Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
В.Б.Илюшин, Егорьевский технологический институт филиал) ГОУ ВПО МГТУ «Станкин», e-mail: iliouch@rambler.ru

Семинар: ФГОС для бакалавриата нанотехнололгий

Ключевые слова:  мнение, НОР, семинар

Автор(ы): В.Б.Илюшин

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

19 декабря 2009

Среди направлений подготовки бакалавриата высшего профессионального образования для представления проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения [1] пока отсутствует направление нанотехнологий. Представляется разумным сформировать данный проект в рамках секции по образованию Нанотехнологического Общества России и преодолеть разбираемые ниже недостатки, опубликованных проектов ФГОС.

К недостатку размещенных на сайте Минобрнауки проектов ФГОС по бакалавриату, на мой взгляд, следует отнести несогласованность по структуре проектов и действующих образовательных стандартов по циклам естественно-научных, гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, представленных на сайте Росаккредагенства [2] в виде совокупности дидактических единиц. Понятно, что стандарт нужен для однозначного толкования предметов, изучаемых студентом в ходе своего образования. Можно критически относиться к вопросам тестов Интернет-экзамена и аккредитационного тестирования, которые формируются на базе представления государственных образовательных стандартов в виде перечня дидактических единиц, но то, что знания, умения и навыки должны быть едины по предметам базового образования это не вызывает сомнения. Также как не вызывает сомнения, что едины должны быть и требования к уровню усвоения дисциплин. Если же рассмотреть структуру представленных проектов ФГОС, то перечень предметов и перечень знаний, умений и навыков по предметам разнесены в две раздельные колонки в одной таблице. Можно только догадываться какие знания, каким предметам соответствуют.

Следующий недостаток заключается в сильно завышенных требованиях по процентному содержанию профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями в общей численности штатных преподавателей в объеме 60%. Для сравнения можно отметить, что уровень бакалавра в европейских странах молодежь получает в лицеях, в которых от преподавателя не требуется наличия ученой степени. В российских условиях, когда государство не может найти денег на нормальное обеспечение базового среднего образования, введение двухуровневой системы высшего образования и сохранение двухуровневой системы ученых степеней лишь усиливает финансовую нагрузку на госбюджет и не делает образование более качественным. Я не берусь обсуждать уровень кандидатских и докторских диссертаций, защищенных в последние годы, могу лишь только констатировать, что, к примеру, многократное в разы увеличение кандидатов педагогических наук в нашем небольшом подмосковном городе к улучшению качества образования не привело.

Что касается профильных организаций, предприятий и учреждений в области нанотехнологий, то хотел бы предложить, чтобы в рамках секции по образованию НОР было дано достаточно четкое определение таковым и, может быть, перечислены основные, на профиль деятельности который можно было бы ориентировать тематику спецкурсов и выпускных квалификационных работ. Отдельно в образовательном стандарте необходимо обговорить о порядке применения учебными заведениями дорогостоящего оборудования центров коллективного пользования в виде виртуальных лабораторных работ по сети Интернет, как это реализуется, например, в МГТУ им. Н.В. Баумана.

Не хотелось бы, чтобы направление нанотехнологий повторило участь информатики и информационных технологий в 90х годах, когда ученые в России долго спорили, что следует понимать под этим направлением в науке. Можно вспомнить учебные пособия с названием «Информатика», в которых, в сущности, излагались элементы программирования на языке высокого уровня. Продолжая эту аналогию, хотел бы отметить, также, что содержание нынешнего проекта ФГОС по направлению «Программная инженерия» мало соответствует рекомендациям объединенной комиссии АСМ и IEEE Computer Science [ 3 ]. Получается, что даже в следовании европейским образовательным градациям и их стандартам в России идут своим путем. В этой связи можно пожелать, чтобы содержание ФГОС направления нанотехнологий максимально соответствовало аналогичным документам других стран, тем более выработанным международными комиссиями специалистов.

В данном сообщении рассмотрены только некоторые общие вопросы подготовки бакалавров по направлению нанотехнологий. Конкретные требования к подготовке нанотехнологов, формирование названий предметов и их дидактических единиц требует слаженной работы специалистов разного профиля и остается пожелать организаторам секции суметь скоординировать их работу.

Ссылки

  1. http://mon.gov.ru/pro/fgos/
  2. http://www.fepo.ru/
  3. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. – 462с.


В статье использованы материалы: Лекции


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Упаковка шариков..
Упаковка шариков..

Онлайн-школа РНФ-2020 «Аддитивные технологии: материалы, методы и перспективы»
7 октября НИТУ «МИСиС» совместно с Российским Научным Фондом проводит онлайн-школу для молодых ученых «Аддитивные технологии будущего: материалы, методы и перспективы». Участие в работе Школы является бесплатным. Школа будет проходить в онлайн-формате на платформе Zoom. Всю информацию участники получат по электронной почте.

Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля
Российские химики создали катализатор для топливных элементов из графен-тефлонового аэрогеля. Пористый нанокомпозит на основе оксида графена и тефлона, способный улучшить характеристики топливных элементов, синтезировали и изучили сотрудники Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН и Института проблем химической физики РАН, Черноголовка. Результаты исследования опубликованы в журнале ACS Energy & Fuels.

КОНКУРС МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА "ТЕХНОКРАТ"
Ежегодный всероссийский конкурс молодёжных проектов по инновационному развитию бизнеса "Технократ" продолжает отбор заявок, до 30 сентября. Заявки принимаются по четырём направлениям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, новые материалы и химические технологии, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии. Конкурс проводится среди граждан РФ от 18 до 30 лет, ранее не побеждавших в программе "УМНИК".

Летние лектории для школьников
ФНМ
Сотрудники Факультета наук о материалах и химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова участвуют в лекториях двух летних школ, организованных Фондом Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО) - Нанограде и летней школе МФТИ.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.