Введение. В современном обществе огромную роль в восприятии любого происходящего события играет то, как оно освещается средствами массовой информации. Развитие сети Интернет, повсеместное теле или радиовещание разносят любую новость очень быстро и очень широко. В зависимости от того, как эта новость подаётся, формируется реакция общества. В настоящее время тема нанотехнологий активно обсуждается в СМИ и особенно в сети Интернет. Основные стили подачи информации: наноэйфория, наноугроза и наноотчёт. Рассмотрим их с точки зрения эффективности воздействия на население.
Наноотчёт. Сухая, лаконичная подача материала о проделанной работе и полученных результатах. Обычно перегружена графиками и цифрами. Наиболее информативна и достоверна, но неподготовленным человеком воспринимается тяжело. Ему скучно это смотреть (слушать, читать) и внимание переключается на другие каналы. Пример: научно-популярные беседы на телевидении. Если они не дополнены исключительно красивыми видеоматериалами и спецэффектами, а проходят в стиле беседы учёного и журналиста, то интерес к ним сравнительно невелик. Результат – воздействие невелико и эффективность предоставления информации низкая.
Наноэйфория. Восторженное заявление о каком-либо ошеломляющем открытии. Обычно очень красочно оформлено и легко воспринимается. Достоверность и информативность очень низкая. Быстро перерастает в слухи и распространяется. При грамотном управлении наноэйфорией, она не превращается в назойливую рекламу и способна долго поддерживать интерес. Пример: неослабевающий интерес к БАД-ам. Результат – воздействие велико и эффективность предоставления информации высокая.
Наноугроза. Заявление о какой-либо исключительной вредности, связанной с нанотехнологиями. Обычно исполняется в крайне мрачных тонах, дополнительно приправлено лозунгом: “от нас что-то скрывают!”. Достоверность и информативность низкая. Быстро перерастает в слухи и распространяется. Официальные опровержения в СМИ действуют слабо, иногда даже подогревают интерес к теме. Пример: информационный шум, поднятый вокруг применения асбеста в строительстве. Воздействие на население велико и эффективность предоставления информации высокая.
Высокая эффективность представления информации стилями наноэйфории и наноугрозы уже создаёт немалые проблемы, которые известны под общим термином “нанопурга”. Основная угроза “нанопурги” – это плотный “информационный шум” недостоверных данных, который глушит большинство попыток освещения вопроса с научной точки зрения. В конечном итоге, это подрывает доверие к науке и может вызвать неприятие нанотехнологических новинок. Второстепенная, но не менее значимая угроза “нанопурги” – это возможность управления её возникновением и развитием. Освещая определённую новинку в стиле наноугрозы, можно значительно замедлить её продвижение на рынок. При этом источник информации может быть легко скрыт и полностью затерян в потоке вторичных слухов. Неочевидным вредом является необходимость борьбы с “нанопургой”, на что приходится тратить время и ресурсы.
Выводы. Для формирования правильного общественного взгляда на нанотехнологию необходимо выполнение при помощи СМИ следующих пунктов: образование, быстрое отсечение “эйфорий” и “угроз”, профессиональная подготовка и проведение передач, освещающих передовые рубежи науки. Для образования необходимо создание пособий разного уровня. Первый уровень – красочная схематическая иллюстрация принципа, на котором работает изобретение или новинка. В идеале – это должен быть короткий рисованный ролик с комментариями. Второй уровень – научно-популярная статья о том же изобретении. Третий – подборка информации научного типа: статей, обзоров и т.д. Все уровни должны тщательно выверяться на предмет ошибок и быть полностью доступны всем желающим. Все три уровня можно объединить в интегрированную базу знаний по аналогии с проектом “Википедия”. Для отсечения “эйфорий” и “угроз” необходима быстрая контрагитация средствами Интернет. Возможно, создание специального “проверочного центра”, основная задача которого – экспериментальная проверка слухов и их опровержение. При этом необходимо учитывать, что источник информации о “наноугрозе”, скорее всего, найден не будет и предотвратить его появление практически невозможно. Профессиональная подготовка научно-популярных передач необходима как в целях создания интереса к науке, так и как профилактика наноэйфорий и наноугроз. Заниматься этим должен коллектив журналистов, в распоряжении которых должно быть необходимое количество научных консультантов. Необходима также популяризация средствами Интернет, выполненная в красочном и лаконичном, но предельно информативном стиле.