Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Кричевский Г.Е. Д.т.н., профессор, засл.деятель науки РФ, эксперт ЮНЕСКО по высшему химико-технологическому образованию, член ЦП НОР, руководитель секции НОР «Нанотехнология в легкой промышленности», зав.кафедрой «Физика и нанотехнологии» ГОУ ВПО «РосЗИТЛП».

Семинар: Нанотехнологи нужны хорошие и разные

Ключевые слова:  мнение, НОР, периодика, семинар

Автор(ы): Кричевский Г.Е.

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

19 декабря 2009

Работаю в качестве преподавателя по химико-технологической специальности в области производства волокон, текстиля и пленочных материалов, где широко используются принципы физической и коллоидной химии, рассматриваются проблемы термодинамики и кинетики гетерогенных химических реакций. Всегда учил студентов системной, универсальной зависимости химических и физических свойств материалов от химического строения и физической структуры (размер, геометрия, упорядоченность). Эти принципы лежат в основе нанотехнологий. Но с развитием нанотехнологий в мире (у нас пока только начало пути) можно расставить по иному акценты при обучении специалистов, разумно делая упор на наличие критической наноразмерности частиц на свойства самих частиц и объемного материала, сформированного (само- или рукотворно собранного) из этих наночастиц.

Нановолокна по размеру их диаметра, обычные химические волокна, наполненные наночастицами различной природы (органические, минеральные), природные волокна с развитой нанопористой структурой (в сухом состоянии ~ 3-5 Å, в набухшем 30-50 Å) широко используются для производства нанообъектов. Основные области применения нановолокон: композиционные конструкционные материалы (авиа-, самолето-, ракето-, авто- и судостроение), медицина (протезы различных органов, лечебные повязки, антимикробное белье), строительство, архитектура, сельское хозяйство, спортивный инвентарь, защитная одежда для силовых структур и др. Годовой объем производства нанотекстиля по нанотехнологиям в 2015 г. составит 4,9 млрд. DS (~ 25 % всего текстиля будут производиться по нанотехнологиям). Лидеры США, Япония, ЕС, догоняют Китай и Индия. В России нанотекстиль на 95 % - это импорт. Имеются отдельные оазисы (в основном малые предприятия) по производству антимикробного белья и медтекстиля (лечебные повязки).

В текстильных и родственных ВУЗах РФ обучение студентов основам нанотехнологий находится в зачаточном состоянии и встречает серьезное сопротивление со стороны рядовых преподавателей и даже руководителей ВУЗов, т.к. большинство из них имеют базовое образование, не имеющее естественнонаучного ядра (физика, химия, серьезное материаловедение). Приобщить к проблемам нанотехнологий удается только студентов, аспирантов и преподавателей химико-технологических факультетов и химических и химико-технологических кафедр. И все же некоторый личный опыт:

В российском заочном институте текстильной и легкой промышленности (обучается в Москве и во всех регионах РФ ~ 14 тыс. студентов, больше чем во всех родственных ВУЗах) в 2009 г. создана кафедра «Физики и нанотехнология» и организована учебно-исследовательская лаборатория «Нанотехнологии в легкой промышленности». Начата подготовка инженеров со специализации «Нанотехнология в производстве волокон и текстиля». С учетом опыта стран лидеров в нанотехнологиях подготовку нанотехнологов следует вести по следующим направлениям:

  • Теоретики и исследователи в области нанотехнологий (МГУ, национальные исследовательские университеты)
  • Специалисты по разработке новых и совершенствованию существующих нанотехнологий (сильные технические ВУЗы) для разных отраслей.
  • Специалисты по оценке качества и безопасности наноматериалов широкого потребления (ВУЗы готовящие товароведов, сертификаторов).

Очевидно, что Государственные образовательные стандарты у этих специальностей и специализаций должны быть разными. Минобрнауке следует утвердить список специальностей по наноспециальностям с учетом вышеуказанной специфики. Между профессорско-преподавательским составом, готовящим нанотехнологов разного уровня и профиля, должен быть постоянный междисциплинарный обмен опытом. Без современной индустриальной базы подготовка нанотехнологов не возможна. Обеспечение приборами должно взять на себя государство и отрасли, для которых готовятся специалисты. Необходимо студентов, аспирантов, преподавателей направлять в лучшие научно-образовательные школы за рубеж, которые хорошо известны.

Изложенное выше конечно мечта, но все же частично ее можно воплотить в меру сил каждого болеющего за продвижение нанотехнологии в РФ.

P.S. Без промышленной политики в РФ, без промышленности перерабатывающих отраслей нанотехнология остается приправой без еды, а специалистам нанотехнологам некуда идти работать. В США тысячи малых предприятий по разработке нанотехнологий и производству нанопродукции, в том числе и нанотекстиля.


В статье использованы материалы: Лекции


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 


Комментарии
Палии Наталия Алексеевна, 25 декабря 2009 12:37 
Совершенно согласна с посткриптумом, правда дополнила бы фразу специалистам нанотехнологам некуда идти работать словами - по специальности. Ибо хорошие специалисты всегда найдут работу.
Ашихмин Виктор Семенович, 04 февраля 2010 16:35 
Нанообразование невозможно без нанолабораторных работ, которые невозможны без студенческих дешевых приборов, позволяющих "пощупать" наноразмеры. Электронные микроскопы дать студенту мало кто решится. Мы разработали дешевый измеритель размеров наночастиц в жидкостях (нанотестер). Готовы его предоставить заинтересованным институтам и университетам.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

ДНК на графите модифицированном октадециламином
ДНК на графите модифицированном октадециламином

Светодиодные технологии и оптоэлектроника: магистратура на стыке образования и индустрии
Открыт набор на первую в России индустриальную программу «Светодиодные технологии и оптоэлектроника» Университета ИТМО

Международная онлайн-дискуссия «Квант будущего»
Фонд Росконгресс, Госкорпорация «Росатом», Российский квантовый центр и научно-популярное издание N+1 завершают серию международных онлайн-дискуссий «Квант будущего», где лидеры индустрии и ведущие мировые ученые обсуждают, как квантовые технологии уже изменили наш мир, и с какими вызовами помогут справиться в будущем.
Заключительная дискуссия «Квантовая революция: профессии будущего и трансформация образования» состоится 8 июля в 17:00 по московскому времени.

Перст-дайджест
В новом выпуске бюллетеня «ПерсТ»: Супергибридный материал для хранения водорода. Двумерная соль. Существование виртуальных мультиферроиков подтверждено. Чёрные бабочки. Служение науке и немного поэзии.

Академия - университетам
Е.А.Гудилин, Ю.Г.Горбунова, С.Н.Калмыков
Российская Академия Наук и Московский университет во время пандемии реализовали пилотную часть проекта "Академия – университетам: химия и науки о материалах в эпоху пандемии". За летний период планируется провести работу по подключению к проекту новых ВУЗов, институтов РАН, профессоров РАН, а также по взаимодействию с новыми уникальными лекторами для развития структурированного сетевого образовательного проекта "Академия - университетам".

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2020
Коллектив авторов
Защиты выпускных квалификационных работ (квалификация – бакалавр материаловедения) по направлению 04.03.02 - «химия, физика и механика материалов» на Факультете наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова состоятся 16, 17, 18 и 19 июня 2020 г.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2020 году
коллектив авторов
2 - 5 июня пройдут защиты магистерских диссертаций выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.

Технопредпринимательство на марше

Мы традиционно просим вас высказать свои краткие суждения по вопросу технопредпринимательства и проектной деятельности школьников. Для нас очевидно, что под технопредпринимательством и под проектной деятельностью школьников каждый понимает свое, но нам интересно ваше мнение, заодно вы сможете увидеть по мере прохождения опроса, насколько оно совпадает или отличается от мнения остальных. Ждем ваших ответов!

О наноолимпиаде замолвите слово...

Прошла XII Всероссийская олимпиада "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!" Мы надеемся, что нам для улучшения организации последующих наноолимпиад поможет электронное анкетирование. Мы ждем Ваших замечаний, пожеланий, предложений. Спасибо заранее!



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.