

Трусов Л. А., 24 сентября 2010 02:08 
ну, в таком случае статья - тоже не показатель. ее, как правило, пишут несколько человек, среди которых студент далеко не на первом месте.
Гудилин Евгений Алексеевич, 25 сентября 2010 10:33 
Исполнитель обычно на 1 месте, поэтому будет ОЧЕНЬ СТРАННО, если студент в списке авторов будет не первым Другое дело: каков его вклад. Но всякое бывает - и большой вклад тоже.
Палии Наталия Алексеевна, 25 сентября 2010 17:40 
слово "публикация" очень уж громкое само по себе- и очень "трудоемкое", а подготовить/сделать хорошую презентацию (даже и стендовый доклад) - не намного легче, чем написать/оформить статью. Я уже не говорю о "наполнении" - и в первом, и во втором случае должна быть исходная качественная экспериментальная работа.
Петь, "публикация" = доведение до сведения публики. Посему доклад на конференции - несомненно тоже публикация.
Жень, а почему ты считаешь, что если студент - соавтор статьи, то именно он и есть ее основной исполнитель? Как правило все ж не так...
Гудилин Евгений Алексеевич, 26 сентября 2010 13:46 
Смотря какая статья.
Владимир Владимирович, 26 сентября 2010 16:40 
"публикация" = доведение до сведения публики. Посему доклад на конференции - несомненно тоже публикация.


Александр Валерьевич,
А не путаете ли Вы публикацию и презентацию?
("Доведение до сведения публики" может включать художественные рассказы о том, как мы мерили ту фазовую диаграмму в - дцатом году).

И разница между нерецензируемыми и рецензируемыми публикациями должна быть понятна (плюс еще как и кем рецензируемыми).

подготовить/сделать хорошую презентацию (даже и стендовый доклад) - не намного легче, чем написать/оформить статью.

А оценивается потраченное время и усилия (cf. выкапывание и закапывание ям в поте лица)?

И о содержании:
и в первом, и во втором случае должна быть исходная качественная экспериментальная работа.
А это невозможно без критических рецензентов и строгого отбора (по Салтыкову-Щедрину: "На то и щука в море...").
Палии Наталия Алексеевна, 26 сентября 2010 18:21 
А это невозможно без критических рецензентов - первыми в роли которых зачастую выступают соавторы ( чем больше от них критических замечаний - тем меньше - от рецензента - из собственного опыта)
Палии Наталия Алексеевна, 26 сентября 2010 18:29 
publication
http://defin...publication(From The Collaborative International Dictionary of English):
1. The act of publishing or making known; notification to the people at large, either by words, writing, or printing; proclamation;
2. The act of offering a book, pamphlet, engraving, etc., to the public by sale or by gratuitous distribution.
(The publication of these papers was not owing to our folly, but that of others. --Swift. )

3. That which is published or made known; especially, any book, pamphlet, etc., offered for sale or to public notice; as, a daily or monthly publication.

4. An act done in public. [R. & Obs.]

Merriam-Webster's http://www.m...publication дает более узкое толкование:
1: the act or process of publishing
2: a published work

Владимир Владимирович, 26 сентября 2010 19:35 
То есть получается, что надписи на заборе являются публикацией (юридическое определение-таки завязано на распространении/предоставлении копий для широкого ознакомления - но мало ли заборов), а если с критическими соавторами - то и трудоемко-качественно!
Гудилин Евгений Алексеевич, 26 сентября 2010 21:55 
Ой, я, наверное, ненормальный, но в CV не коплю список посещенных конференций (правда, и разъезжаю мало).
Владимир Владимирович, 26 сентября 2010 22:42 
Ой, и я, наверное, ненормальный: даже не подозревал, что такие списки (посещенных конференций, а не своих презентаций) можно вести. (Когда привлекают к рецензированию грантов, разделы презентаций и публикаций материалов конференций очень малозначимы...)
Владимир Владимирович,
презентация (публичная) - ОДНА ИЗ (многих) форм публикации. И критическое обсуждение работы на конференции ничуть не менее для нее полезно, чем заочные отзывы часто находящихся не в теме рецензентов.
Владимир Владимирович, 26 сентября 2010 23:57 
Александр Валерьевич,
Презентации на конференциях и общение со специалистами очень полезны. А вот поскольку критический отбор на конференциях (подавляющем большинстве, во всяком случае) минимален, то и научный импакт минимален.
---
[I]Ну я бы сказал так, тут имело место явное перегибание палки,
что то я сомневаюсь что у бакалавров и даже у магистров есть по 10 статей в peer-reviewed Журналах, у аспирантов да, почти у каждого.[/I]
---

Могу привести пример группы, когда у аспиранта к защите имеется всего одна статья и пара тезисов. И это при ежедневной 10 (и более) часовой работе в лаборатории Это фигово, тем более что там такой подход считается нормой.
Далее, пообщамшись с бурекратами, я слегка начал понимать назначение всех этих списков работ. А они разные: для годового отчёта группы, для защиты кандидатской, для получения гранта и прочее. И для каждого назначения формируется свой список приоритетов, качества и количества работ.

Для уровня и целей студента 10 и более публикаций из которых хотя бы 2-4 статьи - это просто замечательно.

Что касается качества тезисов и статей, то бывают и позорные статьи (в том числе в крутых журналах) и блестящие тезисы (в том числе на маломасштабных конференциях). Чтобы оценить, надо прочитать.
Гудилин Евгений Алексеевич, 27 сентября 2010 23:16 
Александр Ринатович, спасибо Вам за дипломатический консенсус.
Владимир Владимирович, 28 сентября 2010 03:46 
Великолепно - консенсус!
ФНМ рУлит - прекрасная статистика работ студентов, великолепно изложенная (в лучших западных традициях) официальными лицами!
Палии Наталия Алексеевна, 28 сентября 2010 12:15 
назначение всех этих списков работ. А они разные: для годового отчёта группы, для защиты кандидатской, для получения гранта и прочее. И для каждого назначения формируется свой список приоритетов, качества и количества работ.- действительно, это так, Александр Ринатович.
Так что презентациями/докладами, а также тезисами, т.е участием в конференциях, не надо пренебрегать - в отчетах по РФФИ нужно указывать, в отчетах по программам РАН - тоже. Ну а члены академии в своих ежегодных отчетах указывают количество сделанных пленарных докладов, а также свое участие в оргкомитетах конференций (впрочем, как и западные коллеги, которые отражают данные факты и в своих СV тоже).

И хотя Владимир Владимирович,скорее всего, утрирует, заявляя: "получается, что надписи на заборе являются публикацией (юридическое определение-таки завязано на распространении/предоставлении копий для широкого ознакомления - но мало ли заборов)..." - для политологов и лингвистов, маркетологов и др. гуманитариев такие в основном анонимные "публикации", возможно, и представляют определенный научный и практический интерес, так же как и надписи на асфальте.

И еще - на основании списков работ составляются рейтинги (на основании которых может решаться вопрос о финансировании):

Рейтинг ВУЗов по ЕГЭ , http://www.f...g_vuzov.asp

комплексный рейтинг ВУЗов фонда Потанина

Рейтинг ВУЗов по научным достижениям

Рейтинг на Webometrics

и масса других...

Палии Наталия Алексеевна, 28 сентября 2010 13:14 
если "критических соавторов" регулярно "привлекают к рецензированию грантов", то они и читают рабочие варианты статьи также, как заявки на грант..., потому и получается "трудоёмко"...
Палии Наталия Алексеевна, 28 сентября 2010 14:14 
Презентации на конференциях и общение со специалистами очень полезны. А вот поскольку критический отбор на конференциях (подавляющем большинстве, во всяком случае) минимален, то и научный импакт минимален.- Владимир Владимирович, это в том случае, когда организаторы конференции не прилагают никаких усилий - а вот, например, выдержка из письма-приглашения на "The 3rd WSEAS International Conference on MATERIALS SCIENCE
(MATERIALS '10)" http://www.w.../materials/:
* All the WSEAS Publications are included in the ISI, SCOPUS, ACM, WSEAS E-Library, IET (IEE), ASM, ACS, CSA, ELSEVIER , ZENTRALBLATT, MATHSCINET, DPP,EI, CSBA, Ulrigh, DEST, EBSCO, EMBASE, GEOBASE, BIOBASE,BIOTECHNOBASE.

* All the WSEAS Publications are archived in ISI, SCOPUS, ACM, WSEAS E-Library, IET (IEE), ASM, ACS, CSA, ELSEVIER , ZENTRALBLATT, MATHSCINET, DPP,EI, CSBA, Ulrigh, DEST, EBSCO, EMBASE, GEOBASE, BIOBASE,BIOTECHNOBASE.]

* Authors will be invited to submit extended versions to a NAUN Journal University Press or Springer

* In collaboration with the Institute of ElectroTechnics - IET/GR, EUROPMENT, IASME, IARAS, IEEEAM".

На сайте конференции читаем ( http://www.w...ls/call.htm):
" INDEXES:
The Proceedings related to the Conference are covered by:

1. ISI (ISINET)
2. INSPEC (IET, former IEE)
3. CSA (Cambridge Scientific Abstracts)
4. ELSEVIER and Elsevier Bibliographic Database
5. ZENTRALBLATT
6. ULRICH
7. MATHSCINET of AMS (American Mathematical Society)
8. MATHEMATICAL REVIEWS of AMS (American Mathematical Society)
9. Directory of Published Proceedings
10. Computer Science Bibliography Administrator
11. American Chemical Society and its Index: Chemical Abstracts Service
12. European Library in Paris (France)
13. DEST Database (Australia)
14. Engineering Information
15. SCOPUS
16. EBSCO
17. EMBASE
18. Compendex (CPX)
19. GEOBASE
20. BIOBASE.
21. BIOTECHNOBASE
22. FLUIDEX
23. OceanBase
24. BEILSTEIN Abstracts
25. World Textiles
26. MEDLINE
27. British Library
28. National Library of Greece
29. German National Library of Science and Technology
30. IARAS Index"

Не правда ли, список впечатляет.
Палии Наталия Алексеевна, 28 сентября 2010 14:33 
А студентам ФМН можно только позавидовать , вот только в Scopus бы подавать ежегодные сборники студенческих работ
Владимир Владимирович, 28 сентября 2010 16:19 
Не правда ли, список впечатляет.

Нисколько!!
Совсем напротив - эти материалы засоряют базы данных (как надписи на заборах).
В моей области (областях) я не припоминаю случая, когда мне удалось найти что-то внятное исключительно в "Proceedings related to the Conference" (а вот пережеванное, вторичное, недоразумительное и хуже...) Если что-то разумное, доброе, вечное, то почти 100% есть хорошая публикация (этих авторов на эту тему помимо материалов конференций).
Моя точка зрения (вне консенсуса) - если есть что-то стоящее опубликовать, то это стараются делать в хороших рецензируемых журналах.
И еще более ортодоксальная точка зрения - сокращение числа журналов по меньшей мере в 10 раз принесло бы значительную пользу науке!

А в рамках консенсуса - если Вам это по душе, и еще кому-то нравится - то это получается посильный разумный вклад в науку.

P.S. Извините, если что экстремально написано - мне про "нанопроводочки" напомнили....
Палии Наталия Алексеевна, 28 сентября 2010 16:45 
И еще более ортодоксальная точка зрения - сокращение числа журналов по меньшей мере в 10 раз принесло бы значительную пользу науке! - но число журналов только увеличивается и в России, и в мире
Гудилин Евгений Алексеевич, 28 сентября 2010 17:21 
Ох, можно меня тоже побьют камнями? Конференции - хорошо, но не надо кичиться их количеством и
научным "туризмом", как это иногда бывает у молодых ученых. Одна хорошая статьи и правда лучше
нескольких конференций. Правда, приглашенные доклады на международных конференциях, говорят, вещь
хорошая, но приглашения опять - таки вознникают по совокупности статей. Иными словами, под
публикациями все же больше стоит понимать статьи, а конференционную работу понимать отдельно. Если
говорить о студентах ФНМ, то МОЖНО у многих у них найти до 5 статей (не считая тезисов), а у единиц -
более 10 статей (каждый год, среди 25 человек). То есть вранья - то нет. Мне тоже часто не слишком
нравится, когда к публикациям прчисляют еще с дксяток студенческих конференций, но и в этом случае почти
всегда в общую кучу попадают и конференции международные, на которых неплохо выступить студенту (при
этом они обычно ездят сами, без научных руководителей, то есть это ИХ честная работа).
Палии Наталия Алексеевна, 28 сентября 2010 21:23 
Но ведь "научный туризм" поощряется, за последние годы появилась масса грантов, как российских, так и международных для молодых ученых, т.н. "поддержка мобильности"
Гудилин Евгений Алексеевич, 29 сентября 2010 10:14 
Да пусть он поощряется, главное, чтобы не туризм был самоцелью, а контакту и научное существо вопроса. На
ФНМ пока "туристов" немного, ребята и премии за свои выступления на международных конференциях
получали (когда работы были интересные). Непонятно, правда, зачем это в конечном итоге нужно, поскольку
надежды на то, что ученые нашей стране очень понадобятся, практически нет (извините за пессимизм).
Палии Наталия Алексеевна, 29 сентября 2010 14:58 
Да, как это ни грустно звучит, ученые не входят в число "TOP-10..."
Владимир Владимирович, 29 сентября 2010 16:38 
ОЙ! Камнями это не по-христиански и по-буддистски (вот "отрешить в связи с утратой доверия" - более актуально в наши цивилизованные времена неолиберального барства). Ученые может и не понадобятся (Если кто такой умный - то почему не менеджер и не в Сколково?), а о МГУ заботятся, а хотя б и как об одной из декораций потемкинских деревень.
А с избытками ученых - заграница вам поможет, за примерами далеко ходить не надо...
Извините за грустно-пессимистические и бессовестно-нетематические мысли...
Владимир Владимирович, я (как и АР) видел ОЧЕНЬ много паршивейших статей в топовых журналах и ОЧЕНЬ много интересных и грамотных докладов на конференциях (в т.ч. и внутрироссийских). Более того (в связи с просто немерянным количеством журналов) основной и нормальный путь распространия информации о своих результатах - доклад на конференции с рассылкой более подробного рписания заинтересовавшимся. И тут уж степень топовости журнала роли не играет вообсче.
Жень, как раз приглашенные доклады как правило являются перепевкой сделанного за последние N лет во всем мире. Что иногда очень интересно, но тем не менее.
Гудилин Евгений Алексеевич, 29 сентября 2010 23:13 
Саш, я знаю. Ты лучше на сайте МГУ посмотри ИНДИКАТОРЫ к программе развития МГУ. Вот отчего можно прийте в душевный трепет (точнее, в душевную оторопь, в том смысле, а как их выполнить, если они не выполнимы). А ты говоришь - пленарные доклады! Евгений Викторович Антипов мне сказал, а я, темный, сначала даже и не поверил...
Соколов Петр Сергеевич, 29 сентября 2010 23:35 
Да,интересные индикаторы, т.к. каждый год у нас будет +2-3 тыс. студентов (вероятно все сплошь иностранцы) и 1-1.5 новых преподавателей ?!

Индикаторы с № 13 по 16 - совсем не понял((
Владимир Владимирович, 30 сентября 2010 00:13 
Александр Валерьевич,
А кто спорит (оспаривает), что публикуется значительное число ужасных статей в хороших журналах (но в рамках моих наблюдений число таких статей четко коррелирует (обратно пропорционально) с импакт-фактором!) и что могут быть замечательнейшие доклады на конференциях (региональных, локальных, узкоспециальных).
Речь идет от том, что презентации на конференциях однозначно недостаточны для документированной демонстрации импакта научной работы и научного потенциала, и не стоит заблуждаться и заблуждать других (особенно студентов) этим.
Владимир Владимирович, 30 сентября 2010 00:16 
Программа развития МГУ -ОГО!!!
И четко написано, что "дано государственное задание на ближайшие десять лет. И это задание... обязаны выполнить."
Гудилин Евгений Алексеевич, 30 сентября 2010 09:43 
Вот именно. Особенно интересны индикаторы по цитируемости за ЭТОТ год и количество патентов на студентов и пр. Ужжас!
Евгений Алексеевич, там много интересного.

Например, индексы 1, 6 и 7 увязать вместе нереально. Индекс 11 тоже занятный.

Количество патентов - это странно. Ведь патентовладельцем всё равно будет МГУ, а не студент. Авторство - возможно, а так...
Гудилин Евгений Алексеевич, 30 сентября 2010 17:20 
Ужжас и есть ужжжас, во всех ипостасиях.
Палии Наталия Алексеевна, 01 октября 2010 20:33 
Индекс 11 тоже занятный.- да, если еще учесть, что про российские премии нет упоминания, или "нет пророков в своем отечестве"
За что боролись, на то и напоролись...
Коваленко Артём, 04 октября 2010 16:45 
кто боролся-то?
Трусов Л. А., 04 октября 2010 18:36 
и за что?
не знаю, кто, не знаю, за что, но на что - то напоролись...
Палии Наталия Алексеевна, 06 октября 2010 17:52 
Интересно, а "Шнобелевские" премии будут учитываться...
Пока не получали....
Владимир Владимирович, 06 октября 2010 18:17 
(Если эти мысли крамольные какие, то извиняйте и отцензурьте незамедлительно):
Думается, что поскольку планы реально слабовыполнимые, то просто назначат ответственных за срыв, например ректора, его пожурят строго и отправят в отставку и назначат новых энергичных, к примеру, кооперативно-питерских, а хотя бы и Фурсенко - и станет важнa просто "креативность", с чем не должно быть никаких проблем!
Трусов Л. А., 06 октября 2010 21:12 
боюсь, ответственными за срыв назначат тех самых сотрудников, которые должны иметь неимоверные цитирования и премии . да и правильно. работать надо, а не ныть о маленьких зарплатах, отсутствии жилья и прочих незначительных вещах.
Владимир Владимирович, 06 октября 2010 21:29 
а то сотрудников всех уволят, и наберут новых на ту же самую зарплату и жилье??
А где новых возьмут? Кризис вокруг, в том числе демографический и демагогический...
Владимир Владимирович, 06 октября 2010 21:35 
Так вот и ага!
Палии Наталия Алексеевна, 06 октября 2010 21:57 
Возможно, придется взять на работу Шнобелевского лауреата, опубликовавшего 948 научных работ (с 1981 по 1990 гг), премия в области литературы 1992 г ( LITERATURE Yuri Struchkov, unstoppable author )
Владимир Владимирович, 07 октября 2010 00:26 
Уж 15 лет, как поздно, Наталия Алексеевна
Палии Наталия Алексеевна, 07 октября 2010 11:53 
Печально
Ой, уважаемые старшие коллеги!
А чтой-то вы забыли о рейтнгах разных школ и даже детских садов?
Ведь там люди тоже ... вроде учатся и даже статьи в стенгазеты пишут.
Посмотрела рейтинги по указанным выше ссылкам!
Поинтересовалась, поспрашивала и ...
Интересно, а как ВУЗ оказал влияние на результат ЕГЭ? А кроме того оценивают по ЕГЭ и сравнивают только ЕГО балл, не принимая во внимание какой был набор - несколько человек или же несколько тысяч. Разница по приёму - разы. Следовательно и средний балл ЕГЭ разный. А то, что в каком-то ВУЗе одна или же две специальности или же количество факультетов единицы, а на специальности и факультеты разный набор предметов... И по ним разные результаты ЕГЭ. Эб этом никто ничего не говорит. Получаются рейтинги ЛУКАВЫЕ.
Как выгодно, так и ...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Наноновогодняя Наноелочка 2016
Наноновогодняя Наноелочка 2016

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.