Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

В России упорядочили процедуру присуждения научных званий

Ключевые слова:  аспирантура, мнение, наука, образование

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

07 августа 2010

27 июля президент России Дмитрий Медведев подписал ряд законопроектов, передающих в ведение Высшей аттестационной комиссии (ВАК) все функции по аттестации на научные звания и присуждения ученых степеней. Впрочем, эксперты считают, что эта реформа мало что изменит в российской науке: по их мнению, необходимо разрешить вузам выдавать собственные научные степени, за которые они будут отвечать репутацией.

Как напоминает «Коммерсант», до недавнего времени вопросами аттестации научных званий и присуждения ученых степеней занимались одновременно Министерство образования и науки, Рособрнадзор и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Формально и ВАК, и Рособрнадзор входили в структуру Минобрнауки, но вели работу сепаратно.

«Единая система была разделена на три части, что приводило к неким противоречиям и дублированию функций,- рассказал «Ъ» замруководителя Рособрнадзора и одновременно главный ученый секретарь ВАК Феликс Шамхалов.- Естественно, было и некое снижение качества экспертизы». Например, если нужно было оплатить работу экспертов ВАК, то финансирование шло через Рособрнадзор. Он же создавал диссертационный совет, за которым, по идее, должен был осуществлять независимый контроль. «Например, ВАК присваивала научные звания по специальности, это около 2 тысяч человек,- рассказал господин Шамхалов.- А Рособрнадзор занимался званиями по кафедре - таких уже около 12 тысяч человек. ВАК выдала степени примерно 22 тысячам кандидатов и 4 тысячам докторов наук, но вся организационно-техническая работа велась в Рособрнадзоре». Теперь подписанные президентом поправки к законам «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «О науке и государственной научно-технической политике» передают полномочия ВАК. «В структуре министерства будет единый организм, который будет отвечать за аттестацию кадров высшей квалификации,- рассказал господин Шамхалов.- Все-таки действовавшая система аттестации не отвечала требованиям инновационного развития. Научные кадры крайне важны для страны».

Как пишет «Московский Комсомолец», реформа системы подготовки научных кадров вскоре превратит аспирантов в официальных научных сотрудников, а их стипендии - в полноценную оплату исследовательской деятельности.

В отличие от развитых стран мира подготовка научных кадров в России наряду с начальным школьным и профессиональным обучением числится составной частью образования. Неудивительно, что основное внимание при подготовке аспирантов и докторантов при таком подходе уделяется не научной работе, а образовательному процессу. Точнее говоря, не исследованию нового, а пережевыванию старого. Это серьезная заявка на углубление и без того заметного отставания России от ведущих научных держав мира, заявили участники слушаний в Общественной палате. И не дать ей реализоваться может лишь перестройка нынешней системы послевузовского образования во главе с российской ВАК - Высшей аттестационной комиссией.

Первая задача, отмечается в материалах Общественной палаты, - переориентировать систему подготовки научных кадров на получение нового знания. Тогда исключительно образовательный процесс останется только на первом уровне подготовки - в бакалавриате. Уже на втором уровне (магистратура) образование дополнит научно-исследовательская работа, итоги которой подтвердит сдача кандидатских экзаменов. А третий уровень подготовки - аспирантура - будет представлять собой чистую научную (исследовательскую) деятельность под присмотром научного руководителя. То, на что сегодня уходит практически весь первый год аспирантуры: коллоквиумы, кандидатские экзамены, слушание спецкурсов и лекций, - переместится из аспирантуры в магистратуру или специалитет. При этом аспирант будет считаться научным сотрудником своего вуза и получать заработную плату за свою научную деятельность.

Четвертый уровень (подготовка докторской диссертации) предполагает самостоятельную научную деятельность. Причем с учетом международного опыта ВАК предлагает ввести новые официальные степени: доктор делового администрирования - для представителей бизнеса и доктор государственного администрирования - для крупных чиновников. В противном случае, предупреждает ВАК, мода на ученые степени будет и впредь стимулировать бизнесменов и государственных деятелей защищать в лучшем случае «околонаучные» диссертации.

Вторая задача - реформа системы диссертационных советов в вузах. Открывать и закрывать в вузах аспирантуру с докторантурой сможет только ВАК. Причем лишь в тех, где будут профильные диссертационные советы и где по этим направлениям идет реальная научно-исследовательская работа. Кроме того, на базе ВАК появится единая информационная система кандидатских и докторских диссертаций со свободным доступом. Это позволит не только избежать дублирования тем диссертаций, но и сделать научное знание реально открытым.


В статье использованы материалы: begin.ru, Kremlin.ru


Средний балл: 9.5 (голосов 4)

 


Комментарии
"Неудивительно, что основное внимание при подготовке аспирантов и
докторантов при таком подходе уделяется не научной работе, а
образовательному процессу. Точнее говоря, не исследованию нового, а
пережевыванию старого."
- Жвачные животные дважды пережевывают или повторение - мать учения. При
этом все думают, что учат хорошо?!

"Тогда исключительно образовательный процесс останется только на первом
уровне подготовки - в бакалавриате."
- Век живи - век учись?! Или уже устарело?

"«Болонский процесс задумывался не для того, чтобы изменить систему
образования саму по себе, а сделать европейскую экономику более
конкурентоспособной, и было принято решение, что правильнее и проще это
сделать через изменение системы образования».
Фурсенко А.А., министр образования и науки России"

Чем дальше в лес, тем больше дров. Лес рубят - щепки летят.

Только непонятно: причем тут инновации и модернизация?

Андрей, 08 августа 2010 20:18 
Я лично за исключение всякого бреда типа философии из дорогого времени аспирантуры. Давно бы пора уже. А то всеми этими обязанностями по коллоквиумам и всякой туфте типа философии надоели уже. Спецкурсы можно (даже нужно) оставить, только поменьше часов сделать. ИМХО.
Андрей, считайте что реформаторы достигли своей цели.
Соколов Петр Сергеевич, 09 августа 2010 13:50 
Я лично, как человек окончивший аспирантуру, считаю некоторой Глупостью идею о "...научным сотрудником своего вуза и получать заработную плату за свою научную деятельность..."
Аспирантура именно заключается в том, что человек делает СВОЮ диссертацию, хоть это и связанно с научной деятельностью в целом, но никак не предполагает выполнение те обязанностей подразумевающихся у человека со ставкой в ВУЗе или институте РАН.
Так же я против отмены экзаменов по специальности, языку и философии у аспирантов... иначе совсем ничего знать не будут.
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 14:41 
Так же я против отмены экзаменов по специальности, языку и философии у аспирантов... иначе совсем ничего знать не будут.- и даже сдав экзамен по английскому на "5", многие аспиранты "переводят со словарем" с большим трудом... Язык нужно преподавать в школе на хорошем уровне и соответственно спрашивать, а не выпускать "липовых отличников". Потом (в ВУЗе и аспирантуре) проблема только усугубляется
Владимир Владимирович, 09 августа 2010 15:17 
Язык нужно преподавать в школе на хорошем уровне и соответсвенно спрашивать... Потом ... проблема только усугубляется

И русский язык соответсТвенно ответсТвенно!
Палии Наталия Алексеевна, 09 августа 2010 15:43 
И русский язык соответсТвенно ответсТвенно!- Владимир Владимирович, вы, как всегда, правы - ведь научные статьи нужно писать не только на английском (для публикации в ведущих иностранных журналах), но и на русском языке
Старый унылый ботан, 09 августа 2010 16:42 
Ну вот, давайте философию не будем изучать... А потом и историю уберем...
И будет у нас не образование, а разобразование.
Андрей, 10 августа 2010 00:59 
Образование - понятие относительное. Мне например нравится в этом смысле европейская система, где ты РАБОТАЕШЬ, а не по философиям и бестолковому техническому английскому всякому ходишь в аспирантуре. Гуманитарии - изучай сам, если хочется и есть время. А обычно его нет.
Chutko Vladimir, 10 августа 2010 09:41 
Философию и историю, на мой взгляд, нужно изучать в школе и ВУЗе до аспирантуры и всю жизнь после...

А вот против чего я всегда был категорически против, так это против требования обязательного промышленного внедрения результатов работы. На мой взгляд, диссертация - это в первую очередь научная работа, и ее необходимым и достаточным результатом являются полученные данные, зависимости, описания явлений, подтвержденные экспериментально. В лучшем случае, на их основе диссертант может сформулировать направления и способы промышленного использования и представить рекомендации по внедрению. Само же внедрение - это совершенно другая работа, в огромной степени организационная, требующая профессионального изменения конструкторской и технологической документации, производственных потоков и взаимосвязей и т.д. и т.п. И заниматься этим должны совершенно другие люди, и не один человек, и время на это может уйти очень много. Кроме того, очень часто результаты просто объективно не могут быть внедрены в производство к моменту готовности диссертации к защите по массе причин - отсутствие финансирования, неготовность рынка сбыта, неготовность поставщиков и просто отсутствие определенных материалов в необходимом количестве, уже сверстанные планы предприятий, и, в конце концов, просто непонимание, неготовность промышленности - идея новая и хорошая, но вот сейчас она никому не нужна. А поскольку внедрением аспирант в лучшем случае занимается в последний год, то все это кончается туфтой - липовыми актами о внедрении, липовость которых все понимают, но, естественно, подписывают и принимают. Кому это нужно?
Трусов Л. А., 10 августа 2010 11:56 
а мне не понятна система кандидат-доктор.
во всеми любимых европах с болонскими системами такого идиотизма нет.
Андрей, 10 августа 2010 12:27 
Естественно, промышленность и диссертация - два совершенно различные вещи.
Chutko Vladimir, 10 августа 2010 13:10 
Не всегда. Я сам писал диссертацию в промышленности, задача была решена и новым очень перспективным методом, но ни о каком внедрении и речи не могло быть. Хотя бы потому, что в то время все делали руками на коленках и расчеты велись на БЭСМ-6 по графику, а нужна была мощная система управления процессом, которая тогда просто не существовала... А самая главная причина, как мне сказал главный инженер - если я тебе подпишу бумаги о внедрении в серийное производство, мне мгновенно все это в план вставят, а на фига мне это нужно? У меня по три инфаркта на день от текущих работ... Вот, говорит, подпишу, что изготовлены пара опытных деталей. Ну, а мне все равно - была бы бумажка с нужными словами и печатью... Правила игры все равно все знали.

Через пять лет по этому пути пошли американцы, как я узнал через десять лет...:-((
Владимир Владимирович, 10 августа 2010 15:04 
а мне не понятна система кандидат-доктор. во всеми любимых европах с болонскими системами такого идиотизма нет.

Система ("идиотизма") как раз и пришла из Европы. (Kалька с немецкой академической системы, где от этого уже с трудом и постепенно, но стали недавно отказываться). Единственная (и полностью достаточная) степень доктора - это англо-саксонская система.
Научный результат и внедрение бывают далеки друг от друга. И это должны
делать разные люди(хотя может быть и один). Все определяется задачами,
стоящими перед промышленностью. Но задачи эти "ставят" совершенно другие
люди, как правило далекие от этой промышленности. И получается как в сказке:
поди туда - незнамо куда, принеси - незнамо что. Соответственно и решение
"народное".
Ионова Рада, 10 августа 2010 18:02 
"То, на что сегодня уходит практически весь первый год аспирантуры: коллоквиумы, кандидатские экзамены, слушание спецкурсов и лекций, - переместится из аспирантуры в магистратуру или специалитет. При этом аспирант будет считаться научным сотрудником своего вуза и получать заработную плату за свою научную деятельность." Жалко, что во время моего первого года в аспирантуре не было сделано таких изменений...А то в магистратуре 2 года не понятно чем занимались 3 раза в неделю, зато в аспирантуре почти год лекции слушали. Да и стипендия в 1,5 тыс. рублей заставляет параллельно еще и работать, иногда даже совсем не по специальности...
Старый унылый ботан, 12 августа 2010 16:08 
Николай Заболоцкий (с)

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Владимир Владимирович, 12 августа 2010 16:32 

"Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком." (Джебран Халиль Джебран)
Старый унылый ботан, 12 августа 2010 16:50 
а если останется посередине, то не будет уже ни тем, ни другим...
Владимир Владимирович, 12 августа 2010 17:10 
Везде ли есть середина? Между бытием и небытием?
Старый унылый ботан, 12 августа 2010 17:12 
О! Как раз готовлю философию к экзамену в аспирантуру. Надо подумать...
Андрей, 13 августа 2010 01:29 
И когда уже эту философию отменят? Что б на филосовском они математику с физикой сдавали, так нет же! Естествознание - это не "филосовское".
Владимир Владимирович, 13 августа 2010 01:48 
...Как раз готовлю философию к экзамену в аспирантуру. Надо подумать...

Дискретность и квантованность - от Демокрита до Шрёдингера
Старый унылый ботан, 13 августа 2010 21:39 
Андрей, ты зря. У философов математика в явном виде до 5-го курса
преподается, в отличие от нас. Ну чего она тебе так не нравится, философия?
Это ж мудрость в явном виде! Тут тебе и умение абстрагироваться, и логика
железная (в отличие от множества "научных суждений"). Попробуй почитать
лекции Гришунина - они обычно вызывают меньше раздражения у "естественников".
Почитай особенно про Декарта, Лейбница и их современников. Это наиболее
приятное чтение. А потом можно уже и Канта. Только в оригинальном изложении,
а не пересказ.
Старый унылый ботан, 13 августа 2010 21:44 
Ах да, забыл. Еще про позитивизм и постпозитивизм вообще классный раздел. Не
знаю, как можно заниматься наукой, не задумываясь о таких проблемах...
А у нас в школах думают чему учить, а чему не учить. Говорят, что надо снижать нагрузку. И при этом иной раз дают столь "много", что большинство школьников не могут осилить обычных задач по физике или математике, а зачастую не знают своей истории и ...
Может быть ставится цель, чтобы в нашей стране могли посчитать только сумму, которую следует заплатить в супермаркете. Да и это зачем уметь? Ведь в них имеются кассы, оснащённые компьютером.
"У философов математика в явном виде до 5-го курса
преподается, в отличие от нас. Ну чего она тебе так не нравится, философия?
Это ж мудрость в явном виде! Тут тебе и умение абстрагироваться, и логика
железная (в отличие от множества "научных суждений")."

А у нас в гимназии математику считают не профильным предметом, утверждая, что гимназия - это гуманитарное учреждение и ... математика ни к чему. И такое отношение присутствует не только в нашей гимназии, но и в других соседних школах. Это выясняется при общении с друзьями.
А как было в гимназиях Российской империи? Там тоже было пренебрежение к естественно-научному циклу?
Палии Наталия Алексеевна, 19 августа 2010 20:08 
А у нас в гимназии математику считают не профильным предметом, утверждая, что гимназия - это гуманитарное учреждение и ... математика ни к чему. И такое отношение присутствует не только в нашей гимназии, но и в других соседних школах - а потом в гимназиях появляются математические классы (ведь за 11 лет многое меняется)
В гимназиях Российской империи изучали логику и математику, кроме того языки: греческий, латынь, французский. Относительно объема заданий и учебных нагрузок - выпускник гимназии должен был знать наизусть "Евгения Онегина" А.С. Пушкина.
Палии Наталия Алексеевна, 19 августа 2010 20:14 
А у нас в школах думают чему учить, а чему не учить - важно еще и как учить, по каким учебникам.
Андрей, 19 августа 2010 22:55 
А перейти в другую школу?...
Палии Наталия Алексеевна, 20 августа 2010 11:52 
А, может быть, лучше заканчивать школу экстерном
Я лично за исключение всякого бреда типа философии из дорогого времени аспирантуры

Все новые глубокие научные идеи имеют философскую составяющую
Глубокие, - Да.
А не глубокие, - бред! Словоблудие!
Лукьянов Александр, 07 сентября 2010 17:03 
"Впрочем, эксперты считают, что эта реформа мало что изменит в российской науке: по их мнению, необходимо разрешить вузам выдавать собственные научные степени, за которые они будут отвечать репутацией."

И так академиков развелось как собак! Всяких разных непонятных академий! Только волю дай этим ребятам, у нас каждый второй проходимец станет доктором наук!
Слава богу, ВАК оставили в покое!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

"Наноцветы" оксида цинка
"Наноцветы" оксида цинка

VIII Международная Конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов»
VIII Международная Конференция «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов» (http://dfmn.imetran.ru/) пройдет в Москве (ИМЕТ РАН) с 19 по 22 ноября 2019 г. В рамках Конференции пройдет Молодежная школа-конференция.

Более 770 площадок пожелали присоединиться к Всероссийскому химическому диктанту с международным участием 18 мая
Более 770 площадок подали заявки на участие во II Всероссийском химическом диктанте, который в этом году пройдет с международным участием 18 мая в 13:00. Мероприятие организовано Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Химическим факультетом МГУ и корпорацией «Российский учебник» при поддержке Ассоциации учителей и преподавателей химии.

Найдены превращающие свет в электричество камни
Ученые обнаружили возникновение электрического тока в неорганических системах, что напоминает первые этапы усваивания энергии Солнца бактериями и растениями в процессе фотосинтеза. Открытое явление протекает в различных минералах и почвах. В отличие от обычного фотосинтеза, в данном случае участвуют только неорганические соединения, которые не имеют отношения к деятельности живых форм.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2019 году
Семенова Анна Александровна
21-24 мая 2019 года в лабораторном корпусе Б пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками ФНМ МГУ.

«Наука открывает огромные просторы для творчества»
Яна Хлюстова, Екатерина Мищенко
Об олимпиадах школьников и начале научного пути в интервью Indicator.Ru рассказала Екатерина Жигилева, студентка второго курса химического факультета МГУ им. Ломоносова.

Интервью с Константином Козловым - абсолютным победителем XIII Наноолимпиады
Семенова Анна Александровна
Школьник 11 класса Константин Козлов (г. Москва) стал абсолютным победителем Олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" 2018/2019 по комплексу предметов "физика, химия, математика, биология". О своих впечатлениях, увлечениях и немного о планах на будущее Константин поделился с нами в интервью.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.