Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Набиуллин Александр Ринатович. Институт физико-органической химии НАН Беларуси. Контактная информация: Беларусь 220072 г. Минск ул. Сурганова 13 лаб. 313 младший научный сотрудник ОВМС ИФОХ НАН Беларуси. nabiullin (at) ifoch.bas-net.by

Семинар: Творцы и мастеровые, или сколько же нужно нанотехнологов

Ключевые слова:  мнение, НОР, семинар

Автор(ы): Набиуллин Александр Ринатович

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

19 декабря 2009

Введение. В недавних заявлениях главы корпорации “Роснано” было заявлено, что требуется до 100.000 нанотехнологов. Так ли это на самом деле? Нужно ли столько высококлассных широкопрофильных специалистов или с их ролью могут справиться тщательно проинструктированные выпускники ПТУ?

Примеры “нанотехнологических” производств. Рассмотрим пример нанотехнологической продукции: коллоидный раствор жирорастворимых витаминов. В сельском хозяйстве при стойловом содержании животных есть проблема авитаминозов. Решить её, вводя в корма необходимые витамины, не всегда удаётся, так как жирорастворимые витамины плохо усваиваются через желудочно-кишечный тракт. Инъекции жирорастворимых витаминов тоже плохо рассасываются в организме, не говоря уже о том, что сами витамины очень вязкие и вводятся тяжело. Решением являются инъекции водных растворов витаминов в коллоидной форме, или по новой терминологии – растворов наночастиц витаминов.

Поставленная задача была решена учёными с использованием различного рода ПАВ, стабилизаторов, антиоксидантов и созданием самой рецептуры приготовления препарата. Далее была составлена подробная инструкция и передана рабочему. Рабочий, крепкий дядька с нулевым химическим образованием, аккуратно, следуя инструкции, набирает чистым совком нужные количества веществ, перемешивает их, подогревает, разбавляет нужным количеством воды… и получает нанотехнологическую продукцию. При этом он совершенно не понимает сути происходящих процессов и назначения используемых веществ. Но, тщательно воспроизводя инструкцию, получает стабильные результаты. Что от него требуется? Только аккуратность в работе и соблюдение инструкции. Что ему запрещено? Проявлять самодеятельность и нарушать инструкцию. Должен он иметь специальное образование? Совершенно необязательно. Может ли он найти выход из нештатной ситуации в процессе работы? К сожалению, нет. Однако, при тщательной проработке инструкции и исправном оборудовании, нештатных ситуаций быть не должно.

Встаёт вопрос: нужно ли посылать его на специальные курсы повышения квалификации? Первая проблема – не имея достаточного уровня образования, он эти курсы всё равно не освоит. Вторая – для работы эти знания ему не потребуются. Разработка новых препаратов – не его задача и он не должен её решать.

Точно так же, тонкие процессы, изменяющие структуру вещества на наноразмерном уровне, в промышленном исполнении выглядят простыми операциями, не требующими специального образования. Разберём ещё несколько примеров:

Строительство. Пропаривание бетонных конструкций. Специалист-разработчик может долго и с увлечением рассказывать о температурном градиенте, изменении формы силикатов кальция и связи всего этого с нарастанием прочности материала. Рабочий будет лаконичен: открыть подачу пара на сколько-то минут, закрыть, вынуть краном готовый блок, заложить следующий.

Обогащение руды флотацией. Специалист будет перебирать вещества, оценивать их селективность по минералам, необходимое количество и т.д. Рабочий: вырубить дно у бочки с реагентом и опрокинуть её в бункер-дозатор.

Металлургия. Закалка или отжиг металла. Специалист будет подбирать режимы нагрева и охлаждения, опираясь на диаграмму состояния железо/углерод, учитывать влияние легирующих элементов и их выгорание при накаливании. Рабочий: засунуть деталь в печь на определённое время, вынуть и кинуть в ванну с водой или специальной охлаждающей смесью.

Лакокрасочное производство. Специалист будет учитывать размер зёрен пигмента, его маслоёмкость и смачиваемость лаком, растворители, подбирать ПАВ-ы и режимы работы краскотёрочных машин. Рабочий: взвесить пигмент, взвесить лак, взвесить ПАВ, всыпать/влить всё это в машину и включить её.

Если рассматривать эти процессы с точки зрения изменения структуры вещества, то чаще всего оказывается, что решающее воздействие оказывается на уровне десятков нанометров. В этом смысле и чернорабочие, и учёные в равной мере оказываются нанотехнологами, ибо работают с веществом на наноразмерном уровне. Следуя этой логике, в нанотехнологию можно записать почти все специальности и профессии.

Оценка количества специалистов. Можно примерно оценить количество нанотехнологов-учёных и нанотехнологов-рабочих. Учёный способен эффективно вести в среднем 2-3 параллельных проекта, если он принимает личное участие в их разработке или 5-6, если его роль ограничивается только руководством. Каждый проект реализуется 1-3 года и по завершении даёт работу в среднем 10 рабочим. То есть, один учёный (или точнее, научный коллектив) за средний срок 2 года создаёт 30 рабочих мест, которые не требуют глубокого знания нанотехнологии. Пусть в среднем научном коллективе 10 человек. Если опираться на цифру 100.000 нанотехнологов к 2015 году, то получается, что каждый коллектив реализует по 6-7 проектов и создаст условия для возникновения 60-70 рабочих мест. Соотношение выходит в пределах 1:7 - 1:10. И это не предел, так как срок активной научной деятельности учёного составляет 30 – 40 лет, то есть под его руководством может быть реализовано от 30 до 50 проектов. Из установленного соотношения получается, что в нанотехнологических разработках должны быть задействованы всего 10.000 – 15.000 человек, из которых высококлассных специалистов-руководителей требуется 1000-3000 человек.

Выводы. Необходимо различать разработчиков новых технологий и исполнителей на местах. Образовательные программы для рядовых исполнителей в общем-то не нужны. Они не принесут заметного изменения качества труда и выпускаемой продукции. Вреда от них не будет, но и ощутимой пользы тоже. Создать такие общеобразовательные курсы несложно, но значимость их мала. Образовательные курсы для специалистов-разработчиков – это действительно полезно и необходимо. Сложность создания этих курсов заключается в том, что они должны быть проработаны в высочайшей степени, излагаемая информация должна быть очищена от излишних философских наслоений, но в то же время не превращена в инструкцию. Длительность курсов не может быть очень большой, поэтому читать их должны специалисты высочайшего класса, имеющие большой багаж теоретических знаний и немалый практический опыт. Кроме того, они должны уметь выступать перед любой аудиторией и гибко подстраивать стиль и порядок изложения материала для максимально эффективного его понимания. Таких специалистов, которые слагают “золотой кадровый фонд” очень мало. Воспитание их – процесс медленный и малопредсказуемый. Очень важно находить их в научной и производственной среде и ни в коем случае не терять.


В статье использованы материалы: Клуб


Средний балл: 10.0 (голосов 3)

 



Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Пушистый дрожж
Пушистый дрожж

Премии Правительства Москвы молодым ученым за 2019 год
Объявлены лауреаты премии Правительства Москвы молодым ученым за 2019 год. Премией отмечены 50 работ молодых столичных ученых. Среди лауреатов 12 сотрудников МГУ имени М.В.Ломоносова. Конкурс на получение премий Правительства Москвы молодым ученым проводится с 2013 года. Торжественное награждение победителей состоится 7 февраля 2020 года в Государственном Кремлевском дворце.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Перерождение кремния: от полупроводника к металлу. Морская губка – основа для создания новых наноструктурных композитов. Нитрид-борные аналоги углеродных колец. Лучшие научные сюжеты года по версии APS. Сверхпроводимость ставит новый температурный рекорд. Звук переносит массу? Всяко-разно.

Наносистемы: физика, химия, математика (2019, том 10, № 6)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume10/10-6
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Да пребудет с вами сила плазмонов!
А.А.Семенова, Э.Н.Никельшпарг, Е.А.Гудилин, Н.А.Браже
Ученые Московского университета приблизились к решению проблем современной медицинской диагностики с использованием единичных клеток и их органелл путем разработки новых неинвазивных оптических методов анализа.

Юрий Добровольский: «Через 50 лет вся энергия будет вырабатываться биоорганизмами»
Андрей Бабицкий, Юрий Добровольский
Главный редактор ПостНауки Андрей Бабицкий побеседовал с химиком Юрием Добровольским о науке о материалах, будущем энергетики и новых аккумуляторах

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.