Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
А.Б.Рубин (фото с официального сайта Российско Академии Наук).
Анализ живых клеток с использованием наночастиц (эффект гигантского комбинационного рассеяния на наночастицах серебра и золота).
Конъюгация квантовой точки и реакционного центра фоточувствительного белка бактериородопсина.

Интервью с заведующим кафедрой биофизики биологического факультета МГУ А.Б.Рубиным

Ключевые слова:  бионанотехнологии, биофизика, интервью, фотосинтез

Автор(ы): Титова Зинаида Александровна

Опубликовал(а):  Цыренова И. Ж.

19 сентября 2010

«Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием».

Это изречение принадлежит великому историку ХIХ столетия В.О. Ключевскому. Смысл цитаты актуален и сегодня. Что мы знаем о современных ученых, чьи имена известны во всем мире, чья жизнь связана с наукой? Каковы их взгляды на происходящее сегодня в научной сфере и не только? Согласитесь, увы, нам известно не так много. Именно поэтому был рожден проект «Выдающиеся ученые и новые открытия». Этим интервью продолжается цикл материалов, подготовленных в рамках сотрудничества Центра СМИ МГУ и портала «Нанометр». Нашим новым интересным собеседником стал член-корреспондент РАН Андрей Борисович Рубин, заведующий кафедрой биофизики биологического факультета МГУ.

1. Андрей Борисович, Вы являетесь заведующим кафедрой биофизики биологического факультета МГУ. Можете ли Вы пояснить, что такое биофизика и чем по направлениям работ и по стилю (и по духу) отличается Ваша кафедра, скажем, от кафедры биофизики физического факультета МГУ?

Начиная с 60-70-х гг. ХХ в. утвердилось понятие «пограничные науки». В то время оно отождествлялось с точками роста вообще всей науки, так как именно на стыкахпроисходит бурное развитие. В природе все взаимосвязано, это человек разделил знания на области, чтобы было легче понимать происходящее. Биофизика – типичная пограничная наука, это рефрен взаимодействия и сплав биологии и физики, математики, физической химии. В 1953 г. была организована 1 в стране отдельная кафедра биофизики на базе биофака МГУ. И сегодня отбор студентов на нее ведется уже с 1-го курса. В этом и, кстати, отличие от одноименной кафедры на физфаке, где специализация происходит на 3-ем курсе. Мы считаем, что надо развивать мыслительные способности во всех смежных направлениях науки как можно раньше и, главное, одновременно. С физическим факультетом нас объединяют научные работы и, в частности, у нас единый квалификационный совет по защитам диссертаций. Нашим студентам отдельно читают курсы математики, физики (к слову, замечу, что студенты слушают лекции по всем разделам физической науки, включая теоретическую физику), что необходимо, чтоб решать биологические проблемы в биофизике. Если говорить образно, метафорически, то на кафедре биофизики мы готовим десятиборцев, каждый из которых при желании может свернуть горы и установить рекорды в конкретной области знания за счет концентрации усилий на базе всестороннего развития. Как физики биофизики изучают механизмы фундаментальных взаимодействий, лежащих в основе биологических процессов.

2. Многие из Ваших сотрудников занимаются молекулярными машинами, процессами фотосинтеза. Почему это так важно, именно это направление? Может ли оно иметь значение для альтернативной энергетики, медицины, сенсорики? Каким современным оборудованием сейчас оснащена кафедра?

Фотосинтез – многоэтапный процесс, его начало, можно сказать, самое физическое – это квант света, который переводит молекулу хлорофилла в электронно возбужденное состояние. За счет энергии кванта света электрон отрывается от молекулы хлорофилла и по длинной цепи переносчиков доходит до молекулы углекислого газа, восстанавливает ее и в результате получается молекула сахара. На кафедре имеется оборудование для изучения переноса электронов во всех скоростных диапазонах. Биофизика здесь занимается изучением начальных этапов преобразования энергии света, которые проходят за время 10-12 – 10-3 с. Для энергетики одним из альтернативных источников энергии является водород, его берут, используют в том числе процесс фотосинтеза. Основная задача – научиться управлять потоками энергии, меняя условия, интенсивность освещения.

3. Расскажите, пожалуйста, о направлениях клеточной и медицинской биофизики, которые также активно развиваются на Вашей кафедре. С какими факультетами МГУ, другими университетами и медицинскими центрами сотрудничают группы кафедры биофизики по данным направлениям?

Область нанобиотехнологии - новая. В медицине – это адресная доставка лекарств в клетку, диагностика. Надо иметь в виду, что наночастицы (НЧ) и лекарства на их основе, проникающие через гематоэнцефалический барьер и достаточно долго циркулирующие в крови, могут накапливаться в клетках крови и клетках других органов и тканей, включая нейроны. В результате под действием НЧ могут развиваться некоторые нейродегенеративные заболевания. Оказалось, что бактерицидное действие углеродных нанотрубок проявляется и в увеличении токсического действия антибиотиков, например, грамицидина – полипептидного антибиотика широкого спектра действия. Эти свойства углеродных нанотрубок позволяют считать перспективным их использование в лечении нагноения ран (послеоперационные осложнения, трофические язвы и др.), вообще необходимо проводить детальные исследования влияния НЧ на функциональную активность клеток. В качестве объектов исследования мы используем клетки крови (эритроциты), иммунокомпетентные тучные клетки и нервные клетки (нейроны и нервные волокна).

На кафедре биофизики разработаны методы исследования, позволяющие оценить изменения параметров возбуждения нервных клеток, их вязкости, поверхностного заряда, проницаемости плазматической мембраны, а также энергообеспечения клетки. Тут в первую очередь надо сказать об использовании света в борьбе с локализованными опухолями, т.е. речь идет о фототерапии рака. Эти работы развиваются совместно с РАН.

4. Насколько мы знаем, у Вашей кафедры сложились очень хорошие партнерские отношения со многими ВУЗами и организациями, в МГУ, например, в последнее время - с факультетом наук о материалах, это и совместные проекты, и перекрестная практика студентов, активное и плодотворное участие Ваших молодых сотрудников в организации и проведении IV Всероссийской Интернет – олимпиады по нанотехнологиям. Зачем биологу знания о материалах? Какая связь биофизики и нанотехнологий? Что может "родиться" из такого сотрудничества сейчас и в будущем в образовательном и научном плане?

Реализуется совместный проект кафедры биофизики и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений» по созданию метрологического комплекса и нормативно-методической базы для измерения структурно-морфологических и динамических характеристик клеток в нанобиотехнологии.

На основе совмещения методов атомно-силовой микроскопии, спектроскопии комбинационного рассеяния и фазово-динамической и флуоресцентной томографии создается метрологический комплекс для контроля за воздействием на метаболизм функционирующих клеток.

Имеющееся оборудование позволяют провести исследования с наночастицами серебра, золота, окислов железа, полупроводников и другими наноматериалами.

У нас тесные связи с факультетом наук о материалах.

Наноразмерные частицы, их свойства, способы получения известны в химии давно, и сегодня имеются возможности непосредственной визуализации частиц, манипулирования отдельными молекулами. При уменьшении линейных размеров частиц, возникают новые физические свойства, например квантовые точки. А как раз молекулярные объекты в биофизике наноразмерны и обладают особыми свойствами. Поэтому нам надо учиться у живой природы для использования нанобиотехнологии. Это своего рода молекулярная бионика.

5. Что бы Вы сказали абитуриентам, собирающимся поступать на биологический факультет МГУ, которые, возможно, придут потом, к Вам на кафедру? Какие достижения современной биологии Вы считаете главными и как проявит себя эта наука в ближайшем столетии, что ждет ее и чего нам ждать от нее?

Однажды отечественному физиологу И.П.Павлову задали похожий вопрос и общий смысл его ответа сводился к следующему: «Я хочу пожелать молодежи, чтоб она научилась именно хорошо желать…» Учитесь думать, это главное средство проникновения в суть вещей. Если не развивать в себе это умение, то вы будете впадать в дурацкие положения, будете в плену чужих оценок, причем чаще всего ложных. Университет учит думать, и тем самым воспитывает Личность. В этом главная цель образования. Мы против каких-то изменений, которые выхолащивают творческую компоненту в учебе.

6. Есть ли у Вас какое-нибудь интересное хобби?

У меня их два. Горные лыжи, увлекся ими сравнительно недавно. И синхронный перевод с английского на русский и обратно. Этим я занимаюсь с 1961 г., когда состоялся конгресс по биохимии, тогда искали специалистов, которые свободно владели иностранным языком и могли синхронно и грамотно для аудитории переводить. У меня с детства была возможность изучать английский в американском варианте. Это до сих пор успешно применяю на практике, постоянно читаю английскую литературу.

7. Расскажите о своих школьных годах, любимых педагогах.

Я закончил мужскую школу в 1954 г. Школа – это не только и не столько сумма знаний, это – мотивация характера, поведенческой линии человека. Одобряю идею раздельного обучения, но не изолированного, досуг должен быть общим.

Мне повезло: я получил образование от людей, либо дореволюционной педагогической подготовки, либо советской поры, когда учеба воспринималась как трудный, но вместе с тем творческий процесс. Московский университет в его классическом понимании, восприятии призван именно развивать и развивает творческие способности молодых людей.

Из школьных учителей наиболее сильное влияние на меня оказал учитель физики – Алексей Александрович Седов. В то время физика, особенно ядерная, занимала передовые позиции в мире. Он сказал мне: «ты можешь достигнуть успеха, занимаясь теоретическими вопросами физики, но если ты научишься и будешь сопоставлять то, что раньше, до тебя не делали, то откроешь для себя гораздо больше интересного и полезного». Это и стало решающим фактором – я поступил на биофак МГУ на кафедру биофизики.

Также с большой теплотой и уважением я вспоминаю учительницу математики Бердоносову Ангелину Федоровну, строгую, но справедливую; и двух педагогов истории – Кантора Рувима Иоханановича и Кривову Любовь Павловну. Всем учителям спасибо, что привили мне серьезное отношение к учебе, заложили стремление много трудиться, ведь процесс получения знаний – труд, а знания сами по себе имеют самодавлеющую ценность. Педагогам-гуманитариям я благодарен за то, что они учили нас неформальности мышления, воспитывали в нас интеллигентность, заложили и взрастили основы социальности.


В статье использованы материалы: кафедра биофизики, Центр СМИ МГУ


Средний балл: 10.0 (голосов 4)

 


Комментарии
Очень интересно. Особенно про тех учителей, которые заложили в Вас учёного. Вам повезло! А как будет у нас? Часто в школе задают параграф и от того, что там написано нельзя отклоняться. "Учи" и точка. Что-нибудь сказать по-другому часто нельзя - накажут. Даже в том случае, если ты начнёшь применять на уроках методы, которые в текущих параграфах не обозначены. Как быть?
Подскажите!
Застрожнов Евгений Иванович, 19 сентября 2010 23:31 
Если равняться на ЕГЭ, то вариантов нет, потому
что ответ должен быть как в исходных
материалах. К этому надо добавить то, что
качество труда учителя оценивают не по знаниям,
а по результатам ЕГЭ. Если вы найдете учителя,
желающего дать знания школьникам, то таких
вопросов не возникнет.
Палии Наталия Алексеевна, 20 сентября 2010 15:23 
замечательное интервью, особенно слова: "Мы против каких-то изменений, которые выхолащивают творческую компоненту в учебе".

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Танцующая магнитная жидкость (полная версия)
Танцующая магнитная жидкость (полная версия)

Конкурс научно-популярных статей XI Всероссийской интернет - олимпиады ("Просто о сложном")
Конкурс научно-популярных статей, представленных авторами на основе своих публикаций в высокорейтинговых научных журналах. В статье авторам необходимо раскрыть суть разработки и объяснить сложные аспекты своей научной работы простым языком. Конкурс проводится совместно с eNANO (ФИОП).

Конкурс XI Всероссийской интернет - олимпиады для руководителей школьных проектов ("Конкурс тьюторов")
Конкурс руководителей школьных проектов (тьюторов) совместно с ОЦ "Сириус" и ФИОП для проведения летней проектной смены.

National Student Team Contest
A competition among bachelor and master students of higher school includes solving special tasks on nanotechnology and nanomaterials subjects in English to select the best national team members for participation in the International NanoOlympic contest on nanotechnology in Iran.

История нанотехнологий
Дроздов А.А.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: История нанотехнологий. Андрей Анатольевич Дроздов, к.х.н., доцент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Проектная деятельность в школьном образовании: модный тренд или ключевое направление
Гладилин А.К.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Проектная деятельность в школьном образовании: модный тренд или ключевое направление. Александр Кириллович Гладилин, д.х.н., профессор, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Люминесцентные материалы: не только красиво, но и полезно
Уточникова В.В.
Цикл лекций в рамках XI Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям для всех желающих – школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых, учителей и преподавателей: Люминесцентные материалы: не только красиво, но и полезно. Валентина Владимировна Уточникова, к.х.н., Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Проектная работа

Сегодня становится все более популярной так называемая проектная работа школьников, однако на этот счет есть очень разные мнения. Мы были бы признательны, если бы Вы высказали кратко свое мнение по этому поводу путем голосования. Заранее благодарны!

Закон о реформировании РАН

В Совместном заявлении Совета по науке и членов Общественного совета Минобрнауки предлагается отозвать нынешний проект закона о "реформировании" РАН из Государственной думы и вернуться к его рассмотрению с соблюдением процедуры утвержденной постановлением Правительства РФ №851 от 25.08.2012, и указом Президента РФ №601 от 07.05.2012, которая была грубо нарушена. Мы предлагаем Вам высказать (анонимно) свое мнение в данном опросе, чтобы его статистические результаты были видны всем участникам опроса и общественности.

Проектная деятельность с точки зрения учителя

Это специальный опрос для учителей и представителей школ, которых мы просим оценить значимость предлагаемых материалов, мероприятий и перспективы их дальнейшего совершенствования на пути эффективного взаимодействия школ и ВУЗов. В опросе могут также участвовать школьники, студенты и аспиранты, особенно со своими критическими замечаниями в комментариях.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.