Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
http://www.academicinfo.net/educational-
resources/links
Virtual library
LERU
For Kids
http://quinturakids.com/
http://www.kidsclick.org/wows/
http://www.safesearchkids.com/
http://www.kidrex.org/

Применяем метод анализа и синтеза

Ключевые слова:  Интернет-ресурсы, мнение, наука, образование

Автор(ы): Палий Н.А.

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

12 июня 2010



Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве – такой диалектический подход позволяет успешно решать и фундаментальные проблемы науки, и прикладные задачи (применительно к нано- и информационным технологиям). Первые три статьи цикла были обзорными, предоставляя материал для анализа «кладовых знаний» Интернета. Четвертая – аналитическая - как повысить эффективность поиска данных/информации, используя поисковые операторы. В заключительной статье цикла – о правилах составления запросов, которые являются, по сути, командами для программы поиска. Согласно правилу Денни Ван Тассела, существует множество способов/алгоритмов решения конкретной задачи – проблема в выборе способа, позволяющего найти правильное решение. В зависимости от степени конкретизации вопроса, ответ на который вы хотите получить, используя Интернет как базу знаний, выбираем один из трех перечисленных ниже способов:

I. «Проблема имеет весьма нечеткие очертания», а вдруг что-нибудь полезное найду - тогда Веб-серфинг, или свободное перемещение по ссылкам (интуитивно, на удачу), которое довольно часто дает приемлемые результаты. Но - только в том случае, если не отвлекаться от основного направления поиска, и (как при прохождении квеста) собирать «подсказки» на каждом этапе. Полезно документировать этапы (Opera, например, позволяет делать заметки), фиксируя точки перехода/ветвления, и сохранять историю поиска, чтобы иметь возможность воспроизвести его. К сожалению, сегодня часто вместо перехода по заинтересовавшей вас «ссылке» вы получаете…контекстную рекламу. Чтобы избегать этого, нужно *самостоятельно выделять в тексте заинтересовавшую вас информацию и выбирать, с помощью какой поисковой системы вы ее ищете. В результате получаете не одну ссылку, а целый набор, и, выбрав наиболее соответствующую вашему запросу, переходите на другую страницу*. Циклически повторяя действия в *…*, вы, в конце - концов, останавливаетесь, получив нужный результат (или просто полезную информацию), или «утонув в океане информации» (что случается значительно реже).

Ниже описан «путь», пройденный от «численного анализа» к урокам «видео- и фото- монтажа».

Пример.1:

  1. На сайте Elsevier в разделе Math привлекла внимание картинка – «Видео-аннотации» статей журнала Journal of Numerical Analysis.
  2. Видео аннотации можно посмотреть и на YouTube (пользователь JournNum Analysis).
  3. На YouTubeнашлись еще и видео пользователя ElsevierPublishing.
  4. У ElsevierPublishingв числе друзей FocalPress(о котором раньше не слышали)
  5. А FocalPress выкладывает уроки по фото- и видео-монтажу на YouTube.

Анализ результатов такого поиска показывает, что на YouTube выкладывают видео солидные издания (университеты, национальные лаборатории), в дальнейшем можно сразу приступать к поиску видео-файлов на этом сайте. В качестве ключевых слов следует использовать аббревиатуру или часть названия соответствующей организации (в поле имя пользователя). Таким образом, при Веб-серфинге выбор за человеком, который… может принять совершенно неожиданное решение. Как скажет потом сам, «основанное на интуиции» (здесь «Интуиция - лат., филос., непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта». См. Словарь Брокгауза и Ефрона.)

II. Проблема не достаточно конкретизирована, вы ее представляете в общих чертах (анализ показывает, что у вас недостаточно информации, чтобы сформулировать конкретный запрос), вам нужно составить представление о теме, либо вы ищете общую информацию по какой-то достаточно широкой теме – тогда - начать с просмотра каталогов. Каталоги составляют эксперты, вся информация тщательно проверяется, что обеспечивает высокую надежность и релевантность (степень соответствия) результатов. Каталоги можно подразделять на: общие (охватывающие всевозможную тематику), специализированные (по определенным тематикам) и каталоги на сайтах (например, производителей оборудования). Определиться с тематикой поиска помогут большие общие каталоги, такие как:

Пример.2:

В Народном каталоге Яндекса переходим в Раздел Справки, затем в подраздел Интернет-каталоги, где выложен составленный энтузиастами Каталог научных ресурсов Интернета (http://scintific.narod.ru/), в котором собраны ссылки на специализированные научные поисковые системы, электронные архивы, средства поиска статей и ссылок.

Каталоги Google,Yahoo!, Ask, Gigablast и Яндекса дополняют сервисы одноименных поисковых систем, содержат разнообразную информацию и предназначены для широкой публики (ученых, бизнесменов, меломанов и др.). На порталах About и Pandia выложена масса статей и заметок, методик по проведению поиска в Интернете, ориентированных в основном на учащуюся молодежь. До сих пор в Интернете поддерживается каталог WWW Virtual Library (http://vlib.org/), который начинал составлять сам Тим Бернерс-Ли в далеком 1991 г., работая в CERN, как коллекцию полезных ссылок. Большой общий каталог ipl2 (http://www.ipl.org/) появился в январе 2010 при слиянии двух библиотечных ресурсов: Internet Public Library (IPL) и Librarians' Internet Index (LII), которые составлены профессиональными редакторами.

Каждый специализированный каталог предназначен для определенной, иногда достаточно узкой, категории пользователей. Так, для аспирантов/студентов, ученых, различных специальностей были созданы:

Специалисты в области материаловедения и нанотехнологий найдут много полезного в каталогах на сайтах: AZoM (http://www.azom.com/materials.asp), AZoNano™.com (http://www.azonano.com/).

Для исследователей в области биомедицины, изучающих, в частности, протеины: Biores (http://www.biores.org/), ExPASy Proteomics Server (http://www.expasy.ch/).

Для тех кто задумывается о внедрении будет интересен каталог бизнес-портала RusMarket (http://www.rusmarket.ru/).

К специализированным каталогам можно отнести и Каталог журналов свободного доступа, Directory of Open Access Journals (www.doaj.org/), а также Каталоги бесплатного программного обеспечения:The Free Software Directory(http://directory.fsf.org/), A Free Mathematical and Computational Software Directory (http://cadadr.org/fm/), Free and Open Source Software Portal (http://www.unesco-ci.org/cgi-bin/portals/foss/page.cgi), The Software Directory Directory (http://boole.stanford.edu/nerdsheaven.html#ScientificSoftware). Для студентов и преподавателей будет интересен каталог программ, выложенный на Exponenta.ru (www.exponenta.ru/)- русскоязычном «Образовательном математическом сайте».

Каталоги, являясь иерархическими базами данных, позволяют организовать информацию на сайте, сделать интерфейс более дружелюбным для пользователя, что особенно важно для производителей и продавцов продукции. Красивая картинка также привлекает потенциального покупателя, как и содержание сайта, Так, в каталоге продукции, выложенном к тому же на красиво оформленном сайте фирмы Аgarscientific (http://www.agarscientific.com/), масса интересных приспособлений для подготовки образцов для электронной микроскопии и многое другое. Можно также рассматривать как каталоги и рейтинговые порталы, здесь ссылки упорядочены не по алфавиту, а согласно определенным критериям, например:

Обратившись к сервису Similar Sites (http://www.similarsites.com/sites-like/infomine.ucr.edu), можно самостоятельно составить каталог сайтов, содержащих информацию, аналогичную той, что на указанном вами сайте (в примере – Infomine). Сохранить этот каталог и даже поделиться им с коллегами, вы сможете с помощью программы iCyte (http://www.icyte.com/users/activity_public).

Пользуясь каталогами, вы просматриваете (browse) информацию (анализируете, уточняете ее, выбираете то, что наиболее соответствует представлениям о предмете, постепенно сужая область поиска), что, вообще говоря, отличается от собственно поиска (search).

III. Имеется достаточно четкое представление о том, какую конкретную информацию нужно найти (статьи по конкретной и достаточно узкой тематике, публикации определенного автора). Тогда следует воспользоваться поисковой системой. Также как и каталоги, поисковые системы подразделяются на общие и специализированные (для ученых, бизнесменов, меломанов, путешественников), а также поисковики в пределах сайта. К общим поисковым системам часто обращались практически все (правда, не всегда бывали удовлетворены результатами):

В списке результатов двух последних ссылки сопровождаются «снимками» страницы, правда при использовании Snap для этого нужно подвести курсор к «облачку» в верхнем правом углу. Поскольку на сегодняшний день Goоgle является наиболее популярной поисковой системой, то отдельные фирмы (http://www.poodwaddle.com/) создают интересные приложения-интерфейсы этого поисковика, правда результаты поиска представлены как обычно. Если у вас есть своя страничка в Интернете, вы можете установить там программы, бесплатно скачав их.

Пример 3.

С помощью Goоgle найдем информацию о структуре и свойствах кристаллогидратов метана. Среди ответов можно обнаружить и ссылки на статьи о Бермудском треугольнике, и на учебные пособия. По ссылке на последние переходим на страницу кафедры физики сайта РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, где выложен комплект учебных пособий; в части 5. находим главу с формулами и описанием структуры кристаллогидратов метана.

Пользуясь специализированными поисковыми системами, которые обращаются к сайтам издательств, журналов, университетов, в списке результатов вы не найдете ничего лишнего. Довольно популярны Google Scholar (http://scholar.google.com/), Scholar.ru (http://www.scholar.ru/), Scirus (www.scirus.com/), менее известен OJOSE (Online JOurnal Search Engine) (http://www.ojose.com/) . Недавно появилась бета-версия Refseek (http://www.refseek.com/), но при его использовании вы практически всегда сможете полностью прочитать статью из списка результатов, поскольку поиск ведется в основном по открытым источникам.

Помимо специализированного поиска существует и метапоиск, когда задействованы одновременно несколько поисковиков, результаты суммируются, дублирующие ссылки удаляются, но пользователь использует, как обычно, одно поисковое окно. В качестве примеров таких систем можно привести: Nigma (www.nigma.ru/), DogPile (http://www.dogpile.com/), Clusty (http://clusty.com/), Polymeta (http://www.polymeta.com/).

При таком обилии поисковиков не следует ограничиваться одним - используйте несколько поисковых систем, ведь ни одна из них не просматривает и индексирует все сайты Сети (увы).

IV. О безопасном поиске. Интернетом сейчас пользуются все возрастные группы, включая младших школьников и дошкольников. И для обеспечения безопасности совсем юных пользователей (а также предотвращения заражения компьютера вредоносным ПО) в последние годы созданы специальные директории для детей и подростков и разработаны безопасные поисковые системы, которые тщательно фильтруют результаты. Большинство таких поисковых систем «воспринимает» и кириллицу, а не только латиницу. Ими могут пользоваться и студенты, проводя быстрый и эффективный поиск – ведь здесь реализуется лозунг: «самое лучшее – детям». Конечно, листинг выдачи органичен 50-100 ссылками (но хватает ли терпения у взрослых просматривать хотя бы 3 и 4 лист выдачи по запросу (?).

Каталоги ресурсов для школьников: Yahoo!Kids (http://kids.yahoo.com/), Awesome Library (http://www.awesomelibrary.org/), KAPILI.COM (http://www.kapili.com/), KidsClick(http://www.kidsclick.org), DidDabDoo and Dilly too (http://www.dibdabdoo.com/),Factmonster (http://www.factmonster.com/),SheppardSoftware (http://www.sheppardsoftware.com/) и, конечно же Школьный Яндекс (http://yaca.yandex.ru/school/alf/synt2/Advice/).

В большинстве случаев безопасные поисковые системы, предназначенные для школьников распознают кириллицу ( исключение - DidDabDoo and Dilly too):

Boolify (http://boolify.org), SafeSearch for Kids(http://safesearchkids.com/), KidRex (http://www.kidrex.org/),Quintura (http://quinturakids.com/) имеет и русскую версию (http://kids.quintura.ru/), а также Детский интернет браузер Гогуль (http://gogul.tv/).

V. При составлении текста запроса следует придерживаться определенных правил:

  1. Определитесь, что же вы будете искать, какая информация вам нужна. Полезно сначала сформулировать запрос на бумаге, записав его на обычном нормальном языке. Затем выделите в предложении ключевые слова и используйте их (а также соответствующие синонимы) в поисковом запросе.
  2. Старайтесь формулировать конкретные запросы. Если Вам нужна информация о бумаге из углеродных нанотрубок, не составляйте запрос «нанотрубки». Избегайте общих терминов, как «Наночастицы», «наноструктура», если они не являются частью фразы.
  3. Используйте существительные и дополнения как слова запроса. Так называемые "stop words" - общие глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги, союзы и пр. могут игнорироваться поисковыми системами, если только они не являются частью фразы, заключенной в кавычки.
  4. В тексте запроса не должно быть ошибок. Проверить правильность написания слов можно, используя словари, активировав проверку орфографии. Затем проверьте еще раз ...
  5. Ранжируйте ключевые слова – следует помещать первым главное ключевое слово, поскольку поисковые машины помещают вначале страницы результатов вывода , в которых встречается первое ключевое слово.
  6. Используйте оператор OR: между ключевыми словами – синонимами, или когда существуют разные варианты написания слов (“color”/ “colour”), вы прибегаете к не устоявшимся терминами (“decahedra”, "dodecahdra”), при поиске работ автора (разные варианты написания ФИО).
  7. Оптимальное количество слов в запросе от 2 до 7. Чем больше слов, тем в меньше будет список ответов. Но существуют ограничения (обычно не более 120-140 символов в тексте запроса), о которых не всегда сообщается в инструкциях по поиску. В большинстве случаев чересчур длинный запрос будет безжалостно сокращен, к тому же во многих поисковиках существует возможность «Расширенного поиска» или “Поиска в найденном”.
  8. При использовании кавычек для введения фразы, количество результатов существенно сократится. Так, при поиске по фамилии используют кавычки и заглавные буквы при написании текста запроса.
  9. Используйте оператор И (или +), чтобы уменьшить список ответов.
  10. В тексте запроса можно использовать усечение (*) - неполное написание слова, чтобы найти страницы, в которых слово упоминается как единственном, так и множественном числе.
  11. Чтобы сузить поле поиска используйте операторы Google (Yandex и др) Проведите, например поиск в названиях страниц и т.п..
  12. Полезно обращаться к руководствам по Интернет-поиску, к учебникам и пособиям, выложенным в Сети, например, на сайтах университетов, библиотек.

Статья была написана (синтезирована) на основе анализа данных литературы (см. ссылки) и многолетнего опыта автора.

P.S. Интернет меняется на наших глазах, совершенствуются поисковые системы и сервисы, поэтому Периодическая Таблица Интернета образца 2007 года, увы, устарела...и требуется ее переработка и дополнение...

Прикрепленные файлы:
 
Search-BrowseN.ppt (9.69 МБ.)

 
 


Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 


Комментарии
Пока еще на продуктовых товарах нет нано-меток, предупреждающих о том, что приближается конец срока годности товара, можно воспользоваться этим обширным каталогом, в котором есть информация, сколько могут храниться разные продукты ( в т.ч. овощи/фрукты в холодильнике и без него)
Возможно, будет полезна школьникам/студентам ( http://humbi...default.htmhttp://humbio.ru/humbio/default.htm) БАЗА ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, разработана в Институте Молекулярной Генетики РАН. Включает в себя разделы ФИЗИОЛОГИЯ, КЛЕТОЧНАЯ БИОЛОГИЯ,ГЕНЕТИКА,БИОХИМИЯ,ИММУНОЛОГИЯ,ПА ТОЛОГИЯ. Нашла благодаря Веб-серфингу
Палии Наталия Алексеевна, 03 августа 2010 16:02 
Новый поисковик для химиков (поиск патентов): http://www.s...g/index.php

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

На краю
На краю

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.