Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Джеймс Уотсон. Фото©AFP

Lenta.ru: Спроси меня, как

Ключевые слова:  ДНК, нобелевский лауреат

Опубликовал(а):  Клюев Павел Геннадиевич

17 июня 2010

Имя Джеймса Уотсона известно даже тем, кто от биологии далек. Пожалуй, среди ученых-биологов по известности с Уотсоном и его коллегой Френсисом Криком может соперничать разве что Чарльз Дарвин. В 1953 году Уотсон и Крик опубликовали в журнале Nature крошечную статью, в которой предположили, что ДНК представляет собой двойную спираль, и объяснили свои предположения – и практически немедленно стали знаменитыми.

Определение структуры ДНК стало поворотным моментом, вскоре после которого биология начала оперировать генетическими характеристиками организмов и превратилась из описательной науки в науку, исследующую глубинные причины наблюдаемых явлений. Уотсон был одним из первых ученых, кто осознал "силу" ДНК, и отчасти поэтому ему удалось добиться успеха, хотя после открытия структуры ДНК он практически не занимался наукой. Зато именно Уотсон был инициатором проекта "Геном человека" по расшифровке последовательности ДНК Homo sapiens, и кроме того в течение 40 лет он руководил чрезвычайно успешным научным институтом – лабораторией Колд Спринг Харбор. Если попытаться охарактеризовать достижения Уотсона одним предложением, то предложение это будет вот каким: он всегда умел точно угадывать, чем именно стоит заниматься, чтобы получить блестящий результат.

В своей лекции Уотсон подтвердил, что всю жизнь старался работать именно там, где можно рассчитывать на успех, и попытался объяснить алгоритм ловли за хвост научной удачи. Попробуем вкратце суммировать предложенные Уотсоном правила. Первое из них – начинать путь к вершине стоит с самых ранних стадий обучения, то есть со школы и колледжа (в российских реалиях можно считать за колледж старшие классы – и именно так мы будем писать дальше).

Старшие классы школы

По мнению Уотсона, последние годы в школе нужны вовсе не для зазубривания формул или подготовки к вступительным экзаменам в вуз. Старшие классы - это время и место для того, чтобы научиться думать, а знания придут потом. Кстати о знаниях: Уотсон отдельно отметил, что немалое количество предметов в колледже он игнорировал, и посоветовал слушателям поступать так же. Ученый манкировал теми предметами, которые ему не нравились и не давались, например, математикой, зато активно посещал курсы, где получал только хорошие оценки. Объяснение такого странного подхода к обучению простое – в последние годы перед институтом у человека есть замечательная возможность определиться, что же ему по-настоящему интересно, а отвлечение на посторонние предметы при осознании этого важного момента сильно мешает, особенно если для постижения этих предметов нужно тратить время и усилия.

Такой нестандартный взгляд на ценность школьных дисциплин неминуемо должен привести к сложностям на экзаменах. Для их преодоления Уотсон предлагает простой меркантильный рецепт: чтобы сдать экзамен или хорошо ответить на уроке, необходимо понять, как думает учитель, и предъявить ему именно те знания, которые педагог хочет получить. Не совсем ясно, как реализовать такой способ ответа на уроках, скажем, физики, но если следовать логике Уотсона, то получать высокие баллы по физике, если человек хочет стать, например, биологом, вовсе не обязательно.

Еще одна задача, которую стоит решить учащемуся последних классов школы – это поиск умных друзей и учителей, которые ценят его интеллект. Эти люди необходимы совсем не для того, чтобы тешить тщеславие (хотя и для этого тоже) – они являются дополнительным инструментом для получения новых знаний и поиска правильных путей развития. У сообразительных друзей можно многому научиться, а учитель, отдающий должное способностям ученика, при случае будет давать ему дельные советы.

Наконец, самой важной вехой, которую нужно пройти в школе, является перестройка мозгов на поиск причин происходящих явлений, а не только на запоминание того, как эти явления происходят. Иными словами, будущий ученый должен отказаться от пустой зубрежки – любимого приема большинства отличников, который совершенно бесполезен за пределами школы.

Итак, идеальный выпускник школы по Уотсону – это человек с правильно настроенными мозгами, четко определившийся, чем же он хочет заниматься в институте, и обладающий солидным багажом знаний именно по этой теме. Что ему стоит делать дальше?

Институт

Перед тем как приводить инструкции Уотсона по учебе в вузе, стоит подчеркнуть, что западная система образования сильно отличается от нашей: там неотъемлемой частью получения высшего образования является постоянное выполнение самостоятельных исследовательских проектов. В России аналогом таких проектов можно считать выполнение курсовых и дипломных работ, так что правила Уотсона вполне приложимы и к российским реалиям.

По возможности студент должен попытаться выполнять курсовые и дипломный проекты у молодого научного руководителя, у которого, возможно, пока нет солидных научных заслуг, но который еще не закоснел и не превратился в глухого к новым идеям консерватора, развивающего одну-две найденные им в незапамятные времена темы. С высокой вероятностью у молодого амбициозного специалиста будет мерзкий характер и отвратительная репутация, так как он будет занят попытками пробиться в научном мире и ему придется постоянно преодолевать сопротивление почивающих на лаврах мастодонтов. Эту неприятность Уостон советует принять как данность – можно воспринимать ее как плату за свой будущий успех.

Кстати, курсовые и диплом лучше писать у разных руководителей и на разные темы – этот прием позволит студенту не застрять на одном, возможно неудачном, направлении. На Западе, где регулярная смена специалистами лабораторий является не только частой, но просто обязательной для карьеры, с нахождением нового научного руководителя проблем не возникает. В России студенту, желающему перейти на диплом к другому, да еще и молодому исследователю, придется изрядно побегать.

Параллельно с выполнением первых самостоятельных работ в институте стоит подтянуть те курсы, которых следующий правилам Уотсона студент так старательно избегал в школе. Никуда не денешься – без математики стать квалифицированным биологом не получится, но теперь биолог будет вникать в эту загадочную науку осмысленно, хорошо понимая, зачем именно она ему нужна.

Кандидатская диссертация

Наконец, правильно выбрав лабораторию, человек начинает работать над кандидатской диссертацией. Это уже значительно более серьезная работа, но, по мнению Уотсона, аспирант все равно в первую очередь еще учится. Для того чтобы сделать этот процесс максимально эффективным, молодому специалисту нужно как можно больше общаться со своими старшими коллегами, особенно с теми, о ком на Западе говорят "brilliant" (блестящий).

Как ни странно, при тесном общении может выясниться, что гениальные ученые мужи придерживаются совершенно банальных взглядов на жизнь. Это не повод прекращать контакты с ними, предупреждает Уотсон. Встретить выдающегося ученого и интересного человека в одном лице – большая удача, и рассчитывать на нее не стоит. Но раз человек чего-то добился в науке, значит, как ученый он мыслит нестандартно, и этому умению у него стоит поучиться.

Вообще, Уотсон советует студентам и аспирантам не зацикливаться только на своих темах. Во-первых, обычно эти темы очень узкоспециальны и позволяют всего лишь освоить те или иные методы работы. А во-вторых, чудес не бывает - интуиция, при помощи которой можно почувствовать перспективное направление, может развиться только при условии обширного научного кругозора. Кстати, Уотсон рассказал, что перестал верить в чудеса в возрасте десяти лет, и тогда же отказался от веры в бога. "Я не нашел ни одной причины, почему бог должен существовать", - пояснил ученый.

Собственные научные изыскания

Вот здесь уже начинается настоящая наука, и самый главный вопрос, который встает перед новоиспеченным кандидатом наук – чем заниматься. В России на него чаще всего отвечают так: тем же, чем и во время кандидатской диссертации, да еще и в той же лаборатории (если, конечно, молодой кандидат не уезжает за границу). По мнению Уотсона, такой подход категорически неверен – при выборе темы самостоятельной работы нужно на полную катушку включать то самое научное чутье, которое должно было выработаться у человека, следующего описанной выше стратегии.

Чутье должно подсказать будущему успешному исследователю, в каком научном направлении можно добиться значимых результатов в ближайшие три-пять лет. При этом тема не должна быть очень легкой – напротив, ученый должен выбирать задачи достаточно масштабные для того, чтобы чувствовать себя особенным. Но чувство важности темы может быть обманчивым, а кроме того, работа в одиночку занимает слишком много времени – поэтому работать над темой лучше всего вдвоем с человеком, в умственных способностях которого исследователь не сомневается и который также верит в перспективность выбранной темы.

Главными помощниками в научных изысканиях пары потенциальных Нобелевских лауреатов должны быть их конкуренты. Уотстон советует ученым всячески поддерживать контакты с теми, кто идет с ними ноздря в ноздрю. Конечно, общаясь с конкурентами, можно сболтнуть им лишнего, но ведь то же самое могут сделать и они. Находясь в поисках структуры ДНК, Уотсон и Крик всячески старались узнать, чем же занят Лайнус Полинг – человек, определивший одну из типичных белковых структур и после этого вплотную занявшийся ДНК. Полинг, который, по словам Уотсона "вел себя как бог и не желал ничьей помощи", пошел по неверному пути и предложил ложную модель структуры ДНК. Но именно знакомство с ошибочной моделью Полинга навело Крика и Уотсона на мысль о правильной организации главной молекулы XX века.

На своей лекции Уотсон использовал пример Полинга для иллюстрации того, как не стоит вести себя ученому. "Никогда не будьте самым ярким человеком из присутствующих, иначе вам не у кого будет спросить совета", - объяснил он. Зазнаваться Уотсон не советовал и еще по одной причине: вполне возможно, что выбранная тема будет тупиковой, или конкуренты все же окажутся быстрее. В этом случае ученому придется искать новую тему и заодно новую работу, а поиски будут куда более результативными, если исследователь не распугал всех знакомых своим высокомерием.

На вопрос корреспондента "Ленты.Ру" о том, какие темы сам Уотсон считает перспективными для научной работы, ученый назвал поиск генетических основ наследственных заболеваний, а также выявление генетических факторов, определяющих природу выдающихся способностей к чему-либо, например, к математике или музыке. Кроме того, Уотсон включил в этот список создание новых методов работы с ДНК, выделенной из ископаемых образцов.

Резюме

Конечно, все перечисленные выше правила не являются панацеей, обязательно ведущей человека к научному успеху. Более того, некоторые из них кому-то могут показаться странными или даже неприемлемыми. Единственное, что мы знаем – как минимум одному человеку они помогли добраться до вершины. Так что эти рекомендации или часть из них вполне можно взять на вооружение, причем, кажется, что они подходят не только для будущих ученых, но вообще для всех, кто хочет чего-то добиться.

Автор: Ирина Якутенко.




Комментарии
Большую часть этих идей ни в коем случае нельзя пускать в образование
Хадиев Азат Равилевич, 17 июня 2010 17:14 
Очень статья понравилась)
отличная статья))
а мне идеи нравятся! особенно та, что нужно учить то что нужно, а не то, что заставляют учить, в особенности гуманитарные предметы. К примеру в моем универе особое внимание и почет уделяется философии,психологии,социологии, и другим предметам как охрана труда, на лекциях которых нам заявляют, что мы не зубрежкой занимаемся. Вопрос: а чем тогда? так что идеи отличные
Павел Геннадиевич, такие идеи допустимы в ВУЗ-е, но не в школе.
Хотя, вообще-то засилье гуманитарных предметов в ВУЗ-е должно быть решаемо на уровне ректората/деканата, а не способом прогулов.

---
Итак, идеальный выпускник школы по Уотсону – это человек с правильно настроенными мозгами, четко определившийся, чем же он хочет заниматься в институте, и обладающий солидным багажом знаний именно по этой теме.
---

В таком случае он должен идти в школу лет эдак в 12, а заканчивать ближе к 25. То, что 14-15 -летний подросток (9 класс)уже чётко знает, чем он будет заниматься и какие знания ему для этого нужны - это очень вредный миф.
согласен с Вами, Александр Ринатович
Коваленко Артём, 19 июня 2010 10:39 
А вот студенты ФНМ часто жалуются на недостаток гуманитарных предметов. Так что Павлу "повезло".
Клюев Павел Геннадиевич, а что вам мешает не зубрить. а вулючить свою логику ученого и выводить все????философия,психология на самом деле не требует зубрежки, так же как и матан и все прочее. их просто надо понимать...хотя от части с вами согласен,что в наши образовательные программы включают столько всего лишнего, даже непонятно для чего все это надо...
Я учусь в гимназии, и нам не всегда понятно для чего нужно, например, ОБЖ или же что-нибудь подобное, что отнимает много учебных часов. При этом базовых предметов (математики, физики, химии, биологии...) маловато во всех классах.
А раньше в классических гимназиях или реальных училищах - тоже было что-то лишнее? Хотя сейчас на этот вопрос, наверное, трудно ответить, т.к. ценности и ориентиры различны.
А как нам определить, что следует изучать и, что будет нужно в будущей жизни, а что нет?
Подскажите.
Статья отличная. Особенно согласна со взглядами Уотсона по поводу обучения в ВУЗе. Действительно, выполнение курсовых и дипломных проектов у молодого, амбициозного научного руководителя, по моему мнению, является важным на пути развития успешной научной карьеры будущего молодого специалиста.
[I]другим предметам как охрана труда...
и нам не всегда понятно для чего нужно, например, ОБЖ....[/I] - вот эти-то предметы, как раз и нужные...
А если вы будете работать в лаборатории Института,университета, то будете и экзамены/зачеты регулярно сдавать по ТБ (технике безопасности, и вести журнал по ТБ)...
---
- вот эти-то предметы, как раз и нужные...
---


По нормам охраны труда я вообще имею право не работать в лабе 6-7 месяцев в году. Ибо реальная температура в 12 - 16 градусов далека от положенной в 25. Освещённость и особенно вентиляция тоже хромает.

А журналы ТБ (а их штук 5, вроде) мы ведём
И карты рабочего дня сочиняем и прочей макулатуры без счёта. И в каждой лабе инструкций целая пачка.

В общем, это, конечно, жутко необходимые предметы.
Когда-то злодей ударил девушку ножом. Перед первым гуманитарным корпусом, среди бела дня. Но ни студенты, ни охрана не изучали основы безопасности жизнедеятельности и не знали, как наложить жгут на шею. Девушка умерла от потери крови на глазах у всех. Давнишняя история, а до сих пор жутко. Вот такой ненужный предмет.
Светлана Владимировна, а Вы знаете как остановить кровотечение при ранении шеи? Если, конечно, артерия не задета. Кстати, охране корпуса это вообще-то положено знать. И в корпусе, кстати, есть санитарная дружина и всё необходимое для перевязки.

Случай страшный, но всё знать невозможно. Каждый новый гуманитарный предмет в естественно-научном ВУЗ-е - это потерянные часы на изучении остальных. Итог - плохой специалист.
Трусов Л. А., 30 июня 2010 22:10 
не знаю, меня философия с историей совсем не напрягали. физкультура тоже была нормальная. обж были примитивны и бесполезны - и напрасно.
хороший специалист не должен смущаться от основ непрофильных предметов.
А мне знания по ГО (гражданской обороне - так этот предмет назывался в школе) не один раз помогли оказать первую медицинскую помощь пострадавшим буквально в полевых условиях.
Да и знания по политэкономии, экономике отрасли, основам права, оказались не лишними, особенно для моих однокурсников, которые "ушли в бизнес".
Наталия Алексеевна, Вы штопали глубокие резаные и колотые раны? Открытые переломы? Может, искусственное дыхание или массаж сердца?

Учтите, ранение до 5 мм глубиной, без задетых магистральных сосудов и сухожилий - это в общем, неприятный пустяк. Подобным самолечением мне приходилось заниматься не раз и не два без посторонней помощи. И изучения спецпредмета для этого не нужно.
ранение до 5 мм глубиной, без задетых магистральных сосудов и сухожилий - это в общем, неприятный пустяк - но нужно твердо знать, что делать, как правильно обработать и перебинтовать рану, и самое главное - не растеряться (и не упасть в обморок при виде крови).
И еще, я практически не встречала в жизни людей на досуге почитывающих "справочник медицинской сестры по оказанию первой помощи", да и герои Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" читали Британскую медицинскую энциклопедию совсем с другой целью...

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Морфология монолитного слоисто-волокнистого оксигидроксида алюминия
Морфология монолитного слоисто-волокнистого оксигидроксида алюминия

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Графеновые маски выходят на борьбу с Covid 19. Графен губит вирусы. Сенсор для противотуберкулезного препарата. Взаимодействие Дзялошинского-Мории и механическая деформация. Скирмионы займутся растяжкой?

Ученые разработали технологию трехмерной печати генно-инженерных конструкций для направленной регенерации костных тканей
Группа российских ученых разработала оригинальную технологию трехмерной печати персонализированных изделий из биоактивной керамики и создала персонализированные ген-активированные имплантаты. Проведен комплексный физико-химический и биохимический анализ экспериментальных образцов ген-активированных материалов и персонализированных имплантатов для инженерии и направленной регенерации костных тканей, полученных с использованием технологий трехмерной печати, включая доклинические исследования на крупных животных.

Ученые из ИОФ РАН осуществили лазерный перенос графена
Исследователи из Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН (ИОФ РАН) напечатали «смятый» графен на кремниевой подложке, используя метод лазерно-индуцированного прямого переноса. Этот относительно простой процесс может заменить трудоемкие литографические способы создания гарфеновых структур в перспективных устройствах микроэлектроники.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2020 году
коллектив авторов
2 - 5 июня пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.