Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
http://www.academicinfo.net/educational-
resources/links
Virtual library
LERU
For Kids
http://quinturakids.com/
http://www.kidsclick.org/wows/
http://www.safesearchkids.com/
http://www.kidrex.org/

Применяем метод анализа и синтеза

Ключевые слова:  Интернет-ресурсы, мнение, наука, образование

Автор(ы): Палий Н.А.

Опубликовал(а):  Палии Наталия Алексеевна

12 июня 2010



Анализ и синтез (греч. разложение и соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве – такой диалектический подход позволяет успешно решать и фундаментальные проблемы науки, и прикладные задачи (применительно к нано- и информационным технологиям). Первые три статьи цикла были обзорными, предоставляя материал для анализа «кладовых знаний» Интернета. Четвертая – аналитическая - как повысить эффективность поиска данных/информации, используя поисковые операторы. В заключительной статье цикла – о правилах составления запросов, которые являются, по сути, командами для программы поиска. Согласно правилу Денни Ван Тассела, существует множество способов/алгоритмов решения конкретной задачи – проблема в выборе способа, позволяющего найти правильное решение. В зависимости от степени конкретизации вопроса, ответ на который вы хотите получить, используя Интернет как базу знаний, выбираем один из трех перечисленных ниже способов:

I. «Проблема имеет весьма нечеткие очертания», а вдруг что-нибудь полезное найду - тогда Веб-серфинг, или свободное перемещение по ссылкам (интуитивно, на удачу), которое довольно часто дает приемлемые результаты. Но - только в том случае, если не отвлекаться от основного направления поиска, и (как при прохождении квеста) собирать «подсказки» на каждом этапе. Полезно документировать этапы (Opera, например, позволяет делать заметки), фиксируя точки перехода/ветвления, и сохранять историю поиска, чтобы иметь возможность воспроизвести его. К сожалению, сегодня часто вместо перехода по заинтересовавшей вас «ссылке» вы получаете…контекстную рекламу. Чтобы избегать этого, нужно *самостоятельно выделять в тексте заинтересовавшую вас информацию и выбирать, с помощью какой поисковой системы вы ее ищете. В результате получаете не одну ссылку, а целый набор, и, выбрав наиболее соответствующую вашему запросу, переходите на другую страницу*. Циклически повторяя действия в *…*, вы, в конце - концов, останавливаетесь, получив нужный результат (или просто полезную информацию), или «утонув в океане информации» (что случается значительно реже).

Ниже описан «путь», пройденный от «численного анализа» к урокам «видео- и фото- монтажа».

Пример.1:

  1. На сайте Elsevier в разделе Math привлекла внимание картинка – «Видео-аннотации» статей журнала Journal of Numerical Analysis.
  2. Видео аннотации можно посмотреть и на YouTube (пользователь JournNum Analysis).
  3. На YouTubeнашлись еще и видео пользователя ElsevierPublishing.
  4. У ElsevierPublishingв числе друзей FocalPress(о котором раньше не слышали)
  5. А FocalPress выкладывает уроки по фото- и видео-монтажу на YouTube.

Анализ результатов такого поиска показывает, что на YouTube выкладывают видео солидные издания (университеты, национальные лаборатории), в дальнейшем можно сразу приступать к поиску видео-файлов на этом сайте. В качестве ключевых слов следует использовать аббревиатуру или часть названия соответствующей организации (в поле имя пользователя). Таким образом, при Веб-серфинге выбор за человеком, который… может принять совершенно неожиданное решение. Как скажет потом сам, «основанное на интуиции» (здесь «Интуиция - лат., филос., непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта». См. Словарь Брокгауза и Ефрона.)

II. Проблема не достаточно конкретизирована, вы ее представляете в общих чертах (анализ показывает, что у вас недостаточно информации, чтобы сформулировать конкретный запрос), вам нужно составить представление о теме, либо вы ищете общую информацию по какой-то достаточно широкой теме – тогда - начать с просмотра каталогов. Каталоги составляют эксперты, вся информация тщательно проверяется, что обеспечивает высокую надежность и релевантность (степень соответствия) результатов. Каталоги можно подразделять на: общие (охватывающие всевозможную тематику), специализированные (по определенным тематикам) и каталоги на сайтах (например, производителей оборудования). Определиться с тематикой поиска помогут большие общие каталоги, такие как:

Пример.2:

В Народном каталоге Яндекса переходим в Раздел Справки, затем в подраздел Интернет-каталоги, где выложен составленный энтузиастами Каталог научных ресурсов Интернета (http://scintific.narod.ru/), в котором собраны ссылки на специализированные научные поисковые системы, электронные архивы, средства поиска статей и ссылок.

Каталоги Google,Yahoo!, Ask, Gigablast и Яндекса дополняют сервисы одноименных поисковых систем, содержат разнообразную информацию и предназначены для широкой публики (ученых, бизнесменов, меломанов и др.). На порталах About и Pandia выложена масса статей и заметок, методик по проведению поиска в Интернете, ориентированных в основном на учащуюся молодежь. До сих пор в Интернете поддерживается каталог WWW Virtual Library (http://vlib.org/), который начинал составлять сам Тим Бернерс-Ли в далеком 1991 г., работая в CERN, как коллекцию полезных ссылок. Большой общий каталог ipl2 (http://www.ipl.org/) появился в январе 2010 при слиянии двух библиотечных ресурсов: Internet Public Library (IPL) и Librarians' Internet Index (LII), которые составлены профессиональными редакторами.

Каждый специализированный каталог предназначен для определенной, иногда достаточно узкой, категории пользователей. Так, для аспирантов/студентов, ученых, различных специальностей были созданы:

Специалисты в области материаловедения и нанотехнологий найдут много полезного в каталогах на сайтах: AZoM (http://www.azom.com/materials.asp), AZoNano™.com (http://www.azonano.com/).

Для исследователей в области биомедицины, изучающих, в частности, протеины: Biores (http://www.biores.org/), ExPASy Proteomics Server (http://www.expasy.ch/).

Для тех кто задумывается о внедрении будет интересен каталог бизнес-портала RusMarket (http://www.rusmarket.ru/).

К специализированным каталогам можно отнести и Каталог журналов свободного доступа, Directory of Open Access Journals (www.doaj.org/), а также Каталоги бесплатного программного обеспечения:The Free Software Directory(http://directory.fsf.org/), A Free Mathematical and Computational Software Directory (http://cadadr.org/fm/), Free and Open Source Software Portal (http://www.unesco-ci.org/cgi-bin/portals/foss/page.cgi), The Software Directory Directory (http://boole.stanford.edu/nerdsheaven.html#ScientificSoftware). Для студентов и преподавателей будет интересен каталог программ, выложенный на Exponenta.ru (www.exponenta.ru/)- русскоязычном «Образовательном математическом сайте».

Каталоги, являясь иерархическими базами данных, позволяют организовать информацию на сайте, сделать интерфейс более дружелюбным для пользователя, что особенно важно для производителей и продавцов продукции. Красивая картинка также привлекает потенциального покупателя, как и содержание сайта, Так, в каталоге продукции, выложенном к тому же на красиво оформленном сайте фирмы Аgarscientific (http://www.agarscientific.com/), масса интересных приспособлений для подготовки образцов для электронной микроскопии и многое другое. Можно также рассматривать как каталоги и рейтинговые порталы, здесь ссылки упорядочены не по алфавиту, а согласно определенным критериям, например:

Обратившись к сервису Similar Sites (http://www.similarsites.com/sites-like/infomine.ucr.edu), можно самостоятельно составить каталог сайтов, содержащих информацию, аналогичную той, что на указанном вами сайте (в примере – Infomine). Сохранить этот каталог и даже поделиться им с коллегами, вы сможете с помощью программы iCyte (http://www.icyte.com/users/activity_public).

Пользуясь каталогами, вы просматриваете (browse) информацию (анализируете, уточняете ее, выбираете то, что наиболее соответствует представлениям о предмете, постепенно сужая область поиска), что, вообще говоря, отличается от собственно поиска (search).

III. Имеется достаточно четкое представление о том, какую конкретную информацию нужно найти (статьи по конкретной и достаточно узкой тематике, публикации определенного автора). Тогда следует воспользоваться поисковой системой. Также как и каталоги, поисковые системы подразделяются на общие и специализированные (для ученых, бизнесменов, меломанов, путешественников), а также поисковики в пределах сайта. К общим поисковым системам часто обращались практически все (правда, не всегда бывали удовлетворены результатами):

В списке результатов двух последних ссылки сопровождаются «снимками» страницы, правда при использовании Snap для этого нужно подвести курсор к «облачку» в верхнем правом углу. Поскольку на сегодняшний день Goоgle является наиболее популярной поисковой системой, то отдельные фирмы (http://www.poodwaddle.com/) создают интересные приложения-интерфейсы этого поисковика, правда результаты поиска представлены как обычно. Если у вас есть своя страничка в Интернете, вы можете установить там программы, бесплатно скачав их.

Пример 3.

С помощью Goоgle найдем информацию о структуре и свойствах кристаллогидратов метана. Среди ответов можно обнаружить и ссылки на статьи о Бермудском треугольнике, и на учебные пособия. По ссылке на последние переходим на страницу кафедры физики сайта РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, где выложен комплект учебных пособий; в части 5. находим главу с формулами и описанием структуры кристаллогидратов метана.

Пользуясь специализированными поисковыми системами, которые обращаются к сайтам издательств, журналов, университетов, в списке результатов вы не найдете ничего лишнего. Довольно популярны Google Scholar (http://scholar.google.com/), Scholar.ru (http://www.scholar.ru/), Scirus (www.scirus.com/), менее известен OJOSE (Online JOurnal Search Engine) (http://www.ojose.com/) . Недавно появилась бета-версия Refseek (http://www.refseek.com/), но при его использовании вы практически всегда сможете полностью прочитать статью из списка результатов, поскольку поиск ведется в основном по открытым источникам.

Помимо специализированного поиска существует и метапоиск, когда задействованы одновременно несколько поисковиков, результаты суммируются, дублирующие ссылки удаляются, но пользователь использует, как обычно, одно поисковое окно. В качестве примеров таких систем можно привести: Nigma (www.nigma.ru/), DogPile (http://www.dogpile.com/), Clusty (http://clusty.com/), Polymeta (http://www.polymeta.com/).

При таком обилии поисковиков не следует ограничиваться одним - используйте несколько поисковых систем, ведь ни одна из них не просматривает и индексирует все сайты Сети (увы).

IV. О безопасном поиске. Интернетом сейчас пользуются все возрастные группы, включая младших школьников и дошкольников. И для обеспечения безопасности совсем юных пользователей (а также предотвращения заражения компьютера вредоносным ПО) в последние годы созданы специальные директории для детей и подростков и разработаны безопасные поисковые системы, которые тщательно фильтруют результаты. Большинство таких поисковых систем «воспринимает» и кириллицу, а не только латиницу. Ими могут пользоваться и студенты, проводя быстрый и эффективный поиск – ведь здесь реализуется лозунг: «самое лучшее – детям». Конечно, листинг выдачи органичен 50-100 ссылками (но хватает ли терпения у взрослых просматривать хотя бы 3 и 4 лист выдачи по запросу (?).

Каталоги ресурсов для школьников: Yahoo!Kids (http://kids.yahoo.com/), Awesome Library (http://www.awesomelibrary.org/), KAPILI.COM (http://www.kapili.com/), KidsClick(http://www.kidsclick.org), DidDabDoo and Dilly too (http://www.dibdabdoo.com/),Factmonster (http://www.factmonster.com/),SheppardSoftware (http://www.sheppardsoftware.com/) и, конечно же Школьный Яндекс (http://yaca.yandex.ru/school/alf/synt2/Advice/).

В большинстве случаев безопасные поисковые системы, предназначенные для школьников распознают кириллицу ( исключение - DidDabDoo and Dilly too):

Boolify (http://boolify.org), SafeSearch for Kids(http://safesearchkids.com/), KidRex (http://www.kidrex.org/),Quintura (http://quinturakids.com/) имеет и русскую версию (http://kids.quintura.ru/), а также Детский интернет браузер Гогуль (http://gogul.tv/).

V. При составлении текста запроса следует придерживаться определенных правил:

  1. Определитесь, что же вы будете искать, какая информация вам нужна. Полезно сначала сформулировать запрос на бумаге, записав его на обычном нормальном языке. Затем выделите в предложении ключевые слова и используйте их (а также соответствующие синонимы) в поисковом запросе.
  2. Старайтесь формулировать конкретные запросы. Если Вам нужна информация о бумаге из углеродных нанотрубок, не составляйте запрос «нанотрубки». Избегайте общих терминов, как «Наночастицы», «наноструктура», если они не являются частью фразы.
  3. Используйте существительные и дополнения как слова запроса. Так называемые "stop words" - общие глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, предлоги, союзы и пр. могут игнорироваться поисковыми системами, если только они не являются частью фразы, заключенной в кавычки.
  4. В тексте запроса не должно быть ошибок. Проверить правильность написания слов можно, используя словари, активировав проверку орфографии. Затем проверьте еще раз ...
  5. Ранжируйте ключевые слова – следует помещать первым главное ключевое слово, поскольку поисковые машины помещают вначале страницы результатов вывода , в которых встречается первое ключевое слово.
  6. Используйте оператор OR: между ключевыми словами – синонимами, или когда существуют разные варианты написания слов (“color”/ “colour”), вы прибегаете к не устоявшимся терминами (“decahedra”, "dodecahdra”), при поиске работ автора (разные варианты написания ФИО).
  7. Оптимальное количество слов в запросе от 2 до 7. Чем больше слов, тем в меньше будет список ответов. Но существуют ограничения (обычно не более 120-140 символов в тексте запроса), о которых не всегда сообщается в инструкциях по поиску. В большинстве случаев чересчур длинный запрос будет безжалостно сокращен, к тому же во многих поисковиках существует возможность «Расширенного поиска» или “Поиска в найденном”.
  8. При использовании кавычек для введения фразы, количество результатов существенно сократится. Так, при поиске по фамилии используют кавычки и заглавные буквы при написании текста запроса.
  9. Используйте оператор И (или +), чтобы уменьшить список ответов.
  10. В тексте запроса можно использовать усечение (*) - неполное написание слова, чтобы найти страницы, в которых слово упоминается как единственном, так и множественном числе.
  11. Чтобы сузить поле поиска используйте операторы Google (Yandex и др) Проведите, например поиск в названиях страниц и т.п..
  12. Полезно обращаться к руководствам по Интернет-поиску, к учебникам и пособиям, выложенным в Сети, например, на сайтах университетов, библиотек.

Статья была написана (синтезирована) на основе анализа данных литературы (см. ссылки) и многолетнего опыта автора.

P.S. Интернет меняется на наших глазах, совершенствуются поисковые системы и сервисы, поэтому Периодическая Таблица Интернета образца 2007 года, увы, устарела...и требуется ее переработка и дополнение...

Прикрепленные файлы:
 
Search-BrowseN.ppt (9.69 МБ.)

 
 


Средний балл: 10.0 (голосов 2)

 


Комментарии
Пока еще на продуктовых товарах нет нано-меток, предупреждающих о том, что приближается конец срока годности товара, можно воспользоваться этим обширным каталогом, в котором есть информация, сколько могут храниться разные продукты ( в т.ч. овощи/фрукты в холодильнике и без него)
Возможно, будет полезна школьникам/студентам ( http://humbi...default.htmhttp://humbio.ru/humbio/default.htm) БАЗА ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, разработана в Институте Молекулярной Генетики РАН. Включает в себя разделы ФИЗИОЛОГИЯ, КЛЕТОЧНАЯ БИОЛОГИЯ,ГЕНЕТИКА,БИОХИМИЯ,ИММУНОЛОГИЯ,ПА ТОЛОГИЯ. Нашла благодаря Веб-серфингу
Палии Наталия Алексеевна, 03 августа 2010 16:02 
Новый поисковик для химиков (поиск патентов): http://www.s...g/index.php

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Радиолярии
Радиолярии

SCAMT Workshop Week - практическая зимняя школа
SCAMT Workshop Week (SWW) - это уникальный междисциплинарный химико-биологический воркшоп: за 1 неделю у студентов будет возможность сделать научный проект в одной из самых современных областей нанотехнологий и освоить новые практические навыки.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Концентратор метана на основе пористого колонного графена. Наночастицы помогут в борьбе с бактериями зубного налёта. Фтороперовскит NaMnF3: новый виртуальный мультиферроик. В Баку отметили 100-летний юбилей Гасана Багировича Абдуллаева. Нобелевская премия 2018.

Наносистемы: физика, химия, математика (2018, том 9, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume9/9-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Нано 2.0
Е.А.Гудилин
Всех приглашаем на Академическую неделю МГУ, а также на участие в наноолимпиаде, пока – в конкурсе Викторина (первом конкурсе 13 наноолимпиады).

Социальные сети - реалии виртуального мира или виртуалии реальности?

Социальные сети опутали сознание, они вызывают психозы и бунты. Поколение Z живет в этом мире с рождения, но что это - реалии виртуального мира или виртуальность реальности? Немного об официальных страницах наноолимпиады в соцсетях... :)

Материалы реферативного курса "Образование в области нанотехнологий"
Коллектив авторов
Курс посвящен рассмотрению вопросов образования в области нанотехнологий, а также подготовки школьников к олимпиадам вообще и наноолимпиаде, в частности. В рамках курса рекомендуется ознакомиться с представленными материалами и пройти недавние тесты, которые помогут лучше подготовиться к XIII Всероссийской олимпиаде "Нанотехнологии - прорыв в будущее".

Инновационные системы: достижения и проблемы
Олег Фиговский, Валерий Гумаров

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!

Опыт обучения в области нанотехнологического технопредпринимательства

В этом опросе мы просим поделиться опытом и Вашим отношением к нанотехнологическому технопредпринимательству и смежным областям. Заранее спасибо за Ваше неравнодушие!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.