Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Набиуллин Александр.Ринатович. Институт физико-органической химии НАН Беларуси. Контактная информация: Беларусь 220072 г. Минск ул. Сурганова 13 лаб. 313 младший научный сотрудник ОВМС ИФОХ НАН Беларуси. nabiullin (at) ifoch.bas-net.by

Семинар: Нанотехнология в средней школе

Ключевые слова:  мнение, НОР, семинар

Автор(ы): Набиуллин Александр Ринатович

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

18 декабря 2009

Введение. Сейчас перед системой образования поставлена задача ввести в курс общей школы новый отдельный предмет: Нанотехнологию. Я считаю эту задачу ошибочной и вредной для системы школьного образования. Причины следующие:

  • Первое – нынешняя школьная программа уже насыщена предметами. Значит, для введения нового курса потребуется уменьшение часов по другим, так как Минздрав не разрешит увеличить школьную нагрузку. Нанотехнология будет приравниваться к “тяжёлым” дисциплинам, таким как математика, физика, химия. Значит, для введения этого предмета будут сокращены часы по этим естественно-научным дисциплинам. Это, в свою очередь, приведёт к падению уровня знаний по ним и не позволит в полной мере освоить предлагаемый курс нанотехнологии.
  • Второе – для успешного освоения нанотехнологии требуется высокий уровень знаний по прочим естественно-научным дисциплинам: физике, химии, математике и биологии. Это значит, что вводить этот курс целесообразно только во втором полугодии 11 класса. Но в это время уже идёт ориентация выпускников на поступление в ВУЗы и интенсивная подготовка к ЕГЭ по соответствующим специальностям. Новый курс не будет усвоен в должной мере.
  • Третье – нанотехнология не является индивидуальной наукой. Это сложная смесь физики, химии, математики и биологии. Овладение этими дисциплинами в школе позволит в дальнейшем овладеть и нанотехнологией. Овладение же только нанотехнологией не позволит поднять уровень знаний по остальным дисциплинам.
  • Четвёртое – для преподавания этого предмета в школах нет достаточного количества учителей и нет сбалансированных программ. Преподавание же предмета учителем, который сам знает его только по школьному учебнику – это абсурд.

Далее, пока нет и учебников по нанотехнологии. Надо понимать, что школьный учебник – это совершенно особый вид обучающего материала. Его главная особенность и задача – сформировать понимание предмета, а не изложить набор фактов. Для этого в учебники вводятся допущения и даже намеренные ошибки. Например: любой органик знает, что в перекрёстной реакции Вюрца (CH3Br + C2H5Br + 2Na =>) невозможно получить более 33% пропана, и в практическом плане эта схема бесполезна. Но эта реакция наглядно отражает принцип построения углеродного скелета и потому полезна и необходима именно с таким допущением. Учебник должен писаться учителями, людьми, имеющими свежий опыт преподавания излагаемого предмета в школе. Система образования в ВУЗе кардинально отличается тем, что в ней даются максимально точные факты без указанных упрощений. В конечном итоге, опытный химик редко говорит о безусловном протекании той или иной реакции. Как правило, подразумевается наиболее вероятное направление процесса и автоматически учитываются побочные продукты. Снова пример: в школьной программе действие спиртового раствора щёлочи на галогеналкан однозначно приводит к алкену. Если же задать тот же вопрос химику-органику, то он начнёт допытываться об условиях и предположит ещё образование простого эфира. Но выпускник ВУЗа, как правило, обладает достаточным практическим опытом и может предсказать продукт. У школьника такого опыта нет и введение понятия двоякого протекания реакции разрушает систему знания. Преподаватель ВУЗа редко может находить допущения нужные для изложения материала школьникам. Ещё одна проблема учебника – это терминология. Преподаватели ВУЗа и школы оперируют разной терминологией для описания одних и тех же процессов. Например: в школе говорят отщепление какой-либо группы (от органической молекулы), в ВУЗе, в курсе органической химии – элиминирование. Профессор автоматически употребит привычный ему термин, но школьник его не поймёт.

Пример учебника. Рассмотрим, например, несколько фрагментов из модуля “Биология” предложенного преподавателями Ульяновского Государственного Университета [1]. Первое – список рецензентов. Доктора биологических и медицинских наук, академик. Все являются руководителями научных групп. Очень маловероятно, что они ещё и преподают в школе. Безусловно, они профессионалы, но их уровень понимания и изложения материала много выше школьного, и скорее всего школьники его не поймут. В первую очередь это отразится на формулировках и самом стиле текста. Например, фрагмент из данного учебного пособия: “- решение фундаментальных биологических задач, нерешённых с помощью традиционных цитологических и цитохимических методик (моделирование биологических процессов, анализ поведения биомолекул и атомно-молекулярных кластеров живых клеток, мониторинг состояния процессов жизнедеятельности отдельных клеток)” (с. 14) Попробуйте поставить себя на место школьника и объяснить, что здесь написано.

Идем дальше, с. 24 рис. 7. Изображена схема репликации ДНК. Половина терминов, а также назначение ферментов или иных компонентов, думаю, неизвестна даже учителям школы. Иммунология, генетическая инженерия, воздействие наночастиц на организм – все главы пропитаны научной терминологией, незнакомой в школе. Рассматриваемые вопросы также далеки от школьной программы. В итоге получилось пособие для ВУЗа.

Выводы. В то же время, сформировать некоторый уровень знаний по нанотехнологии необходимо. На мой взгляд, лучше всего разбить этот предмет на части и ввести их в курсы химии, физики и биологии без выделения отдельной дисциплины. Основной упор необходимо сделать на физику и биологию. В курсе химии некоторые аспекты нанотехнологии могут сильно нарушить общую систему знаний и привести в потере школьниками понимания предмета. Конкретный пример: реакция хлорида железа (III) со щёлочью. Любой школьник, посмотрев в таблицу растворимости солей скажет – выпадает осадок. В то же время в нанотехнологии есть подходы, которые позволяют формировать наночастицы гидроксида железа, которые в осадок не выпадают, либо выпадают при добавлении кислоты. Получается противоречие, которое не может быть разрешено без ущерба для какого-либо из предметов. Введение аспектов нанотехнологии в физику и биологию более логично, так как они дополняют эти дисциплины, не вступая в противоречие с ранее накопленными знаниями. Материал, вводимый в курсы, должен проходить тщательную проверку как с точек зрения его понятийной доступности и непротиворечивости школьным дисциплинам, так и с точки зрения языка изложения.

При любом раскладе, изучение нанотехнологии не должно выступать отдельной дисциплиной на экзамене.

Использованные источники.

1 В.Ф.Сыч, Е.П. Дрождина, Н.А. Курносова и др. Введение в нанотехнологии Модуль “Биология” элективный курс, учебное пособие для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, Ульяновск: УлГУ, 2008. - 100 с.


В статье использованы материалы: Клуб


Средний балл: 8.8 (голосов 6)

 


Комментарии
Палии Наталия Алексеевна, 25 декабря 2009 12:43 
На мой взгляд, лучше всего разбить этот предмет на части и ввести их в курсы химии, физики и биологии без выделения отдельной дисциплины.- думается, что лучше ввести этот предмет факультативно, в старших классах, и ученики, убедятся, что знания, приобретенные на уроках геометрии и физики, химии и биологии могут применяться для решения одной задачи.
Массовые факультативы - это современный образовательный миф. Их будут посещать по собственному желанию и успешно осваивать единицы. Кроме того, факультативная система не предполагает наличия оценок и контроля посещаемости. Систематически научить чему-либо используя факультативы очень трудно.

Кроме того, снова повторюсь: старшие классы готовятся к ЕГЭ. По тем предметам, которые они хотят сдавать. Остальное их интересует мало.
Палии Наталия Алексеевна, 29 декабря 2009 13:50 
Систематически научить чему-либо используя факультативы очень трудно.- наверное, вы правы,сейчас другие времена.. А мы когда-то на факультативе по математике решали задачи Физтеховской физ-мат школы (наша учительница собрала группу примерно из 15 человек, из 3- классов) у нас был заочный класс, если не ошибаюсь.

старшие классы готовятся к ЕГЭ. По тем предметам, которые они хотят сдавать. Остальное их интересует мало.- а уж это совершенно точно, и в Москве, и в Киеве (как рассказывала знакомая учительница), и в Минске тоже
----
старшие классы готовятся к ЕГЭ. По тем предметам, которые они хотят сдавать. Остальное их интересует мало.- а уж это совершенно точно, и в Москве, и в Киеве (как рассказывала знакомая учительница), и в Минске тоже
----

О чём и речь...
Про Минск (да и Беларусь, в общем-то) я могу сказать, что углубленно готовятся только по узкому кругу предметов (обычно 2-3).
Противоречий, конечно, много. Было бы желание!!!

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

Коралловый риф
Коралловый риф

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.