Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
В.Б.Илюшин, Егорьевский технологический институт филиал) ГОУ ВПО МГТУ «Станкин», e-mail: iliouch@rambler.ru

Семинар: ФГОС для бакалавриата нанотехнололгий

Ключевые слова:  мнение, НОР, семинар

Автор(ы): В.Б.Илюшин

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

19 декабря 2009

Среди направлений подготовки бакалавриата высшего профессионального образования для представления проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения [1] пока отсутствует направление нанотехнологий. Представляется разумным сформировать данный проект в рамках секции по образованию Нанотехнологического Общества России и преодолеть разбираемые ниже недостатки, опубликованных проектов ФГОС.

К недостатку размещенных на сайте Минобрнауки проектов ФГОС по бакалавриату, на мой взгляд, следует отнести несогласованность по структуре проектов и действующих образовательных стандартов по циклам естественно-научных, гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, представленных на сайте Росаккредагенства [2] в виде совокупности дидактических единиц. Понятно, что стандарт нужен для однозначного толкования предметов, изучаемых студентом в ходе своего образования. Можно критически относиться к вопросам тестов Интернет-экзамена и аккредитационного тестирования, которые формируются на базе представления государственных образовательных стандартов в виде перечня дидактических единиц, но то, что знания, умения и навыки должны быть едины по предметам базового образования это не вызывает сомнения. Также как не вызывает сомнения, что едины должны быть и требования к уровню усвоения дисциплин. Если же рассмотреть структуру представленных проектов ФГОС, то перечень предметов и перечень знаний, умений и навыков по предметам разнесены в две раздельные колонки в одной таблице. Можно только догадываться какие знания, каким предметам соответствуют.

Следующий недостаток заключается в сильно завышенных требованиях по процентному содержанию профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями в общей численности штатных преподавателей в объеме 60%. Для сравнения можно отметить, что уровень бакалавра в европейских странах молодежь получает в лицеях, в которых от преподавателя не требуется наличия ученой степени. В российских условиях, когда государство не может найти денег на нормальное обеспечение базового среднего образования, введение двухуровневой системы высшего образования и сохранение двухуровневой системы ученых степеней лишь усиливает финансовую нагрузку на госбюджет и не делает образование более качественным. Я не берусь обсуждать уровень кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в последние годы, могу лишь только констатировать, что, к примеру, многократное в разы увеличение кандидатов педагогических наук в нашем небольшом подмосковном городе к улучшению качества образования не привело.

Что касается профильных организаций, предприятий и учреждений в области нанотехнологий, то хотел бы предложить, чтобы в рамках секции по образованию НОР было дано достаточно четкое определение таковым и, может быть, перечислены основные, на профиль деятельности который можно было бы ориентировать тематику спецкурсов и выпускных квалификационных работ. Отдельно в образовательном стандарте необходимо обговорить о порядке применения учебными заведениями дорогостоящего оборудования центров коллективного пользования в виде виртуальных лабораторных работ по сети Интернет, как это реализуется, например, в МГТУ им. Н.В. Баумана.

Не хотелось бы, чтобы направление нанотехнологий повторило участь информатики и информационных технологий в 90х годах, когда ученые в России долго спорили, что следует понимать под этим направлением в науке. Можно вспомнить учебные пособия с названием «Информатика», в которых, в сущности, излагались элементы программирования на языке высокого уровня. Продолжая эту аналогию, хотел бы отметить, также, что содержание нынешнего проекта ФГОС по направлению «Программная инженерия» мало соответствует рекомендациям объединенной комиссии АСМ и IEEE Computer Science [ 3 ]. Получается, что даже в следовании европейским образовательным градациям и их стандартам в России идут своим путем. В этой связи можно пожелать, чтобы содержание ФГОС направления нанотехнологий максимально соответствовало аналогичным документам других стран, тем более выработанным международными комиссиями специалистов.

В данном сообщении рассмотрены только некоторые общие вопросы подготовки бакалавров по направлению нанотехнологий. Конкретные требования к подготовке нанотехнологов, формирование названий предметов и их дидактических единиц требует слаженной работы специалистов разного профиля и остается пожелать организаторам секции суметь скоординировать их работу.

Ссылки

  1. http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. http://www.fepo.ru/
  3. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. – 462с.


В статье использованы материалы: Лекции


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Золотые коробочки: вопросы самоорганизации
Золотые коробочки: вопросы самоорганизации

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.