Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 

Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием

Ключевые слова:  анализ наноматериалов, Аналитическая химия, интервью

Автор(ы): Titova Zinaida

Опубликовал(а):  Титова Зинаида Александровна

27 мая 2010

«Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием»

Это изречение принадлежит великому историку ХIХ столетия В.О. Ключевскому. Смысл цитаты актуален и сегодня. Что мы знаем о современных ученых, чьи имена известны во всем мире, людях, чья жизнь связана с наукой? Каковы их взгляды на происходящее сегодня в научной сфере и не только? Согласитесь, увы, нам известно не так много. Именно поэтому был рожден проект «Выдающиеся ученые и новые открытия». Этим интервью открывается цикл материалов, подготовленных в рамках сотрудничества Центра СМИ МГУ и портала МГУ «Нанометр». Первым собеседником стал человек бесконечного обаяния, приятный в общении академик Юрий Александрович Золотов – заведующий кафедрой аналитической химии химического факультета МГУ, лауреат Госпремий СССР, РСФСР и РФ, первый президент Российского химического общества им. Д.И.Менделеева.

1. Аналитическая химия – одна из самых важных областей химической науки. Как, на Ваш взгляд, она будет развиваться в нашей стране не только в ближайшее время, но и в более отдаленной перспективе?
Аналитическая химия опирается на физику, математику, на некоторые области техники, в частности – на электронику. Чтобы подчеркнуть, что аналитическая химия – это не только химия, часто используют термин «аналитика». Аналитическая химия – это научная база химического анализа, который нужен всем и с которым сталкивается каждый из нас без исключения, так как результаты анализа используются в промышленности, сельском хозяйстве, в диагностировке заболеваний, контроле пищи. Роль химического анализа с течением времени только возрастает в связи с ужесточением требований к качеству продукции, с улучшением качества жизни. Расширяется ассортимент производимых товаров, нужно контролировать их адекватность нормам, их безопасность для человека.
Аналитическая химия как наука обеспечивает химический анализ всем необходимым, она создает методы и средства анализа – это приборы, реактивы, стандартные образцы, компьютерные программы. Хотя массовый, рутинный анализ автоматизируется, высококвалифицированные аналитики-профессионалы будут востребованы всегда, их число не уменьшится. Сегодня молодежь охотно идет в эту область: ежегодно на нашу кафедру приходит 25-35 человек, что свидетельствует о довольно высокой популярности данного направления среди студентов, ведь на химическом факультете 18 кафедр. У аналитической химии очень хорошее будущее, она всегда будет нужна.

2. Расскажите об исследованиях, которые проводятся на кафедре аналитической химии. Какие выдающиеся достижения в данной области демонстрирует РАН и мировая наука в целом?

На кафедре разрабатываются все основные методы химического анализа: спектроскопические, хроматографические, электрохимические. По некоторым из этих методов кафедра занимает ведущее место не только в Российской Федерации, но и в мире. Так, значимым аспектом в нашей деятельности я считаю разработку так называемых тест-методов. Речь идет о создании простейших средств анализа, не требующих высокой квалификации тех, кто их использует, дорогостоящего оборудования и даже лабораторных условий при их применении. Химический анализ можно провести дома, в поле, экспедиции и т.д. Тут используются разнообразные простые средства в форме трубочек, таблеток, бумажек. При кафедре успешно функционирует фирма по производству и распространению средств тестирования – «МедЭкоТест».
По договору с Роскосмосом ведутся работы прикладного характера в интересах космических исследований. Так, проводится химический анализ почв и вод в районе падения первых ступеней ракет. Главным образом на территории, прилегающей к космодрому Байконур, и в Алтайском крае. Дело в том, что при отсоединении первой ступени содержащееся в ней топливо, гептил, не успевает сгореть до конца, а оно загрязняет окружающую среду, потому необходимо отслеживать уровень его содержания.
Еще одним направлением, разрабатываемым совместно с Институтом пульмонологии, является создание методов медицинской диагностики, основанных на химическом анализе. Например, по процентному содержанию пероксида водорода в воздухе, выдыхаемом человеком, можно выявить легочные заболевания.
Основное внимание сотрудники кафедры направляют на контроль окружающей среды; например на определение токсичных веществ (фенола, тяжелых металлов и т. д.) в природных водах. Выполнялась работа по оценке содержания вредных компонентов в нефтепродуктах, например хлоридов, вызывающих коррозию труб нефтепроводов.
В мире непрерывно ведется интенсивная работа по созданию новых приборов для химического анализа. Сейчас много сил отдается так называемым миниатюрным аналитическим приборам, основанным на микрочипах. Они могут быть многофункциональными, т.е. способны определять содержание многих веществ в разных средах, тогда как широко известные приборы-минианализаторы позволяют определять только одно вещество и в одной определенной среде. Одно из очевидных достоинств микроприборов – компактность. Их можно будет носить в кармане. За такими удобными и в то же время недорогими устройствами – будущее. На кафедре лет шесть работал семинар, где обсуждались проблемы и нюансы создания таких миниатюрных химических приборов.
Так называемый метод термолинзовой спектроскопии, основанный на использовании лазеров, нашел применение при очень чувствительном определении веществ в жидкостях, в том числе и в воде. Этот метод, в отличие от широко распространенных фотометрических методов анализа на обычных источниках света, позволяет определять сверхнизкие содержания веществ.
Специалисты кафедры регулярно публикуют большое число научных статей, а иногда и монографии о проведенных исследованиях.

3. Еще одним важным направлением, фундаментально значимым и многообещающим в практическом смысле, считают нанотехнологии. Но опыт Ваших коллег с факультета наук о материалах показывает, что анализ наноматериалов – крайне сложная задача, в том числе с метрологической точки зрения. Располагает ли сейчас аналитическая химия или активно разрабатывает такие подходы, которые позволят решать эту проблему эффективно?

Существуют понятие и термин «наноаналитика». Понятие это имеет два аспекта: 1) изучение нанообъектов, в том числе их химического состава и 2) использование нанообъектов для решения задач обычного химического анализа. В первом случае целью является изучение нанообъектов как таковых, во втором – нанообъекты служат эффективным средством химического анализа «нормальных» объектов. Аналитики, в том числе и на нашей кафедре, больше внимания уделяют второму аспекту.
Наночастицы, тончайшие пленки, мицеллы ускоряют протекание химической реакции, позволяют достичь новых эффектов в ходе химического анализа. Например, реагент, который нанесен на наночастицы серебра, используется для определения низких концентраций ряда вредных органических веществ.
В наноаналитике используются методы микроскопии, а именно атомо-силовая, сканирующая тоннельная, другие методы. Они выступают, в частности, средствами визуализации наночастиц.

4. Не так давно Вас пригласили прочитать лекцию участникам IV Интернет-олимпиады по нанотехнологиям. И школьники и молодые ученые, – все с восторгом отзывались о выступлении. Вы считаете, что аналитическая химия нужна будущим нанотехнологам? Если да, то когда максимально целесообразно начинать ее изучение: в школе, в вузе или, может быть, в аспирантуре?

Я думаю, что для восприятия и понимания школьниками аналитическая химия еще сложна, поэтому оптимально – в вузах и позже. Внимание студентов – будущих нанотехнологов необходимо фокусировать на физических методах анализа. А вообще было бы полезно прочитать факультативный курс лекций по аналитической химии аспирантам – для расширения их кругозора.

5. Как Вы относитесь к междисциплинарному образованию, к примеру, фундаментально-материаловедческому, которое в МГУ существует на факультете наук о материалах, на кафедрах биофизики, в Научно-образовательном центре по нанотехнологиям? Может, образование по-прежнему должно оставаться классическим «монопредметным»?

Мне кажется, что на ближайшие годы приоритет в образовании по-прежнему останется за монопредметным. Тем не менее я приветствую междисциплинарное образование, обучение на стыке наук: физика и химия, биофизика, математика и физика, биохимия и т.д. Междисциплинарное образование позволяет «перебрасывать мостики» между науками, в том числе и в системе подготовки кадров. Существование комплексных факультетов, на мой взгляд, вполне оправдано.

6. Сейчас предпринимаются попытки фактически сделать платным среднее образование. С учетом предыдущих «реформ» школьного и высшего образования, демографической ситуации это может создать серьезные проблемы для воспроизводства научных кадров. Каким Вы видите выход из ситуации? Как ведущему вузу страны искать и отбирать молодые таланты при таком положении дел?

Я твердо убежден, что среднее образование должно быть бесплатным и только таким. Делать его платным - это неправильный путь, более того - недопустимый. В этом случае непонятно, зачем нужны лозунги типа «Россия – социальное государство». В чем именно тогда заключается социальность, если и образование, и здравоохранение станут недоступными для основной части населения? Официальная позиция президента Д.Медведева и министра образования и науки А.Фурсенко заключается в том, что с принятием закона о бюджетных организациях жизненно важные интересы населения не будут ущемлены. Считаю, что следить за этим должны общественные организации. Нельзя оставлять без внимания никаких мер, ухудшающих положение в образовании.
Пока трудно сказать, как быть вузам, если школьное образование все же станет платным. Это вопрос завтрашнего дня. Проблему нельзя решить заранее, время расставит все по своим местам и подскажет выход из создавшейся ситуации.

7. Что бы пожелали молодым людям, которые избирают для себя путь в науку? Куда поступать школьникам? К чему себя готовить молодым ученым?

Развивайте в себе трудолюбие, чувство ответственности. Они обеспечат успех в любой сфере деятельности. А творческий человек, у которого сильная база знаний и который интересуется наукой, проявит себя в разных областях. В какой именно его ждет наибольшей успех, зависит от того, куда он окунется, куда влезет с головой. Старайтесь вырабатывать собственный взгляд на все, с чем сталкиваетесь; для научного работника еще важно уметь сомневаться.
Если ты многого достигнешь своим трудом, это почти всегда признают другие специалисты. Конечно, далеко не всегда путь в науку получается гладким. Подчас молодые ученые наталкиваются на стену недоверия, особенно если их идеи оригинальны. Тогда приходится бороться и за себя, и за свой результат. Но «пробивать», удовлетворять свои амбиции надо не в ущерб научной деятельности. Граница между естественным честолюбием и тщеславием очень зыбка. Самоутверждение через должности, научные степени, карьерный рост не должно стать самоцелью. Интерес, любовь к своему делу, труд, труд – вот, что первично и важно, вот что обеспечит успех и уважение. Помните, что говорил о себе Д.И.Менделеев: «Какой же я гений? Работал много…»


В статье использованы материалы: Кафедра аналитической химии химфака МГУ


Средний балл: 9.7 (голосов 3)

 


Комментарии
Пастух Евфграфович, 28 мая 2010 16:47 
1."Если определить сознание как способность к самообучению (т.е. умение пользоваться знанием )и найти такую способность у робота, то этим и будет доказано, что этот робот обладает сознанием."
2. "Скорее всего, "простейшее сознание" в природе невозможно, так как нет механизма его развития при помощи естественного отбора. Естественный отбор начнёт работать, если появится обратная связь от своих действий к своим ощущениям в виде "самосознания"."
3. "Граница между естественным честолюбием и тщеславием очень зыбка"

Вывод: КАЖДАЯ минута - это естественный отбор - действуй, а не копайся в зыбкостях границ, пока тебя роботом, типа как на биржах заменят, про Калигулу полезно почитать, успехов всем.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

E. coli на стекле
E. coli на стекле

Стань частью первой в России магистерской программы в области LED- технологий!
Стать участником первой в России магистерской программы в области LED- технологий можно уже на первой волне вступительных испытаний 8 и 9 июля, подав документы в Приемную комиссию Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49). Документы также можно подать почтой.

20 июня в МГУ стартовала приёмная кампания
20 июня в МГУ имени М.В. Ломоносова стартовала приёмная кампания. В новому учебном 2019/2020 году в Московский университет поступят около 10 тысяч абитуриентов, откроются 4 новых направления подготовки и свыше 10 образовательных программ.

Коллекция статей в Frontiers in Chemistry, посвященная Международному Году Периодической Таблицы Элементов
Открыт прием статей в коллекцию Frontiers in Chemistry (Open Access, IF 4.155), посвященной 150 - летию Периодической Таблицы Элементов.

Новые гибридные перовскитоподобные материалы для солнечной энергетики
Тарасов Алексей Борисович, Постнаука
Как сохранить энергию солнца или ветра? Как может измениться стационарная энергетика в будущем? В проекте «Мир вещей. Из чего сделано будущее» совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) Постнаука рассказывает о последних открытиях и перспективных достижениях науки о материалах.

Материалы к защитам квалификационных работ бакалавров на ФНМ МГУ в 2019 году
Коллектив авторов
4-7 июня 2019 г. (11-00) в аудитории 221 корпуса Б пройдут защиты ВКР бакалавров ФНМ МГУ.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2019 году
Семенова Анна Александровна
21-24 мая 2019 года в лабораторном корпусе Б пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками ФНМ МГУ.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.