Нанотехнологическое сообщество Нанометр, все о нанотехнологиях
на первую страницу Новости Публикации Библиотека Галерея Сообщество Объявления Олимпиада ABC О проекте
 
  регистрация
помощь
 
Набиуллин Александр Ринатович. Институт физико-органической химии НАН Беларуси. Контактная информация: Беларусь 220072 г. Минск ул. Сурганова 13 лаб. 313 младший научный сотрудник ОВМС ИФОХ НАН Беларуси. nabiullin (at) ifoch.bas-net.by

Семинар: Роль СМИ и Интернет в формировании взгляда на нанотехнологию

Ключевые слова:  мнение, НОР, семинар

Автор(ы): Набиуллин Александр Ринатович

Опубликовал(а):  Гудилин Евгений Алексеевич

18 декабря 2009

Введение. В современном обществе огромную роль в восприятии любого происходящего события играет то, как оно освещается средствами массовой информации. Развитие сети Интернет, повсеместное теле или радиовещание разносят любую новость очень быстро и очень широко. В зависимости от того, как эта новость подаётся, формируется реакция общества. В настоящее время тема нанотехнологий активно обсуждается в СМИ и особенно в сети Интернет. Основные стили подачи информации: наноэйфория, наноугроза и наноотчёт. Рассмотрим их с точки зрения эффективности воздействия на население.

Наноотчёт. Сухая, лаконичная подача материала о проделанной работе и полученных результатах. Обычно перегружена графиками и цифрами. Наиболее информативна и достоверна, но неподготовленным человеком воспринимается тяжело. Ему скучно это смотреть (слушать, читать) и внимание переключается на другие каналы. Пример: научно-популярные беседы на телевидении. Если они не дополнены исключительно красивыми видеоматериалами и спецэффектами, а проходят в стиле беседы учёного и журналиста, то интерес к ним сравнительно невелик. Результат – воздействие невелико и эффективность предоставления информации низкая.

Наноэйфория. Восторженное заявление о каком-либо ошеломляющем открытии. Обычно очень красочно оформлено и легко воспринимается. Достоверность и информативность очень низкая. Быстро перерастает в слухи и распространяется. При грамотном управлении наноэйфорией, она не превращается в назойливую рекламу и способна долго поддерживать интерес. Пример: неослабевающий интерес к БАД-ам. Результат – воздействие велико и эффективность предоставления информации высокая.

Наноугроза. Заявление о какой-либо исключительной вредности, связанной с нанотехнологиями. Обычно исполняется в крайне мрачных тонах, дополнительно приправлено лозунгом: “от нас что-то скрывают!”. Достоверность и информативность низкая. Быстро перерастает в слухи и распространяется. Официальные опровержения в СМИ действуют слабо, иногда даже подогревают интерес к теме. Пример: информационный шум, поднятый вокруг применения асбеста в строительстве. Воздействие на население велико и эффективность предоставления информации высокая.

Высокая эффективность представления информации стилями наноэйфории и наноугрозы уже создаёт немалые проблемы, которые известны под общим термином “нанопурга”. Основная угроза “нанопурги” – это плотный “информационный шум” недостоверных данных, который глушит большинство попыток освещения вопроса с научной точки зрения. В конечном итоге, это подрывает доверие к науке и может вызвать неприятие нанотехнологических новинок. Второстепенная, но не менее значимая угроза “нанопурги” – это возможность управления её возникновением и развитием. Освещая определённую новинку в стиле наноугрозы, можно значительно замедлить её продвижение на рынок. При этом источник информации может быть легко скрыт и полностью затерян в потоке вторичных слухов. Неочевидным вредом является необходимость борьбы с “нанопургой”, на что приходится тратить время и ресурсы.

Выводы. Для формирования правильного общественного взгляда на нанотехнологию необходимо выполнение при помощи СМИ следующих пунктов: образование, быстрое отсечение “эйфорий” и “угроз”, профессиональная подготовка и проведение передач, освещающих передовые рубежи науки. Для образования необходимо создание пособий разного уровня. Первый уровень – красочная схематическая иллюстрация принципа, на котором работает изобретение или новинка. В идеале – это должен быть короткий рисованный ролик с комментариями. Второй уровень – научно-популярная статья о том же изобретении. Третий – подборка информации научного типа: статей, обзоров и т.д. Все уровни должны тщательно выверяться на предмет ошибок и быть полностью доступны всем желающим. Все три уровня можно объединить в интегрированную базу знаний по аналогии с проектом “Википедия”. Для отсечения “эйфорий” и “угроз” необходима быстрая контрагитация средствами Интернет. Возможно, создание специального “проверочного центра”, основная задача которого – экспериментальная проверка слухов и их опровержение. При этом необходимо учитывать, что источник информации о “наноугрозе”, скорее всего, найден не будет и предотвратить его появление практически невозможно. Профессиональная подготовка научно-популярных передач необходима как в целях создания интереса к науке, так и как профилактика наноэйфорий и наноугроз. Заниматься этим должен коллектив журналистов, в распоряжении которых должно быть необходимое количество научных консультантов. Необходима также популяризация средствами Интернет, выполненная в красочном и лаконичном, но предельно информативном стиле.


В статье использованы материалы: Клуб


Средний балл: 10.0 (голосов 1)

 


Комментарии
По поводу активности обсуждения нанотехнологий рускоязычными СМИ можно отметить, что 81,9% всех публикаций по данной проблеме были напечатаны за последние три года (2007, 2008, 2009 гг.). Причем в 2009 году можно отметить небольшой спад активности, по предварительным данным 1 - 1,5%. То есть пик активности русскоязычных СМИ по проблеме нанотехнологии пока приходится на 2008 год.

Для того чтобы оставить комментарий или оценить данную публикацию Вам необходимо войти на сайт под своим логином и паролем. Зарегистрироваться можно здесь

 

На краю
На краю

Наносистемы: физика, химия, математика (2024, Т. 15, № 1)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume15/15-1
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 5)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-5
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Наносистемы: физика, химия, математика (2023, Т. 14, № 4)
Опубликован новый номер журнала "Наносистемы: физика, химия, математика". Ознакомиться с его содержанием, а также скачать необходимые Вам статьи можно по адресу: http://nanojournal.ifmo.ru/articles/volume14/14-4
Там же можно скачать номер журнала целиком.

Материалы к защитам магистерских квалификационных работ на ФНМ МГУ в 2023 году
коллектив авторов
30 мая - 01 июня пройдут защиты магистерских квалификационных работ выпускниками Факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова.

Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022
Коллектив авторов
Материалы к защитам выпускных квалификационных работ бакалавров ФНМ МГУ 2022 содержат следующую информацию:
• Подготовка бакалавров на факультете наук о материалах МГУ
• Состав Государственной Экзаменационной Комиссии
• Расписание защит выпускных квалификационных работ бакалавров
• Аннотации квалификационных работ бакалавров

Эра технопредпринимательства

В эпоху коронавируса и борьбы с ним в существенной степени меняется парадигма выполнения творческих работ и ведения бизнеса, в той или иной мере касаясь привлечения новых типов дистанционного взаимодействия, использования виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта, продвинутого сетевого маркетинга, использования современных информационных технологий и инновационных подходов. В этих условиях важным является, насколько само общество готово к использованию этих новых технологий и как оно их воспринимает. Данной проблеме и посвящен этот небольшой опрос, мы будет рады, если Вы уделите ему пару минут и ответите на наши вопросы.

Технопредпринимательство в эпоху COVID-19

Небольшой опрос о том, как изменились подходы современного предпринимательства в контексте новых и возникающих форм ведения бизнеса, онлайн образования, дистанционных форм взаимодействия и коворкинга в эпоху пандемии COVID - 19.

Технонано

Технопредпринимательство - идея, которая принесет свои плоды при бережном культивировании и взращивании. И наша наноолимпиада, и Наноград от Школьной Лиги РОСНАНО, и проект Стемфорд, и другие замечательные инициативы - важные шаги на пути реализации этой и других идей, связанных с развитием новых высоких технологий в нашей стране и привлечением молодых талантов в эту вполне стратегическую область. Ниже приведен небольшой опрос, который позволит и нам, и вам понять, а что все же значит этот модный термин, и какова его суть.



 
Сайт создан в 2006 году совместными усилиями группы сотрудников и выпускников ФНМ МГУ.
Сайт модернизирован для ресурсной поддержки проектной деятельности учащихся в рамках ГК 16.647.12.2059 (МОН РФ)
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно. Но прежде чем это делать ознакомьтесь с инструкцией.